| Наверное, многие авторы не раз читали статьи о закате литературы,  о бессмысленности литературных писаний в современном, перенасыщенном  информацией мире,  и т.п. И действительно, тут есть над чем задуматься.  Литература всегда относила себя к искусствам, но в значительной степени  литература содержала информативный компонент: как, что, где  происходило, кто в этом участвовал и т.д. И часто, для привлечения  читателей, писатели старались их удивить. Придумывали мудрено- головоломные или сверхострые сюжеты, которые держали читателей в  напряжении. Часто это приводило к тому, что ради деталей закрученных  сюжетов читатели пропускали те страницы, в которых автор как-то пытался  размышлять, показать красоту природы или человеческих чувств – то есть  те моменты, которые в большей степени и давали право литературе  относить себя к искусству.        Затем появилось радио, кино, телевидение, развлекательные газеты и  журналы, карманного или обычного формата книги с обложками под  дешевую бижутерию - с низкосортным бульварным чтивом. Порой эти книги  и  авторства не имеют: подписанные вымышленными именами, они  раскручивались как брэнды – подобно маркам пива! Наконец, на читателей  упала эта комета, метеорит, астероид или даже целая  комета: Интернет. И  что началось…       Читатели тире зрители тире пользователи Интернет ежеминутно  получают огромное множество разных невероятных историй, придуманных  или нет, завязанных на любовном, криминальном, политическом, военном,  историческом и просто житейском сюжетах. Что значат только различные  ток-шоу, которые смотрят миллионы людей, - только на нескольких  телеканалах одновременно рассказываются сотни различных историй…        Раньше над сочинением этих историй тысячи писателей творили бы свои  произведения, стараясь чем-то удивить или просто занять читателей… Но  сейчас все это мало кому нужно: ведь можно, не утруждаясь, лениво  получать все эти истории с дивана или мягкого кресла. И зная, что после  работы на те два-три часа свободного  времени человеку на выбор  предлагается двадцать пять часов кино-теле развлечений, писателям  остается только развести  руками: для хорошей книги времени у лежащего  на диване уже не останется, да и желания открыть ее скорее всего не  будет.         И рискну сделать предположение: все писатели за всю историю  человечества, начиная от старозаветных времен, не написали стольких  историй, сколько  можно узнать за неделю странствия по Интернет.            Естественно возникает вопрос: а что же тогда остается литературе? Чем  удивлять читателей, как заставить их так же, как раньше, думать, мучиться  мыслью и совестью над прочитанным?  И можно ли заставить мучиться  мыслью и совестью над тем чтивом или теле-кино продукцией, где  «занимаются любовью»? Кстати, о последнем словосочетании в кавычках,  пришедшей в русскую культуру вместе с другими «ценностями» западной  или американской культуры (я  не теоретик, за точность не ручаюсь). Очень  сомневаюсь, что когда-нибудь это словосочетание использовалось в  литературе до  последней трети 20 века. Если кто знает об этом –  напишите!            Вот на таких вопросах - что остается литературе – и возникают мысли,  пишутся статьи и говорятся речи о конце литературы, об отсутствии  мотивации для литературной работы, о бессмысленности и неблагодарности  писательского труда.           И в то же время десятки тысяч авторов продолжают писать, страдать  вместе со своими героями или плакать над их горькой судьбой… Зачем???   Почему???  Когда я был ведущим портала, то не раз получал письма от  авторов с большими сомнениями: стоит ли им вообще писать, и рядом с  этими вопросами чувствовались слезы... Что это: графомания, болезненная  потребность? Или авторы пишут,  потому что в душе уверены – не пропадет  их скромный труд?          А может, писатель просто верен искусству, основному началу  литературы, о котором я сказал вначале? И что именно любовь к литературе  как искусству заставляет его сидеть по ночам и писать, писать, писать?  Хотя он заранее знает,  что читателей у него будет совсем не много, скорее  всего, это будут такие же, как он, писатели… Сами пишем, сами читаем, –  увы, эта фраза стала распространенной. И опять предательски возникает  вопрос: а зачем нам это нужно? Зачем насиловать себя? Ведь многие  творцы замечали, что сама природа человека противиться творческому  началу. Сколько историй про великих, которые заставляли  запирать  себя в  комнате, привязывать к стулу и т.д. Значит, это  противно самой  человеческой природе? Помнится, Толстой писал, что все созданное им до  50 лет не имеет большой цены, потому что писалось из тщеславия и денег.  Интересно, а сейчас, будучи так же обеспеченным, но  не имея никаких  стимулов для творчества, стал бы он великим писателем? Стал бы писать  вообще?        Зачем же мы пишем?  И что нам делать, если все равно не можем  бросить это занятие? Да и надо ли бросать его? Может, это занятие – как  любовь – относиться к тем, что даются свыше (неважно, как еще назвать  это, смысл все равно понятен)? И мы просто не имеем права отказываться  от него?          Много вопросов. Кто-то бросает писательство, жгет рукописи и начинает  просто проживать или прожигать свою жизнь. Хорошо, если он прочтет где- то, что, к примеру, от любви как об божественного дара, отказываться  нельзя: расплата неизбежна, в последующем это скажется так или иначе. И  подумает: любовь к творчеству, к искусству – это тоже божественный дар, и  тогда снова возьмется «марать» бумагу или сядет за компьютер…          Вспомнилось выражение: за любовь надо бороться, любовь надо  заслужить.  Может, и за любовь к творчеству, к искусству тоже надо  бороться? Не все могут заступиться, отстоять  свою любовь. Не все могут  отказаться ради нее от много другого – выгодной или даже интересной  работы, от денег, может быть, даже от семьи. И тем более не все могут  активно защищать, отстаивать любовь к литературе как    таковой.         Но кто-то ведь должен отстаивать любовь в творчеству, тем более что это  вполне возможно. Ведь по сути, Интернет, по мнению многих убийцу  литературы, можно считать и могучим средством для ее возрождения.  Ведь  именно в Сети обосновались сотни и сотни литературных проектов, в  которых авторы, томимые божественным даром, могут размещать свои  произведения, обсуждать их и получать на них отклики и рецензии, и даже  с помощью Интернета сочетать публикации в Сети с публикациями в  традиционной бумажной форме.  Когда еще автор из Тьмутараканска мог  спорить или делиться мнениями с писателями из Гондураса, Израиля или  США, и тем более    печататься с ними в одних изданиях?         Это – реалии сегодняшнего дня. Это – состояние современной  литературы, и таков ее созидатель, современный писатель. Писателя,  который позиционирует себя в Интернете, называют сетевым автором. Но  не правы те, кто считают его  каким-то второстепенным автором. Прежде  всего – это современный писатель, которому давно уже пора начать  активно отстаивать свои права и интересы,  поднимать свой статус и  добиваться признания.         P.S. Эта статья опубликована и на Круглом столе портала, с добавлением  информации, касающейся деятельности портала. |