 
             
            
        
    
    Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):  Литературный конкурс \"Новые имена\"Все произведения 
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 48 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Святки-колядки |  | | Закружила вьюга, И в окно снежок. Милая подруга, Дай-ка сапожок. Выйдем в полуночье, Бросим чрез врата. Что за узорочье Выдаст нам судьба? Зеркальце лукавит- Образ не знаком... Лучше будем славить С светлым вертепОм. Распевай стихеры, Восхваляй Христа, Нам без нашей веры Горечи верста. «Встань, хозяин щедрый, В пОдпол ты ступай, Что хранится в недрах Смело доставай. В зеп кидай монетки, Не жалей хлебов, Детям же – конфетки В нишу кузовов. Да прибудет счастье Во твоём дворе, Всё в господней власти, Будет и тебе...»   Будем мы рядиться На Васильев день, Грече же вариться... Уж вечора тень... Причитай, маманя, Чтоб в добре был дом. Заскрипели сани За моим окном. «Заходите, гости, Ряженый народ, Подставляйте гОрсти»- Ячменёк кладет: «Прорастай, зернинка, Гость мой, богатей. Вот тебе и свинка, Дам тебе курей» Ничего не жалко, Эх, гуляй, Душа! ... И КолЯда с палкой Ходит не спеша... | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 18.12.2006 17:32 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Так все же интересно, это все же Христа Рождество или Коляды Рождество? А  Коляда в образе Деда Мороза - это случайно или осознанно? Для меня вопрос этот не столь простой. Тема, как вы понимаете, мне близка.Стих, соответсвенно, понравился. |  | |  |  | Здравствуйте, Игорь! Благодарю Вас за отклик! В первой части стихотворения говорится о РОждестве Христовом, после которго начинаются святые вечера. В российской провинции до сих пор детишки ходят и славят Христа в этот день. 14 января - Васильев день, день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского, один из трех главных праздников святок. В ночь на Васильев день ходили ряженые, колядовали, гадали. Коляда - цикл языческих празников, сопровождающихся ряженьем в козу, корову и пр. животных.  Колядовали в ночь под Рождество, в ночь на Васильев день.
 Колядки - песни, которые исполняли при колядовании, а также в некоторых местностях так называли дары, полученные за колядование, то есть за пожелания дому добра и процветания.
 |  |  |  | Здравствуйте, Елена. Спасибо за ответ. Не скажу, что он меня удовлетворил.Ответ ваш достаточно толерантен по отношению к христианской традиции. Меня собственно зацепил Коляда в образе Деда мороза. Если позволите, могу высказать некоторые уточнения, связанные  со святочным циклом. Я собственно родом из Украины, где эта традиция и зародилась, видимо, еще в дотрипольскую эпоху (5-7 тыс.лет до РХ)
 и восходит к мезинской эпохе ( 12-25 тыс.лет до РХ). Вы скорее всего знаете, с каким благоговением к колядкам и святочному циклу относятся до сих пор в Украине. Собственно святочный цикл - это череда ведических праздников - Святой вечер или Рождество Коляды - молодого бога Солнца; Щедрый вечер;Посевание или праздник Золотого плуга;   Новый год или Васильев день или день Дидуха; завершает это дело так называемое Крещение, которое совпадает примерно с Андреевым днем , в ведической традиции - День Даны - богини воды и плодородия.
 Колядуют  исключительно в Святой вечер  и готовят кутью. Рождество Христа, которое чудесным образом совпадает с Рождеством Коляды - адаптация христианской церкви под исторические реалии.
 Васильев день - а Уацилла это месяц по староармянски- не что иное ,как праздник молодого месяца. Кстати, знак козы - козерог, ведический бог Перун и Дидух -  бог,один из прародителей протославян ,связаны неразрывно. Месяц - космогоническое воплощение Дидуха. Щедрый вечер -  примерно через неделю после Святого вечера, то есть около Василия и в это время щедруют ( никакого упоминания о Коляде). А рядились исключительно в козу. Коровы и прочие - думаю, выдумки этнографов.
 Космогоническое воплощение Даны( Пречистой девы, Афродиты, Лели, Непры, Атены - то бишь Афины, (д) Анастасии) - это Заря Зареница.
 Таким образом, святки - цикл праздников космогонической триады - Солнца, Месяца и утренней Венеры( Зари). Это ,видимо, достаточно устойчивый в славянской мифологии набор воплощений Триглава.
 Что касается народных обрядов, моя интерпретация следуюющая. Видимо, Дед Мороз и Снегурочка - это Дидух + Мороз=Хорос=Хорс=одно из имен Коляды+ Дана. Что любопытно, что снеговик в украинской мове - это снежная баба, с веником и ведром на голове - атрибутами уборки, т.е. чистоты.
 Более менее понятно,откуда взялся Санта Клаус. Клаус=КЛС этимологически близко к КЛД=Коляда.Христос=ХРСТС, видимо, - это имя Хорса=ХРС. В ведической традиции наложить хрест=перекреститься это наложить на себя знак Солнца.Коляда, кстати, тот, кто даровал нам Коля(н)да(р). Между прочим, мы живем с вами с календарем, который так или иначе связан с неким Рождеством Христа=Хорса=Коляды.
 Что касается, Библии и прочих известных святых книг, а также пантеонов Европы и Азии - они в болшинстве своем более поздние новоделы и по большей части не что иное, как компиляция Вед.
 Вопросов богословия я никак не касаюсь, так что извините, если изложенное не вписывается в ваше мировозрение.
 С теплом и паром и с воздушным шаром, Игорь.
 | 
 | 
 |  |  |  | Очень интересно, окунулась в эту атмосферу, как будто сама на празднике побывала. |  | |  |  | Благодарю Вас, Василиса! Светлого предновогоднего настроения!:-)
 |  |  |  | И Вам Елена. Тем более, что вы и есть "Светлая" :) | 
 | 
 |  |  |  | Распевай стихеры, Восхваляй Христа,
 Нам без нашей веры
 Горечи верста...
 Да прибудет счастье
 Во твоём дворе,
 Всё в господней власти,
 Будет и тебе...
 Заходите, гости,
 Ряженый народ,
 Ничего не жалко...
 Эх, гуляй, Душа!
 
 Замечательно по сути, Елена, и, главное, по нашему - по славянски!
 С уважением,Игорь.
 | 
 
 |  |