Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение. Проект литературной критики
Анна Вебер, Украина.
Девочки с белыми бантиками
Обсуждаем - это стоит прочитать...
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Маронов
Объем: 5842 [ символов ]
тезисы о фейерверке
Тезисы о фейерверке
Что важнее – событие или его общественный резонанс? Что заметнее – дата или салют? Телесериал «Мастер и Маргарита» вызвал дискуссии – в прессе, в подъезде «нехорошего» дома, в квартирах, на рабочих местах и даже на телевидении, - которые напоминают настоящий фейерверк. Но то ли это освещение, в котором можно заметить важное, красивое, глубокое и верное? Да и пиротехника такая неоднородная – журналисты, актеры, священники, телеведущие – люди, конечно, восприимчивые, но такие разные…
Философы до сих пор пытались объяснить фильм, но дело заключается в том, чтобы понять роман. Роман – загадку М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Хорош пускать шутихи.
Разные бывают загадки – разгадки часто разбивают, портят интерес к самой загадке. А бывают загадки, которые сколько ни разгадывай, все интересно, и даже после разгадки в ней еще остается тайна. Вся мировая литература есть притча, но Булгаков придумал новый тип притчи – практически неисчерпаемый и даже при исчерпании головокружительно манящий.
Тайна, или загадка обстоятельств, положений и даже характеров – это обычный материал литературы, с ними работают даже детективы. А вот тайна самой культуры, тайна, пребывающая в веках, но открытая не всем, и высвеченная в романе – основа загадочности романа. В том числе и его композиции.
О чем роман? О Сатане? О Мастере? О любви? Об обществе? О Боге? – и обо всем этом, и все же не об этом.
Начнем с того, что на поверхности. Роман антисоветский. Все советское в романе – уродливо, трагично, неправедно и некрасиво до смешного. Все священные коровы Советского строя жизни – подчеркну – всей жизни, в целом – пошли на колбасу.
Простой народ – Аннушка, Лиходеев, солдатики и чекисты, люди из домов и подворотен, дворники и домуправы – одна сплошная сволочь. Представители славной советской интеллигенции, начиная с Берлиоза и кончая Могарычем – сволочь. Власть, стреляющая, ловящая, запирающая Мастера в психушку – сволочь. Идеологи, от имени которых резвятся литературные критики – сволочь. Разумеется, сволочь и те, кто вертит эту карусель.
Роман антибуржуазный. Городская публика в цирке, горожане (бюргеры, буржуа), которых испортил квартирный вопрос – ухудшенный вариант буржуа европейского, о котором ни у кого нет иллюзий, прежде всего у судьи, выносящего приговоры – Воланда.
Роман не только антисоветский и антибуржуазный, он и античеловеческий. В ницшеанском смысле слова. Человеческое – это исторически обусловленное, вынужденное, мелкое по сравнению с Другим масштабом, - и это то, в чем пребывает история от Пилата до социалистического общежития. Пилат обозначил оппозицию – не потому, что ее не было до Пилата, а потому, что он открыл новую христианскую историю, убив Иисуса. Пилат – земной, он политикан, у него «соображения», интриги – убить чужими руками, передать решение толпе или таким же земным политиканам – первосвященнику и его клике… Он травмирован навсегда не убийством – он профессиональный убийца, он всадник. Он травмирован масштабом, открытым ему нищим проповедником, и этот масштаб, чуть приоткрывшись, ушел из его жизни вместе с жизнью сумасшедшего бродяги. Пилат убил возможность выхода в Подлинное. И ни Левий, ни один пророк или ученик этого уже не сделает. Им остается только жалеть об утрате. Пилат и Левий – оба бессильны, потому что они не творцы.
Так о чем роман? – о противостоянии человеческого и внеисторического в душе и личности человека. Творение – это подвиг высокого в душе, поэтому рядом Иешуа и Мастер. Две тыщи лет между ними никто не стоял. Вот почему явился Воланд. Пропасть между жизнью и Жизнью – бытовой возней вокруг ассигнаций, модных магазинов и ресторана Грибоедова, склок из-за квадратных метров, воровства, пошлости, низости и Любовью, Творчеством, Подлинностью, Мужеством, Честностью – эта пропасть и есть предмет романа. Роман вполне экзистенциальный, только вот – какая экзистенция шевелится под оболочкой событий?
Притча о платочке, который «подают» Фриде (а кто, кстати, подает? У нее гувернантка? Сама же и подает, вот в чем дело, она во внеисторическом мире, где есть обязательства, неотвратимость, наказания, мука, память…). Так вот эта притча – одна из ключевых в замысле романа – только Королева, причем не от мира ее (Фриды), может просить простить и таки реально прощает. В том, неисторическом мире действуют Законы, их установили раз и навсегда, и ни прокуратор, ни первосвященник, ни Иуда – да никто вообще не властен над судьбой и собой в той мере, чтобы плевать на Закон, Порядок, Принципы. Пусть их даже бережет сам Сатана. Бал Сатаны – это картинка для единственной живой души на свете – Маргариты, ведь Мастер уже в психушке, и скорее всего он уже по существу убит – картинка нижней границы мира Вечных ценностей. Он незыблем, неколеблем и он неотвратим, по крайней мере за чертой жизни, то есть там, где еще не наступил социализм, капитализм, то есть где люди его не отменили. Миром человечков правит совсем другие – ими самими установленные правила и правды, на него грустно и презрительно смотрит Воланд в цирке. Мир людей неправедный. Вот в чем трагедия мира. А верхней границы нет – Воланд спасает Мастера и Маргариту от жизни, чтобы сохранить ее неприкосновенность – она всегда полагается актом свободного и прекрасного творения, подвигом, красотой, любовью и самопожертвованием. Высокая граница – это вывернутая наружу, в предмет переживания или созерцания, высота Духа.
О мире вечном, о вечном покое нам нельзя спрашивать – как только мы начнем совать туда нос, тут же нагадим в него, тут же внесем в него свою долю гуманизма, простоты и человечности. Там хорошо – это все, что мы можем о нем знать, и все, что когда-то было людьми, обществами, эпохами – найдет там свое Истинное место. Роман - об Истине, о которой нельзя говорить впрямую. Но о которой и смолчать нельзя.
Дата публикации: 06.10.2008 19:09
Предыдущее: FatumСледующее: Случай на охоте

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Anhelo[ 23.10.2008 ]
   Это не просто тезисы. Это настоящее РАЗМЫШЛЕНИЕ. Очень точная, глубокая аннотация на произведение, которое в принципе не поддается проклятому вопросу "о чем?".
   У Вас очень интересный взгляд на это произведение.
   Вы не представляете, сколько в свое время мне пришлось о нем говорить, спорить, писать и даже рецензировать (причем разнообразные невообразимо скучные или вообще не поддающиеся никакой логической оценке -ведческие статьи).
   Потому мне так надоело "ведать". я теперь просто читаю. С конца, с середины, по главам, по отдельности - Москву и Ершалаим. Читаю взахлеб. ибо каждый раз, когда прикасаешься к этой книге, в душе, в разуме возникает столько всего.
   Если б я сейчас писала о романе - стихи или прозу, то написала бы совсем не так, как у меня в "Размышлении...­".­ Но пока не стану, лучше писать то, мысли о чем этот роман порождает. Ведь именно он заставил меня глубоко вчитаться В Святое Писание. А уж о нем пишут, говорят. мыслят тысячелетиями...
   Благодарю вас за интереснейшее эссе.
   Удачи Вам и всего хорошего!

Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта