Пополнение в составе
МСП "Новый Современник"
Павел Мухин, Республика Крым
Рассказ нерадивого мужа о том, как его спасли любящие дети











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика". Глава 1. Вводная.
Архив проекта
Иллюстрации к книге
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Воронежское Региональное отделение МСП "Новый Современник" представлет
Надежда Рассохина
НЕЗАБУДКА
Беликина Ольга Владимировна
У костра (романс)
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Симин В.И.
Объем: 30331 [ символов ]
Нравственность как общественное отношение
Нравственность как общественное отношение
 
Нравственность нужно рассматривать как определенное общественное отношение. Очень часто в странах Запада представители этики стремятся претендовать на оригинальность, каждый хочет создать свой «изм». Это и понятно, ведь истина одна, а ложь многолика. Тревога, озабоченность, страх, сознание приближающейся смерти – все это сковывает деятельность людей, лишает их творческой основы. Страх смерти становится основной характеристикой их существования. Между тем тревога, озабоченность, страх являются следствием того, что люди не видят будущего. В странах Запада людей лишили будущего. И нам вовсе не стоит все это перенимать у них. Нужно показать это будущее, нужно дать людям надежду, осознать идеал. Надо сказать всем, что смерти не существует, что это лишь смена бытия, а человек живет вечно. Его сущность не уничтожаема. И лишь моральное и нравственное поднимает его на ступенях духовного развития, а безнравственное опускает. И это происходит ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Жизнь человека должна быть наполнена творческой деятельностью, деятельностью на совершенствование, деятельностью на созидание. Это должна быть постоянная борьба за самосовершенствование. Но какое оно будущее, где идеал? Уже мало кто видит этот идеал и верит в светлое будущее. А будущее человечества прекрасно. Человек не будет болеть, он не будут стареть, он не будет умирать даже в физическом теле. Не будет войн, распрей и раздоров. Будет царствовать любовь. В лице Учителя и Бога человек должен увидеть идеал. Учителя духовного, а Бога единого. Пора понять, что все из одного источника. Общечеловеческое благо, Общее Благо лежит в основе. Это критерий всех дел, стремлений, надежд и чаяний людей. Как же все это приложить в жизни? Надо жить по совести. Как бы там ни было, как бы не складывалась обстановка, как бы не давили обстоятельства надо жить честно, по совести. Надо бороться против несправедливости, зла и бесчеловечности. Надо любить друг друга, ибо жутко разъединение.
Модно стало понятие свободы на Западе. Политика двойных стандартов, двойной морали стала постоянным спутником правящих кругов, которые, ловко манипулируя словами, свобода слова, права человека, используют их для проведения в жизнь своей абсолютно аморальной политики. Надо вмешаться во внутренние дела другой страны – ее тут же обвиняют в нарушении свободы слова, нарушении прав человека. Это стало расхожей картой, картой козырной. Что скрывается за этим? А за этим стоит абсолютно аморальная, циничная политика, стоящая на службе теневого бизнеса, бизнеса грязных денег, денег на крови. Это международный картель, делающий деньги на торговли людьми (сейчас эта статья доходов выходит на первое место), продажи наркотиков, делающих грязные нефтедоллары, торгующий оружием, делающий деньги на войне, международном терроризме. Во главе его люди аморальные – это миллиардеры, известные и влиятельные люди, входящие в высшие структуры власти стран Запада, в правящие элиты. Это по их планам и по их указке убивают ни в чем не повинных людей, взрывают жилые дома, автобусы, кинотеатры, стремясь чтобы было как можно больше жертв. Цель - посеять панику и вселить страх в людей, животный страх. У них на службе международные парламенты, трибуналы, суды, средства массовой информации, крупные капиталы. Они делают перевороты в странах третьего мира, ставят своих ставленников. Уже почти открыто создают крупнейшие заводы по производству героина, разработке бесчеловечных форм массового убийства людей. Это нелюди, животные в человеческом обличии, люди хуже животных, люди – звери. Происходит одичание людей. Человеконенавистничество и одичание стало характерной особенностью нашего времени. Всему этому нужно противопоставить четкое и твердое исполнение морально-нравственных принципов, этику морали, Живую Этику. Нет другого более действенного способа борьбы с международным терроризмом, международной наркомафией, которые уже давно выступают в одном лице. Этика должна войти в жизнь, этика должна быть самой жизнью.
Свобода стало расхожим словом. На деле же свобода превратилась в свободу для жуликов и негодяев. Честным людям жить стало опасно и трудно как никогда. Слово «свобода», как ширма прикрытия, использовалось и ранее, но таких масштабов оболванивая и одурачивание людей как сейчас еще не видел свет. Надо бы задуматься – свобода от чего? Может ли быть полная свобода? Свобода чего? Может ли быть свобода при власти денег от денежного мешка? В обыденной жизни свободу понимают как свободу самовыражения, свободу от власти, власти чиновников и государства. Свобода воли, данная человеку 18 миллионов лет назад Создателем, предусматривает и ответственность за свои мысли, действия и слова. Эта ответственность наступает неизбежно по закону справедливости, причинно-следственных связей. Поэтому можно говорить о свободе самовыражения, но опять же не в ущерб другим. Нельзя жить в обществе и быть свободным от этого общества. Надо любить друг друга, тяжко разъединение. Нельзя быть свободным от государства, ведь это на сегодняшний день основная форма общности людей и устройства жизни в обществе. Выступать против власти – значит выступать за новую власть. Бороться против власти – значит разрушать эту власть. А кто же будет создавать? Сейчас нужны созидательные процессы, а не разрушительные. Бороться нужно со злом во всех его проявлениях, в том числе со злом во власти. Но нельзя разрушать государство, в котором живешь, иначе наступят времена хуже войны. Свобода должна выражаться в свободе выбора. Выбор должен быть у каждого. Но каждый должен помнить, что за свой выбор он сам и будет отвечать. Свобода, Равенство, Братство – лозунги всех революций и всех смен власти. Но каждый раз при смене власти важно, чтобы новая власть не стала хуже старой, чтобы эти лозунги не были забыты сразу же после победы. Время перемен - тяжелое время. Перемены в нашей стране, начиная с 1991 года, тяжелым бременем легли на плечи простых людей. Сейчас нашей стране как никогда нужна стабильность, нужна созидательная работа на укрепление государства и власти, создание новой жизни. И все, что мешает созидательной работе, что мешает укреплению государства и новой власти в нем будет аморальным, ибо ведет к ухудшению положения в стране, ведет к разложению и разрушению.
Всякая свобода ограничена рамками необходимости, необходимости следования тому эволюционному процессу, который предписан. Все, что соответствует этому эволюционному процессу, будет с точки зрения морально-нравственных норм чистым и правильным, а что противоречит – аморальным. Эволюционная волна движет человечество к новым вершинам развития и долг каждого человека идти по течению эволюции, а не против него. Знание эволюционного процесса, его движения, его направленности, этапов развития человечества дает то прекрасное чувство уверенности, веры в будущее, которое так необходимо людям. Оно дает идеал, который нужен каждому, который нужен обществу, стране для ее развития. Свобода нужна для развития нового общества. Не может раб духа созидать, творчество в оковах стонет, а не радуется. А для созидания нового общества нужна радость творческого труда, нужна радость каждого дня, нужна радость каждого человека. И эта радость должна быть радостью создания общего блага. Именно созидание общего блага должно стать мерилом понятия свободы. Судить нужно по делам, а не по словам. Горе тому, кто использует слово свобода в своих грязных и корыстных делах, кто, прикрываясь этим словом, творит зло.
Нравственными всегда считались добровольные действия, которые всегда отличаются от недобровольных. В этом и выражается закон свободной воли. Закон свободной воли отрицает всякое насилие. Насилие в любой форме должно быть исключено. Человек сам строит свою жизнь, сам выбирает свой путь, сам своим трудом, своими усилиями достигает в жизни собой поставленных целей. И важно чтобы этот путь, эти усилия, эти цели соответствовали бы общему благу, тогда они будут морально-нравственными. Каждый же человек, благодаря закону свободной воли, волен и прыгнуть в пропасть, но такого надо предупредить о последствиях.
Закон причинно-следственных связей ставит прошлое, настоящее и будущее в одну цепочку, определяя событие, как следствие прежних причин, и в то же время само событие является причиной будущих следствий. В этой цепочке свобода есть выражение свободной воли, свободы выбора каждого человека идти по восходящей спирали развития вверх, или же опускаться по спирали вниз, резко падая по крутым ее завиткам или, быть может, скользя по отлогой, но все же нисходящей вниз. Те, кто постоянно твердят о свободе слова, свободе человека, кто обрушиваются с уничтожающей критикой за нарушения свободы, сами, прежде всего, ее и ущемляют, иначе, зачем бы им было об этом кричать. За истинную свободу люди сражались всегда. Это была борьба не просто за свободу, а борьба за справедливость. Ограничение свободы должно быть добровольным. Вот за что сражались герои всех времен – за добровольное ограничение свободы. Не может быть свободы абсолютной, не может человек жить отдельно от общества, на данном этапе эволюционного развития это для него не естественно. Живя в обществе, он уже зависит от людей этого общества и должен исполнять его законы. Даже если человек абсолютно один, скажем аскет, он все же зависит от своих прежних и настоящих поступков, мыслей, слов. Его окружают жители Тонкого Мира, и скоро он их начинает ощущать. Человек никогда не будет одинок. Являясь частицей божества, человек не может быть свободным от него. Он не может быть свободным от долга, от выполнения целей своей жизни, от своей судьбы. Родившись в какой-то стране, он обязан нести крест свой в этой стране и служить Родине, ибо рождение его не случайно. «Независимые» издания, «независимое» телевидение и радио на самом деле наиболее зависимы, так как они зависят от денежного мешка. Государственная власть хоть как-то контролируется обществом, а человек имеет право оставить это общество и перейти в другое. Власть же денег - развращенная власть и ничем не контролируется, только деньгами. Власть денег служит тьме. А уйти от этой зависимости сложно. Деньги в обществе давно уже стали универсальным средством в жизни людей, средством экономики, обмена, торговли, оценки труда человека. На каком–то этапе развития человечества они исполняли свою прогрессивную роль. Не обойтись без них и сейчас, но тяга ко всему материальному, стремление к удобствам и комфорту, оценка человека по денежному мешку, сделали из денег идола, которому люди стали поклоняться. Деньги стали порождение низменных чувств, они стали аморальным источником. Связь власти и денег усилила аморальность поступков. Власть стала зависеть от денег, а деньги от власти. Власть стала аморальной. Дело не в деньгах, а в разжигании в человеке его низменных чувств и страстей. Дело в аморальности поступков человека, когда вопрос касается денег и власти. Власть должна быть подконтрольна обществу, действия ее должны быть прозрачны и предсказуемы. Власть должны быть на столько, насколько ей делегированы полномочия обществом. Основное качество власти должно быть – справедливость. Власть и общество должны быть контролируемы Советами по этике, в основе работы которых должно лежать исполнение морально-нравственных норм, критерий – общее благо. Оборот денежных потоков должен быть под контролем Советов по этике, а, следовательно, под строгим контролем морально-нравственных норм. Все что аморально должно осуждаться и исключаться из жизни общества.
Все это в равной степени касается как отдельной страны, общества так и человечества в целом. Такая организация как ООН должна так же иметь Совет по этике. Этот совет должен состоять из восьми стран, по одному представителю от каждой, то есть из восьми человек. Семь членов и восьмой Председатель. Каждый член Совета выдвигается страной на семь лет. Каждый год Председатель меняется из числа членов. Каждый член Совета должен иметь право равного голоса, а председатель право решающего голоса. Ни один вопрос не должен быть решен без участия Совета по этике. Решения Совета должны носить обязательный характер, как для всех членов ООН, так и других стран. Неисполнение решений Совета должно нести за собой санкции мирового сообщества. Неисполнение решений Совета членами ООН может повлечь к исключению страны, общества из членов ООН. Исключение страны, общества из ООН должно быть крайней мерой и вводиться минимум на 20 лет. Повторное исключение страны или отдельного общества из ООН в течение 100 лет должно вести к исключению уже на 40 лет. Третьего исключения быть не должно, ибо оно уже приведет к исключению навсегда. Это покажет правителям, да и обществу в целом, что жить лучше сообща. Что сейчас происходит с ООН? Она деградирует и требует немедленной реформы. С одной стороны необязательный характер исполнения решений ООН странами, а лишь рекомендательный, с другой стороны отсутствие всяких рычагов приведения этого исполнения в жизнь. Кроме того, финансирование самого ООН осуществляется не по какой-то справедливо-пропорциональной схеме, а по богатству тех или иных стран. А кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Так правят деньги, а не мораль. Должна править мораль. Надо сделать ООН работающей организацией, а не декларативной. Надо сделать организацию мирового сообщества реально решающего общие вопросы человечества и глобальные проблемы. Будет это ООН или какая-то другая организация не имеет значения, главное чтобы она была и реально решала эти проблемы. Такую организацию нужно создавать.
Надо понять, что обоснование морали – это философско-мировоззренческая проблема, а применение этики в жизни, создание живой этики жизненно важно сегодня. Живая этика сегодня становится условием жизнеобеспечения, жизнестойкости. Нельзя без морали жить и строить новое общество. Жизнеспособность страны, всего человечества определяется степенью внедрения в жизнь живой этики, морали и нравственности. И от того, какой уровень этой морали будет, зависит и будущее. Аморальная экономика приведет страну к краху, а не к процветанию и благополучию. Аморальная политика правителей стран приведет к новым войнам и истреблению человечества. Аморальное отношение к окружающей среде приведет к катаклизмам, болезням и эпидемиям самих людей. Только морально чистое предназначено в жизни. Только мораль обеспечивает существование человечества и самого мира. Пора вернуть в практику оценку деятельности человека по морально-деловым качествам. Пора вернуть в практику оценку происходящих событий, прежде всего, с точки зрения норм морали и нравственности. Все аморальное должно осуждаться и отвергаться. Но прежде человечеству нужно понять, какие морально-нравственные нормы следует исполнять неукоснительно.
Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться дарованной ему свободой. Греховность, порочность нельзя считать собственной стихией человеческой свободы. Свободу воли и зло связывают отношения возможности, а не необходимости. Вера в Бога, любовь к Богу должны стоять на первом месте в морали и нравственности человека. В истории человечества были лишь короткие периоды, когда люди отворачивались от Бога и переставали в него верить. Это были самые тяжелые, самые кровавые периоды в жизни человечества. Нельзя отворачиваться от Бога, ибо тогда невозможно будет человеку помочь в его развитии. Тот, кто отвернулся от Бога, обрекает себя неминуемо на падение и гибель, таковы законы космические. Мир един и нельзя разрывать цепочку связи низшего с высшим, разрушение этих связей нарушает гармонию и тем самым ведет к общему разрушению. Справедливость, мужество, благоразумие всегда были добродетелями человека. Весь мир иерархически организован и низшее питает высшее и служит ему, а высшее управляет низшим, обеспечивая ему наиболее оптимальный, лучший вариант развития. В основе иерархического устройства мира лежит любовь. Она питает и вносит животворящее начало. Гармоничное развитие человека, который поднимается ступенька за ступенькой вверх, в соответствии с эволюционным процессом и есть то счастье, о котором мечтали во все времена. Любовь возвышает человека. Смысл жизни каждого человека становится понятным, когда он осознает свое место в этом мире, понимает свое предназначение и цель в жизни. Смысл жизни человечества будет также для каждого понятным, когда оно поймет путь его развития. Любовь к Богу, любовь к ближнему лежит в основе морали. Не делай другому того, чего бы себе ни пожелал. Нельзя отвечать злом на зло, ибо тогда зло будет плодиться. Но и нельзя оставлять зло безнаказанным, ибо это будет несправедливо, со злом надо бороться, бороться всеми дозволенными мерами. Сплочение, объединение всех светлых сил в борьбе со злом и создает тот потенциал, когда Свет побеждает тьму. Тезис об агрессивности человеческой природы не имеет ничего общего с его действительным существом. Само зло на Земле явление аномальное. А появление у какого-то человека зла лишь означает его деградацию и падение. Сам человек, в своем проявлении злости, дичает и опускается все ниже и ниже. Одичание доходит порой до таких пределов, что он становится хуже животного в проявлении своей жестокости. Но эволюция животных иная и не следует проводить аналогии с развитием и эволюцией человека. Животное живет инстинктами и не отвечает за свои действия. Человек же одарен правом свободной воли и несет полную ответственность за свои мысли, действия, слова.
Частнособственнические отношения развивают порой в людях низменные страсти и побуждения – алчность, агрессивность, жестокость, развивают в человеке эгоистические задатки в ущерб всем остальным. В противоположность этому коллективная собственность приводит в движение совершенно иные побудительные мотивы – самоотверженность, взаимопомощь и др. В настоящее время резко возрастает значение нравственности в жизни людей, общества в целом. Построение нового общества означает коренной разрыв со старыми нравственными системами. В процессе строительства нового общества мораль становится своего рода компасом, который реально, а не искаженно определяет гуманистические перспективы развития общества и человека. Успехи строительства, пусть даже небольшие, вызывают в странах Запада агрессивное оживление, причем все более видную роль играют положения, имеющие нравственный смысл, представляющие собой философско-этическое осмысление судеб личности в современном мире, перенося борьбу прямо на почву нравственно-психологического самочувствия человека. Пристальное внимание к моральной проблематике не случайно, оно вызвано рядом важных причин. Во-первых, «морализирующая» критика нашей страны проще всего обращается на нужды популярно-массовой пропаганды. «Популярный эффект» морализирующей критики очень высоко оценивается на Западе. Во-вторых, морально этические идеи Запада и построенные на их принципах ценности в корне отличаются от ценностей людей нашей страны, поэтому то мораль и становится объектом нападок. В-третьих, противники развития нашей страны стремятся спекулировать на тех проблемах этики, которые еще окончательно не разработаны и не осознаны людьми в нашей стране. В-четвертых, оказывается, что всякие разногласия и трудности в развитии нашей страны выгоднее и проще всего препарировать в морально-этическом плане. Так недооценка регулирующего значения моральных принципов и пренебрежительное отношение к этике прямо используется для извлечения пропагандистского эффекта. В-пятых, процесс формирования человека при строительстве нового общества не простой, не стихийно-автоматический. Он складывается из самостоятельных нравственных исканий человека, преодоления трудностей, моральных коллизий, а поэтому не редко сопровождается морально-психологическими ошибками, отклонениями, даже нравственными падениями. Эти противоречивые моменты нравственно-психологического развития человека при неблагоприятных житейских обстоятельствах могут быть использованы для подрыва его убежденности, моральной стойкости, для посева в его душе семян неверия, скепсиса, разочарования.
Морально-притягательное значение таких качеств человека, как доброта, отзывчивость, чувство справедливости, достоинство значительно усилилось в новом осознании людей. В странах Запада утверждают, что их моральные нормы ни чем не отличаются от общепринятых, необходимых, что везде говорится о трудолюбии, долге, человечности, честности и т.д. Вот такую то мораль и стараются навязать нам сейчас. Но подобные рассуждения пронизаны фальшью и лицемерием. Надо иметь в виду, что в странах Запада наряду с проповедями о гуманности, честности подавляющий поток средств массовой информации фактически содержит иные проповеди – утверждается культ секса, насилия, человеконенавистничества. Полным ходом процветает работорговля, производство и торговля наркотиков, оружия, отмывание грязных денег. Реально бытующие нравы в странах Запада показывают, что трудолюбие, честность, гуманность и другие ценности там остаются благими пожеланиями, и переносить их образ жизни в нашу страну не стоит. При строительстве нового общества у нас эти нормы должны стать нормами реального поведения людей.
Утверждение, что нравственный принцип коллективизма противоречит требованию личного достоинства, что он отнимает у человека право на свободу и самостоятельность морального выбора, не имеет под собой основания. Коллективизм, при его истинном развитии, не ведет и не может привести ни к какой стандартизации личности, появлению послушных «марширующих толп», которыми легко управлять и манипулировать. Такие толпы на практике как раз и создают те, кто так рьяно на словах выступают за личностное развитие. Принцип коллективизма не только не препятствует выработке новых способов взаимоотношений людей, но и обеспечивает индивидуальное развитие отдельного человека. Россию постоянно пытаются обвинить в антигуманном отношении к людям. Причем не важно к кому именно, и к своим и к чужим, лишь бы обвинения прозвучало как можно громче. Ее обвиняют в нарушении прав человека, зажиме свободы слова, отсутствии свободы печати и т.д. Обвинения, как правило, носят голословный характер, но в работу включаются специально созданные для этих целей средства массовой информации, газеты, журналы, телевидение, причем как в России, так и за рубежом. Все, как и в старые «застойные» времена, когда шла непримиримая идеологическая война. Изменились акценты, направленность, а суть осталась та же, да и цель та же. На это тратятся огромные деньги, миллиарды долларов, это то при таком почти врожденном стремлении считать каждый цент, и не давать ни доллара просто так без выгоды. Пропагандистская машина, запущенная уже десятилетия назад на Западе, все так же работает по расшатыванию и развалу внутренних устоев России, ее молодой государственности. Направленность враждебная сохраняется. Кроме России некому отстаивать интересы россиян. Кроме государства некому дать отпор оголтелой пропаганде, защитить народы России, обеспечить их выживаемость. Именно выживаемость, ибо развал государства неминуемо повлечет за собой хаос и смуту, разруху и голод, унесет сотни тысяч людей. На развал государственности и направлено острие пропагандисткой машины стран Запада. В этом активно помогают и доморощенные политики и те, кто вьется около политики. Помогают не безвозмездно, а за приличные деньги. Все стало покупаться и продаваться.
Противники коллективизма проповедуют индивидуализм. В России есть яркие представители такого подхода. Они призывают человека к моральной оппозиции «внешним требованиям» (общества, государства), к следованию лишь проявлениям и требованиям самого человека. Они говорят, что если каждому человеку будет хорошо, тогда и государству будет хорошо, забывая о том, что государство это нужно еще создать и построить. Отрицается нравственная необходимость, да и нормы морали и нравственности нельзя вывести только из требований одного человека, нужно учитывать требованиях всех, всего общества, государства.
Принцип коллективизма требует глубокой гуманизации межгрупповых, межличностных отношений. Коллективизм находит в солидарности, товариществе, братстве моральные ресурсы для всестороннего развития личности, осуществления своего нравственного идеала. Принцип солидарности создает благоприятные условия для нравственно-психологического взаимообогащения людей, связанных общей благородной целью жизнедеятельности. Решение вопроса нравственного развития должно гармонически согласовывать действие социально-экономической необходимости с требованием морали. Только в нравственном обществе на практике возможно всестороннее развитие личности. Нравственное богатство личности зреет не в изолированности, а в прочных связях и общем деле. Общее дело, скрепленное общими ценностями, вызывает состояние нравственно-психологического единения, братства людей, учит их сопереживать, повышает коэффициент взаимопонимания, создает благоприятный моральный климат. Коллективизм создает и общую основу для творчества. В творчестве раскрываются сущностные силы человека, его талант и духовное богатство, в нем закрепляется ценность самой человеческой жизни. Конечно, без усилий, напряжений, борьбы самого человека не достичь творческих высот, само собой ничего не делается. Возможны сложности и коллизии различного рода. Культурное развитие общества процесс длительный и сложный. Без преодоления проблем прежней духовной отсталости не может быть движения вперед.
Нравственная убежденность, последовательность и принципиальность – те качества, которые необходимы в каждом деле. Доброта не может быть противопоставлена убежденности, и убежденность не антипод нравственности. Если по своему содержанию убежденность выражает приверженность передовой идее, то она напротив развивает доброту, отзывчивость, сострадание. Убежденность, связанная с самыми передовыми гуманными идеалами, способствует развитию в людях таких моральных качеств, как героизм, благородство, самопожертвование которые являются высшим проявлением человеческой доброты. Новое общество должно помогать человеку расти, собственные радости и горести человека, его мысли и переживания должны естественно сливаться с крупномасштабными проблемами современности, социальными вопросами, волнующими общество. Убежденность и доброта должны образовывать гармонический сплав. Моральная принципиальность является основой выбора добра. Именно в убежденности основа предпочтения человека добра злу. Ясное осознание своего морального выбора, понимание что такое добро и как его достичь, дает человеку опору. Именно в идеале, в нравственной жизни человек находит смысл. Идеалы индивидуальной нравственной жизни, лишенные связи с передовыми социальными ценностями, теряют значительную долю побудительной силы. Убежденность в своем деле, нравственная солидарность помогают человеку сохранить доброту в самых сложных, кризисных ситуациях.
Жизнь, творческие успехи, заблуждения и ошибки не проходят даром, они являются исходным пунктом для борьбы и труда новых поколений. Факт прогрессивной преемственности поколений служит основанием для этического оптимизма. В социальном прогрессе заключена гуманистическая эстафета, которая передается от прошлых поколений к настоящим, а от настоящих – к будущим. Это процесс совершенствования человеческих ценностей, в том числе и духовно-нравственных. Каждая новая ступень общественного прогресса, на которую поднимается человечество, стоит дорого, строительство нового общества предполагает преодоление трудностей, упорство, самоотверженность. Но осуществляющие его поколения людей поднимаются в этом процессе на новую ступень нравственной зрелости. Реальный гуманизм рождается в борьбе и движении. Только в движении, в развитии, в устремленности в будущее, в желании сделать его лучше, чем настоящее – только на этом пути не оскудевают нравственные источники жизни человека, которые выводят его искания в сферу гуманистических ценностей. В таком движении каждое поколение людей должно развивать свои идеалы и ценности. Ради этого передовые его представители сознательно идут иногда на лишения, страдания, самопожертвование, если нет других путей, чтобы отстоять свои убеждения и передать их потомкам.
Нельзя жить, не заботясь о будущем. Труд будет изнурительным, страдания невыносимыми, когда сам труд будет лишен для человека смысла. Но где напряжение и интенсивность труда осмыслены, где он имеет нравственное значение, там этот труд будет источником радости от преодоления трудностей, радости борьбы, глубокого удовлетворения от достигнутого. Гуманные цели облегчают гармоничное соотношение настоящего и будущего в жизнедеятельности человека. Хотя они так же связаны с борьбой, страданиями, но они дают человеку верные перспективы его жизнедеятельности, позволяют ему осознать ответственность за выбранную линию жизни. Строительство нового общества требует ясное видение цели, упорство, энтузиазм, стойкость. Это моральное испытание, которое человек встречает на своем пути.
Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Нравственность пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Рассуждения об этике не являются уделом только специалистов. Каждый человек задумывается над тем, что есть добро и что есть зло, где честь, а где бесчестье. Для каждого эти вопросы имеют жизненно важное значение. Судьбы государств и цивилизаций свидетельствуют о том, что сила и слабость общества находятся в прямой зависимости от уровня морали и нравственности в нем. Нравственные проблемы всегда были предметом забот не только философов, но и государственных деятелей, широкой общественности. Общественный интерес к этике повышается в такие периоды, когда нравы деградируют. Люди особенно задумываются над смыслом жизни тогда, когда сама жизнь мало ценится. Этика составной элемент мировоззрения, она входит в комплекс знаний, овладение которыми необходимо творческому человеку. Только как элемент практической, наполненной реально-гуманистическим смыслом деятельности этика может оказывать нравственно возвышающее влияние на человека и общество. Забота о нравственном развитии нового общества должна стать его характерной чертой, сознательной установкой, а живая этика одной из его стратегических целей. Общество, которое стремится стать морально чище, должно ясно видеть пути и перспективы нравственного очищения, знать его механизмы.
 
Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике»
Дата публикации: 02.01.2009 06:20
Предыдущее: Мысль от сердцаСледующее: Одухотворение сердца

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Георгий Туровник
Запоздавшая весть
Сергей Ворошилов
Мадонны
Владислав Новичков
МОНОЛОГ АЛИМЕНТЩИКА
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта