Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):  Пишущая Украина-2011. Литературно-издательский проектВсе произведения 
    | Произведение |  
 |      
        
            Объем: 63 [ строк ] 
         | 
          | 
     
  |  
     |  
    | № 9. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДОЧКЕ... Номинатор - "Вечерний Гондольер" |  
    спи от снега светла, застыла страна твоя слышишь скрип это ангелы в санках с покатых спускаются крыш спи телом крыла расколоты надвое спи малыш   я тоже усну как только безмолвие сменит меня, как только до сна дотерплю там во сне месяц-май застегнёт моё небо на молнию беззвучно сквозь ливни и громы прошепчет люблю   на утреннем насте - алмазные россыпи. слышишь стук? - мой медлительный друг - рассвет - заходи, ну чего ты стоишь? спи, малыш, - ангелы тоже бывают курносые - спи, малыш;   будет лес, будет август, цикады и ягоды, цвет земли и куда-то стремглав – журавли; и сквозь тысячи лет - звуковых, световых, термоядерных - пронесётся встревоженный шёпот далёкой звезды ой-лю-ли;   как подушка мягка - как во сне облака; ты пришла на века - в этот мир ты всего лишь пришла на века - всего лишь; издалёка-лека раздаётся тук-тук молотка. там левшу подковала блоха - ты пока спи, малыш;   сказка там, где нас нет, где так много смешного и разного - ослепительных принцев, загадочных фей и каких-то наяд; а деревья стоят, а мороз начинает пиратствовать, и вот-вот именинные свечи задует ноябрь;   вот и утро; оно ледяное? хрустальное? - доброе слышишь звон стылых крон - он любого разбудит шутя а придёт дед мороз - забросаем его помидорами просыпайся дитя просыпайся, пора снегири заалели, зарадовались                            фея завтрака возле двери поднимает засов; наступает февраль, смотри проступает время в размытых контурах лиц ты уснула вчера а я - не усну никогда, моё счастье и так уже – сон  |  
  |  
     |  
    
                | Дата публикации: 06.07.2006 10:24 | 
     
  |  
 |   
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |   
 | Рецензии |   |     Есть стихи, которые хочется горланить с трибун (ну  или с бочек, например), ести стихи, которые читаешь девушке на свидании, есть песни, которые слушаешь в кругу друзей...    "Колыбелная"  - настолько интимное, личное, непубличное, что общение с такой поэзией не предполагает наличие третьего лица. Более того, читатель оказывается едва ли не в родственных отношениях с автором, ощущает себя в детской кровати, над которой склонилось знакомое лицо и поёт (а иногда и шепчет) что-то ласковое, тёплое, нежное и незаметно всё окружающее плывёт, растекается в бликах, превращается в волшебный сон.  А песня так и звучит...    Автору удалось передать магию превращения, магию дрёмы, смешение реального и сказочного, личного и родительского.     Какие приёмы использовал автор, чтобы передать эту нежность?    Безусловно, гипнотическое действие анафоры сыграло свою роль, как и во всех колыбельных. Но её действие не механическое! Оно усилено фонетически: постоянно повторяемый свистящий С смягчен мягким, плавным согласным Л и глухостью Т и П. При этом чередование этих звуков не создаёт эффект топота. Дальше - традиционный шепот, игра с шипящими. Это по ритмическму и звуковому рисунку скроее похоже на дальний шум ручья. А в финальной строфе - звенящая музыка пробуждения, задор! Замечательно! Кроме того, повторы созвучий, внутренняя перекличка звуков, практически - рифма.    спи-скрип, светла-застыла, слышишь-крыш-малыш, ангелы-надвое (в первой строфе - наиболее ярко)... Они создают ткань стиха и поддержаны тонкими, изящными в своей неточности рифмами: сон-засов, доброе-помидорами и т.д., волшебной гибкостью и свободой стоп и ритма. При этом нет смысла пересчитывать слоги, говорить о "сбоях" - ритм сложен, но чёток, как чечётка виртуоза! И опять же он поддержан именно фонетическими средствами языка, а не механическим чередованием ударных и безударных слогов.    бд(звонко)тлс(плавно на смягчение), бд(звонко)твгст(плавно на смягчение)     Речь журчит, перетекает, льётся:    цвет земли и куда-то стремглав – журавли;    цз'мл'м_лввл    цвт__стр'_гвж_р-в    вт_дт__тр__рв    Волшебная гармония!    И всё это украшено алмазными россыпями точных и тонких метафор:    "месяц-май застегнёт моё небо на молнию", "медлительный друг -    рассвет", "цвет земли", "мороз начинает пиратствовать", "именинные свечи задует ноябрь"...    И нет здесь никакой магии "слияния душ". Просто автор мастерски уловил, соединил и записал буквами и звуками музыку сна и музыку счастья, музыку вечера и музыку утра, музыку нежности и музыку любви... Не конкурсное это стихотворение, не для соревнования, но для души...    Но если у кого получится такая же гармония - рад буду встретить среди победителей конкурса. |    |     А на мой взгляд - сыровато.    Вполне можно было бы ещё чуток подработать, "подшлифовать".    И, даже, - не "чуток"...    Шероховатостей весьма много, и это досадно, ибо действительно - потенциал стихотворения вполне чувствуется даже в этом "неотшкуренном" виде.    Но это чисто мое, личное мнение.        Искренне,    Хэ-ник. |    |  |    Стих мАстерский ... но боюсь, что - было ведь множество таких примеров - будет воспринят узким кругом "профессионалов" за мастерство и мало воспринят "публикой" из-за сильной "умности" и рассудочности ... не столько колыбельная, сколько размышление о жизни, поющего колыбельную - и в этом качестве очень хорошо ... |    |     Закон звезды ой-лю-ли        Я не знаю точно, почему «Колыбельная дочке…» - первое стихотворение, о котором мне захотелось что-то сказать в рамках конкурса «Муравей на глобусе». Быть может, тема оказалась очень близка и актуальна. Быть может, давненько на моих глазах не рождался такой красивый поэтический миф/мир. Возможно, я почувствовал – наконец-таки – дыхание стилистической индивидуальности… В общем, скорее всего, все вместе взятое плюс еще многое и плюс еще что-то неуловимое, что постоянно возвращало меня к этому произведению. К тому же, под этим стихотворением появилось уже немало отзывов, с некоторыми из которых я категорически не согласен. Но об этом чуть позже…        	Трогательная нежность, какое-то элегическое настроение, убаюкивающее реальность и погружающее в сказочный, мифический мир, в котором детство каким-то удивительным образом не подчиняется законам времени, не остается позади, но длится и длится вместе с взрослением, соседствует с ним… Примерно такие чувства вызвало мое первое знакомство с «Колыбельной…». Отклик в душе остался, и – я почему-то уверен – возникший между мной, читателем, и произведением лирический диалог будет еще долго звучать во мне эхом – таинственным, едва уловимым, горним.        Действительно, такие стихи почти невозможно анализировать. Рождающая гармония такова, что при любой попытке помыслить ее алгебраически, а затем попытаться все это более или менее адекватно вербализовать, она даже не разрушается, а просто исчезает. Как исчезает очарование того, что я называю поэтическим восприятием (когда мысль и чувство, слово и образ, сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное, логическое и алогическое переплетаются, прорастают друг в друга, теряя способность к раз-личению, но даруя человеку возможность постигать мир так, как, быть может, это могли делать древние, обладатели мифического сознания). Очарование исчезает. Остаются звуки, стопы, слова, строки, строфы, ритмическая структура и прочее и прочее. Обо всем об этом говорить бывает интересно, ибо это – те самые инструменты, которыми создается Произведение. И я еще буду говорить о них. Но не здесь, не сейчас. Отчасти потому, что кое-что уже обозначил Дмитрий Родионов, отчасти – из-за нежелания разрушать свое очарование. Но самое главное – потому, что мне до ужаса хочется сочинить мелодию на эти стихи, такую же красивую, такую же нежную… И однажды спеть ее своей дочке…        «спи    от снега светла, застыла страна твоя    слышишь скрип    это ангелы в санках с покатых спускаются крыш    спи    телом крыла расколоты надвое    спи малыш»        Песня? Песня. Тихая, убаюкивающая, заполняющая пространство детской и весь мир голосом материнской любви, самой крепкой, самой настоящей… Колыбельная… Как часто малыш уже крепко спит, а мама все поет и поет ему колыбельную, как будто веря, что пока звучит ее голос, малютка пребывает в той самой потерянной сказке, которой ей, маме, нам всем, взрослым, так не хватает в жизни. Малыш давно уже спит, а мама, кажется, готова петь до рассвета, до самого пробуждения ребенка, всю его и свою жизнь…        И вот оно, первое волшебство, первое превращение: колыбельная дочке становится колыбельной маме, колыбельной себе, попыткой спеть себе себя, убаюкать тревожное сердце, успокоить внутренний океан противоречий. Слова и голос обретают демиургическую силу, рождая новый мир-сон, в котором «курносые» «ангелы в санках с покатых спускаются крыш», «на утреннем насте – алмазные россыпи»,  в котором живут «ослепительные принцы», «загадочные феи», какие-то наяды», а далекая «звезда ой-лю-ли» что-то встревожено шепчет.         «Там левшу подковала блоха». Мир-сон как мир-оборотень: фантазия и реальность, логическое и алогическое меняются местами. Стихотворение «Колыбельная дочке…» похоже на сновидение. Там тоже свои непостижимые законы, которые могут, например, вместить тысячу световых лет в «тук-тук молотка», сгустить время, соединив весну, лето, осень и зиму и т.д.         Вот почему я не могу согласиться с мнением уважаемого Дмитрия Дрозда об этом стихотворении. Подход Дмитрия, на мой взгляд, формально-логический. «Девочка засыпает на улице, чуть ли не в сугробе…/…/… девочка проспала всю зиму…», - говорит он. Ну, разве можно художественный мир, поэтическое произведение измерять законами формальной логики? Разве можно принимать поэтические метафоры за суждения? Разве можно лирический сюжет соотносить с распорядком дня/недели/месяца/сезона/года? А всего-то и требовалось – поверить автору, попытаться понять и в какой-то степени принять его «иностранный» язык, которым он, автор, и создает свой удивительный «иностранный» мир. Я, разумеется, не утверждаю, что мое мнение – истина в последней инстанции. Я также не утверждаю, что это – какой-то шедевр всех времен и народов. Я просто чувствую в этой «Колыбельной» дыхание поэзии - поэзии, исполнившейся, развернувшейся, по крайней мере, в моей душе.         «Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,    Небесный гость в четыре лепестка.    О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты    Закон звезды и формула цветка».        Я не знаю точно, почему «Колыбельная дочке…» - первое стихотворение, о котором мне захотелось что-то сказать в рамках конкурса «Муравей на глобусе»… Но догадываюсь, что именно это произведение открыло для меня новый закон – закон звезды ой-лю-ли.        С уважением,    Андрей Бореев |    |     "стылых крон - он любого разбудит шутя"    "а придёт дед мороз - забросаем его помидорами"    "проступает время в размытых контурах лиц"    Надеюсь, никого не надо убеждать, что эти, да и не только эти слова совсем не дла колыбельной. Колыбельных песен написано - тьма, отличие этой от множества других - в странности,     но это  не самоле  лучшее качество. |  
  
     | 
    
              
         
  
  
       
    
    
   
 
    
  
  
 
 
  
  
  
  
 
     
           
          
        
            
      
 
           
       
            
  
 
          
   
 
     
   
            
            
             |