| И наконец самый пленительный, на мой взгляд, сонет 14: А темные восторги расставанья, А пепел грез и боль свиданий нам, Нам не ступать по синим лунным льнам, Нам не хранить стыдливого молчанья.   Мы шепчем все ненужные признанья, От милых рук бежим к обманным снам, Не видим лиц и верим именам, Томясь в путях напрасного скитанья.   Со всех сторон из мглы глядят на нас Зрачки чужих, всегда враждебных глаз Ни светом звезд, ни солнцем не согреты,   Стремя свой путь в пространстве вечной тьмы,–  В себе несем свое изгнанье мы –  В мирах любви неверные кометы! По-прежнему  звучат космические мотивы: «по синим лунным льнам»,  «светом звезд», «солнцем», «в пространстве вечной тьмы», «неверные кометы». Но к ним присоединяется, как мне кажется, еще одна тема: безвозвратно потерянных светлых чувств. Сонет можно  считать реквиемом по любви к своей первой жене Маргарите Сабашниковой. Они познакомились в 1903 г. Высокообразованная красавица 19 лет от роду,  с большими способностями к рисованию и стихосложению, увлекавшаяся оккультизмом. (Именно она знакомит Волошина со Штейнером). На первый взгляд, абсолютная гармония и общность интересов. Спустя три года – бракосочетание. В статье Н. Богомолова «Эротика в русской поэзии - от символистов до обэриутов» обращает на себя внимание следующая фраза: «В ряду совершенно особых семейных отношений людей эпохи символизма (хорошо известная семейная драма Блока, треугольник Белый - Нина Петровская - Брюсов, история третьего брака Вяч. Иванова и пр.) брак Волошина и Сабашниковой также был отмечен "особой метой"».  Здесь следует напомнить, какое большое значение символисты придавали  мгновениям страсти, « где земной мир прикасается к иным бытиям»  по словам Брюсова (даже в Соrona Astralis присутствует соответствующая терминология: «экстазы земных пустынь» (сонет 3), «экстаз безвыходной тюрьмы» в сонете 7).  И если Брюсов, Бальмонт ловили эти мгновения в специальных заведениях, то  Вяч. Иванову для получения желаемого требовалось иное окружение. Центральной идеей Иванова 1905-1907г.г. было  формирование "единой души бесчисленных дыханий" во время регулярных «сред» в Башне  и поиск своего "хорового тела".  Идея соборности как постепенного соединения людей в общении не только духовном, но и телесном была предпринята в начале 1907 года с М.В. Сабашниковой-Волошиной и отчасти с самим Волошиным. Судя по дневникам поэта 1907-1908 г.г. именно это вызвало отчуждение Волошина от прекрасной Маргариты и дальнейший распад их отношений.  Хотя эта страница любовных отношений не полностью закрыта, открывается новая. В жизни Волошина появляется Е.И. Дмитриева. Именно ей посвящается изысканный венок. Поэт знакомится с ней зимой 1908 г., а летом вместе с Н.Гумилевым она приезжает в Коктебель. Она,  так же, как и Маргарита, имеет отношение к оккультизму,  натура очень экзальтированная. Вот как рассказывает  Елизавета Ивановна о себе со слов Волошина, приведенных  им в  дневнике: « Мне было 13 лет, когда в мою жизнь вошел тот человек... Он был насмешлив и едок. Мама очень любила его. И тогда начался кошмар моей жизни. Я ему очень многим обязана. Он много говорил со мной. Он хотел, чтобы все во мне пробудилось сразу. Когда же этого не случилось, он говорил, что я такая же, как все. Он хотел, чтобы я была страшно образованна. Он, я потом поняла это, занимался оккультизмом, он дал мне первые основы теософии, но он не был теософом. И он был влюблен в меня, он требовал от меня любви; я в то время еще не понимала совсем ничего. Я иногда соглашалась и говорила, что буду его любить, и тогда он начинал насмехаться надо мной. Его жена знала и ревновала меня. Она делала мне ужасные сцены. Все забывали, что мне 13 лет. Да... Макс, это было... Он взял меня».  Corona Astralis  создается в августе. Именно на это время приходится пик их романа.  Следовательно, Елизавета Дмитриева была музой поэта при написании космических сонетов, раскрывающих тайны мирозданья. В исследовании Е. Кузьмина «Оккультизм в "Corona Astralis" Максимилиана Волошина» дается несколько иная интерпретация фабулы произведения.  Там большое внимание уделяется докладу Волошина «Пути Эроса», прочитанному  им в Москве в феврале 1907 г. Автор не без основания считает, что основные положения доклада отражены в поэтических образах цикла. Но, думаю, в целом смысл   венка воспринимается однозначно: жизнь отдельного человека не случайна. Это  определенный, мизерный отрезок на несоизмеримо длинном пути к Богу.  К этому можно добавить: от того, как проживешь свою жизнь, зависит длина оставшегося восхождения. Познакомившись с данной работой, можно наверняка сделать вывод: она не является универсальным ключиком ко  всем тайнам  Corona Astralis . Хотя бы потому, что у каждого читателя свое восприятие некоторых моментов, главным образом , из-за многослойности представляемых   в произведении образов.  Например, Е. Кузьмин фразу «Полночных солнц к себе нас манят светы» (сонеты 3,4) интерпретирует как возникновение полового влечения: «При этом возникновение пола расценивается как инволюция.  Ее символом выступает ночное солнце: "Полночных солнц к себе нас манят светы". Этот образ противоположен реальному дневному светилу, сопоставимому с Богом».  А мне в этой фразе видятся далекие звездные миры, которые человек на определенной ступени  своей эволюции стремится познать.  Разгадка  ряда образов данного цикла сродни   расшифровке вещих снов. И с первого раза, без многократного прочтения, обдумывания   и сопоставления не стоит надеяться на удачу.  Истина откроется позже, и у каждого читателя она будет своя.                                                       Библиография.   1. Волошин М. Избранное.  - Минск: Мастацкая литаратура,  1993 2. Волошин, М. Автобиография // Воспоминания о Максимилиане Волошине. М.: Советский писатель, 1990 3. Волошин, М. История моей души // Волошин, Максимилиан. Автобиографическая проза. Дневники. - М: Книга, 1991 |