ПОРТРЕТ ДОЖА АНДРЕА ГРИТТИ  Из нор – глазниц буравит взгляд. В нём подозрительность и властность, Для непокорного – опасность. В губах поджатых жести хлад.   Фигура мощная. Живот Горою выпирает круглой. В руках есть хваткость, жадность, грубость, И в крючьях пальцев спрут живёт.   Увидел Тициан таким Венецианского владыку. Пороков высветил улики. Остался дож доволен им...   Да, о достойном представленья Зависят лишь от точки зренья.   «ДЕРЕВЕНСКИЙ ТАНЕЦ» РЕНУАРА                  Терраска сельская. Пленэр. С красоткой в танце кавалер, Она пышна, не прячет форм, Оборками их оттеняет. Улыбка манит, обещает… В глазах и нега, и задор. Под алой шляпкой, рыжей чёлкой Играет шаловливый чёртик. А кавалер, её партнёр, Полу прикрыв туманный взор, Её ведёт. И в ушко ей Он заливает мёд речей. Трепещут веер и душа. Его колено задевает Тугое платье, сердце тает. И листья ветрено шуршат. Всё, точно в городе большом. И руки втиснуты в перчатки, Но взгляд, одежда и повадки Деревни дышат естеством.   ПЕРЕД ПОРТРЕТОМ  МОНЫ ЛИЗЫ   Жена флорентийца Франческо Джокондо     Загадку  являет века. Горда и прекрасна, а губ её контур     Улыбкою тронут слегка.   В той странной улыбке участвуют губы,     Глаза не затронуты ей. И кажется будто бы с истиной кубок     Пригублен над картой путей.   За Моною Лизой – ступенями воды,     Безлюдные горы – мрачны… В неведомый край нас художник уводит.     В какие эпохи, миры?   Загадка улыбки, загадка пейзажа… Секрет их де Винчи, увы, не расскажет.    Невольно приходят раздумья о Вечном, На фоне которого жизнь – скоротечна. Подарок Вселенной, Природы улыбка – Жизнь так уязвима, ранима, и зыбка…   Жена флорентийца, прекрасная Лиза, Так что же скрывают портрета кулисы?..   «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» РАФАЭЛЯ   В тот год весенняя Москва, На фоне «оттепели» слабой, Взглянуть на холст, покрытый славой, Вручала гражданам права. Часами ожидали люди, Не признававшие Христа, Свидания с Мадонной – с чудом, В котором тайны высота. Открытый занавес Туда… Она по облакам ступает, К груди младенца прижимает – Своё небесное дитя Горьки, нежны её глаза, Как небеса, они бездонны, В них не излитая слеза… И смотрит зритель потрясённый В галактик этих глубину, Ловя ответную волну, Космической любви частицу, Что в красках может воплотиться…   Сикстинской матери глаза, Московской девочки слеза, Вас помню. Позабыть нельзя…   У ПОРТРЕТА КАРДИНАЛА              ДА БАБИЕНА   Ум, тонкость, ироничность и гордыня… Осанка величава, несогбенна. Пред нами кардинал да Бабиена. Служил он церкви и её святыням.   Писал комедии он на досуге. Эпоха поощряла многогранность. Людей искусства покровитель рьяный, Он был в ту пору Рафаэлю – другом.   Гордыня затмевает ум нередко. Племянницу, Марию, Бабиена Задумал выдать замуж непременно За Рафаэля. Обрученья бремя   Тот принял, но влюбился в Форнарину. Её Сикстинской сделал он  Мадонной. Не властны кардиналы над законом Сердец. Любовь ненужное отринет.   И булочница будет жить в Мадонне, Друг - кардинал глядеть на нас с портрета, Невеста, что влюбилась без ответа, Погибнет, на холстах не отражённой…   НЕПРОШЕННЫЕ МЫСЛИ  У СКУЛЬПТУРЫ «ЛАОКООН»   Жрец Бога Аполлона побеждён. Провидец, что спасти пытался Трою, Зажат, отравлен страшною змеёю. Мы видим, как кричит, страдая, он,   Как душат змеи сыновей его. Уж умер младший, очередь – второго, Обвитого змеёй, ещё живого. С напастью не поделать ничего!   Скульптура создана во времена, Когда кончалась эллинская эра, И страх вошёл в Эллады атмосферу, И мучилась предчувствием она.   Предощущенья жителей Эллады И далеки от нас и нам близки: Европа слышит грозные звонки Цивилизации чужого склада…   СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА   Роден. Он любит и любим. Его возлюбленная с ним, И холодность теряет мрамор. Любви мы видим панораму. Сюжет из «Ада» Данте взят, Но воплощён Родена взгляд.   Роден в мужчине зрит себя, Ваяет женщину, любя Как нежную свою Камиллу. Резец любви являет силу. Рай - на Земле. Что ждёт их Там Уже не важно. И к устам Уста прильнули, к телу – тело. Рука его пока несмело Касается её бедра. Теней причудливых игра Её окутывает нежно, Она чиста так белоснежно, Но видится сквозь мрамор - жар, Она во власти страстных чар… Она, из Римини Франческа, За поцелуй убита зверски. По Данте, ей назначен ад. Роден её из адских врат Изъял. Она – его Камилла, В ней счастье, вдохновенье, сила, Не ад, а рай любви двоих И Вечности подарок их.   Скульптура «Поцелуй» Родена Зовуща, горяча, нетленна.  |