Рецензия на стихотворение Григория Берковича «Перед зеркалом (разговор с душой)»   Произведение было размещено в конкурсе «Откровение души», и, как мне кажется, полностью соответствовало теме конкурса, а именно:   Душа, как главный или второстепенный, но значимый герой произведения (выписка из Положения)   Мы друг от друга с тобой отличаемся мало, Только тональностью нашей последней минуты... Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала, Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?   Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам? Можно бы было по имени, только не помню... Полночь... Карета уже превращается в тыкву. Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?   Жёлто и тускло мигает сигнал поворота. Это качается грязная, старая люстра... Мы обмельчали в потёмках домашнего грота. Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?   Руку держу неумело на собственном пульсе. Ритмы сердечные будто бы строки косые... Жалкий итог отношения минуса к плюсу... Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.   Как часто мы произносим фразу – «поговорить по душам», вкладывая в нее, порой, единственный смысл – «пооткровенничать».  Григорий Беркович же попытался пооткровенничать с самой Душой. Почему попытался? Потому что молчаливая «собеседница» так и не удостоила литературного героя ответами. Впрочем, это же чужая душа, и читатель не обязательно должен слышать ее, достаточно слышать какие вопросы задаются, чтоб понять и состояние героя и его отношения с этой самой душой.   Мы друг от друга с тобой отличаемся мало, Только тональностью нашей последней минуты...   Честно говоря, именно эти две строки и стали для меня решающими в определении «нравится стихотворение или нет». «Тональность последней минуты» - как глубоко и точно сказано. Для человека жизнь заканчивается минорной тональностью смерти, а для Души на мажорной ноте той же смерти начинается свобода. Ведь Душа дана каждому временно и стремится она всегда к свету, покою и вечной жизни.   Ты не припомнишь, когда ты мне правду сказала, Что я ответил? «Ну что ж» или «хуже не будет»?   Может быть, именно это герой и имел в виду? В строках звучат обреченность и равнодушие к собственной жизни – «хуже не будет». Но, наверное, именно в такие минуты, когда кажется, что все едино – жизнь, смерть, пустота – люди начинают себя переосмысливать. Следующие строки:   Как обратиться корректнее? Вы к тебе? Ты к Вам? Можно бы было по имени, только не помню...   В первой строке звучит грустная ирония, вторая же показывает, что это, скорее, ирония над самим собой.  Последний разговор с душой либо был очень давно, так, что имени не вспомнишь, либо этот разговор вообще впервые, герой даже не знает, как обратиться к собственной душе – на «Ты» или на «Вы». Вот такое противопоставление или лучше сказать разделение на Душу и Разум(?) встречается не впервые. Поневоле задумаешься - достойны ли мы общаться со своей Душой на «Ты». Следующие две строки, как мне кажется, звучат метафорично и подтверждают сказанное мной.   Полночь... Карета уже превращается в тыкву. Ты не припомнишь, в кого превращаются кони?   Как в сказке о Золушке, в полночь «принцесса» снова станет сама собой и волшебство закончится. А сколько масок меняет за свою жизнь человек? И когда он настоящий? Может быть, во время разговора с собственной Душой? А может быть, только на последней минуте жизни?   Жёлто и тускло мигает сигнал поворота. Это качается грязная, старая люстра... Мы обмельчали в потёмках домашнего грота. Ты не припомнишь, о чём говорил Заратустра?   Стихи, которые пишутся на эмоциях, иногда кажутся набором фраз. При беглом прочтении. Но ведь автор в каждую строку вкладывал какой-то смысл. И этот смысл можно услышать, почувствовать, только анализируя и внимательно читая каждую строку.   Небольшое отступление, касающееся третьего катрена: Бесписьменный арийский пророк Заратустра (Зороастр) [родился около 550 г. до н.э.] - пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме. Зороастризм, одно из древнейших вероучений мира. В зороастризме имелись такие понятия, как "Саошйант" (грядущий спаситель мира), и "Фрашо-кэрэти" (Последний День). Заратустра предчувствовал, что конец мира неизбежен. Он понимал, что сам не доживет до Фрашо-кэрэти, и учил, что после него придет "праведный человек, благого происхождения", то есть Саошйант. Он-то и поведет людей на последний бой против зла. Трактат Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра" - написан в жанре философско-художественной прозы. Эта книга - своего рода ницшевская Библия. По признанию Ницше, на него снизошли два "видения": сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого Заратустры. Познакомившись с этой книгой, С.Л. Франк писал: "Я был потрясен - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги".   ПРЕДИСЛОВИЕ ЗАРАТУСТРЫ  1  Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою  родину и озеро своей родины и пошел в горы. Здесь наслаждался  он своим духом и своим одиночеством и в течение десяти лет не  утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его -- и в одно  утро поднялся он с зарею, стал перед солнцем и так говорил к  нему:  "Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б  не было у тебя тех, кому ты светишь!  В течение десяти лет подымалось ты к моей пещере: ты  пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если б не было  меня, моего орла и моей змеи.  Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя  преизбыток твой и благословляли тебя.  Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела,  собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко  мне.  Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые  среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а  бедные -- богатству своему.  Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый  вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира,  ты, богатейшее светило!  Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют  это люди, к которым хочу я спуститься.  Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти  взирающее даже на чрезмерно большое счастье!  Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага  текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады!  Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра  хочет опять стать человеком".  -- Так начался закат Заратустры.    Как интересно теперь можно интерпретировать 3 катрен.  Мир литературного героя – темный домашний грот, в котором даже светило – лишь грязная старая люстра, тускло показывающая сигнал поворота – сделать то или это, повернуть в таком-то направлении…   К чему свелось бы твое счастье, если б  не было у тебя тех, кому ты светишь!   Четвертый катрен оставляет читателя в раздумье и растерянности.   Руку держу неумело на собственном пульсе. Ритмы сердечные будто бы строки косые... Жалкий итог отношения минуса к плюсу... Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.   Неужели это был не просто разговор с Душой «по душам»?   Ты ничего не припомнишь. Провал... Амнезия.   Когда Душа теряет память? Та самая последняя минута с разной тональностью?   Серьезное, эмоциональное и, в то же время, продуманное стихотворение, несущее в себе философию и размышления автора о жизни. Ярко выраженная аллитерация (р) – (л) – делает произведение строгим и мягким одновременно и приятно воспринимается на слух. Нетривиальная метафоричность заставляет обдумывать и вчитываться в каждую строку.   Стихотворение написано четко выдержанным 5-стопным дактилем. Использована перекрестная рифмовка женских рифм. Есть интересные, «незатертые» рифмы, хотя, вместе с тем, есть и не совсем точные: «минуты - будет», «помню - кони», а также глагольные.. Можно было бы поспорить над стилем построения некоторых фраз, но в общем, сам смысл стихотворения оставляет приятное впечатление и вполне оправдывает награду, заработанную на конкурсе.  |