| Произведение |  
 |      
        
            Объем: 12 [ строк ] 
         | 
          | 
     
  |  
     |  
    | Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи... |  
    Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи, перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор; и возвратиться к ним нельзя, и воскресить их нечем... Пост фактум горний судия подпишет приговор, поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда. Горит, горит полынь ночей... И нет на всей планете гвоздей на каждого Христа - лишь пуля и звезда. Уходят лучшие из нас, до боли торопливо: в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам. И фото в профиль и анфас теряются в архивах. И мы пожизненно идём к их песням и стихам...  |  
  |  
     |  
    
                | Дата публикации: 17.06.2011 03:04 | 
     
  |  
 |   
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |   
 | Рецензии |   |     "По улице моей который год    звучат шаги - друзья мои уходят."    Не угадать таинственный черёд,    хоть гороскопы нынче в жуткой моде.    Трагичны, неожиданны порой    у жизней-судеб наших повороты.    И вот - печаль, и холм земли сырой,    и траура безрадостные ноты.    Не угадать... не выстроить преград,    не увести от пропасти развёрстой...    И не вернуть ушедшего назад,    и status  quo восстановить не просто...        Евгений, понравилось Ваше стихотворение. Удачи в конкурсе. |    |     Спасибо, Ирина!    Всех Вам благ! |    |     Кто в мире ценность сотворил,    Вложил в неё не мало сил,    Сознанье, разум и душа,    Ушли в творенье неспеша,    Себя они приподнесли,    И честно на покой ушли. |    |     поскольку равенству лучей мешают судьбы эти,    в которых множество очей у каждого стыда.    Честно, не понятен смысл этих строк. И еще:    в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам.     В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь.     Это - чисто индивидуальное восприятие. Поэтому, пока не ставлю оценку, ожидая ответа...    С уважением, А.|   |  |     Попытаюсь объяснить, хотя вряд ли я сумею точно дефинировать в прозе то, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне….        1) «поскольку равенству лучей мешают судьбы эти,       в которых множество очей у каждого стыда.       Честно, не понятен смысл этих строк».        Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат. Поэтому ограничусь несколько упрощённой схемой.    Полагаю, возникающие в начале четверостишья «лучи» должны в восприятии читающего связаться со «звездой», имеющей место в конце четверостишья (поскольку это самая близкая коннотация).    Небольшой экскурс о звёздах.    Во многих мифологиях звезды воспринимаются как умершие люди, взятые на небо.    Самый распространённый образ звезды - пентаграмма, или пятилучевая. В магии её чаще всего трактуют как образ человека (но существуют и другие образы). Символ вочеловеченного бога - Христа - «светлая утренняя звезда». Алхимики считают звезду символом мировой гармонии, а на более бытовом уровне - здоровья человека. В астрологии пентаграмма - символ человеческой судьбы.    Второй образ звезды - Звезда Давида – гексаграмма или шестиугольник. Она несет в себе образ обьединения разума (или души) и плоти. Через человека эта звезда являет собой и символ Разума как такового. Каббалисты и масоны называют гексаграмму символом слияния мужского и женского начал в Иегове, что делает её образом родоплеменных божеств вообще и символом повторения предков в своих потомках.    В Древнем Китае каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде».    В мексиканском царстве ацтеков звезды считались проявлением первых павших или пожертвованных воинов и воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов.    Таким образом, звезда - знак антропоморфный. Именно этот традиционный аспект я и подразумевал своей метафорой. Соответственно под лучами - вполне очевидными звездными проявлениями - в моём стихотворении подразумеваются все проявления человеческой деятельности.        Теперь о равенстве. Его нет. И яркие люди, выделяющиеся из серой массы, своими судьбами наглядно демонстрируют это.        Множество очей у каждого стыда - яркий, честный (и т. д.) человек, выделяясь, виден «множеству очей», он лучше других, он служит немым укором, и это «множество очей» (сиречь охлос) пристыжено самим фактом существования таких - достойных - людей (не суть важно, что мелкие душонки могут не ощущать своей мизерабельности - здесь имеется в виду общая панорама или, если угодно, авторский взгляд).        Подчёркиваю: здесь я высказываю лишь наиболее очевидный (по крайней мере, для меня) слой данной метафоры, без подразумевавшихся дополнительных ассоциаций и коннотаций.    ==================================================        2) « И еще:       в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам.       В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь.»        Не совсем так. Я ведь дал три варианта:     «перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор»        Пункты назначения - помимо «в никуда» - обозначены вполне конкретно. Просто упомянутому Вами «смертному часу» - я уделил больше внимания. Потому что в моём сознании он всё-таки превалировал. Это легко объяснить: каждый творец смертен. А местоимение «мы» здесь в значительной мере деперсонифицировано, «мы» - то бишь народ - образование более долгоживущее, чем каждая конкретная персона.        С уважением, |    |     Спасибо за развернутый ответ, Евгений!     Не стоит, наверное, здесь на странице вступать в полемику, поэтому, только пара слов. То, что вы мне написали  "Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат" говорит о том, что читатели могут воспринимать ваши стихи по-своему, т.е. не догадываться о "том, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне…".    Я, конечно, не профессиональный критик, но думаю, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно. Что, конечно же, не ограничивает его в выборе метафор и образов. Как-то так :)    С уважением, А.    Да, пожалуй все же +3, не в обиду. |    |     Без обид, конечно же.    А вот с тем, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно - не могу согласиться. Напротив, я хочу, чтобы мои стихи жили для каждого своей жизнью. Чувства человеческие весьма сложны и неоднозначны, в них много невысказуемого - соответственно, я и стараюсь максимально объёмно передать своё мироощущение. Пусть этого и нельзя достигнуть в абсолюте, можно лишь бесконечно приближаться. Однако меня радует именно то, что мои слова отражаются в каждом по-своему, а не единообразно.    Спасибо за отзыв! |  
  |  
  |    |     Когда уйдёт из жизни добрый друг,    И  вакуум накроет словно плед.    Становится понятно сразу, вдруг –    Что скоротечен человечий век.    Ещё вчера могли вы говорить    И спорить. Даже ссориться порой.    Стремясь к мечте; работая творить…    Так, то вчера… Вчера он был живой.    А нынче окружает тишина.    И давит на сознанье нудный звон.    Утраты горькой выросла стена.    Душа томится, издавая стон.        И краски мира меркнут все вокруг,    Коль умирает настоящий друг.        Евгений. Прочитал ваше стихотворение и решился высказаться по этому поводу. Не судите слишком строго. С уважением Вениамин. |    |     Евгений, примите мои искренние поздравления с успехом в ПУ!    Могу уже позволить себе Вас поздравить :-)))        С удовольствием читаю Ваши стихи...    Удачи и вдохновения Вам!    С теплом - Лю|   |  |     Ох, простите :-)))     Это я не туда посмотрела, когда отзыв писала - а отредактировать его нельзя - увы :-)))    С успехом в "Открытой теме"! |    |     Спасибо, Людмила.    Вам тоже удач во всём!        С признательностью, |  
  |  
  |  
  
     | 
    
              
         
  
  
       
    
    
   
 
    
  
  
 
 
  
  
  
  
 
     
           
          
        
            
      
 
           
       
            
  
 
          
   
 
     
   
            
            
             |