| 
                              (или сказ о том, как я "в писатели" ходил)      Жил-был Иван. Не дурак, нет. И вел себя пристойно, и умные слова  говорил, и в щук говорящих не верил, и о рыбке золотой не мечтал. Но  что-то в нем было не от мира сего: как Колька-чистоглазик всякому в  глаза заглядывал, улыбался, верил во все; или как Пётр Кири́ллович  Безу́хов в небо звездное взгляд устремлял, о чистоте и бессмертии души  задумавшись; или словно Данилка Недокормыш букашку, по травинке  ползущую, увидит вдруг, засмотрится на красоту, да и забудет про все  на свете. И в душе от созерцания красоты природной песни сами собой  рождаются. Застанет его мамка за таким занятием, да и бросит в  сердцах: «Аль опять, что в башку втемяшилось? Иди, лучше грядки вон  прополи. Больше проку будет». А Ивану воспеть красоту земную и  небесную хочется. И чтоб люди его услышали, чтоб прониклись… Так,  бывало, и поет Иван негромко, в огороде копошась или еще какую  домашнюю работу исполняя.    А за изгородью на соседнем огороде Варька-насмешница свои грядки  обихаживает. Послушает, послушает Ванины песни, да и давай над ним  посмеиваться: «Ты, что, Ваня, плачешь? Аль обидел кто? Или мамка  лентяя кормить не хочет? Иль тоскуешь по кому? Не по мне ли, часом?»  - «Нет, Варька, это я песни пою» - «Так не слышит же никто. Ты, Ваня  на базар иди. Там дядька Семен, инвалид с того конца улицы, на  гармошке мелодии жалостные наигрывает. Ему за это денежки в шапку  кидают. А что тут задарма-то горло драть?». Послушался чистоглазик и  пошел в следующий выходной на базар.      Видит, действительно, сидит у ворот дядя Сёма, да на гармошке  наяривает. Перед ним шапка старехонька лежит, а в ней денежки.  Невелика сумма, да все – прибыток. Встал Ванька рядом, кепку перед  собой положил и запел. Одну песню спел, другую, следующую, а кепка  все пустая. Да еще дядька Семен гонит прочь: «Ты, Ванька в город иди  на ярмарку. Там таки же певуны шлындают. И театры есть, куда  певунов этих приглашают и деньжиши им аграмадные за песни их  платят. А тут тебе нече делать».     Ушел Ванька в город певунов искать. И в правду, ходят они на  ярмарке по одному да по несколько, песни поют, общаются меж собой.  Да ошибся немного дядя Сёма. Это раньше они шлындали каждый сам  по себе. А ужо нашелся умный человек, создал для людей творческих,  бедолаг неприкаянных балаган*. Получилось хорошо: и певуны  пристроены в одном месте, там-сям не болтаются, и народ,  развлечением привлеченный, денежку одну – другую, лишнюю в доход  ярмарки несет. Да и люд талантливый обрадовался объединению,  воодушевился, самоорганизовался, стал конкурсы разные проводить,  победителям медальки раздавать и звания всякие величальные  присваивать. Зажили певуны полноценной творческой жизнью.    Ваньку в балаган приняли, как родного. Петь научили складно да  ладно. А затем и способности оценили: грамотками разными наградили,  звание птицы певчей дали; наверх подняли, что б за другими смотреть  и лучших певцов выглядывать. Вдохновился Ванька на новом поприще,  планы творческие обдумывать начал. А тут еще предложение ему  сделали приятное: «Мы, Ванька, названия песен твоих на отдельной  вывеске поместим, так сказать, произведем промоушен, т.е. прямо в уши  народу песни твои направим. Но, Вань, услуга платная. Что получится -  не знай, но денежку впредь положи». Вспомнил Ванька дядю Сеню,  который с утра, прежде чем играть, сам в шапку денежку клал, а там  глядишь, люди, намек понявши, туда же и свои подкидывают.     Согласился Ванька на промоушен. Да только у народа, видать, жизнь и  так сплошная песня. Зачем ему еще Ванькины слушать? Зато  театральные зашевелились, концерты Ваньке заказывать начали.  Только денежки-то не Ваньке, а с него требуют. За одну песню столько  просят, сколь от продажи билетов на один ряд получат. Тугой Ванька  насчет дел коммерческих, а и то сообразил, что при таком раскладе он  сам свой концерт «по крышечку»  оплачивает. Театральные даже при  пустом зале свой прибыток за счет Ваньки получат. Даже, если он в  пустом зале петь будет. Да, что в пустом, и вовсе может не петь, это уж  его дело… Обиделся, было, Ванька да узнал от своих сотоварищей, что  и в других царствах, и в тридесятых государствах, такие же балаганы  существуют и по таким же порядкам живут. Ну, что ж, махнул рукой  Ванька, живут и пусть себе живут.    А в балагане всё чередом идет: кто шибко крутится, да поет на  разные лады, кто так себе прохлаждается. Словом, каждый – в меру  своих способностей обустраивается. Бывают и такие, что заглянут на  минутку в балаган иль среди зрителей потолкаются, песен наслушаются  … и след простыл. А потом в землях иных незнаемых те же песни поют,  но уже как свои. Поди, узнай, что там этакое лиходейство творится. А и  узнаешь, так, те отвечают: «Вы поете: во поле березонька стояла…  люли, люли стояла. А мы поем: во лесу сосеночка стояла… е-е-е там  стояла».  Поди, возьми их за медный грош.     А то еще пропоет кто душевно в балагане: « А у нас во дворе…»,  другой свое ис-полнит: «Прощай, прощай..», а третий: «Наверное, ты  ждешь, что вновь тебя я позо-ву…». Четвертая исполнит ею  сочиненное: «одна  дождинка еще не дождь, одна снежинка еще не  снег» и пятая тем же манером: «Я тебя подожду, только ты  возвращайся скорей». А кто-то умный, послушав их, объединит все  воедино – вот тебе, пожалуйста, готовое либретто. И спустя некоторое  время, глядишь, в главном театре грандиозная опера состоялась на  душещипательную тему о неразделенной любви, где:     Он. «Приходил я сюда, но звучало в ответ и не то, чтобы «Да», и не  то, чтобы «Нет».    Она. «Одна дождинка еще не дождь. Одна снежинка еще не снег» …  «взгляну иначе, и станут главными слова, которые пока ничего не  значат».    Он.  «Прощай, среди зимы среди снегов никто мне лета не вернет.  Прощай и ничего не обещай и ничего не говори».     Она. «Ты смотрел на меня, ты искал меня всюду … А теперь тебя нет …  Я хочу, что б ты был и все так же смотрел на меня».    Он.  «Наверное, ты ждешь, что вновь тебя я позову. Поверь нам ни к  чему с тобой встречаться вновь, когда … прошла любовь».    Публика, слушая, слезы льет. Артистов - на бис. Автору, чужие слова  собравшему - рукоплескания. А он овации благосклонно принимает и  балаганных авторов в упор не видит. Потому как птица высокого  полета, не кенарь какой-нибудь.     А Ванька, знай себе, вовсю старается, мэтров почитает, мастерство  повышает. На-деется соловьем запеть, востребованным стать, трудами  своими жизнь и себе и мамке улучшить. Да, только что-то не впрок  труды получаются. Кругом платить надо, а зара-ботков – шиш.  Грамоток, медалек – тьма, а доли счастливой нету. Отощал,  пообносился Ванька… И решил он после Новогодия домой податься,  пока еще ноги носят.     А в деревне мамка и по дому, и по огороду одна. Тоже без сыновней  помощи упе-сталась. Впору по весне во сырой земле не грядки копать, а  могилку. И тут, надо же, Иван перед Рождеством явился. Обрадовалась  мать сыночку родному, кровинушке своей. Всплакнула лишь, что тощой  стал, как тростиночка осенняя усох, даже и не от ветра, от сквозняка  качается. За стол посадила, угощать взялась. А угощенье-то… что мыши  не доели.    Сели, поплакали в холодной избушке. Пошарил Иван в старом сундуке,  медными полосами окованном, свечку нашел, засветил. Уютнее в избе  стало. Взял топор и пошел в сад кусты, его заполонившие, да яблони  засохшие рубить. Да что рубить-то: дерево стоит, а Иван вокруг него  качается, с каждым взмахом топора чуть не падает. Взмок с  непривычки, руки трусятся, ноги дрожат. Глянул в небо ночное  бездонное, а там звез-дочки сияют, месяц тонкий над землей подковкой  склонился. Вспомнил Ваня мечты свои наивные - слезы на глаза  навернулись. И тут звездочка одна засветилась вдруг ярко, лучами  заиграла. Или из-за слез все это? Но как-то посветлело в старом  запорошенном саду. Душа Ванина вдруг обмякла, будто теплее стало.  Подумалось - жизнь-то не кончена. Дожить до весны, а там огород  возделать, сад новый заложить, и жизнь наладится.   Принес кое-как охапку дров, печку затопил. Отогрелись с мамкой у  печки, на сон потянуло обоих. Сморились. Кто-то в дверь постучал.  Робко так, неуверенно. Ваня веки отяжелевшие приподнял еле-еле,  глядит - дверь открывается, и ангел небесный в избу входит, словно на  облаке парит:   - С Рождеством Христовым, люди добрые.    А голосок такой звонкий, словно девичий. У Ивана - думка печальная в  полусонном мозгу: «Коляда… угостить надо… нечем». А ангел низенько  так над полом к столу подплывает и из узелка, что в руке держит, на  стол грибки и огурчики соленые выстав-ляет. Лепешки, яички и  картошечку вареные, горячие еще, выкладывает. Повернулся к огню, и  показалось Ивану, что глаза-то у ангела Варькины.    *Балаган (от персидского — верхняя комната, балкон) —  временная  постройка на ярмарках и народных гуляниях. |