Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Симин В.И.
Объем: 32508 [ символов ]
Принципы морали
Принципы морали
 
Принципы морали занимают исключительно важное место в ее структуре. Они представляют собой один из ее главных элементов, дают ориентацию поведения человека, формулируют нравственные требования в наиболее общем виде. Они выражают сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения, своеобразной программой деятельности человека. Принципы воспринимаются человеком как безусловные нравственные требования, следование которым обязательно во всех жизненных ситуациях.
Борьба за утверждение социально-нравственного идеала в жизни должна стать центром и средоточием морального развития общества, нравственных устремлений каждого человека. На это ориентирует принцип преданности общечеловеческим ценностям, предписывая отдельным людям, коллективам, обществу в целом такую линию поведения, которая ставит во главу угла интересы общего дела. Мораль начинается тогда, когда к тому, что есть подходят с точки зрения - что должно быть. Общечеловеческая мораль начинается тогда, когда поступки и внутренний мир человека освещены светом общечеловеческих ценностей. Речь идет об особом видении мира. Преданность общечеловеческим ценностям предполагает такую глубину осознания стоящих задач, когда коренные интересы каждого человека и общества в целом становятся фактором, непосредственно ориентирующим их поведение, то есть когда каждый действует от имени коллектива, организации, нации во имя определенных и каждый раз конкретных интересов всего человечества. Эти интересы, отражающие потребности эволюционного развития, должны совпадать с целями и задачами конкретных обществ, состоянием массового сознания и человек должен избирать их в качестве содержания собственной деятельности. Человек должен избирать их, не взирая на возможное противодействие внешних обстоятельств, в силу осознанной необходимости, то есть сознательно. Нравственная позиция каждого человека должна быть позицией критического отношения к непосредственным условиям бытия с точки зрения основных, сущностных задач человечества.
Общечеловеческая мораль нацелена на будущее, ведет вперед, помогает обществу стать выше, лучше, чище, она учит видеть перспективы, а не замыкаться на непосредственных запросах дня. Необходимо чтобы общечеловеческая мораль была усвоена не только теоретически, а и практически, чтобы она стала мотивом деятельности человека. Преданность общечеловеческим ценностям является своеобразным главенствующим принципом. В нем выражена суть морали, ее содержание. Этот принцип пронизывает собой все содержание общечеловеческой морали, придавая ей целостность и стойкость.
Добросовестный, честный, самоотверженный труд должен быть величайшей нравственной ценностью. Подневольный труд не может доставлять радость, а именно в радости кроется основной смысл созидания. Труд должен быть наполнен нравственным содержанием, он должен быть направлен на общее благо. Антиподом беспринципности должна стать идейность, приверженность общему идеалу. Идейность должна противостоять личному корыстолюбию, социальному безразличию. Идейность должна стать нравственно-положительным качеством, она должна означать приверженность гуманистическим, общечеловеческим идеалам. Преданность общечеловеческим ценностям вовсе не означает, что надо отказываться от личных интересов во имя общих, а настоящее приносить в жертву будущему. Не надо уходить от жизни, это сейчас неправильно и даже вредно. Надо жить этой жизнью и стремиться делать ее лучше. Лучше не только и не столько материально, сколько духовно. При этом нельзя, и даже вредно, пренебрегать материальным, нужно делать жизнь хорошо устроенной, а труд счастливым. Личную жизнь нужно наполнить глубоким и передовым содержанием, а настоящее поднимать до уровня будущего. Нужно не успокаиваться на достигнутом. Расцвет личности достигается в ходе борьбы за интересы общечеловеческие.
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность, человеческое начало) в решающей степени определяет само развитие нравственности. Осознание важности живых связей между людьми, того, что объединяет их, признание за каждым человеком права на счастье, необходимость соучастия, уважения и любви к людям неизбежно приводит к осознанию нравственности как особого способа видения и освоения мира. «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе» - это правило стало золотым правилом общечеловеческой нравственности. Гуманизм нужно понимать как уважение и любовь к людям, как сознание необходимости сделать человечными формы общения между ними.
Идеи равенства, уважения, самоценности человеческого индивида существовали всегда. Человеколюбие не должно только демонстрироваться в форме помощи нищим, или помощи ограбленному. Все люди имеют право на человеческое счастье. Подачки оказывают нравственно разлагающее воздействие как на тех, кто принимает милостыню, так и на тех, кто ее дает. Все во имя человека, все на благо человека – лозунг гуманизма. Увеличение заработной платы, стипендий, коренное улучшение жилищных условий, введение достойного бесплатного образования, бесплатное, но высокое медицинское обеспечение – это должно быть естественным в обществе условием развития, а не рассматриваться как подачки государства. Это должно быть зримым выражением его гуманной природы. Потребность гуманизации общественной жизни вытекает из объективных законов развития общества. Однако для реализации этой потребности необходима всесторонняя сознательная деятельность этого общества, направленная на то, чтобы наполнить гуманистическим смыслом все формы сознания и общения между людьми, все социальные механизмы и институты.
Нужно провозгласить принцип: человек человеку – друг, товарищ и брат. Гуманизм должен быть всеобщим, общечеловеческим. Он требует уважения, активной помощи, любви по отношению ко всем людям. Равенство в практических взаимоотношениях людей формирует такие требования, которые могут стать и становятся общеобязательными для всех. Гуманизм должен стать не только всеобщим, но и действенным. Он должен не просто определять право каждого человека на счастье, но и утверждать стремление к такому счастью. Он должен не просто признавать право за человеком на жизнь, но именно на достойную человека жизнь. Гуманизм должен стать борьбой за человека, за его свободное и всестороннее развитие, борьбой против всего, что уродует его жизнь. Такая борьба предполагает не только любовь к человеку, но и борьбу непосредственно со злом. Ненависти к врагам не должно быть, ибо ненависть рождает встречную ненависть, ведь зло порождает новое зло. Так как месть рождает другую месть и это обоюдоострый меч, так и ненависть рождает новую ненависть. Получается клубок, выхода из которого трудно найти. Врагов надо любить, но за свое дело бороться и отстаивать, со злом бороться и отстаивать добро.
Нужно вести беспощадную борьбу с человеконенавистничеством. Насилие в любой форме нужно исключить. Но это вовсе не означает, что не нужно бороться со злом, защищать свою Родину, защищать слабых, помогать бедным и обездоленным, проявлять сострадание. Все это нужно делать обязательно. Нужно отвергнуть теорию непротивления злу насилием, как вредную. Нужно сказать, что милостыня деньгами не отвечает требованиям общечеловеческой морали, ее нужно исключить. Помогать нужно словом и делом, продуктами питания, вещами, но не деньгами. Ибо от не заработанных денег пороки только множатся. Не нужно стыдиться заработной платы, она заработана честным трудом, главное, чтобы она была еще справедливой. Если воин погибает на поле брани за свою Родину – он герой и достоин славы и чести. Но все же лучше бороться и не погибать. Лучше ковать славу, доблестью и честью для Родины, города, семьи и себя, совершать героические поступки и оставаться живым. Нельзя уходить от жизни. Нужно идти путями жизни, делая ее прекрасной.
Человек должен быть готов и с оружием в руках отстаивать свободу и независимость своей Родины в случае открытой агрессии. Он должен вести последовательную борьбу с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, деятельности организаций и учреждений различных форм собственности. Разлагающие общество вредные привычки, бюрократизм, коррупция, воровство, национализм и другие виды антиобщественных явлений порождают паразитизм, стремление жить за счет других. Бескомпромиссная борьба с этими явлениями – важнейшее требование морали.
Эгоизм стал часто встречающимся пороком. Он становится на пути решения многих проблем в обществе. От эгоистического отношения человека страдают другие люди те, кто находятся рядом. «Эгоизм» как слово образовано от латинского «ego», что означает «Я». Эгоизм может быть не только индивидуальным, но и коллективным (семейным, территориальным, национальным и т.д.). Эгоизму надо противопоставить альтруизм и самоотверженность. Именно сейчас не хватает руководителей альтруистов. Как герои двигают историю, так и альтруисты закладывают основу государственности, создают новое общество. Без самоотверженности, без самопожертвования невозможно пробить стену косности и застоя и начать поступательное движение вперед на общее благо. Альтруизм подразумевает и коллективизм, но только не доведенный до абсурда, как это имело место ранее. Коллективизм подразумевает и свободное развитие индивидуальности, причем коллективизм должен быть добровольным, иначе получится опять одно насилие, а, следовательно, и опять искривления и искажения, доводящие до разложения и распада.
Надо уйти от индивидуалистской морали Запада к общечеловеческой морали, которая по существу является коллективисткой. Коллективизм – один из принципов общечеловеческой морали. Пора уходит от правила - «каждый за себя», и приходить к правилу – «один за всех и все за одного». Коллективизм это и сострадание, и сочувствие, это слияние десятков сотен и тысяч воль в единую волю. И эта воля должна быть направлена на общее благо.
Преданность общему делу, верность интересам коллектива, стремление жить коллективной жизнью, внося свой личный вклад, воспитание в себе черт, необходимых для осуществления совместных действий (дисциплинированность, организованность, требовательность, готовность оказать помощь другим) – все эти качества должен вырабатывать в себе человек, живя в коллективе. Не может быть коллектива без свободы обсуждения, без форм организации, которые позволяют каждому выявить свое ответственное и заинтересованное отношение к состоянию общих дел. Его не может быть без лидера, руководителя, учителя. Единство в коллективе сознательного и добровольного волеизъявления и добровольного и сознательного подчинения – образуют основу дисциплины как нравственного явления. Дисциплина эта отвергает как анархиствующий индивидуализм, так и тоталитарно-бюрократический подход к нивелировке личности.
Нужно научиться подходить к делам конкретного коллектива с точки зрения более общих интересов, а в случае нарушения этого уметь противостоять общему мнению. Нередко работники во имя успехов своего предприятия идут на аморальные и даже противозаконные действия. Это тоже форма эгоизма, через противопоставление общественным интересам стремиться утвердить себя, свой престиж, благополучие. Принцип коллективизма не вредит, а напротив способствует всестороннему расцвету личности. Именно коллективизм выступает формой и необходимым условием расцвета личности. Только в коллективе человек получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. Коллектив дает возможность систематического, разнообразного и плодотворного общения. Сотрудничество, состязательность, взаимопомощь, критическое отношение к себе и другим – все это является источником интеллектуального и эмоционального роста. Коллективных усилий требуют многие дела, один человек не может решить многих вопросов. Только когда человек ощущает себя причастным к общему делу, вносит свой достойный вклад в него, он может жить счастливо. Всестороннее развитие одного человека является условием развития всех остальных. Тайна освобождения одного индивида из рабского плена пороков иллюзий и нищеты состоит в создании равных возможностей для развития всех людей. Развитие возможностей каждого человека должно быть делом не только самого человека, но и заботой всего общества. Коллективизм – форма развития человеческой индивидуальности. А расцвет личности ведет к углублению коллективности. Каждый человек уникален, неповторим, представляет собой целый особый мир, особую вселенную. И он будет тем богаче, чем с большим количеством оригинальных и особых миров он будет общаться.
Цементирующей основой социальной деятельности человека является общественно полезный труд. Ориентация на общественные интересы, умение влиться в общий процесс коллективной жизни реализуется в добровольном отношении к труду. Известно, что труд является необходимым условием всей человеческой жизни. Всегда люди осуждали паразитизм и безделье. Но надо уходить от труда подневольного и тем более рабского. До сих пор труд является необходимостью, порой очень тяжелой. Нужно стремиться к труду, приносящему радость, а такой труд может быть только творческим. Только творческий труд может приносить радость жизни, причем творческий труд на общее благо. У людей всегда в почете было трудолюбие, бережливость, аккуратность человека. Труд закаляет характер, формирует многие полезные качества, в широком смысле он является основной сферой человеческой деятельности.
Критерием общественной деятельности человека в странах Запада выступают деньги. Полнота бытия мыслится как нечто лежащее по ту сторону труда. Труд человека должен занять качественно новое место. Принцип ранее провозглашавшийся – кто не работает, тот не ест – лишь примитивно отражает сущность равноправного отношения к труду. Ибо в нем нет главного, – какой это труд? А труд должен быть общественно полезным, а работа – работой на общее благо. Кроме того, есть – значит удовлетворять лишь примитивные животные потребности человека, главная же забота человека должна быть о духовном развитии. К пище же нужно относиться если не с призрением, то равнодушно. Два раза в день есть для человека достаточно, и долго за столом не сидеть. Пора уходить от животного состояния. Труд должен быть творческим и приносить радость, ибо радость есть особая мудрость.
В этой же связи необходимо сказать о наследстве. Справедливо ли, если кто-то получает наследство и паразитирует на нем? Нужен ли обществу такой человек, который вместо сохранения и улучшения прожигает нажитые чужим трудом деньги, имущество? Каждый человек должен развиваться, совершенствоваться, прежде всего, духовно. Должен быть прогресс, а не застой и регресс. В этой связи справедливо будет уходить от принятого порядка наследия, а законом закрепить требование к наследству – наследство отдается человеку способному его сохранить и приумножить и то на пробное трехлетие. Кто будет это решать? – закон определит. Наше законодательство, глядя на страны Запада, лишь усугубило положение в этом вопросе.
Нужно в стране установить всеобщую необходимость и обязательность личного общественно полезного труда. Каждый должен трудиться, паразитизму должен быть объявлен бой. Для этого следует разработать программу занятости населения. А тех, кто трудиться не хочет, привлекать к труду обязательному, опыт у нас в этом вопросе есть. Тунеядство, социальный паразитизм и другие источники морального разложения должны уйти в прошлое. Надо установить ценность и общественную значимость всех видов трудовой деятельности. Труд должен стать критерием оценки деятельности человека. Социальная ценность человека, его общественное положение должно стать в прямую зависимость от его личных качеств, инициативы и активности. Критерием общественной оценки человека должна стать его собственная деятельность. Человек должен быть способен и обязан брать на себя ответственность за свою биографию, социально-нравственное содержание своей индивидуальной жизнедеятельности, свои действия, слова и мысли. Человек должен иметь возможность раскрыть свой созидательный, творческий потенциал – как источник общественного богатства, как средство совершенствования самого человека. Творческий труд должен стать подлинным властелином нового общества. Нужно способствовать утверждению нравственной ценности труда. Отношение к труду должно быть творческим, труд должен быть добровольным.
Следует восхвалять не вообще труд и не всякий труд, а труд на общее благо. Важны, конечно, материальные и моральные стимулы труда. Они утверждают необходимость добросовестного, самоотверженного отношения к любому труду, даже тяжелому, монотонному, грязному, если он социально необходим. Самым высоким проявлением труда является труд творческий. Он побуждает работника, стимулирует его активность, возбуждает интерес к самой деятельности, захватывает богатством его содержания. Творческий труд становится потребностью самого человека. Нужно умело сочетать моральные и материальные стимулы.
Рыночные отношения в экономике стран Запада породили армии безработных, а, следовательно, нищих, обездоленных, не уверенных в завтрашнем дне людей. В завтрашнем дне никто при таких отношениях не уверен. У человека отнимают будущее, это становится страшной трагедией личности. Безработные как бы вынужденно пополняют преступный мир, и зло захлестывает общество с новой силой. С приходом в нашей стране рыночных отношений все эти проказы появились еще в более чудовищных формах. Надо вернуть человеку уверенность в будущем, вернуть радость жизни и счастье. Корень зла лежит в безработице, надо ее ликвидировать. Но возможно ли это при рыночных взаимоотношениях, частных предприятиях? Возможно, если ввести элементы управления этим процессом со стороны государства. В идеале это будет выглядеть так – количество рабочих мест должно быть равно количеству работоспособного населения. На практике это количество постоянно будет колебаться, но если этим процессом управлять, то колебание можно будет свести к минимуму. Скажем, установить допустимые 10% превышения, как с той, так и с другой стороны. Надо на деле обеспечить конституционное право каждого на труд. Там где уровень безработных велик – создавать новые рабочие места, где большая нехватка работников – стимулировать их работу жильем, зарплатой, хорошими условиями труда. Для этого нужна развернутая программа занятости населения страны. Будет ли в этих условиях конкуренция? – будет. Первой заботой государства в экономике должно стать качество товаров. Нужно также следить и не допускать большого перепроизводства товаров, ибо это разлагающе действует на общество и человека. Следовательно, нужно вводить элементы плановой экономики в управлении страной. Опыт в этом у нас есть, только подход должен быть несколько иной. Развитие экономики должно идти по курсу исключения безработицы и перепроизводства. Это два бича современного человечества. Вести борьбу нужно и со спекуляцией, ибо человечество больно спекуляцией. Спекуляция развращает человека, отучает его работать, способствует развитию у него низменных качеств. Но как это сделать в условиях рыночных отношений? Ответ очевиден – контролем со стороны государства за этим вопросом. Но тогда не будет рыночной экономики? – будет, будет новая экономика, более чистая и справедливая, более жизнеспособная.
Творческие виды труда должны быть и престижными, и высокооплачиваемыми. Творческий труд, стимулируемый пользой общества, в то же время является и здоровой потребностью здорового человека. Люди заинтересованы не только в личных, но и в совокупных, в масштабе всего общества результатах труда. Без сознания общественной пользы труда общественная форма производства невозможна. Важную роль здесь играет сознательная дисциплина труда. Следствием систематического творческого труда будут такие качества как трудолюбие, дисциплинированность, терпение и выдержка, настойчивость и упорство. В этой связи нельзя в семье снимать с детей все обязанности по дому. Ребенок не должен расти капризным и эгоистичным. Человек должен трудиться – это нравственная аксиома. Но сам труд должен быть общественным. Трудолюбие человека должно дополняться еще и уважением ко всем видам общественно полезного труда. Потребность в труде нужно формировать. В этом смысле стремление получить образование является показателем интереса к более содержательному, интересному и творческому труду, в котором одинаково заинтересованы: и человек, и общество. Правда и само образование должно быть нравственно, ибо знания в руках негодяя могут причинить много вреда. Труд должен стать источником творческого совершенствования личности. Отношение к труду человека – показатель осознания им своего общественного долга.
Люди живут не изолированно друг от друга, а, объединившись в социальные сообщества, где складывается определенная политическая, культурная и социальная среда, которую принято называть отечеством. Сознание человека давно установило единство человека и отечества, и выражает его в требовании патриотизма. Патриотизм способствует сплочению, единению людей. Он не совместим с национальной узостью, проповедующий благо одного народа в ущерб другому, и всему человечеству. Мораль устанавливает такие отношения между народами, которые основаны на человеческом принципе равенства. Нужно отвергнуть любые формы национального угнетения и великодержавных привилегий. Недостаточно одного признания равноправия наций, нужно еще систематическое, неуклонное сближение и слияние людей всех наций в строительстве нового общества. Нужно думать не только о своей нации, а выше ее ставить интересы всех, их всеобщую свободу и равноправие. Нужно в личном общении, реальном поведении, семейных отношениях осуществлять идею дружбы народов. Нужно не дать чувству национальной гордости перерасти в национальную узость. Национальные различия должны восприниматься как выражения богатства человеческой индивидуальности, они не должны быть препятствием для взаимопонимания и сотрудничества.
У каждого человека есть Родина. Это – ценность особого свойства. Она священна. Каждый человек по-разному понимает и проявляет любовь к ней. Та страна, где родился человек – его Родина. Если ему было суждено родиться в этой стране, значит, он и должен выполнять свой долг, исполнять свое предназначение в жизни там. Те, кто покидает свою родину, испугавшись трудностей, не заслуживают уважения. Быть патриотом своей родины это значит:
• любить свою Родину, быть готовым в любой момент с оружием в руках, а при необходимости и ценой собственной жизни защищать свободу и независимость своей Родины, честно выполнять свой воинский долг;
• добросовестным и самоотверженным трудом, словом и делом способствовать повышению престижа, приумножению богатства и могущества своей Родины;
• укреплять дружбу народов, моральное единство общества;
• активно бороться против любых проявлений национализма и шовинизма.
Наверно можно прожить на свете и, не следуя принципам общечеловеческой морали. Но как прожить? Боком на периферии бурно протекающих общественных процессов, по мещанским критериям, словно хищник урвать побольше, выделиться за счет других, с безнадежно дремлющим духом, услаждая свои похоти и прихоти, смотреть в прошлое, не участвовать в улучшении и обновлении жизни – так можно обойтись без морали. Но жалка такая жизнь. Рано или поздно жизнь заставит сделать выбор. Законы природы не терпят застоя, либо прогресс и восхождение, либо загнивание, разложение, регресс и падение. Каждый волен выбирать.
Общество должно быть предельно заинтересовано в развитии человека, поэтому общественное благо должно быть необходимой предпосылкой блага личности. Необходимость сознательного согласования интересов разного уровня определяет потребность в моральной регуляции поведения людей. Нужно создать принципиально новую в истории нравов целостную и устойчивую систему идеалов и принципов, норм и оценок, представлений и чувств, потребностей и мотивов. Нужно создать такую мораль, которая бы создала своеобразный тип сознания и отношений, духовно-практического осмысления мира, способствующего мировоззренческому обоснованию нового общества, регуляции поведения людей в целях создания такого общества. Эта мораль должна побуждать к общественно полезной деятельности. Быть моральным в рамках нового нравственного сознания – значит, содействовать общественному благу, активно и сознательно участвовать в строительстве нового общества. У человека нового общества коллективистская направленность мышления и действий должна служить сильнейшим источником активности и его регулятором. Она должна быть для человека самодостоверной движущей силой и мотивом, повышающим степень ее свободы и инициативности, обеспечивающим общественное признание, престиж, достоинство и моральное удовлетворение. Нужно уйти от деспотии общественной жизни людей к их естественной жизни. Вовсе не обязательно каждый раз жертвовать личными интересами ради единого целого. Человек должен рассматривать эти требования морали как свои, идущие от его разума и совести и выполнять их добровольно. Тогда мораль из бессильного принципа станет практическим принципом регуляции поведения людей.
Нельзя подобно хамелеону менять моральную «окраску» своего поведения. Не могут быть разнохарактерные масштабы моральных оценок и самооценок. Индивидуализм хорош, если он не идет в разрез с целями общества. Частнособственнические устремления не должны противоречить задачам коллектива. Но не должно быть у человека потребительского отношения к жизни, равнодушия и безответственности в исполнении общественного долга, не гуманного отношения к людям, нужно исключить ханжество, грубость, черствость, жестокость и цинизм. Преступность как крайнее выражение аморализма должна быть изжита.
Заработная плата в зависимости от количества и качества труда дает единство личной и коллективной материальной заинтересованности в общественном вознаграждении за труд с моральными побуждениями к нему. Таким образом, человек своей добросовестной деятельностью способствует общественному благу, участвует в построении нового общества, и в то же время это дает ему возможность удовлетворения личных жизненных потребностей. Это позволяет избежать застоя и разрушения производства, привлечь людей к строительству нового общества, гибко оценивать общественно полезную деятельность, стимулировать труд, защищать интересы общества и самого человека от возможного ущерба со стороны недобросовестных людей. Нужно призывать не только к исполнению обязанностей, но и созиданию более совершенного типа нравственных отношений, к реализации не только зафиксированного в моральной норме должного, но и идеала, морально высшего, которое пока может быть лишь желательным, а не обязательным. Высоко должно оцениваться такое отношение к общественно полезной деятельности, которое свободно от ожидания вознаграждения. В таком отношении можно усмотреть ростки будущего.
Гуманистические нормы общечеловеческой солидарности оберегают безопасность и достоинство человека, регулируют отношение к детям, старикам, больным, пострадавшим от стихийных бедствий, регулируют поведение в местах общего пользования, отношение к естественным ресурсам, реликвиям, художественным ценностям. Они регулируют правила, призванные защищать от различного рода антиобщественных действий, регулируют нормы, оберегающие здоровье и безопасность людей (от противопожарных до санитарно-гигиенических), нормы человеческого общения. Эти нормы общечеловеческой морали существуют и развиваются, будучи вплетенными в ткань в систему морали общества. На базе простых норм нравственности, выработанных на протяжении длительной истории, складываются общечеловеческие моральные идеи и ценности.
Необходимо понять, что успех всех экономических, политических и культурных преобразований, их прочность непосредственно зависят от существующей в обществе морали, которая обеспечивает активность людей, их вовлеченность в строительство нового общества, то есть от решения собственно нравственных задач. Сильное влияние на строительство нового общества оказывает характер сложившихся нравов в стране, степень влияния морального самосознания людей, укорененности в них общедемократических моральных ценностей и традиций (или напротив частнособственнической психологии, потребительской или националистической идеологии), масштаб отрицательного воздействия кризиса моральной системы на нравственную жизнь страны. Именно поэтому необходимо в стране создать такие нормы, которые бы максимально отвечали общечеловеческой морали и сложившейся на данном этапе обстановке, то есть максимально бы приближали к будущему идеалу. Идеал этот нужно четко определить, чтобы каждый мог его видеть и как бы внутренне ощущать. Нужен кодекс морально-нравственных норм, закрепленный законодательно, лучше, если это произойдет через референдум. Обладая высшей юридической силой, кодекс морально-нравственных норм сможет реально влиять и на исполнение положений конституции, и всех законов и всех подзаконных актов. А главное он сможет влиять на их исполнение в повседневной жизни. Так мораль должна войти в жизнь каждого дня как хозяйка, и стать живой – живой этикой.
Мораль не только обнаруживает противоречия общественного развития, но и принимает деятельное участие в их разрешении, пробуждая социальную энергию, инициативу в коллективном и индивидуальном действии. Мораль выступает главным регулятором человеческих отношений. Морально психологические качества человека вливаются в комплекс индивидуальных способностей, его пригодности к труду и оказываются не менее важными, чем его опыт, навыки, умения. В своей деятельности человек нередко сталкивается с противоречиями между новыми моральными запросами и требованиями старой моральной практики. Возникают конфликты, противоборство различных моральных позиций, формирование общественного мнения, нравственные сдвиги, которые происходят как в сознании отдельных людей, так и целых коллективов. Эти противоречия связаны или с прямыми нарушениями норм общечеловеческой морали (крупные или мелкие хищения, приписки, взяточничество, бесхозяйственность, прогулы и пьянство и т.п.), либо косвенные нарушения таких норм (выпуск некачественной продукции, обмен сомнительными услугами, использование служебного положения в корыстных целях, рвачество, слепое исполнительство, казенное отношение к делу и т.п.). Борьба с такого рода нарушениями требует не только использования государственно-правовых средств, усиления регулярности контроля и учета, повышения уровня организованности, но и создание обстановки нетерпимости вокруг нарушителей моральных норм, неотвратимости наказания, его морального санкционирования. Не всегда помогает критика, чаще она оказывает негативное воздействие. А вот дружеский совет, совет учителя – полезны. Моральные противоречия порой имеют сложные запутанные формы, не всегда легко принять верное решение. Нравственно или безнравственно выполнять старые отжившие инструкции? Как определить отжили они свое или нет? Кто должен определять это? Перед человеком встает в подобных ситуациях задача обеспечения общего блага, как воплощение высшей целесообразности.
Мягкотелость в отношении к приспособленцу, сочувствие расхитителю, покровительство дебоширу, злостному прогульщику – все это проявления ложного гуманизма, который расцветает на фоне демагогических заявлений различного рода деятелей, проповедующих мораль Запада. Соображения «пользы дела» нередко у них переходят в лицемерное прикрытие «личной пользы», а утверждение правил «круговой поруки», карьеризма – в аморальную защиту «чести мундира» и, в конце концов, оборачиваются коррупцией, а иногда и должностными преступлениями. Последнее время все больше различного толка, так называемые, правозащитные организации выступают прикрытием самых крайних форм бандитизма, сепаратизма и терроризма. Черный нал грязных денег от продажи наркотиков, торговли людьми и оружием, нефтедоллары в совокупности с деньгами аморального бизнеса – все это идет на создание бандформирований, проведение террористических актов, подкупа и свержения правительств различных стран. Транснациональный наркобизнес, сросшийся с грязным бизнесом в других сферах, встал на путь передела мира самыми дикими варварскими методами. На службе у них демагогические заявления о демократии, свободе слова и печати, гуманитарной деятельности, различного рода правозащитные организации, специально созданные суды и парламенты – все это только для того, чтобы создать прикрытие своей человеконенавистнической деятельности. Аморализм их деятельности очевиден, надо только вовремя снять маску с их лица.
 
Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике»
Дата публикации: 02.01.2009 06:24
Предыдущее: Поспешить и опоздать - одинаково худоСледующее: Радость есть особая мудрость

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта