| Мысли просто так    «Не бойтесь заимствовать чужие идеи, - говорил нам преподаватель на  курсах дизайна.- Подсмотрев  где-то какую-то деталь, вы сможете развить из нее целый образ». Сам  он неизменно  пользовался этим правилом, черпая новые идеи  для творчества  в  неумелых,  но свежих эскизах своих учеников. Для этого он и пошел на эту работу  - уча других, учиться   самому. Наверное, это было самое главное, чему он нас научил. Я, во всяком случае,  всегда задумывалась, узнав или  увидев  что-то поразившее меня, как использовать это  в  жизни. Увидев в метро на женщине оригинальный  шарфик,  я  сразу  представляю,  как  будет смотреться платье с такой же отделкой. Увидев в лесу замысловатую ветку, я буду думать,  какое украшение  из  нее сделать. Говорят, это  свойство  предприимчивых  людей. Только  я  себя  таковой  никогда не считала. Наоборот, я  рождала огромное число идей  и планов, но ни один из них не могла воплотить в жизнь, а если и начинала что-то, то никогда не доводила  до  конца.  Если порыться  в  моем  шкафу, то можно вытащить на свет божий несколько недовязанных кофточек, наполовину вышитую крестиком салфетку, пару  недошитых юбок, папку с эскизами к не нарисованным картинам и толстую тетрадь,  в  которой  я четыре раза пыталась начать писать великий роман…    Сегодня я случайно услышала по радио новое толкование известной библейской притчи о зарытом в землю таланте. Может быть, и не новое, просто я раньше его не слышала. Бог наделяет нас талантами,  каждого, только иногда человек  до самой смерти  так  и не понимает, и не старается понять, в чем его талант. Это и есть один  из  самых больших грехов – не понять, в чем твой талант, зарыть его в землю. Кто-то гениально пишет музыку,  а  кто-то  гениально  гладит  белье – и  получает  от  этого  истинное удовольствие, ибо получать удовольствие от работы можно только тогда, когда ты делаешь это  с  вдохновением.  Еще страшнее не заниматься  тем,  к  чему  у  тебя есть талант. Если ты можешь писать великолепные картины и не делаешь этого – ты лишаешь людей удовольствия любоваться ими, а, следовательно, зарываешь свой талант.  И  тем  несчастным,  кто  еще  не  понял,  в чем их призвание,  их  талант,  следует  просить Бога, что бы Он открыл им это как можно скорее. Что же, следует признать, что я принадлежу  к  их  числу.  Прожив  полжизни,  я  так  и  не смогла понять, что же я могу делать лучше всего.    В двенадцать лет я почему-то решила, что единственный возможный для меня жизненный путь – стать учителем. Когда на собеседовании в приемной комиссии института меня спросили,  почему я выбрала эту профессию, я, не задумываясь, ответила: «Хочу, чтобы люди вокруг меня стали лучше». Тогда я искренне надеялась, что здесь меня научат, как это сделать. Но, придя в школу, почувствовала себя абсолютно беспомощной. Я не умела разрешать элементарные конфликты и пасовала перед хамством учеников, многие из которых чувствовали себя в жизни гораздо увереннее, чем я. Может быть, с опытом пришла бы и уверенность в себе, и командный голос, но я не могла больше терпеть и, проработав три года, ушла. Однако кое-какие полезные навыки я успела приобрести.     Проработав недолго бухгалтером, я поняла, что не приспособлена к аккуратному ведению документации, к тому же никак не могла сообразить, как обойти какой-нибудь закон или уменьшить налог, полагающийся к уплате. Слова «налоговая инспекция» вызывали у меня священный трепет, а  квартальный отчет напоминал сдачу экзамена по самому жуткому предмету. И я опять решила начать жизнь сначала.   Бессознательную тягу к творчеству я ощущала с детства, кое-какие художественные способности я унаследовала от отца, но рисованию никогда специально не училась. «Пора!» - решила я и, продав фамильное столовое серебро, пошла на курсы дизайнеров интерьера. С таким удовольствием я нигде никогда не училась. Мне безумно повезло с преподавателем. Молодой талантливый дизайнер, преуспевающий в своем деле, оказался, кроме того, великолепным педагогом. Научить человека творить, наверное, нельзя, но разбудить в нем творческие способности – цель любого хорошего учителя. К сожалению, они встречаются не так часто.     Моя мечта была – заниматься творчеством, фантазировать на бумаге и воплощать свои фантазии в жизнь. Вместо этого мне пришлось вести занудные переговоры с несговорчивыми клиентами, делать сметы, выписывать счета-фактуры и ругаться со швеями и установщиками. Конечно, все навыки, полученные мною на предыдущих местах работы, мне пригодились, но это опять было совсем не то, о чем я мечтала.    Тогда я задумалась: а что за всю свою жизнь я делала с удовольствием? Что мне давалось легко, и от чего я получала радость творчества? Ответ пришел сам собой и почти сразу. В юности я писала стихи. Нет, не сочиняла, мучительно подбирая рифмы, а именно писала. Стихосложение, на мой взгляд, одно из самых загадочных чудес на свете. Никто не знает, откуда рождается стихотворение, наверное, откуда-то из другого мира, из четвертого измерения. Надо только, чтобы человек испытал какое-то сильное чувство: любовь или горе, восхищение или негодование. Это чувство кипит в нем, как котел на огне, и когда достигает высшей точки кипения, достаточно какого-нибудь мимолетного  впечатления, например, случайно услышанной мелодии  или вдруг возникшего ощущения дежа-вю, как в голове вдруг возникает ритм. Этот ритм, еще без слов, лишенный всякого смысла, звучит в тебе, как сердцебиение: та-та, та-та, та-та, та-та-та, та-та, та-та, та-та, та-та… Потом вдруг появляется откуда-то первая фраза, она ложится на этот ритм, она - как ключ ко всему стихотворению, она стучит в висках и не дает покоя. Потом, наконец, рождается третья, четвертая, и в самом конце – вторая. Как рифма не мешает смыслу – до сих пор для меня загадка. И вот уже на листе бумаге  - слепок с твоих чувств, рисунок твоих мыслей. Это как очищение, катарсис, роды. А после – успокоение, слабость, облегчение… Перечитываешь стихотворение, оставшееся на бумаге – и не веришь, что оно вышло из-под твоего пера. А может быть, и на самом деле – нет? Но вдруг – что-то произошло. Я больше не могла писать стихи. Чувства, бушующие в душе, не находили выхода. Какие-то отдельные жалкие строчки иногда бились в голове, но потом, потом – ничего…Сначала я испугалась, и готова уже была воспринять это как трагедию, но поняла, что юность прошла, уступая место более зрелым чувствам и мыслям. Мне бы начать в этот момент писать прозу, но было не до того. Первый раз в жизни я была счастлива, а когда человек счастлив, он становится легкомысленным. Любить – это тоже талант, а два таланта на одного человека – слишком много.  Любовь – это тоже чудо, тысячи раз описанное и ни разу не объясненное. Потребность любить жила во мне с детства, откуда-то с детсадовского возраста. Я не могла понять, почему вдруг начинала выделять из всего класса какого-нибудь вихрастого хулигана, его проделки казались мне ужасно смешными, я пыталась поймать его мимолетный взгляд, а когда кто-нибудь из подруг случайно упоминал его имя в разговоре, у меня  краснели уши. Но все это было как-то несерьезно и быстро проходило. По-настоящему я влюбилась первый раз в двенадцать лет. Он блестяще учился по всем предметам, а дневник его пестрел замечаниями. Он смешил весь класс, срывал уроки и побеждал на школьных олимпиадах. Не влюбиться в него было невозможно. Издалека я высматривала его золотистую голову. Когда он входил в класс, сердце падало куда-то вниз, щеки начинали предательски гореть, а на губах расползалась совершенно идиотская улыбка. Когда он обращался ко мне с элементарным вопросом «Что задавали по алгебре?», я начинала заикаться, краснеть и лепетать что-то нечленораздельное. Окна моего дома выходили на его двор, и я часами торчала у окна, дожидаясь, когда он выйдет гулять. Я ужасно боялась, что кто-нибудь узнает о моей тайне, а иногда мне казалось, что о ней знают уже все. Признаться самой в любви мне казалось тогда равносильно смерти: если бы он посмеялся над моими чувствами, я бы, не задумываясь, покончила счеты с жизнью,  а если бы ответил взаимностью, я бы просто не знала, что в таких случаях делать дальше. Через четыре года такой жизни я совершенно потеряла сон, не могла думать ни о чем, кроме него, зато какие стихи я тогда писала! Иногда мне начинало казаться, что и он бросает на меня любопытные взгляды, я тешила себя надеждами, и однажды настолько осмелела, что написала ему записку. Прыщавая очкастая дура! Я признавалась ему в любви, спрашивала, как он ко мне относится, просила, если я ему нравлюсь, сказать мне об этом, а если нет, то промолчать. Я полагалась на его благородство и надеялась, что он никому не скажет об этой записке. Наверное, он стоил моей любви, потому что никогда ни от него, ни от кого-нибудь другого я не услышала даже намека на мою тогдашнюю  глупость. Он промолчал… И вскоре я поняла почему: он был влюблен, но, конечно не в меня, а в мою одноклассницу Ленку. Они встречались, и однажды, случайно увидев их вдвоем на станции метро «Ленинские горы», я так сильно топнула ногой по мосту, что станцию пришлось закрыть почти на двадцать лет. Его я видела последний раз на выпускном, а Ленка вышла замуж за другого… Это был первый урок любви, преподанный мне жизнью: я научилась отличать любовь от влюбленности и поняла, что даже такая безответная любовь оставляет в душе прекрасный след. Только через три года после окончания школы я, наконец, очнулась от оцепенения и поняла, что на свете есть другие представители мужского пола. И первым заинтересовавшим меня субъектом оказался провинциальный милиционер, работающий в Москве «по лимиту». Нас познакомила моя подруга. Она встречалась с его приятелем, ее другая подруга тоже встречалась с его другим приятелем, и мы с ним тоже оказались вовлечены в этот «клуб влюбленных». Мы встречались обычно вшестером, шли в кино или отправлялись бродить по парку, и сначала меня раздражала его провинциальность, его манера себя вести, и когда он признался мне в любви, я не смогла ничего ответить ему. Когда я пришла домой и сказала маме, что мне сделали предложение, первой ее реакцией было: «Надеюсь, ты отказала?» Я вежливо обещала ему подумать. Он исчез, а я не знала, куда деться от тоски. Я вздрагивала от каждого телефонного звонка, бродила каждый день по Нескучному саду в надежде его встретить (он работал в этом районе), шарахаясь от  патрульных милицейских машин. Рядом со мной как будто  образовалась огромная черная дыра, в которую со свистом улетали мои мысли и чувства. Мне не хватало его вечерних долгих звонков, его поцелуев, уверенности в том, что он постоянно думает обо мне так же, как я о нем сейчас. Так  прошел год. Он был слишком тяжелым для меня. Я похоронила мать, оставшись совсем одна, мне пришлось, учась на пятом курсе дневного отделения института,  работать на полную ставку в школе. Возвращаясь поздно вечером в темную квартиру, я пыталась думать о чем-то хорошем, но неизменно все мысли возвращались к нему, и я засыпала, уткнувшись в мокрую от слез подушку. Но однажды раздался телефонный звонок. Я не поверила, услышав его голос. Подумала, что эта чья-то глупая шутка. Я не стала спрашивать, почему он пропадал целый год, просто собралась и поехала на свидание. Увидев, что он, не торопясь, идет мне навстречу, я бросилась к нему и повисла у него на шее. Потом мы долго целовались за библиотекой Нескучного сада, и над его плечом светил синим светом огромный Сириус. …Наверное,  мы слишком изменились за год. Строить отношения заново не получалось, я понимала, что мы поменялись ролями, и теперь он милостиво позволяет себя любить. У него была теперь своя жизнь, в которой для меня места не оставалось. И когда я решила «поставить точки над и», он с радостью расстался со мной. Это было для меня потрясением, я заболела. Приехала моя тетя и сидела у моей постели, боясь, что я выброшусь из окна. Месяц не спадала температура, я стала похожа на тень,  врачи не могли поставить диагноз, и только из уст одной старой врачихи прозвучали забытые слова «нервная горячка».  Но все проходит, проходит и боль, остается, пускай и печальный, но опыт. Понимание того, что любовь – это великий душевный труд, это путь огромных уступок и тяжелых прощений, и иногда перед человеком встает нелегкий выбор: нести этот крест или потерять любовь… |