| Пьеса-фантазия в трёх протеканиях (действиях)                                                   Я — создатель миров иных,                                               Где искусственны небеса                                              И хрустальная спит роса.                                                          О. Э. Мандельштам   Для тех, кто ближе к небу на земле, Фантазии и вымысел кто любит, С мечтою не расстанется и в сне И в яви словно в снах пребудет. Для тех, кто в жизнь пришёл, Чтоб тайны разгадать, В сказаньях, мифологии сокрытых, В легендах, сказках, чудесах, стихах Поэта, в бдении ночном добытых.   Действие происходит в сфере фантазии. Лица — персо- нажи — возникали не сразу. Автор будет давать им имена по мере их появления. Происходящее мало имеет сходства с реальной действи- тельностью, посему будет уместным назвать действия — про- теканием.   Протекание первое   Представим себе сцену, теряющую свои очертания в дымке лёг- кого молочно-голубоватого света сквозь который проступают некие геометрические фигуры. Присутствует и конструкция: лестница с широкими ступенями, обрамлённая колонами сме- шанных стилей, но она пока неразличима. Тихо… Изредка слышится звон капель, напоминающий звук арфы, по струнам которой пробежал ветер… Неожиданно из голубизны проступает фигурка в лёгком платье. Кружится, подняв руки вверх, напоминая большую снежинку. Останавливается, прислушивается, медленно идет к авансце- не с протянутыми к нам руками, и мы слышим её. Это Неж- н о с т ь . Назовем её так.   Не ж н о с т ь   А помнишь… Я вошла. Ты там сидел средь многих, и ореол вокруг тебя светился золотисто-белый. Там были многие дру- гие. Я их не видела. Лишь ты блистал сияньем… А как ты улыбался! Ты ангелом в тот миг мне показался. Что говоришь?    (Прислушивается.)   Всегда выдумываю что-то. Откуда смертному светиться? Совсем не ангел и в ангелы не метишь? Как мало знаем мы себя… И наши жизни — лишь лёгкий контур, Лишь рябь на глади океанских вод. Нам не дано прозренье сущностных начал, его истоков. И наших душ блужданья нам не ясны, А робкие догадки, случайные намёки усложняют жизни путь… И замкнуты дела и мысли в круг, который чаще куб иль пирамида. Достигнешь высоты, — вниз, как в бездну валишься. Не то искал... И начинай сначала. Но ты молчишь? Ответа мне не надо. Мне слов моих довольно на двоих. Всегда труднее слушать, слышать, чем говорить. Твой ум готов к развитью и движенью. Горжусь тобой! Молчи… Я поболтаю… Постой. О чём я? А-а-а… Мне вспомнилось, как первый раз тебя я увидала.   Закрывает глаза, кружится.   Знаю. Ты забыл про это, даже если раньше помнил. Впро- чем, это всё равно. Не в этом дело. И это знаешь сам ты луч- ше… Я притомилась.   Оглядывается, садится на едва приметный в белом мареве куб, и нам начинает казаться, что она висит в воздухе. Вдалеке раздаётся звук арфы, неуверенный и одинокий.   Мне грустно стало, не знаю отчего.   Напевает.   Свеча, и осени пейзаж И розы на столе. Случилось раньше, Не сейчас, А я в нигде, в нигде. Как между высью и землёй Клубятся облака, Не ведая страны родной Несутся в никуда, Так я витаю в пустоте: В нигде, в нигде, В нигде, в нигде.   Неожиданно сверху начинают падать огромные снежинки. Вскакивает, смеётся, ловит их, подбрасывает вверх. Движе- ния перерастают в танец. Так дети радуются первому снегу… Арфа откликается мелодией.   Снег я любила, но снежинки эти напоминают больше мне о лете. Так радостно от них, но голос твой во мне сейчас затих.   Останавливается. Пытается снова углубиться в себя. Снежинки исчезают.   Светлеет… Начинают проступать контуры другой фигуры — Ст а р у х и в длинной тёмной юбке и шали, напоминающей мантию. Она опирается на увесистую клюку с отполирован- ным временем набалдашником.   Не ж н о с т ь   (от неожиданности вздрогнув)   Кто ты? Откуда? Здесь одна я и сколько времени — не помню. Ты кто?   Ст а р у х а   (продолжая стоять неподвижно)   Вопросов много задаёшь. Не всё ль равно, кто я. Зови — Старуха. Мне имени другого от тебя не надо. А ты? Зовут как? Нежность?   Не ж н о с т ь Я не знаю. Не помню. Многое забыла.   Ст а р у х а И хорошо. Забыла — не важно значит. Было и прошло.   Не ж н о с т ь Что было?   Ст а р у х а   (Недовольно)   Не счас же родилась.   Не ж н о с т ь Здесь я давно. Пою, танцую… Снежинки помню.   Ст а р у х а Это хорошо. И мне по нраву снега чистота. Ещё что ска- жешь? С тобой мне времени нет долго говорить.   Не ж н о с т ь   (Торопливо)   Сначала я молчала и только вспоминала.   (Радостно)   И вспомнила его! Его лишь образ, но как зовут — не помню.   Ст а р у х а Это и не важно.   Не ж н о с т ь Он как бы светом озарён… И с образом его я обрела язык. Стихи ему читала, пела, танцевала…   (Обрадованно.)   И он мне отвечал. Не то чтоб прямо, а как бы изнутри меня. И стало мне легко.   Ст а р у х а Тебе не скучно, значит?   Делает попытку уйти.   Не ж н о с т ь   (Поспешно)   Не уходи! Вопросов лишних не стану задавать.   Ст а р у х а Да… Вопросы здесь негожи. Учись здесь сердцем сущ- ность постигать. Быстрее так проходит узнаванье.   Не ж н о с т ь Узнавание чего? Я здесь впервые. Всё для меня здесь чуждо.   Ст а р у х а Неужто трусишь? Дрожит душонка, а?   Не ж н о с т ь Не знаю… Скорее непонятно… Кто я и откуда?   Ст а р у х а Опять вопросы? Эко невтерпеж.   Поворачивается уйти.   Не ж н о с т ь Нет, нет. Мне всё равно, кто я и ты откуда. Не оставляй меня. Прошу, не уходи!   Ст а р у х а   (присаживаясь на выступ)   Ну что с тебя возьмёшь... Побуду Тут немного.   Нежность приближается к Старухе. Становится светлее, и мы видим молодую красивую женщину с внятным, властным лицом. Видимо, нечто внутреннее — знание, умудрённость, опыт, сквозящие в её облике, — делало её в нашем представле- нии старухой.   Не ж н о с т ь   (вскрикнув)   Ой! Я думала…   (Замялась.)   А ты…   Ст а р у х а Ты думала, я древняя старуха и не о чем с тобой нам будет говорить? Ведь так?   Слышится какое-то шуршание, смех, повизгивание.   Не ж н о с т ь Ты, кажется, похожа… Нет, не помню.   Из-за шара выглядывает лицо.   Эл ь ф - 1 Она не помнит.   (Смеётся.)   Слышишь, что сказала?   Эл ь ф - 2 Да как не слышать. Странная она. Чудная. Эй! Ты кто?   Заливаются от смеха.   Ст а р у х а   (потрясая клюкой)   Ату... вас! Прочь отсюда, недотёпы. Вам только бы смеять- ся. Тише, вы!   Смешки и шум затихают.   Не ж н о с т ь А…   (Боясь договорить, закрывает рот рукой.)   Ст а р у х а   (благ осклонно) Это эльфы. Они что дети: дразнятся, смеются, но безобид- ны и всего боятся. Будь с ними строже, и они уйдут. А волю дашь — насмешками замучат.   Снова раздаются смешки.   А ну-ка! Буде баловать! Я вот на вас найду управу! Прочь отсюда. Пойдите-ка на озеро скорей. Там, верно, утки, лебеди при- плыли. Вот с ними поиграйте... Нигде от вас покоя нет.   Эл ь ф - 1 И нет здесь ни уток и ни лебедей.   Эл ь ф - 2 Птиц отроду здесь не бывало.   Не ж н о с т ь Так мы в нигде? Я это поняла… Но если мы в нигде…   Ст а р у х а Там Нечто торжествует.   Не ж н о с т ь Но ты не Н е ч т о. Ты…   Ст а р у х а Старуха с молодым лицом. (Смеется.) Так кто же я, по- твоему?...   Не ж н о с т ь Не знаю. Я ничего не знаю. Почём…   Закрывает рот рукой.   Ст а р у х а Догадливая. Учишься ты быстро. Ну мне пора.   Намеревается подняться.   Не ж н о с т ь О нет! Не уходи! Побудь ещё чуть-чуть. С тобой мне так спокойно. Прошу тебя!   Ст а р у х а Ну что с тебя возьмёшь… Так говори мне что-нибудь.   Не ж н о с т ь   (задумалась. Не знает, о чём говорить. После паузы, спасительно)   Его я увидала… Он весь светился. Так ярок этот свет. Глазам доселе больно. И это было как во сне. Возможно, сплю я… Сплю… И это всё мне снится…   Пауза.   Ст а р у х а Недолог твой рассказ. Всё об одном. Так потрясло виденье.   Не ж н о с т ь Хорошо. Иди. Я знаю лишь вопросы, которые задать не- льзя… И больше — ничего. В присутствии твоём совсем теря- юсь и становлюсь малюсенькой девчонкой. Быть может, Эльф я, но и этого не знаю.   Ст а р у х а Нет… ты не Эльф. Ты — Нежность. Так тебя прозвали. А Нежность память не имеет о плохом. Довольно на сегодня. Пора мне.   Не ж н о с т ь Постой!   Ст а р у х а Ну… Говори.   Не ж н о с т ь А… Это что?..   Закрывает рот рукой.   Ст а р у х а И что же?   Не ж н о с т ь   (смущенно)   Хотела я узнать…   Ст а р у х а   (укоризненно)   Ты снова о своём.   Не ж н о с т ь Прости… Здесь хорошо. Спокойно, чисто. Да... Зачем здесь…   Закрывает рот двумя руками.   Ст а р у х а   (передразнивая, незлобиво)   Вот, вот… (Закрывает себе рот рукой.) Поговорили… Больше ничего?   Смеется.   Нам рот на то и дан, чтоб вовремя закрыть… Пошла я.   Не ж н о с т ь А свидимся ли снова?   Ст а р у х а А как же? Как же без тебя? Ты — доброты любой основа, Ты — знак невинный бытия.   Удаляется, посмеиваясь.   Не ж н о с т ь Странно как… Не думать лучше мне об этом. Кто я? Мне непонятно и сейчас. Я — просто я, и всё! А эти эльфы… Они смешливы, шаловливы и, я признаюсь, очень милы. Так здесь я не одна?   Оглядывается, прислушивается.   Не вижу никого. Как скучно. Вот разве что уснуть.   Прилегла и теперь висит в воздухе.   Не спится что-то.   Перелив арфы.   О эта арфа! Не могу уснуть…   (Удивлённо.)   Я словно чей-то голос слышу. Постой, постой. Ещё раз повтори.   Го л о с   (набегающий волнами)   Здесь холодно и редок солнца луч, Его касанье больно нестерпимо, А облака — подобье ватных куч, Огромны — проплывают мимо. И странствуя, блуждаешь ты один... Тут день и ночь для нас неразличимы. И каждый здесь и раб, и господин, И каждого мы чтим и каждым чтимы. Но вряд ли кто родных здесь узнаёт… Когда случайно друга заприметил, Он знак ему таинственный даёт, Но сам не ждёт, чтоб тот ответил... Здесь время исчезает и года Летят секундами земного протяженья. Нас держит здесь во власти та звезда, Что возвещала на земле рожденье.   Не ж н о с т ь Откуда ты и кто ты? Покажись! Тебя понять хочу я и тебе ответить. Возможно, чей-то Дух ты? Ангел? Херувим? И как меня ты заприметил?   Го л о с   (удаляясь, слабея)   Я ослабел, устал, сказать не в силах боле. Прощай... Тебя я, странствуя, искал… Порадуйся своей беспечной доле…   (Издали.)   Про-ща-ай…   Не ж н о с т ь Прощай… Но кто же это был? Нет! Ничего понять не в силах… Как странно… Где мебель? Стол? И где кровать? Кубы, углы тупые… Шар… На нём чтоб танцевать? Из-за шара снова смешки. Кто здесь?   Смешки громче.   Выходи!   Смешки еще громче.   Вот я вас сейчас.   Направляется к шару. Оттуда с хохотом, делая уморительные рожицы, разбегаются в разные стороны эльфы.   А, это вы! Как хорошо, что вы пришли. Я рада.   Переглядки, смешки, дразнение.   Не верите? Я рада. Давайте с вами поболтаем. Так… Ни о чём.   Эльфы совсем расшалились: прыжки, кульбиты, рожицы...   Сейчас я вас поймаю!   Начинается веселая игра в догонялки, которую можно органи- зовать в хореографический этюд… Наконец устали и попадали кто куда и теперь лежат, болтая ножками.   Эл ь ф - 1 Уф… Устал.   Эл ь ф - 2 И я. Весело как было!   Эл ь ф - 1 Мне тоже весело. И я устал!   Не ж н о с т ь Я вас успела полюбить.   Эл ь ф - 1 Этого нам только не хватало.   Эл ь ф - 2 Нас все гоняют.   Эл ь ф - 1 Будто всем мешаем.   Эл ь ф - 2 Они считают нас за глупеньких детей.   Не ж н о с т ь Они не правы.   Эл ь ф - 1 Это точно!..   Эл ь ф - 2 Мы слышим, видим всё.   Эл ь ф - 1 Везде бываем.   Эл ь ф - 2 И тайны все… Про всех мы знаем.   Не ж н о с т ь Так, значит, тут присутствуют…   Эл ь ф - 1 Ой! Я ж говорил тебе, чтоб лишнего — ни-ни.   Эл ь ф - 2 Ты начал сам.   Эл ь ф - 1 Да-да. А ты продолжил.   Эл ь ф - 2 Но начал ты.   Эл ь ф - 1 Всегда я виноват.   Эл ь ф - 2 Ты за него?   Эл ь ф - 1 Да нет… Я так... Случайно. Всегда ты прав.   Эл ь ф – 2 Да нет и ты. Ты прав.   Эл ь ф - 1 Пошли скорей. Пока…   Не ж н о с т ь А я?   Эл ь ф - 2 Ты первая, кто нас не гонит.   Эл ь ф - 1 Да, первая… Побудь пока одна. До скорой встречи!   Не ж н о с т ь   (робко)   Постойте.   Эл ь ф - 1 Мы не можем.   Не ж н о с т ь Чего?   Эл ь ф - 2 Пошли, пошли скорей. Вдруг скажем что не так.   Убегают.   Не ж н о с т ь   (вдогонку)   Я буду ждать вас. Приходите… Поиграем.   Некоторое время бесцельно движется по сцене в поисках заня- тия… Поднимается на шар, и нам кажется — парит в воздухе.   А я тебе не все слова сказать успела… Слова, что зарождались в сердце. Они — возвышенные… Их не говорят, Но между слов обычных Они сквозили и светились. (Слышал ли ты их?) Радужным сияньем Твой образ плыл ко мне… И мне казалось, ты Так весело и ласково глядишь И от тебя исходит дуновенье, Подобное тому, что источают степи, Иссушенные солнцем знойным, Когда над ними воздух плывёт И чуть дрожит… Но, может, это только мне казалось?   Оглядывается.   Дай мне знак хотя бы, Что чувствовал ты то же, что и я…   Снова оглядывается в поисках знака.   Хоть и молчишь, я верю в силу Сердца твоего, любить способного Возвышенно и тонко, встречаясь душами во снах, Плескаясь в струях света... Но ты молчишь и не даёшь ответа.   Погрустнела, спускаясь вниз, бормочет.   Так я витаю в пустоте… В нигде, в нигде, В нигде, в нигде.   Из марева проступает сидящая фигура. Это Поэ т. Он пишет, рвёт, комкает, бросает, снова пишет.   Нежность подходит, стоит в отдалении, не решается с ним заговорить.   Поэ т   (хватается за голову, стонет)   О-о-о! Все это было! Сто раз было! И облака, и птицы, сол- нце и луна… Томленье, роза, мленье, нетерпенье. Бездарно! Я бездарен! Одно название: поэт!   Не ж н о с т ь   (тихо)   Так ты — Поэт.    Поэ т   (несколько смутившись)   Ты здесь давно? Ты видела, как я…   Не ж н о с т ь Стихи ты сочиняешь. А это трудно?   Поэ т   (польщенный вниманием)   Так, пустяки. Безделица одна. Поёшь, как птичка.   Не ж н о с т ь Но это трудно — рифмовать.   Поэ т Нисколько. Сноровка — боле ничего и опыт. Опыт, несом- ненно, нужен. «Ни дня без строчки», как учил один поэт. Э-э… Не помню имя. Это и не важно.   Не ж н о с т ь  А-а-а… Понятно. Каждый день по строчке. Прочти мне что-нибудь.   Поэ т Не знаю, право. Как-то не готов. Сегодня я не в форме. Настроение у меня не то.   Не ж н о с т ь Сегодня строчка не сложилась?   Поэ т Уф-ф! Такое каждый день бывает.   Не ж н о с т ь Я слышала, ты говорил: всё сказано другими.   Поэ т Да. Похоже, так. Слова все эти, рифмы, строки… Ты ждёшь, чтоб преподал тебе поэтики уроки?   Не ж н о с т ь Люблю стихи и слушать я готова.   Поэ т   (приосанился)   В нашем деле важней всего… Что думаешь на этот счёт ты?   Не ж н о с т ь Строфа!   Поэ т Строфа — не спорю… Но главное…   Не ж н о с т ь Рифмовка.   Поэ т Рифмовка — это важно. А ещё?   Не ж н о с т ь Наплывы чувств, любовь…   Поэ т Само собой, и всё же…   Не ж н о с т ь Не знаю. Но что же, право?   Поэ т Строфа, и рифма, и любовь — всего лишь приложенье. А главное?   Нежность молчит.   А главное… Пошевели мозгами.   Не ж н о с т ь Настроенье?   Поэ т И это хорошо. Но главное… Скажи. Ты знаешь. Должна ты знать.   Не ж н о с т ь   (радостно)   Вдохновенье!   Поэ т Вот это ближе. Говори же, что?   Не ж н о с т ь   (огорчённо)   Смысл, содержание… Композиция, сюжет?   Поэ т   (поморщился)   Всё это так… Близка была ты, но ушла в детали.   Не ж н о с т ь   (Тихо)   Не знаю… Талант, возможно.   Поэ т Это непременно. Всё есть. Поэт имеет и талант, но если…   Не ж н о с т ь   (подскочила, хлопнула в ладоши)   Муза не придёт! Муза! Муза! Муза!   Поэ т Вот молодец! Главное, бесспорно, Муза!   Поэт и Нежность, взявшись за руки кружатся, повторяя.   Муза! Муза! Муза!   Не ж н о с т ь Я отгадала!   Поэ т Ещё бы! Я подсказал.   Не ж н о с т ь Ты говорил, что вдохновенье близко к цели.   Поэ т А вдохновенье… Думай — от чего?   Не ж н о с т ь Но я сказала… Муза! Муза!..   (Растерянно.)   Но мне сейчас вдруг показалось, что музы здесь живут.   Поэ т   (забегал, испуганно-картинно оглядываясь)   Тс-с-с… Об этом… Чу! Ни слова! Об этом здесь не говорят.   Не ж н о с т ь Но муза — это некий образ…   (Оглядывается, словно надеясь увидеть Музу во плоти.)   Нечто неживое. Некая идея…   Поэ т Идея! Идея… И Муза существует, значит!   (Словно впервые видит Нежность.)   Откуда ты? Тебя не видел раньше.   Не ж н о с т ь Я? Не знаю. А что?   Поэ т Вот… Вот!   (Снова забегал.)   Попался. Предупреждали же меня. А я увлёкся, нет, отвлёкся. В общем, мой разум отстаёт от чувств. И так всегда. Который раз я попадаюсь. Опыт меня не учит. О, я — устал!   Садится, обхватывает голову руками.   Не ж н о с т ь   (нерешительно приближаясь)   Прости… Я тоже… Вопросов я не стану задавать.   Поэ т Куда уж! Всё теперь сначала. Так бесконечно много, много раз.   Не ж н о с т ь Я понимаю.   Поэт   (удивлённо)   И у тебя такое?   Не ж н о с т ь Конечно, тут же забываю про всё плохое. Как бы не было его. Вернее, помню, но прощаю… Прощаю всё, но помню обо всём. И помня — забываю.   Поэ т И ты? Не ж н о с т ь   Забываю.   Поэ т Мы так похожи! Мы похожи очень! Не чудо ль это? Чудес- но! Как чудесно! Я сразу это понял! Я просёк! О, это чудно! Чудно!   Взбегает на куб, с него перепрыгивает на шар.   Я — не один. Ты — есть! И мы — похожи! Я напишу великие стихи! И все поймут, что все похожи! Похожи все, хоть внешне и не схожи! О Муза, Муза! Я — поэт!   Из-за шара выскакивают эльфы, прыгают, смеются, резвятся. Слышатся выкрики: «Поэт и Муза, вдохновенье… Они похожи…»   Поэ т Приди же, Муза! К творчеству — готов! Я — вдохновлён! Да… Слышу голос твой!   Поэт замер, едва держась на шаре, с откинутой назад головой и поднятой вверх рукой. Шар медленно поплыл на зрителя. Поэт громко, счастливо, заливисто читает.   Как чист поток — источник всех времён, Как радостно сверкает он на солнце И сколько в нём неузнанных имён, И сколько взглядов из его оконца… И звук его так благостен, так нежен, А переливы звонки и легки. Он дарит каждому надежды, Он избавляет от тоски. И струи крепки у него, упруги, Прозрачность отражает синеву. И воды мира — все его подруги — Журчат и грезят наяву… Хрустально чист источник вдохновенья! И Музы пьют здесь капли на лету В незыблемом и истинном прозренье: Восславить Мир, Творца и Красоту!   Аплодисменты, возгласы: «Великолепно, блестяще, браво…» Поэт несколько картинно раскланивается, забрасывая вообра- жаемый шарф за плечо, спускается на сцену, прохаживается, выпятив грудь и надув щеки, изображая важность.   Уф! Волшебница — явилась! Я ощутил её присутствие! Я счастлив! Вполне счастлив!   (Обеспокоенно.)   Поклонники потом… Мне надо немедленно записать, пока не забыл.   (Уходит, бормоча.)   Муза и вдохновение, вдохновение и Муза…   Тут же исчезают эльфы. Возможно, увязались за поэтом, воз- можно, спрятались за шар. Нежность поднимает скомканный листок, разглаживает, читает.   Поэт и птица Поэту петь — что птице говорить: У птицы настроенья не бывает. Она поёт — поэта вдохновить. В естественности птица пребывает. Поэт зависим. Петь — его удел. И жизнь сгущает краски поневоле… Услышать звук и ритм найти — предел Его желаний, петь и петь на воле. Так песни птиц нас радуют весь день, Коленце звонкое улыбку вызывает. Поэт молчит и бродит, словно тень, Пока для рифмы слово подбирает… Но вот готова новая строка, И радостно поэт вздыхает И птице машет вслед рукой: «Пока». День прожит был не зря! Он это знает.   Странно… Почему птица? Здесь только эльфы. А может, нет? Я ничего не знаю… Возможно…   (Смотрит вокруг.)   И только эльфы...   Танцует, напевая:   О, там, за рекой, На другом берегу, Свобода, покой, Цветы на лугу. Там рожь колосится, Прохлада в тени, Русалка томится, Там ясные дни, Лазурны озёра, Сребрится река, Морского простора Манит глубина. Там рыцарь из сказки К принцессе спешит, Там в блеске зеркальном Застыл малахит.   Очертания декорации теряются в мареве тумана.   Затемнение.   Протекание второе   Марево начинает рассеиваться… Отдалённые звуки арфы, ше- лест крыл или ветра, пробегающего по кронам деревьев... Мы видим широкие ступени, колоны, статуи божеств. Постепенно очертания становятся отчётливей… Стоят, сидят, возле- жат фигуры.   Шум крыл. Довольно громкий перелив арфы.   Худ о ж н и к О, эта арфа!   Ф и л о с оф О, эти крылья!   Поэ т (Тревожно) У арфы крыльев нет.   Уч е н ы й Но звук — всегда.   Де в а - 1 Какие крылья. Это — ветер.   Поэ т И ветра шум, как взмах крыла. Неплохо. Надо записать. Записывает.   Де в а - 2 (вышивающая) Здесь ветра не бывает.   Поэ т (удивлённо) Откуда шум тогда?   Де в а - 3 (занимающаяся живописью) От крыльев.   Поэ т (взволнованно) Но крылья-то откуда?   Де в а - 1 (вздыхает, поднимая вверх глаза) Ох-х!   Ф и л о с оф (многозначительно) Крылья сами по себе не могут быть. Они — есть принадлежность…Чья-то.   Худ о ж н и к Я бы добавил здесь белил и охры. Тогда засветится и отте- нится золотистый тон.   Де в а - 3 Да, да… Спасибо. Будет лучше так. Я это вижу.   Худ о ж н и к Живопись, скажу я вам, при взгляде — сразу каждому по- нятна.    Уч ё н ы й А если живопись абстрактна?   Худ о ж н и к Любое полотно ты сразу видишь. Познание происходит враз, мгновенно.   Ф и л о с оф Мгновенно — это как сказать… Ведь мыслить должен че- ловек. А мысль — течет во времени, то бишь развитие имеет.   Худ о ж н и к (волнуясь) Он смотрит — мыслит. Передача в мозг идёт мгновенно.   Ф и л о с о ф . (неожиданно) После нас и до нас — вечность...   Поэ т Интересно… (Читает вдохновенно.) Как время милое струится, Как быстро прошлым стать спешит... Бывало ли кому томиться И время мыслью торопить? Нет ничего его бесстрастней, Неутомимей и верней. Оно плывет в пространстве вечно Ритмичным угасаньем дней. И метит время неизменно Природы неприметный бег. Неумолимо, безвозмездно Теряет время человек.   Девы аплодируют.   Уч ё н ы й Вот, вот… Правильно высказал Поэт: Неумолимо, безвоз- мездно его теряет человек.   Худ о ж н и к Продолжим… Вы смотрите, и картина сразу говорит обо всём. К сознанию, значит… мм… обращена.   Уч ё н ы й И к подсознанию даже.   Пр о з а и к Понятно, не к ноге.   Худ о ж н и к Не смешно! Это не роман… Картина — зритель. Читается мгновенно.   Пр о з а и к Мгновенно и уходишь. Не то что с книгой. Длительность взаимного общенья развивает. Ты погружаешься в среду. С ге- роями живёшь, их любишь, с ними умираешь.   Худ о ж н и к И веришь в вымысел… Не жизнь, но ложь.   Пр о з а и к Искусства в этом сила!   Ф и л о с оф Глаза — смотреть, язык — молчать, а уши — слышать.   Пауза.   Уч ё н ы й Хм-м.   Поэ т Кхе-кхе.     Ф и л о с оф Мм-м.   Де в а - 1 Цветы нежны. Их аромат — целебен. Мелодичные переливы арфы.   Уч ё н ы й Это звук кифары.   Ф и л о с оф Всё равно что арфы.   Уч ё н ы й Кифара — инструмент для Аполлона.   Пр о з а и к Предтеча арфы, как я понимаю.   Уч ё н ы й Кифара золотая Аполлона, или лира. Солнечный Мусагет играл на ней чудесно. Орфею подарил он лиру золотую, и тот прославился навеки.   Поэ т Какое слово: нежность. К цветам подходит, музыке, стихам.   Уч ё н ы й Да, кстати, Нежность… Все переглядываются.   Поэ т (растерянно) Что Нежность?   Худ о ж н и к Ты что, не знаешь?   Поэ т Нежность я люблю.   Девы улыбаются. Цветы, трава, деревья и ручей — всё дышит нежностью.   Де в а - 2 А-а-а… Он не знает.   Де в а - 3 Он весь в поэзии… В стихах.   Поэ т (с любопытством) Что? Что?   Девы многозначительно улыбаются.   Де в а - 1 (уклончиво) В общем, ничего… Безделица, и только.   Ф и л о с оф Всем нежности на свете не хватает… Как, впрочем, и любви.   Пр о з а и к Любовь понятна больше мне…   Ф и л о с оф Как проявленье страсти?   Пр о з а и к (вскинув голову) Не только.   Уч ё н ы й Скажи, скажи… Как мыслишь о любви?   Ф и л о с оф То ты не знаешь.   Уч ё н ы й Всё же интересно, как представитель, так сказать, словес- ности изящной об этом скажет.   Ф и л о с оф Тогда к поэту с этим лучше. О чём он может петь, как не о любви. Ну что, поэт?   Поэ т Любовь — понятие огромное. Она — во всём. Любовь во всём разлита.   Ф и л о с оф Но ты конкретней, ближе… Слишком говоришь простран- но.   Поэ т (взволнованно) Любовь… Любовь… Это такое! Это как воздух. С утра лишь просыпаясь, мы начинаем всё любить. И утро, и восход, и солнце, небо… И потому — живём. Но вряд ли со- знаём, что каждое мгновенье любовью дышим и любовь мы пьём.   Девы тихонько зааплодировали.   Де в а - 1 Красиво. Де в а - 2 Это правда. Так оно и есть. Де в а - 3 Пока мы любим — мы живем. Поэт, удовлетворённый, отходит в сторону, присаживается, записывает. Ф и л о с оф Любовь иссякла — ненависть на смену и смерть. Пр о з а и к Отсюда войны, распри, терроризм: любовь иссякла... Мы все рождаемся с инстинктом — жить! Мм-м… Выхо- дит, ненависть — не что иное, как антипод любви и, значит, отрицание её. В широком смысле — отрицание себя, другого, целый мир. Ненависть есть явная ущербность и не присуща Богу. Пр о з а и к Смерть — истощение любви. Мысль эта не нова, но инте- ресна… Любовь иссякла — наступает смерть. В чистом виде, ненависть есть отрицание любви и, значит, жизни. Ф и л о с оф И отрицание себя, а значит, и другого, мир в целом… Нена- висть есть явная ущербность. Пр о з а и к Так вот где кроется этот пресловутый комплекс неполно- ценности: в недостатке любви. Её же недостаток пропорцио- нален дефициту инстинкта жизни данного субъекта. А ненависть, как результат, есть отрицание любви и жизни. И это всё сокрыто в генах. Ф и л о с оф Человек — сложнейшее создание. Пр о з а и к Всё раньше началось… В обидах тягостных, другому на- несённых, зверствах разных. И опыт этот в ген запечатан на- крепко.   Уч ё н ы й И множится… Ф и л о с оф Но опыт свой у каждого и учит ли? Пр о з а и к Отрицаньем страданий изведанных? Ф и л о с оф В страданиях — растёт душа! Пр о з а и к Красивые слова — не боле. Уч ё н ы й В том смысле, что бежит страданий. Пр о з а и к (смеётся) Как это верно… Никто и впрямь страдать не хочет. Ф и л о с оф Сам не страдаешь — не поймёшь страдание другого. Пр о з а и к Видеть, как другой страдает, — страдание не большее ль? Ф и л о с оф Сердца не все открыты милосердью. Пр о з а и к Увы… Увы, но это так. Иначе б на земле вновь воцарился рай. Девы вздыхают. Печальный перелив арфы. Уч ё н ы й (тихо) Опытным путём всё прояснилось. Де в а - 1 Ах этот опыт! А без опыта нельзя? Есть вещи, явные на- столько, что опытным путем доказывать — безумство! Уч ё н ы й Опыт и только опыт есть венец науки. Вне опыта идея есть химера. В лучшем случае — гипотеза. Де в а - 2 Теории на что? Де в а - 3 Течения различные? Де в а - 1 Прозрения пророков? Уч ё н ы й (важно) Я дал вам несколько уроков. Вы — правы. (С почтительными поклонами девам.) Идей блуждает в мире — море. Пр о з а и к Вот неправда. Идей всегда как раз и не хватает. Поэ т Прозаик прав: всё сказано, всё спето. Вздыхает. Уч ё н ы й У вас, поэтов. А у нас познание лишь начинает путь, кото- рый бесконечности подобен. И только опыт — плотность, та основа, тот камень на который можешь ты вступить, дабы в потоке вод не захлебнуться. Ведь так, Философ? Ф и л о с оф (задумчиво) Опыт? Хм… хорошо… Но без теорий, там… гипотез опыт невозможен. Уч ё н ы й С тобой согласен: опыт без расчётов и теорий — никуда. Ф и л о с оф Хм. А волновая функция квантовой механики не поддаёт- ся эксперименту. Невидим и эфир и многое чего. Невидимого больше, чем видим. Поэ т (звонко) Есть идеи! Их невозможно опытом проверить… Опыт — близорук. В идеи нужно верить! Лелеять их! Лю- бить, как праздник, как мечту! И к ним душой стремиться!   Шум от взмаха крыльев.   Вот слышите? Взлетела птица! Де в а - 1 (потупив глаза) Но птиц здесь нет. Де в а - 3 Они здесь не летают. Де в а - 2 Поэт всегда об этом забывает. Грустно вздыхают. Поэ т Ну хорошо! Не птица… Ангел, Херувим, а может, Сера- фим? Из-за колонны высовываются эльфы. Эл ь ф - 2 Он до сих пор не знает! Эл ь ф - 1 Он думает, что спит. Эл ь ф - 2 Тогда и все здесь спят. Эл ь ф - 1 Какие ангелы? Какие серафимы? Эл ь ф - 2 Еще и херувимы! Эл ь ф - 1 Он видел их хоть раз?   Давятся от смеха… Поэт чувствует себя не в своей тарелке от безобидных смешков: трёт лоб, отходит к колонне, прислоняется, стараясь с ней слиться.   Эл ь ф - 1 В стихах о них он пишет, а не видел. Эл ь ф - 2 Он чудик, чудик. Совсем чудной!   Прыгают, смеются.   Пр о з а и к (шутливо) Довольно, поигрались, помолчите!   Эльфы заливаются от смеха.   Ф и л о с оф Учил я вас: подслушивать — нехорошо! Эл ь ф - 2 А плохо! Эл ь ф - 1 Подсматривать — нельзя. Ф и л о с оф А вы? Эл ь ф - 1 Не слушаемся. Мы — проказники. Эл ь ф - 2 Нам нравится подслушивать. Эл ь ф - 1 Нам нравится подсматривать. Ф и л о с оф А вот я вас!   Начинается веселая игра в погоню, постепенно перераста- ющая в шуточный танец, захватывающий всех. Возникает ощущение общей любви, радости, счастья. Появляется Нежность. Робко останавливается. Её тихонечко подталкивает Старуха.   Ст а р у х а Ну, ну… Иди, иди… не бойся. Не укусят. Но только язычок попридержи: с вопросами поосторожней.   Стукнув палкой, громко всем.   Я привела к вам Нежность. Слово «нежность» волной прокатилось среди присутствующих. Поэ т (протяжно) Нежность! Побледнел, облокотился о колонну, сполз вниз, теряя сознание. Де в а - 3 Что с ним? Де в а - 2 Он в обморок упал. Де в а - 1 (прыскает ему в лицо водой) Как впечатлителен. Совсем мальчишка. С ним нужен глаз да глаз.   Поэт приходит в себя.   Поэ т Мы уже знакомы. Де в а - 1 Откуда? Де в а - 3 Быть того не может. Де в а - 2 Он словно бредит.   Ст а р у х а Встречайте гостью. Ей представьтесь.   Все засуетились, наводя порядок. В центре появилось кресло-трон, на который Старуха торжественно усаживает Нежность. Раздаются приподнято-радостные звуки арфы.   Ф и л о с оф (припадая к ручке) Любомудрствовать — моя стихия, а цель моя — постичь смысл жизни! Не ж н о с т ь Ты близок к завершенью? Ф и л о с оф (смутился) Идея… так сказать, неуловима. Пр о з а и к Смысл жизни в том, чтоб жить. Ф и л о с оф И жить — неплохо! И… мыслить! Пр о з а и к А если мысли коротки? Ф и л о с оф (назидательно) Смысл жизни… Э-э-э… Де в а - 3 В том, чтобы любить? Ф и л о с оф Хм-м-м… И в этом тоже. С поклоном отходит в сторону. Пр о з а и к Разрешите мне представить самого себя: Прозаик. Зани- маюсь познанием глубин души и типов поведения в стандарт- ных или нестандартных обстоятельствах и труд свой тяжкий уважаю. Даёт нам книга понятие о людях и облегчает тем вступление во взрослый мир. Уч ё н ы й (учтиво улыбаясь) Но опыт нас не учит. И раны наносятся такие, что и вре- мя их не лечит. Горазд Прозаик поболтать, хлебом не корми. А я — Учёный! И буду краток: науку движет опыт, опыт и ещё раз — опыт! Пр о з а и к А ну как если опыт не поставить? Уч е н ы й Так грош цена теории такой. Ф и л о с оф Опыт — неплохо, но трудоёмко, длительно и скучно. (Приосанился.) Я на всё имею мненье. Уч ё н ы й Наука любит труд, не скороспелость. Трудом наука дви- жется вперёд. Пр о з а и к Вот именно — с трудом.   Общий смех.   Худ о ж н и к Представиться мне разрешите. Влюблён я в краски мира и рисую, в бессилье передать на полотно восторг от сочетанья семи цветов. А посему — маляр. Не ж н о с т ь Да нет — Художник, раз творите мир в пространстве по- лотна. Худ о ж н и к Премного благодарен. Сказали вы красиво. Галантно раскланивается. Де в а - 1 Я Дева. Страсть моя — цветы. Поэзию же просто обожаю. Де в а - 2 Я рукоделие люблю. Стихия — танцы. Де в а - 3 А я пытаюсь живопись постичь.   Смотрит вопросительно на Старуху.   А где другие? Ст а р у х а Они… Разъехались по отпускам. Не скоро будут... Ну а ты, Поэт? Не медли. Твой черёд. Поэт подходит, слегка пошатываясь, падает на колено, прижимает руку к сердцу. Поэ т Я… Я покорен! Не ж н о с т ь (тихо) Вставай. Никто не падал на колени. Неловко право. Вставай скорей. Поэ т (Восторженно, прикрыв глаза) О диво дивное! О чудо из чудес! Я встретил Неж-но-сть, значит, музы есть! Ст а р у х а (недовольно) Опять он про своё… Он образ, вымысел за правду прини- мает… И ищет музу он везде, хотя сам знает, что музу ни один поэт ещё не встретил, явно не увидел, а лишь в фантазиях сво- их приветил, в стихах воспел… Поэ т Пока не встретил. Ст а р у х а (махнув рукой) Снова за свое. Теперь представлюсь я. Не ж н о с т ь (несмело) Мы… знакомы. Ст а р у х а Тем лучше. Можешь звать меня Старуха дальше. Не ж н о с т ь Но ты красивая и молодая. Вовсе не старуха.   Все по-новому, оценивающе смотрят на Старуху и видят её как бы впервые.   Пр о з а и к Х-мм. Она красива. Ф и л о с оф Молода.   Уч ё н ы й И царственна! Поэ т И мать всех муз!   (Громкий перебор арфы и мощный взмах крыл. Шум крыльев!   Поэт бежит в направлении шума.)   Не вижу никого. Де в а - 1 Птиц здесь не бывает. Поэ т Но это шум от крыльев. Ведь музы могут и летать! Де в а - 2 Снова он чудит. Де в а - 3 То ветер пробежал по струнам. Поэ т (страстно) Да что вы в самом деле! Взмах крыльев не в силах и от вет- ра отличить! Де в а - 1 Ветер, крылья, кифара, арфа… Мы так привыкли к ним, что даже и не слышим. Поэ т Вы слышать не хотите! (Бросается к Нежности.) Но ты же слышала! Скажи! Ведь это шум от крыльев?   Нежность беспомощно оглядывается. Каждый, кроме Стару- хи, делает ей какой-то знак: палец к губам, закатывает глаза, закрывает уши.   Чего же ты молчишь? Не ж н о с т ь (неуверенно) Может быть, они не слышат вправду, а слышишь ты один. Поэ т Но я же не безумец! Не ж н о с т ь Поэтам слышать суждено особо. На то ты и поэт. Поэ т (растерянно) А мне казалось, я такой же, как и все. Так значит, я отличен от других и лучше слышу? Не ж н о с т ь Несомненно… Ф и л о с оф (обиженно) Чем же он другой? Пр о з а и к Не может быть он лучше лишь оттого, что слышит шелест крыл. Уч ё н ы й Ему порядка, дисциплины не хватает и точности, которую блюдёт ученый.    Де в а - 1 У него метанья. Де в а - 3 Вечные сомненья. Де в а - 2 И поиски утраченных иллюзий. Худ о ж н и к Он постоянно в фантазиях витает. Пр о з а и к Так чем же лучше он? Не ж н о с т ь Я не сказала: лучше. Просто он другой. И с этим надо всем смириться. Де в а - 3 Он нежен и раним душой. Де в а - 1 С ним обращаться нужно, как с младенцем. Де в а - 2 Не обижать, не гнать, а слушать, слышать.   Легкий перелив арфы.   Ф и л о с оф Меня давно устали слушать. Пр о з а и к Меня — внимательно читать. Уч ё н ы й Ну а наука на многих уж давно наводит скуку. Не ж н о с т ь Поэта легче нам понять. Он краток. Песнь его изящна. К тому же в мыслях ускользание в миры иные… И новизна. Поэ т (с жаром) Какая новизна? Всё сказано другими. Я — повторяю, повторяюсь, вторю. Не ж н о с т ь Но вдруг мелькнёт искрой наитье, как в тех стихах, что про источник. В них свежесть, словно воздуха глоток. Поэ т (обрадованно) Правда? Вышло ничего? Спасибо. Я польщён! Не ж н о с т ь Прочти стихи, какие хочешь.   Поэт неуверенно оглядывается. Все улыбаются, кивают головами.   Де в а - 1 Мы просим. Де в а - 3 О, не волнуйся так. Де в а - 2 Смелее же. Мы ждём. Поэ т Уф!.. Слова я позабыл. Я так волнуюсь. (Забегал нервно по сцене.) Так что же почитать? О, может, это… Как же там начало?   Пр о з а и к Вот так всегда. Как почитать попросят — он ни звука. Ф и л о с оф Уж больно нервозен. Уч ё н ы й Дисциплины нет. Я дал ему совет: записывать. И что же? Стихи ты записал? Поэт шарит по карманам, за пазухой, достаёт какие-то листочки, они разлетаются… Он бегает, поднимает, читает, засовывает снова в карманы… Поэ т Не то. Не то… О, Боже! Но почему забыл я записать?   Девы, переглянувшись, усаживаются за арфы. Голубым светом освещены девы, в то время как колонны заливаются золотистым тоном.   Де в а - 1   Мы посвящаем эту песнь Поэту. (Поют чистыми, нежными голосами.)   С чего начать? К чему стремится слово? И где таится жизни всей основа? Поэт грустит, тоскует целый день. Он Музу в гости ждёт, а видит — тень. То тень от дуба, тополя, берёзы… О, Музы нет — и у Поэта слёзы Готовы брызнуть… Да, он утомлен. Он Музу ждёт с запамятных времен... Луна взошла и сад весь осветила. Бесстрастно смотрит круглое светило… Чрез озеро дорожка засверкала, По ней мелькнула Муза — и пропала. Где отдыхает Муза — на луне? Поэт дрожит и мечется во сне.   Возгласы: «Браво, замечательно, великолепно!» Поэ т   Спасибо. Я польщен! Я… Тронут… Я… Почти до слёз. Поклон вам от поэтов всех времен! (Раскланивается перед девами.) Теперь готов прочесть и я. Не будьте строгими, друзья. Тата-та-та… Не помню строчку. Де в а - 1 Читай, что помнишь. Де в а - 3 Смело и… экспромтом. Де в а - 2 Прочь прогони волнение и страх. Поэ т Та… та… та… та… Шумит прибой. (Лёгкий смешок. Поэт растерянно озирается.) Шумит прибой… (Смешки, хмыканье, шиканье.)   Шумит прибой. То океан красу наводит, Сметая мусор и следы людей… Луна, красуясь, в небо входит — Царить меж звёзд, чтоб красотой своей На глади вод двоиться и плескаться, Дорожкой серебристою иль мостиком казаться, В безмерности космических просторов, Своим свеченьем — избежать повторов. Математический расчёт и ряд: Планет, светил — блистателен парад. И каждому своё: земным — земное, Любить и восторгаться красотою И славить Бога каждую секунду бытия, У муз вымаливая вдохновенья.   Громкие аплодисменты.   Де в а - 3 Браво! Браво!.. Де в а - 1 Я восхищена. Де в а - 2 Замечательно! Пр о з а и к Позвольте, дорогие, мне вмешаться. Давайте разберёмся... О чем Поэт поведал нам в стихах? Что нового сказал? Нет, должен вам признаться, стихи его наводят тоску, не- нужное томление и всё такое… Ф и л о с оф Не будьте, друг мой, слишком строги. Поэзия полна тре- воги. Она вся — слёзы, стон и боль. От критики меня уволь… Уч ё н ы й Постойте, други! Сказать мне хочется о том, что я в поэ- зию влюблен! Пр о з а и к (примирительно) Стихи — стихами, проза — прозой. Нам конкурировать не гоже. Я прозой изложу в томах, что ты прочёл в своих сти- хах.   Худ о ж н и к Много света. Де в а - 2 Есть мысль. Де в а - 3 И смысл. Де в а - 1 Прекрасно! Пр о з а и к Слишком коротко. Ст а р у х а Ну что же… Вечер удался на славу. Спасибо всем, А Нежности — особо.   Каждый возвращается к своим делам. Старуха величественно удаляется, получая прощальные поклоны. Нежность подходит к Поэту.   Не ж н о с т ь Прости… Быть может, что не так? Обидеть не хотела. Поэ т Нет, нет! Я весь раздавлен… Я польщён. Не ж н о с т ь Ты слушай больше, только и всего. Поэ т О да… (Таинственно.) Ты никому не скажешь? Не ж н о с т ь А что? Поэ т Скажи, что никому. Не ж н о с т ь Даю тебе я слово. Поэ т (отводя Нежность как можно дальше от других) Поклянись. Не ж н о с т ь Клянусь. Да я и так бы не сказала. Поэ т Старуха знаешь кто?   Нежность отрицательно качает головой.   Старуха — мать всех муз. Иначе — Мнемозина! Не ж н о с т ь Мнемозина? Ужели? Не может быть. Но Старуха вовсе не старуха. Она прекрасна и… царица! Откуда знать тебе? Поэ т Я просто знаю. Не ж н о с т ь Тебе я верю. Так музы реальны, значит? Здесь живут? Поэ т А то… Реальней не бывает.   (Достаёт листок.)   Послушай, какую песню одна из них мне напела:   Я бездомная птица простая. В сновиденьях всё больше витаю, Уношусь от тягости дней В безмятежность морей и полей. Во мне детство живёт беззащитно, Красота с моим разумом слитна, Сердце полнится к миру любовью. Состраданием, нежностью, болью. Я скажу — меня не услышат, Полечу — меня не увидят, Но всегда я буду звучать И поэтов, любя, вдохновлять.   Радужные цветовые пятна, густея, поглощают пространство сцены.   Затемнение.   Протекание третье   Из марева светящихся цветовых пятен возникает то же оформление, что и в  начале. Персонажи будут появляться и исчезать, а нам будет казаться, что они  постоянно присутствуют… Нежность и эльфы удобно примостились на кубе, а  нам кажется — на облаке. Редкие падения капель, едва слышимый взмах крыл,  приглушенные звуки арфы. Первый эльф держит овальное зеркал. Второй —  трудится над прической Нежности.   Э л ь ф - 2 (Перебирая пряди волос) Пушисты, мягки и искристы… На голову — венец из белых роз И россыпью вниз заструятся незабудки. Я говорю не в шутку, а всерьез. Э л ь ф - 1 С идеей я согласен — исполняй! Умбра и белила в сочетанье Дают духовный свет и чистоту. Художника я слышал замечанье, Когда он Деву обучал в саду. Н е ж н о с т ь Вы милые и умненькие очень. Я сильно, сильно вас люблю. Хватаете вы знанья — на лету. Э л ь ф - 2 Постой! Я незабудок ряд вплету. Э л ь ф - 1 Художник бы сказал: сияние небес, сквозь пряди облаков. Э л ь ф - 2 Неправда! Такое бы сказал поэт. Н е ж н о с т ь (Вздрогнув) Поэт? Мне образ его близок. Так беззащитен он. Э л ь ф - 2 Над ним здесь все смеются. Э л ь ф - 1 Неправда! Не смеются вовсе, а очень любят! Э л ь ф - 2 И смеются. Э л ь ф - 1 Смеются не со зла, а так — шуткуют. Э л ь ф - 2 И все ж он одинок. Н е ж н о с т ь Как я? Э л ь ф - 1 Ты — нет. С тобой — другое. К тебе сердца открыты. Э л ь ф - 2 Мне Поэта жаль… Он мечется, страдает, Музу ищет. Прилаживает венок. Ну вот. Теперь готово. Э л ь ф - 1 Чудо как прекрасно. Э л ь ф - 2 Прозаик бы сказал, что стала ты опасна. Н е ж н о с т ь А это значит, что? Э л ь ф - 1 (По-взрослому) Не знаешь разве? Красота — опасна. Н е ж н о с т ь Не хочу опасной быть… Меня боялись чтобы. Э л ь ф - 1 Бояться-то тебя чего? Ты — добрая. Н е ж н о с т ь Не знаю… Но вы не веселы сегодня. Э л ь ф - 1 Охоты нет к веселью. Э л ь ф - 2 Мне грустно отчего-то… Н е ж н о с т ь (Задумчиво) Поэт преобразует время в радость. Не дам я вам грустить… Давайте в прятки с вами поиграю.   Эльфы не двигаются с места.   Иль вы бегите — стану догонять.   Та же реакция.   Хотите я попрыгаю на ножке?   Прыгает.   Ну поиграйте же со мной немножко.   Э л ь ф - 1 Нет, лучше я пойду посплю. Э л ь ф - 2 Поспим немного и придем опять. Э л ь ф - 1 Тогда, быть может, нам захочется играть.   Понурясь, уходят.   Н е ж н о с т ь Не знаю с ними что стряслось сегодня. Грустны, играть со мною не хотят… Ну хорошо, пускай они поспят. Тогда и веселее станут.   Появляются очертания фигур Философа, Прозаика, Ученого.   Ф и л о с о ф (Громко) Царит здесь Нежность! Рад, целую ручки. Сейчас пришла мне мысль, иль вспомнил, что забыл: Чем больше круг мы знаний расширяем,  тем больше знаний тех, которых мы не знаем. П р о з а и к (Аплодируя) Какой-то из античных мудрецов, мне помнится, об этом феномене говорил, вернее он его давно уже открыл. Ф и л о с о ф Да, да… Конечно. Я хотел сказать: Мир — бесконечно не- познаваем и знания о нем уходят в бесконечность. Уч е н ы й Не в этом кроется вся полнота познанья, не в перепевах мыслей и фраз  другими сказанных, а в том, чтоб новое ученье в сплетенье с опытом, давало  бы прозренье и пользу несомненную несло на благо общее. Ф и л о с о ф А круг все шире, шире. О, так непросто жить в подлунном этом мире. П р о з а и к К тому ж соблазнов много. Ф и л о с о ф Их хоть отбавляй, но дорог мне туманной жизни край. Н е ж н о с т ь Край жизни? Сердце вздрогнуло мое. П р о з а и к Не слушай. Он гундит свое и помнит мало. Чаще забывает, что знал и путает столетья. Уч е н ы й Ну сколько можно об одном твердить? Идеи — блажь одна, безделица не боле. П р о з а и к Идеи истощились поневоле. (Делает попытку смеха) Н е ж н о с т ь (Твердо) Идеи мира вечны и сильны. Уч е н ы й В них — не хватает некой новизны. Ф и л о с о ф (Обрадованно) Их надо помнить, понимать и в мелочах — большое узна- вать. В росинке видеть — мир. Большое — в малом! В любви же — дар души, отдавшей жизнь задаром! П р о з а и к Любовь считаешь ты не стоит жизни? Ф и л о с о ф Любовь — самовнушенье, Сладостный обман, Взрыв чувств и…, Разума — туман. Уч е н ы й Жить в сфере мыслей, Слышать гул миров И высшей математики значенье Признать, как стройное ученье — Основу из основ — Вот жизни назначенье. П р о з а и к Пространство, время — протяженье жизни… Живем мы — наше время убывает. Н е ж н о с т ь Время убывает? Я начинаю вспоминать... Но что о Времени мы можем знать? Оно течет? Оно неуловимо И метит каждого  оно неотвратимо. П р о з а и к Со временем, похоже, я в ладах. Его я заключаю в прозу, Как Поэт в — стихах. Н е ж н о с т ь Нагрянет Время ко мне в гости, я вспоминаю и снова в прошлом пребываю,  настолько явно, как сейчас… Ф и л о с о ф Ты со Временем — в опасных отношеньях. Н е ж н о с т ь В опасных отношеньях? Я к Вашему прислушиваюсь мненью… Уч е н ы й Постигнешь Время — Вечность ты познаешь. П р о з а и к В гости мы к тебе еще придем. Держись за Время обеими руками. Пока, пока.   Персонажи, кроме Нежности, становятся невидимыми.   Н е ж н о с т ь Куда же вы пропали? … Речей я много слышала и что же? В задумчивости  спускается по лестнице, замечает Поэта. П о э т (Бормочет) Старуха — богиня памяти. Не замечая Нежности, торопливо уходит. Н е ж н о с т ь Была совсем одна. Теперь вас всех так много и каждый о своем. Нет обо мне… быть может, сон я вижу? Сон во сне?   Поднимает руки вверх, медленно кружится, но устало, без настроения.   Но что со мной? Дух мой утомлен. Не слышу я знакомых мне имен и нахожусь в  какой-то пустоте: в нигде, в нигде, в нигде, в нигде…   Появляется Старуха, но теперь это совсем молодая женщина, даже скорее  девушка: тонкая, легкая, подвижная.   С т а р у х а Что-нибудь случилось? Н е ж н о с т ь (Удивленно) Ты очень изменилась. Мне в первый раз ты старше пока- залась. С т а р у х а Немного испугалась? Н е ж н о с т ь Пустяки. Тебя я очень рада видеть… Извини. Одна помочь мне в силах ты. С т а р у х а Смотря о чем попросишь. Н е ж н о с т ь Хочу я знать, где встретила его. Со мной он часто гово- рит… Вернее я с ним, но в памяти моей его лицо как будто стерто, светом лишь  сияет. Любовь моя к нему не затихает… Прошу тебя: мне память оживи. С т а р у х а Ты что, меня волшебницей считаешь? Не в силах я тебя заставить вспомнить то, что ты сама так скоро забываешь. Н е ж н о с т ь Но ты же можешь. С т а р у х а А… Поэт сказал? Так он же — фантазер! Н е ж н о с т ь Что мыслимо — возможно. С т а р у х а Надо сильно мыслить. Н е ж н о с т ь Поэту верю я. Он — светел, прост душой. С т а р у х а Вздор! Уж я то знаю: чем больше помнишь, тем страшнее жить. Тебе-то страх зачем? Ты — Нежность. Ты — сама Любовь, готовая на  жертву. Н е ж н о с т ь Но образ этот греет мне любовью сердце. Хочу я вспом- нить где я встретила его. С т а р у х а Не все ли для тебя равно? Ведь даже если б ты не встрети- ла — придумала бы образ, сочинила. Не жить тебе без света и любви. Ну вот,  дитя, тебе я все сказала. Прощай. Мне помнить, а тебе — любить.   Исчезает.   Н е ж н о с т ь Не смогла или не захотела? Быть может и Поэт ошибся…   Достает из-за пояса смятый листок, разглаживает, читает.   Поэт и птица.   Улыбается, подносит к губам, целует, пишет что-то.   Появляется Поэт.   П о э т Уж день к закату клонит, А я — ни строчки! Н е ж н о с т ь . Привет. Я только что писала для тебя. Протягивает листок. Возьми, потом прочтешь.   Смотрит на Поэта как бы впервые.   Мне кажется с тобою мы встречались раньше. П о э т Быть может, я не спорю. Спасибо, что стих мой сохранила.   Прячет листок за пазуху.   Н е ж н о с т ь О, да! С тобою мы встречались раньше. П о э т Возможно, могу ли отрицать? (Сокрушенно) За день — ни строчки. Тоже мне поэт! (Страдая, чуть не плача.) Ни темы, ни идеи, ни мотива. Н е ж н о с т ь (Почти уверенно) Да это ты… Твой образ без тебя ко мне являлся. (Радостно) И лик твой светел, и глаза лучатся. Позволь же наконец в любви к тебе признаться! П о э т (Как впервые видит.) Сегодня ты особенно прекрасна. И эти незабудки в воло- сах… Венец из роз! Н е ж н о с т ь Так ты узнал меня? П о э т Да… Может статься. Узнал, конечно. Я в тебя влюблен!   Переливчатые звуки арфы.   Поэт и Нежность зачарованно смотрят друг на друга, исполняя танец  узнавания, угадывания, изумления…   Н е ж н о с т ь О пусть же длится время бесконечно. Ты говорил тогда мне, помнишь, что? П о э т Я видел лишь тебя, что говорил — не помню. Н е ж н о с т ь Ты ангелом тогда мне показался. П о э т А ты — богиней. Н е ж н о с т ь Но ты сказал, что смертен и не ангел. П о э т Моя ты Муза! Н е ж н о с т ь Тебе я благодарна. Твой образ для меня сиял. П о э т Я спал! Я спал, пока тебя не встретил! Н е ж н о с т ь Ты — лучше всех и будь таким всегда. П о э т Постой. Я слышу голос.   Взбегает на шар.   Н е ж н о с т ь Куда ты? П о э т Должен я услышать! Стоит на шаре, растерянно с болью читает, откинув руку высоко вверх.   Земной шар болен, Жизнь идет к закату. Мы получаем это, Как расплату…   Н е ж н о с т ь Не может быть! П о э т (Пошатнулся, схватившись за сердце) Как расплату. Падает вниз.   Шум крыльев, дисгармоничный звук арфы.   Невидимый хор повторяет: Земной шар болен, Жизнь идет к закату, Мы получаем это Как расплату.   Перемена света. Молния, раскаты грома. Над Поэтом склонились девы.   Д е в а - 1 Он не дышит. Д е в а - 2 И сердце не стучит. Д е в а - 3 Он умер. Н е ж н о с т ь Нет… Не может быть. Он должен жить.   Бросается к Поэту. Девы расступаются.   Ты прекрасен, милый. Светел лик твой и душа в очарова- нии живет. Воспеть ты хочешь мир, любовь и Бога наподобие Орфея. Мечтаешь  музу встретить и вдохновенья ждешь… Ты — создан для Любви, для песен,  поцелуев. Как гибок стан твой, как лазурен взгляд, нежны как руки с тонкими  перстами и губы, словно сочный виноград. Ты — это он и я тебя узнала. Ты будешь жить, ты — нужен, ты — воспеваешь мир, Ты — чист душой.   Нежно целует губы.   Мелодично-напряженные переливы арфы. И засверкали светляки-искринки, закружились, потянулись вверх, смешиваясь  со звездами, увлекая за собой Нежность.   Д е в а - 1 Чудесно как! Д е в а - 2 Очаровательно. Д е в а - 3 Искристо! Э л ь ф - 2 (Чуть не плача) А где она? Э л ь ф - 2 Она играла с нами, добрая была. П о э т (Поднимаясь) Я спал и чудный сон я видел: Нежность ко мне приникла, сладко целовала и вдруг исчезла, рассыпалась на тысячи искристых светляков. Д е в а - 2 Но это был не сон. Д е в а - 1 И ты не спал, а к смерти был готов. Д е в а - 3 Она тебя спасла. Сама — умчалась… но, может быть, от- кликнется на зов. П о э т Не может быть! За что? Зачем? О, чувства! Я Нежность по- любил сильней искусства и жизнь готов отдать я за Любовь! Д е в а - 2 (Качая головой) Поэту жить и чувства воскрешать. Д е в а - 1 Поэту петь — сердца от сна будить. Д е в а - 3 Поэту предназначено — творить! И правду вечную о веч- ном говорить. Э л ь ф - 2 Она звездою стала, правда ведь? Э л ь ф - 1 Живое не живым не может быть. Э л ь ф - 2 Звездою — для сердец, открытых для добра. Э л ь ф - 1 Светить ей вечно всем с утра и до утра!   Продолжительное пение арфы.   Становится видна лестница со знакомыми фигурами. Ученый смотрит в подзорную трубу (телескоп).   Уч е н ы й Сейчас найдем, куда она пропала. П р о з а и к Любовь, что движет солнце и светила. Ф и л о с о ф Да. Похоже, как у Данте… (Ученому) Средь звезд ее пыта- ешься найти? П р о з а и к Но нету к звездам нам пока пути. П о э т (Продолжает) Но сердцем постигать и мыслью проникать в безмерность. (Нетерпеливо  Ученому) Что видишь там? Уч е н ы й Все одно и то ж: пространство темное, на нем — несмет- ность звезд. П р о з а и к Отрылась бездна, звезд полна… П о э т Но может новая звезда там засветилась? Смотри получше, что там изменилось? Уч е н ы й Пространство… Звездный дождь… Постой, постой… По Млечному пути  сверкнуло что-то. Как искорка неявная промчалась. П о э т Смотри, смотри скорей, куда она умчалась! Уч е н ы й Здесь искорок, блуждающих немало. Ф и л о с о ф (Вздыхая) О, если даже и найдет он искры он путь, увы, назад ее нам не вернуть. П о э т К чему ж тогда наука? Все для тела? Уч е н ы й Ум страждущий не оставался чтоб без дела… Э л ь ф - 1 И каждый искоркой когда-то станет? Э л ь ф - 2 Иной, наверно, как цветок завянет. П о э т Я — безутешен! Я — сражен! Искать мне Нежность до кон- ца времен! С т а р у х а (С кресла-трона) Кто виноват? Ужели я не досмотрела? Д е в а - 3 Да нет. Совсем не в этом дело. Д е в а - 2 К приходу Нежности мы были не готовы. Д е в а - 1 Мы все, похоже, не совсем здоровы.   Эльфы хлюпают носами, трут кулачками глаза.   Э л ь ф - 2 Кто с нами поиграет? Э л ь ф - 1 Она любила нас. Поэт об этом знает. П о э т Не плачьте… Вашим другом буду я. И гнать не буду вас. Отныне — мы друзья. С т а р у х а Ну буде! Ее пока нам не вернуть. Дела не ждут. Поэт, ты Нежность не забудь.   Поэт только машет рукой, отходит в сторону, садится у колонны на ступеньку,  обхватив голову руками.   Д е в а - 3 Любовь Поэту сердце размягчила. Д е в а - 1 Поэт страдает… Все ему не мило. Д е в а - 2 Его глаза заметно посветлели, а волосы — внезапно побе- лели.   Издали слышится слабый голос, постепенно набирающий силу.   Го л о с Здесь одиноко, пусто, Учишься в пространстве находить, Какое хоть движенье… П о э т Вы слышите?   Вскакивает, взбегает по лестнице вверх. Тсс-с.   Все переглядываются.   Го л о с   По нему скользить в надежде Обнаружить что живое, Но безнадежны эти все затеи. Мне одиноко… Память о тебе Меня ласкает, нежит, согревает… И здесь, я нахожусь в нигде, в нигде… И роза, и бокал, как поцелуи, тают… И начинает мне казаться: Жизнь всегда я средь пустот Безмерных проводила. Все остальное — сон моя мечта. Тебя я вижу, ты — мое светило. Ты — рядом, в сердце — навсегда. Взгляни на небо, Я — твоя звезда,  Мигая день и ночь, Не в силах вниз сойти — Тебе помочь. Века промчатся как секунды мимо, Светить тебе я не устану, милый.   П о э т Вы слышали? Ее узнал я голос.   Сложив ладони рупором, кричит.   Прошу тебя, побудь еще со мной!!!   Го л о с Прощай… Мне силы изменили. Поток невидимый уносит за собой. П о э т Узнал ее я голос. О, Нежность. Нежность! Мой воспрянул дух! (К присутствующим) Так слышали ли вы? Пауза. Все переглядываются. Девы потупляют глаза. С т а р у х а Да слышен был какой-то гул, но слов не разобрать. П о э т (Ученому) Не можешь мне на время это дать? Уч е н ы й Возьми хоть навсегда. Она удобна, достаточно легка, для наблюденья звезд — пригодна. Складывает телескоп. П о э т Премного благодарен. Я — в долгу. Уч е н ы й О, благодарностей не надо. Открой вновь засверкавшую звезду. И имя дай ей: Нежность. Поэт отходит в сторону, достает листок из-за пазухи, читает: Поэт и птица…Хм…Забыл, что написал. (Переворачивает листок. Читает.) «Верь в себя. Стихи твои — признают. И будешь знамени- тым ты, Поэт!» Как ты добра. (Целует листок) Как ты добра, как ты добра… Мне ничего не надо! Ни сла- вы, ни хвалы, ни возгласов признанья. Вернулась только б Нежность… Только  б Нежность… Торопливо уходит.   Легкое марево густеет и снова рассеивается. Старуха в кресле занята  вязанием. Звук звонко падающих капель, переливы арфы… Шелест крыльев.   Ф и л о с о ф О, эти крылья! Уч е н ы й О, эта арфа! Д е в а - 3 (В тон) О этот ангел!   Все замирают.   П р о з а и к (Запинаясь) Но птиц здесь не бывает. Д е в а - 2 А ангелов? Уч е н ы й Тем боле. Д е в а - 1 Откуда ж шум? От крыльев чьих? Пауза. П р о з а и к Шум. Я плохо слышу. Уч е н ы й Разве непонятно? Играют эльфы, арфу задевают… П р о з а и к Хм… Уч е н ы й Можно проверить опытным путем. Никто не реагирует. Ну, как хотите. Ху д о ж н и к (Деве, занимающейся живописью) Контрастность усилит здесь акцент. Свет  станет ярче. Д е в а - 3 Попробую, спасибо. Д е в а - 1 (Поливая цветы) Цветы нежны, хрупки и прихотливы. Д е в а - 2 Стежок к стежку. Д е в а - 3 Мазок к мазку. Ф и л о с о ф Природа — вот истинный творец! А что искусство? Уч е н ы й Искусство — пусто.   (Смутился)   Попытка рифмы. Новую звезду б открыть. П р о з а и к И что ж? Уч е н ы й Вклад в науку. Ху д о ж н и к Наука навевает скуку. А философия — плетенье слов, пе- реплетенье мыслей, сплетение одних идей с другими… Одно и то же об одном и  том. Ф и л о с о ф Кто строит храм души, кто дом, а кто сарай, нору иль ко- нуру. Ху д о ж н и к Живопись — глаз радует и душу возвышает. Д е в а - 1 Любое из искусств уводит нас от прозы… П р о з а и к Но проза учит нас глубинам пониманья. Д е в а - 1 (Заканчивает) От прозы жизненной и скуки прозябанья. Ху д о ж н и к Глаз ищет красоту, узрев — стремится зафиксировать мгновенье, оставив в вечности его. Ф и л о с о ф О, Вечность! Что мы знаем про тебя? Уч е н ы й Идеи в мире — вечны! Ф и л о с о ф Идеи, может? вечны, а их носители — увы… Как сделать так, чтоб опыта поменьше. Уч е н ы й Без опыта — наука никуда. Ф и л о с о ф Я говорю об общности людей. С т а р у х а Память коротка. Без опыта не могут. П р о з а и к В своих романах объясняю все подробно: к чему приводят преступленья, к чему измена мужу, иль наоборот… С т а р у х а Ну хорошо. А что Поэт? П р о з а и к (Махнув рукой) Рыцарь печального образа… Девы согласно закивали. Д е в а - 3 (Вздыхая) Сейчас расскажем.   Поют.   Д е в а - 1 Поэт не спит теперь ночами. На звезды смотрит он влюбленными очами. Д е в а - 2 Тоскует, ищет он звезду, Блуждая средь цветов в саду. Д е в а - 3 Предела нет ни грусти, ни страданью И пишет бесконечно он стихи. Д е в а - 1 В стихах он постигает тайну знаний. Но звезды и луна к его мольбам глухи. Д е в а - 2 Среди других он ходит неприметный И к жизни — холоден, Живет как бы во сне. Надеется услышать глас ответный. Иль образ милый увидать в окне. Д е в а - 3 Он марево тумана обожает И облаков далёких белизну. Он верит, он надеется, он знает: Пред Нежностью искупит он вину. С т а р у х а Поэт рожден петь о Любви.   Девы грустно вздыхают.   Кружась, начинают падать редкие снежинки.   Э л ь ф - 1 Мне грустно… Она рассыпалась на тыщу светляков и уле- тела. Э л ь ф - 2 К какой звезде? Э л ь ф - 1 Рассыпалась… Не знаю. Э л ь ф - 2 Рассыпалась лучами… Уч е н ы й Светляками? Э л ь ф - 1 Луч, звезда и светляки. Уч е н ы й Вы — умники, а верите, как в сказку: Лучи, звезду и светляки. Ф и л о с о ф Но где ж она тогда?   Эльфы в перебивку, готовясь расплакаться.   Э л ь ф - 1 Исчезла, Э л ь ф - 2 Растворилась. Э л ь ф - 1 Она на брызги звездные разбилась. Э л ь ф - 2 Поэт в саду блуждает, словно тень. Э л ь ф - 1 За ним ходить нам стало лень.   Похныкивают, трут глаза.   Д е в а - 1 Идите к нам. Д е в а - 2 Мы вас любим. Д е в а - 3 Расскажем сказку вам, и вы уснете.   Эльфы усаживаются девам на колени.   Д е в а - 1 В некотором царстве, в некотором государстве…   Снежинок все больше и больше.   Д е в а - 2 Жила была девочка. Д е в а - 3 У нее было очень доброе сердце. Д е в а - 1 И звали ее Нежность.   Звуки арфы, поющий голос:   О, там за рекой На другом берегу, Свобода, покой, Цветы на лугу. Там рожь колосится, Прохлада в тени… Русалка томится Там ясные дни. Лазурны озера Сребрится луна Морского простора Манит глубина. Во гробе хрустальном Царевна там спит И в блеске зеркальном Горит малахит.   Снежинки падают и падают… и мы видим только белую завесу.   Затемнение. |