| На 68-м году жизни скончался известный российский писатель Роман Солнцев.. (21.05.1939-17.04.2007) На 68-м году жизни скончался известный российский писатель Роман Солнцев. Как сообщили ИТАР-ТАСС в агентстве культуры администрации Красноярского края, он скончался в больнице в ночь на 17 апреля после тяжелой болезни. Роман Солнцев родился в мае 1939 года в Татарстане. Первый его сборник стихов вышел в 1964 году в издательстве "Молодая гвардия". Среди его поэтических сборников наиболее известны "Вечные леса", "Скажи сегодня", "Волшебные годы"; из повестей – "День защиты "Иностранцы".  По пьесам Солнцева ставились спектакли в театрах Красноярска и других городах, сняты фильмы "Запомните меня такой" и \"Торможение в небесах" – последняя работа получила Гран-при в Страсбурге в 1993 году. Роман Солнцев – член международной писательской правозащитной организации (Русского ПЕН-центра), главный редактор литературного журнала "День и ночь". Награжден орденом "Знак Почета", заслуженный работник культуры РСФСР. В январе 2007 года Солнцев стал новым президентом благотворительного общественного фонда им. В.П. Астафьева. О Романе Солнцеве отзываются как о принципиальном человеке, он был нестандартно мыслящим, творческим человеком, умеющим отстаивать свои позиции. Предполагается, что писателя похоронят 19 апреля на Аллее Славы городского кладбища Бадалык. *    *   *   *   *   *   *   Title: СТИХИ ШЕСТОГО ДНЯ  No: 12(100)  Date: 15-12-2004         АВТОЭПИТАФИЯ         Был весельчак, живого норова...       Родня мне — русичи, татаре...       Сгорел, как верный пес, которого       Не отцепили при пожаре.         В КАФЕ        А.Аникевичу    "Не судите — не судимы будете".       Я согласен — больше не сужу.       С чаем и сухариком на блюдечке       в стороне от музыки сижу.       Пусть там пляшет нечто полуголое...       некто власть ругает в микрофон...       Я всё это видел в годы школьные,       был в студентах злобой вознесен.       Слыл и я державы грозным критиком,       гибелью грозил чрез пару лет.       Бабушки пугались: что за крики там?       Девушки шептались: он поэт!       Но поэт плывет в морях с русалками,       выдувает радуги с пера.       А не ходит с бабами усатыми       на базары, митинги с утра.       Хоть стихи твои взошли на лозунги,       ты обманут — захватили власть       те же люди толстые... а слёзыньки       можешь пить до самой смерти всласть...         ***        Ю. М.       В монастыре, припав к порогу,       иль в океане на плоту       в уединении подолгу       смотреть в сырую высоту.       И страстно вопрошать часами,       годами требовать, чтоб Он       поговорил отдельно с вами,       терпеньем вашим изумлен.       И гневаться, что нет ответа       быть может лучшему — тебе?       Неужто Он идет на это,       лишь снизойдя к большой толпе?       По мелочам не тратит время,       крутя вселенной веретье.       Ему смешно твое веленье,       высокомерие твое.       Но ведь в толпе, в гипнозе общем,       мы можем выдумать, что Он       сказал нам что-то... Страшно очень,       что все обман и краткий сон.       И вот я тоже, тоже, тоже       уединясь, отворотясь,       в который раз, надменный Боже,       с Тобой ищу живую связь.       Иль Ты приходишь в час особый,       когда уставший человек       прощается с земною злобой       пред пламенем граничных рек?       Когда он ничего не просит,       за то, что жил, благодарит,       и вот тогда его возносит       Тот, кто о страшном говорит...         МОНАХ         В темной переписывая келье       летописи сгинувших веков,       что считал ты главным? Не веселье,       не базары праздных городов.       Это всё обыденное дело!       А вот где чума или война,       царская семья осиротела       или разворована казна —       то оставить! Пропуская снова       труд мужичий, свадьбы, песен вязь,       лишь о самом страшном чертишь слово,       лишь о смерти, втиснуться стремясь —       ибо дорог золотой пергамент...       И сегодня в страхе, словно кметь,       фолиант твой трогая руками,       я читаю лишь про кровь и смерть.       Но ведь войны длились не веками,       и чума огнем и облаками       уходила, новый царь вставал...       и пушкарь весной коня ковал...       Да, наелся я измен и яда!       И отныне мнение мое:       верить древним житиям — не надо!       Вся история земли — вранье!       Да и мы к традиции приникли.       В книгах, в телевизорах, в кино,       только то показывать привыкли,       что с кровавым прошлым заодно.       А ведь были сваты и гулянья,       песни хором и колокола...       и берез, и облаков сиянье...       Вечно жизнь хорошая была.         ***       Приезжаю на родину — падаю,       словно весь я чугун или медь.       Наслаждаюсь травинкой помятою,       пререкаюсь с собакой патлатою.       Здесь такою всё кажется правдою,       словно время пришло умереть.         Но теперь бы и жить припеваючи,       от всемирных соблазнов уйдя,       собирать с ребятишками гаечки,       в сочинениях ставить им галочки,       родниковой водой запиваючи       яд газет и молчанье вождя...         ***        В.Г.       Он бродит в кривых коридорах       приснившихся собственных книг,       порой загораясь как порох       намокший — лишь внешне, на миг.       И снова — в угрюмой дремоте...       Он пережил славу свою.       Его на любом повороте       встречаю и благодарю —       от имени тысяч и тысяч...       Ведь он не запомнит лица,       кивнет — и привычно набычась,       бредет в грозной роли отца.       Один он сегодня — мессия,       один он, в конце-то концов,       несчастную любит Россию,       сердясь на веселье юнцов.         ВОСПОМИНАНИЕ ПРО КРОВЬ         Зэк на прощанье чиркнул бритвой       себе могучее плечо, —       чтоб друга одарить кровинкой       в ладони — вот, держи еще! —       идешь на волю, к людям, к свету?..       На память я дарю тебе,       коль ничего дороже нету,       что я имел бы при себе...         И я подумал: в мире этом       приходится и нам, поэтам,       порой прощаться точно так...       Особенно — с Отчизной милой.       Ведь для нее, глухой, двужильной,       всё в жизни прочее — пустяк!         ***       На острове зеленом, иноземном       я вырыл кустик и привез домой —       он через год покрыл мой огород       высоким хищным остроиглым лесом,       и не цветет... наверно, наши пчелы       ему скучны, как мне — твоя чужбина.         ТЕЛЕФОННЫЕ НОМЕРА          Остается напоследок        три-четыре телефона...        Ю.Левитанский         Угадал поэт печальный —       я открою свой блокнот,       не какой-нибудь скрижальный,       а небрежный — до и от,       и смотрю, как идиот,       вот поэт был эпохальный,       вот артист, как черт, нахальный...       где они? Цифирь орет.       Вот еще остался номер       твой, дружок, но ты же помер...       И еще строка одна,       вымарана и бледна...       Впрочем, если ближе к свету,       я смогу и различить.       И услышу: — Веры нету.       — Веры и не может быть.       Среди этой жизни подлой,       среди лжи и нищеты...       И услышу: — Мальчик, полно!       Это ты?       Я сменю свой номер завтра...       ...Трубкой бью по рычажкам.       Жгу блокнот. У печки жарко.       Всё равно всё вспомню сам.       — Можно Вилю?       — Нету Вили.       — Можно Лиру?       — Лиры нет.       Лиры нет — есть только вилы.       Водка и большой привет.         ***       Нет, я еще скажу, нет, я еще поведаю,       как нам далось легко, легко, как сон во ржи,       то, что на свете называется победою, —       а почему? А мы не знали лжи.       Нет, ложь была, была, неслась над нами тучею,       и огненной реки шипела полоса!       Но шли дорогой мы, дорогой самой лучшею —       из глаз в глаза. |