либретто мюзикла «Когда вырастают крылья» 1 акт действие первое На сцене молодой человек танцует рэб. За полупрозрачным занавесом его движения повторяет чёрный ангел. Монолог Аля (студента), идущего на литературное сборище. Интересно, куда приведёт меня этот путь? Который день впустую проходит и которую ночь не уснуть... Препод сегодня цеплялся за каждое моё слово, Знал бы он, что в конспекте лекций эпитафия ему готова... Что мне делать с этим потоком странных, бунтующих мыслей, Преобразующих время в реальность и ритм пространства? Зачем я иду к этим людям, не знающим жизни, Но пищущим о ней стихи? Чтоб забыться и оторваться? тише. А слово к слову речи моей так и липнут друг к другу, Я в них тону, и протянет ли кто спасательный круг или руку?.. К одиночке-рэбмэну присоединяются ещё несколько танцующих рэб студентов. В конце монолога они здороваются друг с другом за руку. Знакомство состоялось. Аудитория. У лекционного стола стоит женщина-преподаватель средних лет (Ульяна). Ульяна. В поэзии слово не равно самому себе, Оно трансформируется посредством тропа. Но если писатель берёт на себя обет Быть откровенным, то слово ведёт по строкам К вершинам познания. Творение стиха — полёт. А стих — это совершенство всех состояний. Но истину только тот из вас поймёт, Кто полюбит и не побоится идти по грани Света и Тьмы или Добра и Зла, Не обращая внимания на смену сезонов, Но всё же считаясь с ними. И на точке крыла Сконцентрируется точка Единого Закона. Но нужно писать — как дышать И учиться летать... Студенты шушукаются. Аль (его внутренний монолог): Кто эта женщина, читающая мои мысли? Разум её, как скальпель, из тьмы вскрывающий свет. Неужели теперь у меня есть смысл жизни? Но ей сорок, а мне, — проклятие! — двадцать лет. Прочь! Сердце моё, молчи! Не подсказывай, знаю сам, Что от наших судеб ключи Находятся на небесах. Ульяна. Что вы думаете по этому поводу? Аль: Кто? Я? Ульяна. Вы, Вы, кстати, как Вас зовут? Аль: Саша... Ну, мне кажется, что в этом случае Вы не правы. Только я об этом и без Вас знал раньше. Лучше расскажите нам о любви. Ульяна. Можно на «ты». У любви нет границы в слове, В мысли и действии. Впрочем, как её ни зови, Всё это к чувству нашему предисловье. Чувство же изначально у нас в крови. А любовь безмолвна, ей не нужно кричать Или плакать, или смеяться, ей ведомо То, что мы воспринимаем, как печать, И мы её взламываем, стремясь к победе. Но в этом-то и беда... Аль: Да. мизансцена: Два встречных потока. Поток по ходу, в нём Аль и чёрный ангел, который, обращаясь к Ульяне, вздыхает: Любимая! Поток против хода, в нём Ульяна в толпе студентов, в которой мелькает силуэт белого ангела: Любовь... И ещё раз два встречных потока. Поток против хода, Ульяна одна, за её спиной силуэт чёрного ангела: Любимый... Поток по ходу, Аль в толпе студентов, за его спиной белый ангел: Любовь... действие второе Хор. День за днём, за летом осень, А любовь за ними вслед, Словно подаянья просит. Да? Белый ангел: Да. Хор. Да? Белый ангел: Да. Чёрный ангел: Нет, нет, нет. Хор. Время вновь остановилось. Сердце рвётся в небеса. Что спасёт нас? — Божья милость И любимые глаза. Скоро сессия и Новый, Новый, новый, новый год. Студент. Ты готов? Студентка. Я не готова... Студент. Я досрочно сдал зачёт... Аль во время пения хора утыкается в книгу, в конце песни закрывает её, суёт подмышку и бредёт куда-то. На сцену выходит Ульяна, он, увидев её, кидается к ней и, неловко припадая на одно колено, выспренно взвывает: Руки! Руки прошу твоей! Ульяна (участливо протягивая ему руку). Конечно же, вот торопыга. Давай-ка, подержу я книги... Аль: Я этой встречи столько дней Искал и бредил... Ульяна (ещё более участливо). Заболел ты? И на ногах стоишь ты еле. Валялся лучше бы в постели, Что толку в эдаких конспектах. Аль: Ну да, я тороплюсь быть взрослым, Чтоб быть тебе достойной парой. Ульяна: Зря так становишься стать старым. У стариков свои запросы. Аль: Но ты не старая. Ульяна: Однако. Ты льстишь мне. Это интересно. Аль: Смеёшься ты, мне впору плакать. Ульяна: Ну, это логика протеста. Аль: Да, ты умна, да, ты красива, Но я ведь тоже не ребёнок. Твои глаза — плоды оливы, Твой стан, как ствол берёзы, тонок; Твой голос — песня неземная... Ульяна: Средневековье изучаешь? Аль: Да нет, причём здесь Возрожденье? Я о любви сказать пытаюсь. Ульяна: Как будто я Великий Инквизитор, А ты никем не понятый поэт. Аль: Да нет же, подожди, послушай, нет. Готов я целовать полов всех плиты, Которых ты когда-либо касалась. Ульяна: И что? Аль: Послушай! Я тебя люблю! Ульяна: Вот так признание. Какая жалость... Аль: С ответом я тебя не тороплю. Ульяна: Тем более, что я за ним не лезу Ни в книгу, ни к подругам, ни в карман. Ты слишком скован, тон твой неуместен, А значит, где-то кроется обман. Аль: Ты мне не веришь? Ульяна: Почему же, верю, Но это не любовь, а юный пыл. Ты только-только в эту жизнь вступил, А мне мой срок земной сполна отмерян. Аль: Но у любви нет возраста, ты знаешь, Ульяна: И нет привязанности у неё, Ей впору лишь небесный водоём, Но падаешь ещё ты, не летаешь. Аль (сердито): Вот так всегда, нотации одни. Ульяна (спокойно): Все взрослые немножечко зануды, А ты живёшь не просто, а как будто. Аль: Базар закончен. Аль разворачивается и понуро уходит прочь. Ульяна: Саша! Не вини... Её слова затихают по мере его ухода. Ульяна: Ты — кукла в моих руках, ты слышишь? — смешная кукла, пляшущий человечек под дудочку чувств моих, тебя, как перчатку, ловко сниму и отброшу в угол, конечно, потом жалею, но жалость слабей, чем стих. Ты плачешь, когда страдаю я, смеёшься, когда шучу я, ты — кукла в театре жизни, марионетка дней, и, то о тебе забывая, то страстно в губы целуя, с каждым стихотвореньем люблю я тебя сильней. Ты — кукла, смышлёный мальчик, заверченный жизнью в песню, шарманщик забыл о времени, считая монеты свои... А по ночам мне снится, как пальцев число, известный сон, что имеешь ты душу, распахнутую любви.... действие третье Студент. А где учительница наша? Студентка. Она больна, увы, и безнадёжно... Студенты. Так мы к ней сходим все. Ты слышал, Саша? Мы все пойдём, и ты, конечно, тоже. Аль: Ну вот ещё, я не люблю гостей. И сам идти не собираюсь к ней. мизансцена: Ульяна дома одна (поёт в постели): «У разлюбленных просьб не бывает», Нелюбимым запрет на «прошу». Я дневник своей жизни листаю, Но ни слова в него не пишу. Отпускаю их птицами в лето, Отдаю их метелям шальным, — Пусть они приживаются где-то, Где любовь — это свет, а не дым. Где любовь... Но слова забываю Заповедной страны этой я, Почему-то любовь ожидая, Этой встречи заветной боясь. действие четвёртое Хор: Улица. Ветер. Тени. Метель. Клацают двери подъезда. За вереницей дней и недель Что-то беззвестно исчезло. Холод. Крыши домов. Луна В небе гоголем-моголем Взболтана, вытащена со дна, Подвешена, чтоб не трогали. Ясень одеревенел слегка. Ясно и старому ясеню, Что уплывающие облака Никому не опасны... Финал первого акта. Комната Ульяны. Студенты и Аль возле накрытой чёрным полупрозрачным полотном кровати, в изголовье которой стоит чёрный ангел (молодой человек в трико с рукавами-крыльями). К Алю подходит белый ангел (девушка в белом трико с рукавами-крыльями) и становится за его спиной. Аль: Любовь моя! Не покидай меня! Мне не перенести с тобой разлуки! О, крылья, почему же вы не руки, Я не могу любимую обнять. Любовь моя! Не покидай меня! Хор: Да что ты плачешь, осень? Что ты злишься, вьюга? Что можешь возродить ты вновь весна? Сегодня ровно в восемь Ушла его подруга, Чёрный ангел: И, как ни странно, в том его вина. Аль: Любовь моя! Не покидай меня! О как же жаждут губы поцелуя! Тобой дышу одной, тобой живу я, А без тебя мне не прожить и дня. Любовь моя! Не покидай меня! Хор: Как день сегодня тёмен, Как он с утра холоден, Как ночь была длинна и беспробудна. Ещё вчера — любимая, Сегодня ничего нет. Судьба слепая поступила круто. Чёрный ангел увлекает Ульяну со сцены и подходит к Алю, становясь за левым плечом. Белый ангел в это же время подвигается вправо. Аль: Любовь моя! Не покидай меня! Ты мой источник жизни и отрада! Одна ты и другой вовек не надо. Как умолить тебя и как понять? Любовь моя! Не покидай меня! Любовь моя! Не покидай меня! Любовь! Не покидай меня! акт второй действие первое Прошло двадцать лет Интерьер поезда изнутри. Аль — профессор, сидит за столиком, возле него студентки: Студентки: Профессор, расскажите, мы вас очень просим, О тех местах, где будем собирать Сказания и песни. Профессор: Как сказать... Не знаю даже, пусть расскажет осень. Она так ярко подожгла леса, Что Панаярви — сумрачная чаша — Становится волшебным краем... Студентки: Дальше! А дальше что? Профессор: Ну просто чудеса! Студентки: Вы нас очаровали. Профессор: Что вы, стар Давно я стал, жена смеётся даже, Что мне на вид дают не меньше ста, Не я волшебник, — красота пейзажа. Ульяна: А мама говорила, человек Стареет, если он в любовь не верит. А если любит безответно, двери На небо открываются.. Одна из студенток: Ой, снег! Смотрите! Снег пошёл! Профессор (вздрогнув): И в самом деле Похолодало что-то. Спать пора. Оставим разговоры до утра. Ну, а сейчас все быстро по постелям. Профессор один (его внутренний монолог): ... Но я её любил, она сама Уйти решила, веря, что вернётся И новой жизни засияет солнце... смотрит в окно: Всё, как тогда: и осень, и зима... Она не солгала — вернулась тотчас. Душой мудра, а телом молода. Но получилось то же, что тогда: Боролись с чем, на то и напоролись, — Она-то молода, но я-то стар, Чтоб на любви взбираться пьедестал... действие второе На фоне стука колёс (Панаярви-Панаярви-Панаярви...) студенты приезжают и идут по деревне. Им навстречу старушка. Студенты к ней: Бабуся, расскажите о той вон горе, Что похожа на гребень дракона. Бабуся: То ль вы жили в незнамо-какой дыре, То ли старых почитать нет закона. Студенты: Ну пожалуйста! Бабуся Что ж, не жалуйся, запевает: Ой да как из Панаярви-озера, Ой да вытекает речка быстрая, Ой да река Оланга да каменистая... Ой да говорила родна матушка Ой да горемычной своей дочушке Ой да непослушной своей девочке, Ой да горделивой да красавице: — Не ходила б ты, свет-ясна зоренька, На гору запретную, заветную. Ой да на Кивакке камни скользкие, Ой да на Кивакке камни острые, Все они стоят на ножках каменных, Ой да только нет у них головушек. Поселился на горе той страшный зверь, Поселился на горе той лютый змей, Чешуя его да ходит волнами, А загривок да зубцами щерится. Ой да как повадился той змей-дракон Нападать на девушек гуляющих. Ой, теряют девки бедну голову." Только не послушалася девица Разлюбезной, доброй своей матушки, Забралась на самый гребень змиевый, Расплела да косу свою русую. Ой да как из Панаярви-озера, Ой да вытекает речка быстрая, Ой да река Оланга да каменистая. То бежит за дочкой мать и плачется Горькими слезами, быстрой реченькой, Да вернуть не в силах дочки скраденной. Ой да как над речкою той звонкою Высится гора Кивакка древняя, Чей загривок да зубцами щерится. А на самом главном на зубце своём Схоронил дракон той µдну девицу, Акку круглолицую, румяную, Что веков с десяток уж не старится. ...На красу девичью змий заманиват Любопытных, неразумных девушек. А охотникам, что пола мужеска, Кажет он старуху престарелую. Ой да как на Панаярви-озере... Ульяна: Ой!.. Бабка ей: Иди ко мне на постой, Остальные студенты: А можно и нам? Бабка им: А вам по другим домам. действие третье У бабки в дому. Ульяна и бабка. Бабка Ульяне: Ну, садись на лавку да рассказывай Отчего, болезная, кручинишься. Я ведь, девонька, бываю разная, Но людским обидам не зачинщица. Голову вскружил какой-ни молодец? Ульяна: Он преподаватель наш, профессор он. Бабка: Не прохвессор он, а змей-поганище... Ну, рассказывай беду, красавица. Ульяна: И сама не знаю, что сказать ещё... Вот уже шесть лет, как он мне нравится... В школе нашей он давал уроки нам, Потому и выбрала профессию. Как увидела его, так в сердце ахнуло, Как так получилось, неизвестно мне... Бабка: Все-то, дева, наши беды женские От одной беды, от наших глазушек. Смотрим, а потом, глядишь, последствия Вылезут душевною проказою. Девушка должна быть Эхом Голосу, И в дому хозяйкою спроворливой. И не поступаться честью-совестью, А судьба не минует и ворона. Что саам тут жил, что фин с корелою, Женщины у них у всех красавицы. Среди них встречались девки смелые, Все они безмужни оставалися. Среди вас теперь всё люди пришлые, Все с характером и кандибобером, То ли сами вы на ладан дышите, То ли мать-страну пустили по миру. Ты, гляжу, инакая, чем прочие, Есть в тебе от глаза затаённое. Не тебя, а душу твою подчую, Чтоб не заклевали чёрны вороны. задумавшись: ... Среди вас была одна безгрешная, От неё спасенье всем печальницам. Говорят, что в мир она по-прежнему Век от века девой возвращается... словно опомнившись, сердито: Да на что тебе-то бредни бабкины, Лезь на печь, твои печали лёгкие. Добры молодцы все одинаковы. Девки гордые все одинокие. действие четвёртое Утро в доме бабки. Ульяна со старухой сидят за самоваром. В окно видно идущих по дороге студентов и Аля. Ульяна: Спасибо, милая бабушка, За ласку твою и шанешки, А мне пора за порог. Бабка: Накинь на роток платок. Ульяна выходит на улицу и идёт к своим. Один студент (язвительно): Гляди-ка ты, она жива-целёхонька. Другой студент (поддакивая): А что от ведьмы ведьме может сделаться? Ульяна (покладисто): Она хорошая, но одинокая. Третий студент (язвительно): И языком молотит, будто мельница. Аль: Она сама, как оказалась здесь, не слышала? Что, может, говорила... Ульяна (уклончиво): Не запомнила. Она всё толковала не по-книжному. Студентка об Ульяне: Она у нас, профессор, бестолковая. Другой студент (озабоченно): Спросить у бабки что ли... Все оборачиваются на бабкин дом, а дома и нет. Один студент (удивлённо): Вот так здравствуйте! Другой студент (озадаченно): Ни дома и ни бабки. Что за мистика? Ещё одна студентка (с сомнением): А может быть, всё это нам поблазнилось? Другая студентка (с восторгом): Вот это да, вот это фольклористика! Ещё один студент (разочарованно): Ой, да чего такого в этой бабке. Пойдёмте лучше поглядим на Акку. действие пятое Студенты идут по дороге через заброшенную деревню, перебираются через реку Олангу и поднимаются на Кивакку. Всю дорогу над ними висит облако, а во время подъёма на гору студентам приходится идти внутри облака. Аль беспокоится за группу. Когда они взбираются, Ульяна забирается на Акку и становится на самый край, раскинув руки, которые скрывает туман, и кажется, что это крылья птицы. Ульяна: Здесь только птицы обитают! Я птица! Я лечу сквозь облака! Аль, бросаясь к ней: Кому сказал, не подходите к краю. Вот я намну сейчас тебе бока. хватает её за подол и стаскивает с камня, она падает ему в объятия. На сцене всё в тумане. Прожектор высвечивает пятном только фигуры Аля и Ульяны. Аль: Ты мне досталась дорогой ценою. Я жизнь готов отдать за жизнь твою. Ульяна: Я этого, профессор, не достойна. Аль: Ты знаешь, почему я здесь стою. Ты мне всю жизнь являлась в снах, Ульяна: Вы тоже. Аль: Я так измучен явью, Ульяна: Как и я. Аль: А вместе мы с тобою быть не можем. Да, я нашёл и тут же потерял. Начинается финал. Участники выходят один за другим из тумана к краю сцены. Туман исчезает. Один солист: Пусть счастье — краткий миг, полёт крылатый. Другой солист: А жизнь — в тумане путь, но свет любви, Мелькнувший и погасший, Аль: Мне — награда. Третий солист: Для любящих и верящих трамплин Четвёртый солист: К иному миру, к неземному свету, К мечте заветной. Аль Ульяне: Ты — моя звезда. С тобою я сражусь со шквальным ветром, И не страшна любая высота. Хор: Пусть рушатся все прежние основы, И отмеряет нам судьба года. Мы смертные, но жизнь не остановишь. Любовь не иссякает никогда. |