 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 63 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит 19. Тур 2. Пара 6. |  | | А   Матрёшка    Ноября листопад и туманы –   Невозможно сырая пора.  Говорят, я подарена маме…  И грозою гудел Петроград.  Помню – мелко дрожали сережки.  Пальцы тонкие на рукаве  Грязной серой шинели…матрёшка,  А внутри меня – крохотных две.  Сарафан разрисован цветами,  Сверху – шубка (наверно, зима).  Словно выстрелы – звуки состава  И меня положили в карман.  Дети плакали страшно, упрямо.  ( Чемоданы потом украдут…)  В Казахстане оставили маму  В распроклятом голодном году.  Дед молился. Подростки курили,  Вновь наматывал вёрсты состав.  Я смотрела на пепел Берлина,  Улыбаясь царапиной рта.  Ах, как колокола голосили!  Незатейлив обед на столе.  Мы расскажем – потом – о России,  Неприветливой нашей земле,  Но – единственной. Дарит и ранит,  Где родился – живи и молись.  В деревянном стою сарафане,  Цвета нашей суровой земли. -------------------------   ------------------------   Б   Как жаль, что время…   Старинный дом. Я –  лестничный пролёт. Один остался. Время победило Всё то, что прежде мне казалось милым… Теперь никто здесь больше не живёт   «Дорога к небу» – как ещё назвать?  Мои давно уставшие ступени Не позволяли ни минуты лени, Не знали слов про отдых и кровать.   Воспоминаний тайны глубоки… Что там, на дне? – Уже не догадаться. Но в омуте моих  ассоциаций Звучат давно ушедшие шаги.    Как весело стучали каблучки! Казалось, что со мной  поговорили, И нежность поселялась на перилах Одним прикосновением руки.   А был и мудрой старости проход –  Цепь осторожных медленных движений… И мы одолевали плен сомнений, Неспешно и с опаской шли вперёд!   Апофеоз – весёлый детский крик! И тут же плач… разбитые коленки… Я всех встречал, один, без пересменки, В душе просил: «Мгновение, замри!»   Стареет дом и лестничный пролёт. От прошлого не ждать ажиотажа. Но есть надежда. С ней – как карта ляжет. А жаль, что время память не вернёт… -------------------------- | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 09.11.2024 19:17 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | А Сразу похвалю рифмы. Они все необычные, в основном
 ассонансные. Звучат вполне. Вполне, в общем, звучат и
 радуют новизной.
 История эпопейная, однако не очень понятна судьба
 владельца. И кто он? Подарена маме в Петрограде, увезена в
 Казахстан. Маму оставили там (навсегда), куда и с кем потом
 поехала? А как в Берлин попала? История вещи здесь есть,
 характеристика владельца – ну… с натяжкой.
 В общем, рассказ для меня получился несколько
 обрывочным и туманным. Однако сложено однозначно
 хорошо! Только давайте без этих ваших «Ах, как колокола».
 Это не упражнение для дикции, и аллитерацией тоже не
 пахнет. «Подарена маме» и «грозою гудел Петроград» - где
 логика для соединительного союза «и»?
 6, 7, 8, 5.
 
 Б
 В основном про ГГ, но и про людей получилось. Не очень
 подробно, мельком, правда.
 Сложено хорошо. Но вот… Кто это «мы» одолевали плен
 сомнений и шли вперёд? Не понравилась и расплывчатость,
 общесть фраз. От прошлого не ждать ажиотажа… Как карта
 ляжет… Жаль, что время память не вернёт… Это ни о чём,
 пустое, и именно там, где нужна чёткость мысли – в
 финальном катрене.
 8, 7, 7, 4.
 
 Судья Игорь Колесников
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Это единственное конкурсное стихотворение 2-го тура, которое нравится
 мне безоговорочно, причём абсолютно по всем критериям. Интересно, что
 и само произведение сконструировано по принципу «матрёшки» - за
 историей деревянной матрёшки скрывается история семьи, а за ней стоит
 всеобщая История. Отдельная похвала автору за оригинальные и
 органичные рифмы, есть ощущение, что автор не подбирает их, а просто
 чувствует, как музыкант, легко и органично воспроизводящий мелодию
 благодаря абсолютному слуху.  Эмоциональный резонанс с этим текстом у
 меня огромный. Буду перечитывать стихотворение. Автор, респект Вам и
 спасибо!
 
 Степень соответствия заданию: 9
 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 9
 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9
 Эмоциональный резонанс: 9
 
 Рыцарь Б
 
 Это произведение мне тоже по душе. Многогранно, образно, глубоко.
 Понравилось, что описывается не сам старый дом, что было бы ожидаемо,
 а лестничный пролёт. Есть очень интересные находки: «Но в омуте моих
 ассоциаций / Звучат давно ушедшие шаги» или «Но есть надежда. С ней –
 как карта ляжет». Эмоциональный резонанс на достаточно высоком
 уровне.
 
 1.	Степень соответствия заданию: 9
 2.	Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8
 3.	Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8
 4.	Эмоциональный резонанс: 8
 
 Судья Елена Копытова
 |  |  |  | Рыцарь А 
 История, тянущая на семейную сагу по всем канонам.
 В прозе сага была бы полноценной, здесь – обрывочно, схематично, но в
 целом судьбы героев и их вещи вполне отслеживаются. Но вот время
 туманно. Раз Петроград, то Первая Мировая, и если семья уехала в
 Казахстан, то как матрёшка оказалась в Берлине?
 Непонятно, где именно голосили колокола. Судя по всему, герои всё-таки
 вернулись в Россию, но кому они собираются о ней рассказать, тоже
 осталось за кадром.
 
 Финал уместен и вполне афористичен.
 
 Технически хорошо, рифмы преотличные все до одной.
 
 
 Рыцарь Б
 
 Здесь тоже история дома, но дома городского через взгляд лестничного
 пролёта. Люди упомянуты разные, и, коль читатель это понял,
 зарактеристики им даны. Зачёт.
 Однако есть противоречие: дом отжил своё, время победило, судьба
 старых домов предрешена, уместна ли здесь здесь надежда? На что?
 Городские дома не восстанавливают обычно.
 
 Память и время в последней строке неплохо было бы поменять местами,
 иначе фраза выглядит нелогично, словно время не может вернуть память.
 А сысл ведь противоположный: память не может вернуть время, когда в
 доме звучали шаги жильцов.
 
 Ажиотаж, которого не ждут от прошлого – фраза, требующая перевода.
 
 Рыцарь А
 9 8 8 6
 
 Рыцарь Б
 9 7 6 5
 
 
 Судья Людмила Царюк
 |  |  |  | А 
 Я тоже немного запуталась в географии. Для меня осталось загадкой,
 откуда и куда ехали герои. Из Петрограда в Берлин через Казахстан —
 крюк ощутимый с несколькими пересадками. То же самое происходит с
 природными явлениями и не только:
 
 Ноября листопад и туманы –
 Невозможно сырая пора.
 Говорят, я подарена маме…
 И грозою гудел Петроград.
 
 Повествование перескакивает с одного события на другое. Немного, да
 простит меня Рыцарь, порассуждаю о своём читательском размышлении
 при прочтении текста. Я ещё смотрю на ноябрьские листопад и туманы
 (кстати, здесь немного неудачная инверсия, но не критично), как вдруг ни
 с того, ни с сего пейзаж остаётся позади, и появляется действие:
 лирическую героиню дарят “маме”. Причём не уточняя, чьей. Появляется
 образ какой-то девочки, которую долго ожидали, и тут она рождается как
 подарок своей матери. Дальше возвращаемся в окружающую среду, и при
 слове “гроза” я невольно откатываюсь назад к природе, гроза автоматом
 выдаёт ассоциацию атмосферного явления. Гроза в ноябре — это, скорее,
 редкость, но вполне возможна, но при слове “Петроград” в сознание
 прокрадывается гроза другого типа.
 
 Помню – мелко дрожали сережки.
 Пальцы тонкие на рукаве
 Грязной серой шинели…матрёшка,
 А внутри меня – крохотных две.
 Сарафан разрисован цветами,
 Сверху – шубка (наверно, зима).
 
 Дальше запоминаю Петроград, ноябрь и маму и отодвигаю их в сторону на
 неопределённое время. Если бы я не видела дальнейшего текста, а
 воспринимала на слух, то дрожали бы и Серёжки, и пальцы. Здесь, при
 переходе к гардеробу, я не могу перевести в прозу эту часть: “пальцы
 тонкие на рукаве грязной серой шинели…матрёшка” — чьи же пальцы, на
 чьей шинели, этот момент остался за кадром. Матрёшка выпрыгивает, как
 чёрт из табакерки, посреди повествования, которое, по-видимому,
 касается совсем других персонажей, в том же предложении, что и шинель,
 которая автоматом надевается на матрёшку. Но дальше оказывается на
 матрёшке сарафан, а поверх его шуба. Вопрос: все эти одежды были
 нанизаны на одну матрёшку, на несколько матрёшек, на матрёшку и ещё
 кого-то, вероятно, военного? Может, там прощание какое было между
 матерью (чьей-то) и военным, и именно тогда он подарил ей матрёшку?
 Об это не сказано ровным счётом ничего, я могу только предполагать.
 “Сверху – шубка (наверно, зима)”. Наверное, ноябрь, не? Дальше всё
 смешалось в доме Облонских: ноябрь, зима, туманы, грозы, люди и
 матрёшки.
 
 Словно выстрелы – звуки состава
 И меня положили в карман.
 Дети плакали страшно, упрямо.
 ( Чемоданы потом украдут…)
 В Казахстане оставили маму
 В распроклятом голодном году.
 
 Появление состава в поле видимости утверждает мысль, что кто-то с кем-
 то прощался, матрёшку при прощании мама положила в карман. Вероятно,
 прощание было с отцом, когда он уходил на войну. Если чемоданы были
 во множественном числе, уезжала вся семья, без отца. Но! На месте, где в
 Казахстане оставили маму, всё ранее представленное лопнуло, как
 мыльный пузырь. В смысле, мама в Казахстане? А кто у поезда был? Мы
 же не уехали ещё с перрона. Сбивают с мысли времена глаголов:
 положили-плакали-украдут-оставили. Если они уезжали из Казахстана,
 оставляя мать, то причём здесь Петроград?
 
 Дед молился. Подростки курили,
 Вновь наматывал вёрсты состав.
 Я смотрела на пепел Берлина,
 Улыбаясь царапиной рта.
 Ах, как колокола голосили!
 Незатейлив обед на столе.
 Мы расскажем – потом – о России,
 Неприветливой нашей земле
 
 Здесь в сюжет вливаются дед и подростки, едущие в поезде, но не
 уточняется, входят ли они в состав семьи или просто пассажиры. Дальше о
 них, как и о других персонажах, не вижу ни слова. Для чего они были
 включены в стихотворение, понятия не имею. Какое они значение имеют
 — история умалчивает. “Я смотрела на пепел Берлина, улыбаясь
 царапиной рта”. Бог с ним, Берлином, уже выше про него сказано, что
 мало кто разобрался в маршруте, но это единственная фраза ценная для
 меня как читателя. Это очень многозначный и крутой образ, который
 оставлен вариться в собственном соку, потому что мы перескакиваем на
 другое:  “Ах, как колокола голосили!”. Постойте, но мы в Берлине, какие
 колокола голосили? В Берлине есть две основные церкви: протестанты и
 католики. Сразу оставим протестантов в покое — бесколокольные они.
 Допустим, голосили колокола католических церквей, но там их всего по
 два на церковь, слишком мало, чтобы голосить. Дальше и колокола
 оставляем без внимания, переключаемся на обед на столе. И итоге, всё
 ранее сказанное забываем напрочь, и “потом расскажем о России”.
 Понимаете, ни один образ не доведен до конца, как картина художника,
 на которую он краски размазал, а формы не придал. Когда поверхностно
 читаешь, вроде, неплохо написано, но вдуматься не получается.
 
 9 2 7 3
 
 Б
 
 Есть три существительных, которых в этом стихотворении быть не должно:
 “ассоциация”, “апофеоз”, “ажиотаж”. Такое ощущение, что первую
 страницу в словаре открыли, слова списали, а значения забыли
 посмотреть. А даже если бы посмотрели и ввернули по смыслу, всё равно
 они выглядели бы чужеродно, потому что есть такой раздел в
 литературоведении как стилистика, а, следовательно, из смешивания
 разных лексических единиц ничего хорошего, как водится, не выходит.
 Здесь не исключение.
 
 Стихотворение вроде, удалось: ритм выдержан, рифмы в большинстве
 вполне нормальные, однако, финал испорчен, о чём коллеги выше уже
 рассказали.
 Здесь рассказано про, по всей вероятности, двухэтажный дом (потому что
 пролёт один), его жителей, которых он вспоминает, будучи оставленным в
 одиночестве, хотя в последней строке память теряет. Ближе к концу
 стихотворения сетует, что смены у него не было, то есть, другой
 лестничный пролёт не приставляли туда-обратно. Странно в его случае
 ждать смены, она бы означала его демонтаж)). Ну не суть.
 Я бы посоветовала автору избегать таких эфемерных словосочетаний или
 плохих поэтизмов, не знаю, как их назвать, но они в стихотворения вносят
 сумбур и оставляют впечатление низкого поэтического уровня:
 “воспоминаний тайны глубоки”, “в омуте моих ассоциаций”, “плен
 сомнений”, и т.п.
 
 9 6 6 3
 
 Судья Луна Манакури
 |  |  |  | 6а	Рыцарь Октябрь	114 6б	Рыцарь Последний	110
 | 
 
 |  |