Евгений Кононов (ВЕК)
Конечная











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Буфет. Истории
за нашим столом
Ко Дню Победы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Раиса Лобацкая
Будем лечить? Или пусть живет?
Юлия Штурмина
Никудышная
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама
SetLinks error: Incorrect password!

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Философская и религиозная лирикаАвтор: Горожанин
Объем: 106 [ строк ]
Недосказанная повесть
В.ПРАВДИН
 
 
НЕДОСКАЗАННАЯ ПОВЕСТЬ
 
В класс вокала московской консерватории Ольгу приняли практически без экзаменов. Ограничились лишь формальным собеседованием, где было задано несколько типичных во-просов для этой ситуации.
– С Урала я, пела в школьной самодеятельности.
О том, что Ольга провела более двух лет в монастыре и была там певчей, она почему-то умолчала. Да и не рядовой певчей, а их было более десяти послушниц и монахинь, а одной из лучших. Ее колоратура звучала искренней хрустальной нежностью, дышала духовной чистотой и доставляла прихожанам храма необыкновенную благодать и умиротворение.
На прослушивании Ольга пропела без аккомпонемента один из ее любимых духовных стихов, часто исполняемых ею в монастыре:
Не здесь, не здесь
Страна родная,
Не в этом мире суеты,
Где дышит злобой речь людская,
И острым жалом клеветы.
………………………..
Своим исполнением она произвела нескрываемый восторг у председателя приемной ко-миссии. Однако дама, сидящая рядом с председателем, изрекла с высокомерной снисходи-тельностью: «Голос не поставлен, примитивная самодеятельность».
– Отнюдь,– горячо возразил председатель, – как естественно передана мистика! А голос не тронутый нашими наставлениями. Какие тонкие вибрации! Клад! Его хочется раскопать целиком!
 
Обилие новых впечатлений, неведомых ранее, открыли Ольге другую жизнь, так непо-хожую на жизнь в монастыре. Раскованность, и, как казалось Ольге, развязность студенче-ской среды воспринималось ею с нескрываемым удивлением и настороженностью. Ее новые друзья тоже чувствовали непохожесть ее поведения на общепризнанный, с их точки зрения, стиль. Они объясняли это ее провинциальной недалекостью, в отличие от столичных непи-санных правил. Ольга старалась подстраиваться, но не всегда ей это удавалось, и прослыла отшельницей. У отшельницы была ладная фигура, средний рост, густые русые волосы, глад-ко зачесанные назад, внимательный взгляд цвета морской волны глаза; но главное – обаяние ее внешнего облика, которое сильнее классической красоты. Все это вызывало тайную за-висть у подруг и нескрываемый интерес у парней.
 
Свое прошлое она тщательно скрывала, чувствуя внутреннее духовное превосходство над ее коллегами, но пыталась подавлять и внешне не показывать этого, как проявление од-ного из главных грехов – гордыни. Она поняла главное: несовместимость принципов двух жизней – монастырской и реальной светской. Осознание такой несовместимости не только волновала, но и подавляла ее дух, что заставляло ее искать выход из этого тупика, но безус-пешно.
– Есть же универсальные ценности: свобода и нравственное начало! – рассуждала Ольга. Евангелие для всех одно!
Она подсознательно понимала, что любая раздвоенность патологична. Наивная ее душа и не подозревала, что не решенная ею проблема, терзала и продолжает безрезультатно терзать многих не только в прошлом.
Засыпая поздно вечером и просыпаясь по утрам в консерваторском общежитии, Ольга, по привычке мысленно прочитав короткую молитву, вспоминала монастырских сестер-монахинь, послушниц, умудренную жизнью матушку и тот размеренный, казалось, однооб-разный образ жизни вдали от мирской суеты. И все это сгинуло в безвозвратное прошлое, и она втягивается в светскую суматоху столичных событий по собственному своему свобод-ному выбору.
Необходимо вставать и идти на занятия, но уже без звука колокольчика, который разда-вался в шесть часов каждое утро в коридоре, – это дежурная сестра будила всех насельниц, находящихся в своих кельях. И каждая из них после утренней молитвы и завтрака в трапез-ной должна выполнять свои заданные послушания: кто в храм на утреннюю службу, кто в иконописную мастерскую, кто в пошивочную, а кто на уборку скита. Во время трапезы обычно одна из сестер читала на церковно-славянском языке Евангелие или главы из Апо-стол. В отдельные дни недели послушанием Ольги было пение во время трапезы духовных стихов в атмосфере полной тишины, которую неукоснительно сохраняли несколько десятков сестер, чинно и смиренно сидевших за длинным столом, во главе которого восседала сама матушка.
Ольга отчетливо помнила, как ее, получившую аттестат об окончании десятого класса и не прошедшую по конкурсу в пединститут, глубоко верующая мать привела в женский мона-стырь, расположенный на окраине города, и сдала на попечение матушке. До этого они с ма-терью несколько раз в летнее время посещали монастырь, жили там несколько дней в качестве паломников, ходили на службы, выполняли несложные послушания наравне с дру-гими, как и они, паломниками. Став послушницей, Ольга быстро освоила несложные, но строгие правила поведения и порядок монастырской жизни. Ее быстрый духовный рост удивлял назначенного ей духовника, кому она еженедельно исповедовалась в своих незатей-ливых грехах.
Через два года Ольга приняла постриг и стала уже инокинею. Основное ее послушание, выполняемое ею с возвышенным вдохновением, – быть певчей на божественной литургии и других службах в храме. Прихожане, ценители церковного пения, с молитвенным упоением слушали природное, удивительно красивое звучание ее голоса. Она быстро освоила почти забытое в российских храмах византийское знаменное унисонное пение взамен широко рас-пространенного партесного, многоголосного и помогала другим сестрам освоить новый для них стиль. Любовь к духовному пению подчас вводила ее в страстное чувственное состоя-ние, которому предшествовало безобидное, казалось, вдохновение. Это ее пугало: этим она нарушала основное требование монашества – освобождаться от пагубных страстей; но имен-но в такие мгновения она достигала вершин. Она не знала, как совместить страстную любовь к пению с бесстрастием. «Истинное творчество не может быть равнодушным и, следователь-но, бесстрастным, но эта страсть не греховна», – считала Ольга. Даже поучительное толкова-ние своего духовника она не могла понять, как уживаются творчество и бесстрастие.
Для работы с певчими в монастырь была приглашена бывшая прима из оперного театра. Она же подвизалась и в эстраде. Ей сразу не понравилось пение сестер:
– Голоса не поставлены! Провинциальная манера пения! Самодеятельность! Нет совре-менного почерка! Искусство не стоит на месте, старое, отжившее отмирает, новое жизне-способно,– уверенно заявила Людмила Серафимовна, новый регент. – Дайте срок, все исправлю.
Начались ежедневные занятия.
– Я передам тебе, Ольга, секреты староитальянской школы пения, неизвестные многим, да почти всем современным вокалистам. Эти секреты были забыты, или намеренно умалчи-вались и передавались от учителя к ученику, как говорится, из уст в уста, – приглушенным тоном говорила Людмила Серафимовна, оглядываясь по сторонам, будто боясь, что ее могут подслушать. – Ты умница, все поймешь. Так вот, слушай меня внимательно: согласно этой теории, вопреки современным официальным представлениям, источник голоса находится не в горле, а в груди, в системе бронхов, точнее, на конце дыхательного горла, и голос возника-ет в результате колебаний перепонки, соединяющей хрящевые полукольца трахеи. Эти коле-бания поддерживаются малыми порциями поверхностного дыхания. И вот главное: дыхание во время пения должно быть не глубоким, брюшным (диафрагменным), как это принято со-временной школой пения, а грудным, малым. Такой грудной тип дыхания был назван «бель-канто». Таким образом создается непрерывный поток звучащего воздуха, свободно проходящего не искажаясь через горло наружу.
Мне эти, давшие истинное наслаждение от пения тайны, и сыгравшие в моей карьере большую роль, передал мой учитель. Помню: во время занятий, чтобы фиксировать положе-ние диафрагмы, куполообразной перегородки между грудной и брюшной полостями, он клал простой кирпич в нужное место и я, лежа на спине, отрабатывала грудное дыхание, какое должно быть при пении.
Ольга с волнением слушала необычные наставления и ушам своим не верила: «Как так! Надо заново начинать учиться петь по новой технике!».
– Живот, живот не выпячивай, диафрагма должна быть неподвижной! – требовала Люд-мила Серафимовна. – Рот, рот шире, смелее, не вижу малого язычка, дай воздуху свободный проход через горло!
Ольга чувствовала, что ее ломают, разрушают ее голос, нет, не голос, а утрачивается дух религиозности, тайна Откровения. Тонкий музыкальный слух и природный талант Ольги улавливали непреодолимую пропасть между светским исполнением нового регента, подчас искренним, поэтичным, и горячим, но ложным, лакировочным, не очищенным от страстей и пением духовным, религиозным.
На очередной проповеди батюшка говорил, что Православие и все его духовные ценно-сти даны на все времена, и не терпят рациональности, эволюции и всякого сорта «модерн», что религиозная истина, в отличие от научной истины, абсолютна, а не относительна, ее не-обходимо сохранять и охранять от всякого экуменического «обновления».
– Людмила Серафимовна, – со слезами в глазах молила Ольга, – у меня не получается, как у Вас.
– Голубушка, будь рациональной в достижении своей цели, раскрепостись, почувствуй свободу, владей своими слушателями, увлекай их за собой, толпа любит страсти, – настойчи-во повторяла Людмила Серафимовна.
Тут она вспомнила, что одной из сестер, монахине по имени Мелания, уже в летах, стра-дающей бронхиальной астмой, предложили лечиться под наблюдением врача по методу Бу-тейко – благотворным специальным поверхностным дыханием: коротким вдохом и продолжительным спокойным выдохом. Несчастная категорически отказывалась, повторяя: «Все мы находимся под постоянным Божьим наблюдением, и человечьи выдумки мне не нужны». Врач увещевал, доказывал, что глубокие вдохи губительны для здоровья и приводят к преждевременной смерти. В конце концов Меланию уговорили лечиться без лекарств, и вскоре болезнь пошла на убыль, а больная стала привыкать постоянно дышать по-новому, с усердной молитвой.
 
Прошел не один месяц, и усилия учительницы стали давать результаты. Ольге вскоре стал нравиться новый стиль пения. Известно, что причины и следствия могут меняться мес-тами. Малая течь способна со временем размыть крепкую плотину. Наставления Людмилы Серафимовны имели своеобразные последствия. Червь рациональности, свободы поведения привели к неожиданному результату: свои послушания Ольга стала воспринимать как закре-пощенность, а исповедь – как потерю независимости. Ольга завела себе зеркальце, что не было принято в монастыре, и часто смотрела на свое отражение, отмечая свою привлека-тельность: платочек на голове при выходе из душевой уже подвязывала определенным мод-ным образом. Главное – ею овладевала и сверлила мысль: опробовать свои вокальные способности не только в монастыре, но и за его пределами, на сцене. Она видела в этом же-лании воплощение библейской мысли: не зарывать таланта в землю, чтобы приносить поль-зу и добро людям.
В результате всего этого у нее утвердилась мысль покинуть монастырь. Однако открыто уйти из монастыря не было никакой возможности; охранники, дежурившие у входа, не вы-пустили бы ее без особого разрешения матушки. Обратиться же к матушке с просьбой отпус-тить ее у нее не хватало духу. Оставалось одно: тайно покинуть ставшую родной обитель, а там будь что будет. Переодевшись в простенькую одежду, приготовленную заранее, выждав сумеречное время, когда большинство сестер были на службе в храме и найдя пустынное ме-сто в углу обширного двора, Ольга без труда перелезла через забор, ограждавший скит, и, нагнувшись как под дождем, быстрым шагом, не оглядываясь, пошла к городу.
 
Прошло около трех лет успешной учебы Ольги. Ее консерваторские учителя были до-вольны вокальными успехами своей способной воспитанницы: она прилежно исполняла их требования. Однако они с удивлением отмечали, что в исполнении Ольгой некоторых клас-сических произведений и романсов появлялись непонятные им звучания, не соответствую-щие традиционным. Они исправляли ложную интерпретацию и были довольны ее пониманием, когда их ученица возвращалась к общепринятому восприятию доминанты про-изведения.
Сразу после зачисления в консерваторию Ольга обратилась к матушке монастыря с по-каянием, получила прощение и благословение. Продолжение добрых отношений с матушкой Ольге были нужны, как и ранее. Она выбрала один из московских храмов, и в свободное от занятий время исполняла обязанности певчей, как в былые времена в монастыре.
В действительности Ольга вела поиск путей сближения исторически разобщенных пред-ставлений о нравственных ценностях в обществе, духовных и светских, своими средствами, интуитивно ею созданными. Она проверила действенность этих средств на своих почитате-лях ее особого искусства пения! Когда-то на заре человечества эти два начала были едины, и в той мере, в какой человечество отпадало от духовности, в такой же мере происходила тра-гическая деградация культуры, непрерывно прогрессирующей. И тем не менее только куль-тура, происходящая от культа, со своим духовным прошлым может возродить человечество. Ольга пришла к выводу, что этот фактический разрыв усилиями людей можно сократить, а в будущем и вовсе убрать. «Это и есть путь спасения мира! – говорил ее внутренний голос». Эта неожиданно появившаяся, иным кажущая наивной, фантастической мыслью, может быть, и абсурдной, как молния, охватила ее воображение, не давала ей покоя ни днем, ни но-чью. Чем значительнее цель, тем с большей энергией человек способен добиваться ее осуще-ствления.
 
Закваска, полученная в монастыре, и опыт исполнения мировых классических музыкаль-ных произведений, не прошли даром. Духовная наполненность православного богослужеб-ного пения и исполнение классических светских произведений ей удавалось выразить особым образом. Она нашла связь, обобщающую светскую и духовную жизнь! «Ну, конечно, – думала Ольга, – деградирующая культура человечества в своей генетической памяти долж-на сохранить свою нравственную первоначальную девственную основу, затуманенную кол-лективным умопомрачением общества под воздействием демонических сил. Значит, обратимый процесс возможен! И возрожденная культура может этому помочь, а истинное искусство, не утраченное и сохранившее свое нравственные начала возвратится к своим ис-токам! Начнется новая светлая эра человечества на Земле!»
У Ольги закружилась голова от чудом открывшихся ей идей.
 
За несколько дней до Рождества Ольга получила от матери телеграмму: «Умер отец». Ольга, с трудом заняв необходимую сумму, поехала на похороны. Мать рассказала: «На от-ца, возвращавшегося вечером с дежурства (он работал диспетчером в частной фирме), напа-ли трое неизвестных, сорвали с его головы меховую ушанку и хотели бежать. Отец пытался задержать бандитов, но был зверски избит; сколько-то времени пролежал в снегу, и неиз-вестными добрыми людьми был подобран, доставлен в больницу, где вскоре скончался от ножевых ран и побоев. «Видно, цена жизни человека у нас – шапка, – заключила мать, – всхлипывая, не вытирая слез. Такой разбой на улицах у нас не редкость».
– Мама, простим налетчиков, они не знают, что творят. Не нам их судить. Ольга фор-мально повторяла заповедь, усвоенную в монастыре; но все ее существо противилось. Она впервые в жизни столкнулась с проблемой любви к ближнему, и оказалось, что учение на практике не работает, по крайней мере, для нее.
– Значит, я не готова принять это, не готова, – с горечью в душе размышляла Ольга. – А может быть… нет, этого не может быть!
 
Бюджет Ольги после потери родителя резко сократился, и экономия стала занимать не последнее место в ее быте.
Однажды Ольга возвращалась из района, расположенного на окраине Москвы, с урока по репетиторству, дававшего ей небольшую добавку к стипендии, прожить на которую было не так просто. Было начало сентября. В серых сумерках моросил мелкий, холодный дождь. Си-дя у окошка автобуса, она наблюдала за прохожими, спешившими по своим делам, за тесно столпившимися людьми на остановках, с нетерпением ожидавших посадки в желанный су-хой транспорт. Настроение Ольги было приподнятое. Она искала этому в уме причину, и нашла: на днях с ней произошел забавный случай.
После занятий по вокалу, где ей удалось найти правильную интонацию концовки одного романса, она забежала в буфет, чтобы потратить небольшую сумму на обед. Одновременно за столик напротив сел парень. Его и ее подносы были уставлены скромным набором блюд.
– Позвольте, унесу? – спросил парень и, не дожидаясь ответа, взял оба освободившиеся подноса и легкой спортивной походкой пошел туда, где лежала груда использованных под-носов.
– Спасибо, – тихо произнесла Ольга, как только парень вернулся.
– Вы никогда не отказываетесь от услуг? – спросил парень с ударением на слове «нико-гда».
– Это зависит, – какие услуги и к тому же: кто, где и когда.
–Ох, как сложно! – как только Вы справляетесь с такой сложной задачей? – ведь возмож-ны ошибки.
– Пока справляюсь… с Божьей помощью, – серьезным тоном ответила Ольга.
– Круто! – не скрывая удивления, громким шепотом воскликнул парень и поспешно при-ступил к еде, незаметно, бросая взгляды на Ольгу.
Что произошло потом – Ольга вспомнила самое забавное: в странном замешательстве, уже не отрывая пристального взгляда от Ольги, парень машинально взял в руки Ольгин ста-кан с компотом и, припав губами к нему, выпил содержимое. Когда похищение компота бы-ло ими обнаружено, вконец растерявшийся парень сумел только сказать: я – вечный Ваш должник – найду Вас, до свидания.
– Я – Олег, а Вы?
–Я – Ольга, – несколько помедлив, ответила она.
Сейчас Ольга вспомнила портрет того, атлетического сложения, парня: запомнились, с искринкой, серые глаза, высокий лоб, светлые прямые волосы.
 
Резкое торможение автобуса у остановки прервало спокойное течение мысли Ольги. На входные ступеньки поспешно стали подниматься пассажиры. Последней была весьма пожи-лая женщина. Она сгорблена и с трудом, старчески охая, медленно поднималась по высоким для нее ступенькам, держа в одной руке хозяйственную сумку с продуктами, в другой при-жимала совершенно мокрое небольшое существо – собачку. Старушка, наконец, вошла, встала у входа, облокотившись на стойку, виновато огляделась, с любовью что-то прогово-рила, обращаясь к мокрому существу, мирно покоящемуся у нее на груди.
Никто из сидящих рядом пассажиров не пошевелился, чтобы уступить место старушке. Ольга собралась было это сделать, как вдруг кондукторша зычным голосом заявила: «Поче-му собака без намордника! Не положено! Гражданка, выйдите из автобуса!» Женщина сна-чала не поняла, что именно к ней обращено приказание. Минуту старушка отказывалась уразуметь смысл такого требования, но, поняв, она растерянно оглянулась, ища поддержки пассажиров. Однако все молчали. Только одна женщина, сидящая в первом ряду довольно громко, обращаясь к своей соседке, проговорила: «На днях сына моей знакомой укусила со-бака. Мальчику приписали уколы от бешенства, кто знает, бешеная была собака или нет».
– Гражданка, повторяю: автобус дальше не пойдет, не задерживайте движение,– настаи-вала повелительным тоном хозяйка вагона, отдав такое же предупреждение водителю.
Виновница происшествия в нерешительности, казалось, замерла, испуганно мигая глаза-ми, которые уже источали слезы. Пассажиры зашевелились, послышались голоса:
– И долго мы будем стоять?
– Кондуктор, имей совесть, посмотри, что делается за окном!
– Уже видали таких диктаторов!
– Не твое собачье дело! Не положено, да и все! – парировала диктатор. Потом мне же и отвечать.
– Таких, горе-чиновников, буквоедов, развелось, как собак нерезаных, они-то, и измыва-ются над нами, и правят бал, ждут взяток!
– А что – взятка выгодна, и тому и другому, и дело решается быстрее,– заявил женский голос с последних рядов.
В автобусе стоял гул голосов. Наконец, конфликт разрешился просто: средних лет муж-чина в кожаной куртке, медленно, молча поднялся со своего места, прошел к окну водителя и что-то стал говорить: « …командир…, я спешу… нельзя-ли кончить эту …..? – с этими словами он протянул руку в окошко и положил рядом с водителем бумажку зеленоватого от-тенка».
Ольга встала и усадила несчастную женщину на свое место. Через мгновение мотор за-ворчал, и автобус, как бы нехотя, тронулся с места. Кондукторша тоже что-то проворчала, и, небольшое, транспортное происшествие этим мирно закончилось, хотя говор людей еще продолжался некоторое время, потом и он затих.
 
У всех людей, одержимых какой-то идеей, внимание к другим вещам ослаблено. Ольга, в этом смысле, не была исключением – она настойчиво искала интонацию и тайну, связываю-щую духовность со светской манерой исполнения любимых ею музыкальных классических произведений. Она убедилась, что не все поэтические фразы поддаются перевоплощению. К примеру, она чувствовала религиозность в романсах на слова Пушкина, в которых понимал-ся близкий для нее сверхтекстовый смысл. Ольга по-своему исполняла эти романсы, начиная от простых на полторы октавы и до более сложных. Она удивляла своих учителей авторским исполнением романсов, написанных композиторами – современниками Пушкина Верстов-ским, Алябьевым, Геништой, Глинкой, Корсаковым и более поздними Чайковским, Рубин-штейном. Пушкинская поэзия притягивала к себе профессиональных композиторов и любителей. Ольга знала почти все шестьдесят романсов тех пушкинских времен, известных современным музыковедам.
 
Однако, несмотря на свою занятость и увлеченность будоражащими ее мыслями, в памя-ти Ольги не пропало необычное знакомство в буфете с парнем, назвавшим себя Олегом. Дня через три Олег после занятий дождался Ольгу у памятника Чайковскому:
– Привет музыкантам!
– Добрый день, – ответила Ольга,– я не музыкант, я из певчих.
– Провожу?
– Да, я иду в общежитие.
Они пошли к метро, вниз по улице Герцена. Он громко говорил о себе, широко и энер-гично размахивая руками, иногда отбрасывая назад ладонью прядь светлых волос, она молча, с интересом слушала, послушно идя рядом, не перебивая его…
При расставании он заметил: «Знаешь, Оля, наши имена – Ольга и Олег созвучны и име-ют общий корень».
Она теперь знала, что ее знакомый – студент Баумки, как он выразился, с факультета, где изучают ракетную и космическую технику. Москвич. Его слова: «Родители – из интеллиген-ции первого поколения, за границей не был, не судим, ни в какой партии не состоял». В бу-фете консерватории оказался случайно: искал школьного товарища с факультета струнных инструментов, скрипача. Свою альма-матер, высшее училище МВТУ Олег расшифровал по-чему-то с достоинством в голосе: «Мы вас тут угробим».
– Что ж, возможно, это недалеко от истины, – заметила Ольга.
Олег удивленно посмотрел на Ольгу: «Я верю науке, она все может, дай только время!».
– Наука – только разум, а один разум – скорее разрушитель, нежели созидатель, – уве-ренно произнесла Ольга. – Олег, ты же не будешь отрицать, что центром внимания становит-ся не человек, а неудержимо совершенствующая техника, что неизбежно приводит к обесцениванию жизни человека. Душевный и духовный мир человека превращается в жертву технической цивилизации. Любовь вытесняется с планеты, а место ее захватывает рацио-нальный, холодный, эгоистический расчет. Супруги уже не духовно близкие люди, не «душа в душу», а конкурирующие компаньоны.
– Ольга, ты сгущаешь краски. Та же наука будет противостоять разрушающим процес-сам. Сработает действующий в природе и обществе закон саморегуляции! Не волнуйся!
 
Встречи молодых людей продолжались, и они чувствовали растущее взаимное притяже-ние. Ольга, наедине с собой, признавала, что это знакомство было непохоже на другие зна-комства с парнями из ее группы. Нетерпеливое ожидание следующей встречи с Олегом было волнующим и ранее неизвестным. Она почему-то верила всему, что говорил Олег, не видя в нем никаких недостатков. Ее увлекала его откровенность, простота и доверчивость.
Ольге все чаще и чаще хотелось думать об Олеге и разобраться в своих чувствах к нему. В монастыре ее учили духовной, жертвенной, бесстрастной любви, лишенной чувственных эмоций. Она еще там поняла, что такая любовь – это святость, в полной мере ей не доступна. В отношении к Олегу первое время ее душу овладевало нечто другое, она назвала это другое «душевной» любовью. Такая любовь у нее была к матери; такая же эмоциональная любовь была у нее к ее искусству пения, доходящая до самозабвения; чувство такой любви Ольга могла осознавать, понимать и объяснять. Однако однажды, во время последней встречи она была охвачена смятением, не ведомым ею ранее, испугавшим ее; это новое для нее чувство обдало ее странным жаром все ее существо. Ей так захотелось, чтобы при расставании теп-лая ладонь Олега дольше удерживала ее руку и чтобы теплая волна, исходящая из его ладо-ни, прошла в глубь ее. В эти мгновения Ольга, казалось, не владела собой.
Это новое для нее чувство, запомнившее ей, вновь и вновь возвращалось, не давая покоя. Ольга еще не могла дать имени и названия этой новой любви – страсти, захватившую все ее существо. В конце концов дело не в названии, а в том, что она существует, и освободиться от нее не в ее силах. Это уже не только «душевная» любовь, тем более и не духовная, а страст-ное влечение, от которого щемит и трепещет сердце.
 
Ей хотелось рассказать Олегу о своем монастырском прошлом, но первое время она не решалась, откладывая на следующую встречу, но, когда наступала эта встреча, опасаясь че-го-то, медлила, хотя презирала себя за непростительную слабость.
Но тут произошел случай, ускоривший ход событий в их отношениях. Однажды идя в нотный магазин по Сретенке мимо игорного дома, каких много в Москве, она увидела Олега, входящего в казино. Не успев окликнуть его, Ольга в замешательстве остановилась, не ре-шаясь войти в заведение, как она считала, являвшимся исчадием ада, недостойным порядоч-ного человека.
– Подожду здесь, пока он не выйдет, – решила Ольга.
Но прошло пять – десять и более минут, а Олег все не выходил. Ольга решилась. Войдя в игорный зал, Ольга осмотрелась, надеясь найти глазами Олега, увидела в центре большой, прямоугольной формы, стол, покрытый зеленой материей, вокруг которого на высоких мяг-ких тумбах сидели игроки, люди – жертвы, рабы своих страстей. Во главе стола стоял муж-чина во фраке, с черной бабочкой вместо галстука, с торжественным невозмутимым выраже-нием лица; он был вооружен длинной клюкой с перекладиной на конце, которой он двигал фишки. Ольга подошла ближе к столу и осмотрела сидящих на тумбах людей. Вот – мужчи-на преклонного возраста с морщинистыми мешками под глазами, воровато бегающими по сторонам зрачками и обвислыми щеками; рядом с ним сидела дама средних лет с хищным акульим профилем, без подбородка, под кровь покрашенными губами и холодным взглядом глаз с синими обводами. Взгляд Ольги перешел на следующего игрока. Это был шикарно одетый мужчина средних лет, знающий себе цену, спокойно и уверенно делающий ставки и, вероятно, понимавший жесткую, беспощадную игру более других, своих партнеров.
Но вот Ольга увидела человека, похожего на ее Олега, да, это он, и в то же время не он! Азарт совершенно изменил его облик. Взгляд его, лишенный разума, вначале казался равно-душным; но вдруг она увидела горящие глаза, смотрящие как будто в бесконечность и видя-щие даль, что не дано другим. Какая дрожь в голосе, руках! Неужели эти же руки нежно касались ее ладоней при встречах и прощаниях! Нет, гений дьявола в него вселился! Дух ее перехватило, стало нечем дышать. Ольга повернулась и, сгорбившись, пошла к выходу, на-толкнулась в дверях на швейцара.
– Ходят тут разные, делать им нечего!– услышала Ольга ворчание цербера.
 
Нервный шок, поразивший Ольгу, вызванный чудовищным открытием, спустя несколько дней, стал утихать. У нее появилось горячее желание вылечить Олега, спасти его: «Но, как?» – мучительно размышляла Ольга. Открывшаяся в нем слабость, как ни странно, придала ей силу и веру в себя. Пора и объяснится с ним – рассказать о своем прошлом. Как он встретит эту новость? – беспокоило ее. Для важного разговора Ольга выбрала безлюдное тихое место – Нескучный сад, где можно побродить вдали от городской суетности…
Вначале их путь шел по ухоженным аллеям парка, покрытым мелким щтебнем краснова-того, кирпичного оттенка; справа и слева аллеи украшались аккуратно подрезанными кус-тарниками акаций. Цивилизованная часть парка постепенно переходила в дикую часть, не тронутую заботой человека. Здесь сама природа позаботилась о себе. Выживали более при-способленные растения, вытесняя и подавляя слабых.
– Ольга, ты видишь резкое отличие этого парка, где все растет, как хочет, от того парка, где кусты, как под гребенку подстрижены, имитируя, не всегда удачно, естественную красо-ту природы. Здесь у каждой травинки свобода, и нет садовника, который бы диктовал – кому и с кем в соседстве расти и процветать. И все конфликты между растениями саморегулиру-ются. Мне здесь больше нравится!
– Конечно, Олег, меня тоже поражает разница, так непохожих друг на друга парков: в первом все ухожено, чувствуется забота о каждом кустике – его во время поливают, под-кармливают. Мне здесь уютнее. В этом парке я не заблужусь, в нем я в безопасности. В ди-ком же парке властвуют другие законы: слабые растения брошены на произвол судьбы, – их подавляют сорняки. Здесь идет непрерывная борьба не на жизнь, а на смерть.
Они не спеша, шли по заросшей травой аллее, взявшись, как дети, за руки. Ольга чувст-вовала теплоту его рук, хотелось продолжить это ощущение защищенности от надвигающей-ся грозы, тогда это может рухнуть и никогда не вернуться. Это беспокойство передалось Олегу, и он напряженно чего-то ждал.
– Оля, – чуть слышно выговорил Олег, – у меня прожиточный минимум – хотя бы один раз за трое суток мне необходимо видеть тебя. Пусть это звучит старомодно, но я бы не хо-тел расставаться с тобой никогда…
– Олег, – при этом ее пальцы непроизвольно прижались к ладони Олега, – я должна ска-зать тебе что-то важное для нас обоих: я монахиня, приняла постриг более трех лет тому на-зад, когда жила в монастыре. Я самовольно ушла оттуда, но с меня никто не снимал данного мной обета. Мы можем быть только друзьями.
Олег молчал, руки, облегающие ладонь Ольги, задрожали и почему-то разжались, онеме-лость языка не позволяла ему выговорить ни слова, горячая кровь хлынула ему в лицо, затем будто угрожающий озноб прошелся по всему телу: «Сядем, – выговорил он с трудом, ука-зывая на скамью в беседке, оказавшейся в двух шагах от них. – Шутишь?»
– Нет, мне не до шуток. Два дня тому назад я случайно увидела тебя у входа в казино, зашла туда и была потрясена твоим видом. Давно ты стал одержимым этим недугом?
Олег хотел ответить, но у Ольги появились откуда-то силы, и она продолжала: «Олег, ты падаешь вместе со всеми. Оглянись, посмотри вокруг и увидишь, что дьявол берет верх всю-ду: в культуре, науке, бизнесе, политике и не только у нас, на всей планете он создает пре-граду, перед которой Бог отступает; Бог отказывается от человека, добровольно злоупотребившего свободой выбора и избравшего греховный путь. Начинается последняя, решающая битва добра со злом! Ты же видишь – идет гражданская война. Ольга минуту молчала, собираясь с мыслями. – Ах, Олег, как же я люблю тебя, даже в твоем падении!».
Она нерешительно протянула горячую руку и коснулась ладонью руки Олега, но не по-чувствовала отклика, а лишь прохладу. Олег упорно молчал. У нее сжалось сердце. Она та-кая же беспомощная, как и он. И нужна ли она кому со своей бездарной, примитивной проповедью?
 
Обратный их путь проходил по тем же местам, но воспринимался ими иначе: запущен-ный парк казался угрюмым и неприветливым, а темнеющий вечерний воздух становился не-приятно прохладным. Они будто сговорились и избегали во внешне спокойном разговоре главной темы, которая тревожила обоих более всего. Прощаясь у подъезда общежития, Олег c горькой улыбкой произнес: «Человек создан для страдания, как птица для полета».
– Да, – ответила Ольга,– страдание – это возмездие.
 
В этот вечер Ольга долго не могла заснуть. Ей пришла в голову необычная мысль, что все в жизни решается в результате общения двух людей: в любом коллективе, даже в отно-шениях между государствами определяются совокупностью отношений внутри множества различных пар, да не только в государстве, а на всей планете, начиная от первой пары на Земле. И все обусловливается отношением к ближнему в евангельском понимании смысла слова «ближний», то есть всякий «не я». Этим и определяется судьба человечества!
Дата публикации: 13.11.2006 17:57
Предыдущее: Нашим ДеткамСледующее: Апостол Андрей первозванный. Мистерия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Книга рассказов "Приключения кота Рыжика".
Глава 2. Ян Кауфман. Нежданная встреча.
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Татьяна В. Игнатьева
Закончились стихи
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта