Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Юлия Артэ
Объем: 9026 [ символов ]
Там, где прощались.
Прощаюсь
у края дороги.
 
Угадывая родное,
спешил я на плач далекий -
а плакали надо мною.
 
Прощаюсь
у края дороги…
Ф. Г. Лорка. Прощанье.
 
«О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов…»
Теплый летний вечер. Здесь, в деревне, с раннего утра занимаясь непривычной физической работой, мы особенно ждем этих вечеров, коротких предисловий ночи, рассыпающихся в моих воспоминаниях уютными звуками костра и старенькой стройотрядной гитары. Когда ты поешь Лорку, мы замолкаем. Кажется – эти строчки приносят ветер и гитарными всплесками убегают куда-то дальше нас, расслабленных, уставших. И нам никак не успеть ни повторить их, ни запомнить, и мы просто молчим, каждый – по-своему. Это действительно здорово – после тяжелого рабочего дня слушать и – вот удивление! – слышать Лорку. Слова вплетаются в музыку незаметно, дополняя, придавая ей цвет и запах, и так же незаметно собственная душа обволакивается флером тонких, ускользающих ощущений. Иногда нежную светло-желтую прозрачность строчек разрывает ветер твоего ожившего голоса, впитавшего звуки стальных струн. «О, не жди от нее молчанья, не моли ее о молчаньи…» И как тебе удается заставить саднящие, стертые кирпичами и разъеденные цементом пальцы легко слушаться, быть «проворными кинжалами»!..
Мы непоправимо очарованы твоим Лоркой, и лица освещены языками костра, и хочется чего-то такого...
– Оль, расскажи мне еще о нем! – прошу я, обхватывая колени.
Ты задумалась на мгновение и, продолжая наигрывать мелодию на гитаре, всматриваясь куда-то в темноту, подернутую дымом, прочитала:
 
На желтой башне
колокол
звенит.
На желтом ветре
звон
плывет в зенит.
Дорогой, обрамленной плачем,
шагает смерть
в венке увядшем.
Она шагает
с песней старой,
она поет, поет,
как белая гитара…
 
Ты произнесла еще что-то на испанском, и в твоих темных глазах дернулся отраженный огненный язычок.
– Они говорили: никто не мог предположить, что его расстреляют… вот так просто. Что смерть его будет настолько нелепа. На самом деле смерть всегда нелепа, по определению, потому, что она противоречит всему тому, чем мы живем. Потому, что никто не может знать, когда она придет и чем будет. Как и почему ударит в грудь огненным металлом, бросит на холодную предрассветную землю. Успеет ли заболеть пробитое сердце, сможешь ли выделить, вытащить из сонма проносящихся мыслей одну, самую главную… – кто знает! Остановившимся взглядом уже не увидеть мальчика, бросающего серые комки грязи на твое застывшее лицо, уже не простить. Навсегда, навсегда… Как жаль…
Ты привстала, опираясь на гитару, и твой вдруг изменившийся громкий голос отозвался мурашками на моем теле:
– Как жаль, что не услышу больше и не спою… Те стихи, что еще во мне, напишет на чистом листе уже кто-то другой, но потом, после, и не моими словами. Я – не успел, не успел… Пусть ветер, качающий ветви старой оливы в овраге, принесет вам мое последнее дыхание, мою печальную безнадежность. Прощаюсь у края дороги…
Потухающий костер уже не греет, но уходить нам не хочется. Разбуженные мысли, вращаясь у одной, главной, сплетаются в длинную цепь размышлений…
– Смерть есть некое таинство, что вызывает у человека страх и неприятие, но вместе с тем потрясает и заставляет думать, – произносишь ты еле слышно. И я вспоминаю фотографии, сделанные тобой в разрушенном землетрясением Спитаке: на фоне бесконечных развалин – фигуры людей, с молчаливой деловитостью роющихся в громадных кучах мусора, растерянные лица тех, кто навсегда потерялся в пережитом своем ужасе.
– В смерти заложена та жемчужина сострадания, предназначенная для живых, что делает людей лучше, и объединяет, и, в каком-то смысле, примиряет. Но главное…
За тем тупиком, в который вгоняет нас смерть с безжалостным своим натурализмом, мелькает тень того самого бессмертия, веками занимавшего человеческую мысль. Допуская возможность всего лишь приблизиться к важному, но каждый раз не позволяя ничего знать наверняка. А крест на могиле оборачивается неким началом, новой точкой отсчета, и совсем уже неважным становится, сколько прожил, просуществовал в живом, понятном мире – ведь успел же, успел…
Нет, Лорка писал не о смерти, – ты задумчиво улыбнулась, – а о бессмертии. О свободе, о бесстрашии. О жизни, которую очень любил – с красотой родных мест и встречающихся людей. Все, что он писал – одна большая драма о жизни, которая бесконечна. А смерть – это всего лишь одна из многочисленных героинь этой драмы…
– Оль, а почему мы такие разные? Почему есть люди, для которых недоступно очарование слов, красок, звуков? Почему для кого-то все это – совершенно пустая форма, оболочка, и только?
Ты вздохнула, посмотрела на свои покрасневшие руки и медленно прочитала:
«Есть души, где скрыты увядшие зори, и синие звезды, и времени листья…»
– Люди должны быть разными, – продолжала ты. – Одни способны и в камне увидеть Бога. Другие, прикоснувшись к талантливому и красивому, жаждут разрушения, истребления, испытывая ненависть и бесконечную, неисчерпаемую злобу. К тому, что не понятно. К тому, что не ты. Так было и так будет. И всегда будет это – тайное, светлое, несказанное. Тот, кто его услышит и соберет, кто сумеет выразить – тот и станет бессмертным…
– Спой еще, Оль, про тополя! На испанском…
Мне нравится слушать стихи на незнакомом языке. Как слушают ветер или море, чувствуя непереводимую прелесть полета и печаль, что стоит над всем, как будто сверху. Строчки, схваченные внутренним ритмом, похожи на расцвеченную яркими образами музыку, но более собранную, более точную, проникающую вовнутрь одним ударом, словно пуля. И только мгновенный и недолгий холод в ране, только убегающее, словно сон, привычное ощущение себя и растворение в том новом, интересном, до конца не расшифрованном…
– И все-таки, – мне хочется снова и снова задавать этот вопрос. – Почему он так умер, Оль?
Ты пожала плечами:
– Потому, что война…
Потому, что грубость и жестокость, существующие в мире ¬– это некий противовес красоте и таланту. Оказавшись в кровавом колесе, слишком сложно выжить…
– Послушай вот лучше это, – и ты снова пела про немого мальчика, про луну и желтый ветер, про мертвые глаза цыганенка. Я слушала, и меня, вползая, медленно растворял сон, словно сама вечность, и мои мысли где-то далеко произносил уже кто-то другой, а мое крохотное сердечко раскрывалось на ладони выпрямляющегося, упрощающегося мира, с поволокой легкого дыма, с красотой, доступной и радостной… «Гитара, и во сне твои слезы слышу…»
 
Прошло несколько долгих лет, когда я, совершенно случайно, сквозь напирающий со всех сторон шум рейсового автобуса, узнала о твоей судьбе. Оказывается, будучи уже опытной журналисткой, в составе небольшой группы, ты уехала в Чечню.
Когда автобус резко затормозил, из нескольких неразборчивых фраз твоей бывшей подруги выпало слово, что ударило меня, и покатилось куда-то дальше, вниз, к ослабевшим ногам. – «Пропала».
– Поиски ничего не дали, – продолжала подруга в сторону, стараясь вызволить из накрепко сомкнувшихся тел свою сумку. – Какие-то ущелья, какие-то взрывы. Вроде как она побежала вперед с камерой, а там… Ну, в общем, не нашли ее. Да, вот и брат ее приезжал за вещами, симпатичный такой. А ты что, правда ничего не знала? – Давно ведь уже…
Я отчетливо вдруг увидела, как там, в давно прошедшем июльском дне, я, с застрявшим в горле своим жалким «А-а…» больно падаю на мокрые скользкие доски, не выпуская из рук тяжелых ведер с размокшей глиной. И ты бежишь ко мне, бросая все, выхватываешь ведра и толкаешь меня в мягкий, приятно покалывающий соломинками стог сена. А в уголках твоих темных глазах, с нестертыми еще светящимися отблесками нашего вечернего костра, в хриплом твоем голосе, что запомнился мне на века, я чувствую что-то такое, отчего кажется – ты старше меня на бесконечное количество жизней, и я не могу теперь с тобой больше не встретиться…
Рассеянно, какой-то одной своей частью, я задавала бессмысленные вопросы. Твоя бывшая подруга, нервно посматривая в окно, добросовестно отвечала:
¬– Как это зачем? Это их работа ¬– горячие точки и все такое… Там, где смерть. Там, где надо снимать. Рейтинг же...
¬– Я не понимаю, почему же именно Оля?..
Моя спутница вздохнула, пожала плечами.
– Потому, что война…
***
Вчера я отыскала его. Полустертый, совсем ветхий тетрадный листочек. Мне исполнялось восемнадцать, и ты была первой, кто поздравил меня. Теперь я снова держала его в руках, спустя столько лет и читала, как тогда, погружаясь с головой в каждое слово – твое и его:
«Что подарить тебе, малыш? Цветы завянут, закончатся духи, потеряются безделушки. Лучше я подарю тебе слова. Те слова, что не исчезнут никогда. Слова того, кто стал бессмертным.
…Пускай усну нежданно,
усну на миг, на время, на столетья,
но чтобы знали все, что я не умер,
что золотые ясли - эти губы,
что я товарищ западного ветра,
что я большая тень моей слезинки…»
Спасибо тебе за него, Оля. Спасибо вам за себя. Если мы все-таки встретимся, я знаю, где: там, где прощались, у края дороги.
Дата публикации:
Предыдущее: ЗавещаниеСледующее: Встреча

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Регина Божия[ 30.11.2007 ]
   Юля, печальное произведение. Для меня особенно, потому что "я навсегда потерялась в пережитом ужасе". Смерть лично у меня вызывает не страх, а недоумение. Я знаю ее запахи, ее звуки. Уже полтора года - одно недоумение. Мне от моего сына осталивсь не слова, а рисунки и фотографии, 500 фотографий - натюрморты, крымские и киевские пейзажи. И больше ничего. Бессмертие впереди, а позади 27 лет жизни. И все.
   До встречи. М.Божия.
 
Юлия Артэ[ 30.11.2007 ]
   Искренне сочувствую вам, у меня двое маленьких, и постоянный страх за них бывает навязчивым... Не знаю, смогла бы я после этого писать. Наверно, вы правы, все, о чем я тут строчу, просто смешно для человека, пережившего такой ужас... На смерть можно смотреть только со стороны, но изнутри - слишком тяжело. Сочувствую вам, слов нет как.
Людмила Клёнова[ 14.08.2008 ]
   Юля, очень хорошо написанный расказ - действительро, умело и точно выстроенный.
   Для меня начало его - просто зачаровывающе... Созвучно невероятно - только что как раз показали новую нашу работу - по прозе
   А. Вознесенского, одна из частей которого "Лорка". И красной нитью проходит его "Плач гитары", и звучит она не только на русском, но и на испанском - я тоже подчиняюсь магии чужого прекрасного языка...
   У Марка Минкова есть великолепный вокальный цикл на стихи Лорки, который начинается именно с "Плача гираты" - столько раз мои студенты играли этот цикл, и с какими замечательными солистами... И как читали мы все вместе Лорку, пытаясь хоть чуть -чуть проникнуть в краски его поэзии, в его ощущения - и мои уже повзрослевшие студенты до сих пор помнят эти наши репетиции (?), встречи, концерты...
   Есть и много другого, что помнится - но Лорка - был и есть в моей жизни...
   Спасибо Вам за рассказ - Вы вернули меня туда, в мою прежнюю жизнь - на какое-то время...
   Удачи Вам!
   С теплом - Лю
 
Юлия Артэ[ 15.08.2008 ]
   Спасибо, Лю!

Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта