| 1    Мятежный дух не ведает преград,  Особенно, когда он бредит новым.  Над колыбелью с юным Лотаревым *  Какая Муза остановит взгляд?    Ребенок, принимающий парад,  Спокоен, весел, выглядит здоровым –  Евтерпы** белоснежные покровы  Так шаловливо пальцы теребят.    «К лицу прижав лицо, вся – шорох струй,  Запела мне полярную балладу…  О, Муза, Муза, чаще мне даруй  Свою неуловимую руладу».***    И Муза, прочь отбросив свою маску,  Устам поэта подает подсказку.  ---------------------------------------------  *Лотарев – настоящая фамилия поэта  **Евтерпа – в древнегреческой мифологии  Муза поэзии и музыки  ***«Муза», 1909    2    Устам поэта подает подсказку,  Служа ему до гробовой доски,  Поэзия экстаза и тоски,  Поющая Пегаса и Савраску,    Пригодная на черный день и Пасху,  Порой себе и людям вопреки,  Блестящим залам и брегам реки  Даря неповторимую огласку:    «Шумит река, пьет дождь, как сок, она,  Ждут тучи в вышнем далеке.  Все в беспорядке. Вроде локона  Волна завилась на реке».*    Все видит: бал и на болоте ряску,  Зовет в обыденность или поэзосказку.  ---------------------------------------------  *«Синь неба облачного матова…», 1909    3  Зовет в обыденность или поэзосказку  Изобретатель яростных поэз.  Создателю чудесных антитез  Внимает критика, храня опаску.    Что говорить, он всем устроил встряску,  В него вселенский воцарился бес,  Кто он – исчадье ада? дар небес?  Куда везет своих поэз коляску?    «Сверкните мысли! Рассмейтесь, грезы!  Пускайся, Муза, в экстазный пляс!  И что нам – призрак! И что – угрозы!  Искусство с нами – и Бог за нас!..*    Куда зовет? Вперед? Назад?  А, может, сразу – в свой поэзоград?  -------------------------------  *«Когда ночами…», 1909    4    А, может, сразу – в свой поэзоград,  Где все ажурно и витиевато,  И редких слов алмазная палата  Волшебный образует водопад?    Как будто редкий обнаружен клад,  Что Музою упрятан был когда-то,  Поэзии прекрасная оплата –  И рифмы громогласные кипят.    «Купает солнце луч пурпурный,  И пыль студеная кругом.  Как властен бег стремнины бурный!  Я быть хочу ее вождем!»*    Взирает Вождь с улыбкой на каскад –  Среди других его отличен сад.  ----------------------------------  *«Сонет»,1909    5  Среди других его отличен сад,  Его с другими спутаешь едва ли,  Когда влекут обманчивые дали  И сумасшедший бронзовый закат.    Когда под пенье утренних цикад  На волнорезе чайки замолчали,  И стихли голоса в курортном зале,  И до сих пор торжественно молчат.    «Она вошла в моторный лимузин,  Эскизя страсть в корректном кавалере  И в хрупоте танцующих резин  Восстановила голос Кавальери». *    А критика с него «снимала фаску» -  Еретикам не часто дарят ласку.  ----------------------------  * «В лимузине», 1910    6    Еретикам не часто дарят ласку,  Новаторам всегда пощады нет.  - Как может быть златым кабриолет?  Он, как дальтоник, перепутал краску!    Поядовитей ищет критик фразку,  Держа в руках опаснейший стилет.  Но держится с достоинством поэт,  Презревши неуклюжую острастку:    «Осталось звонкими, как солнце, нотами  Смеяться автору над идиотами  Да приговаривать: «Ах, посмотрите-ка,  Какая подлая в России критика!»*    Но критик ищет вновь, надевши каску,  В сплетеньях слов скандальную окраску.  -------------------------------------  * «Сувенир критике», 1910    7    В сплетеньях слов скандальную окраску  Так хочется в поэзах увидать,  Непрочь и поэтическая знать  Схватить за руку Музу-Златовласку,    Остановить рифмованную пляску,  Суровою рукой фонтан зажать,  Сомкнуть объятья и не дать дышать,  Заставить петь под общую указку.    «Порой бранят меня площадно,  Из-за меня везде содом!  Я издеваюсь беспощадно  Над скудомысленным судом!»*    Тот ироничный и веселый взгляд  Еще досель творения хранят.  ------------------------------  * «Пролог», 1911    8    Еще досель творения хранят  Следы его литературных схваток,  Где миг победы сладостен и краток,  И в небе рифмы гордые парят.    А на полях баталий и баллад  Лежит самовлюбленный отпечаток.  Кто из поэтов на него не падок?  Да только вслух о том не говорят…    «Не мне расчет лабораторий!  Нет для меня учителей!  Парю в лазоревом просторе  Со свитой солнечных лучей!» *    С младых ногтей играя эту роль,  Роскошен и надменен, как король.  --------------------------  * «Пролог»,1909    9    Роскошен и надменен, как король,  Он знал, что никогда не канет в Лету,  И все, что полагается поэту,  Получит – только предъяви пароль.    И потому-то эпатажен столь  Он, ни во что не ставящий «диету»,  «Громокипящим кубком»* - пируэтом  Нам подперчивший жизненную соль.    «Я гений Игорь Северянин,  Своей победой упоен:  Я повсеградно оэкранен!  Я повсесердно утвержден!»**    Сей кубок в своевременные сроки  Явил нам северянинские строки.  ----------------------------------------------  * «Громокипящий кубок»,1913, первый сборник стихов поэта.  **«Эпилог»,1912    10    Явил нам северянинские строки,  Которым долго и легко блистать,  Какая в них торжественная стать,  Они отнюдь не будут одиноки,    Коль пробуждают жизненные токи,  И заставляют в чем-то лучше стать,  Его стихов пленительная рать,  Внимают ей Москва и Териоки.    «Талантов наших время не украло.  Не смело. Не сумело. Не смогло.  Мы – голоса надземного хорала  Нам радостно. Нам гордо. Нам светло».*    И все же ощутима нерва голь –  Надежд, страданий, ностальгии боль.  --------------------------------------------  * «Бальмонту»,1927    11    Надежд, страданий, ностальгии боль,  Когда буровит сердце острой спицей,  И ты заброшен где-то за границей  Вкушать чужерассветную юдоль.    И пусть шумят: « Тоску свою уволь,  Так горевать, ей-Богу, не годится!»  Но он следит за быстрокрылой птицей  И видит перья, черные, как смоль…    «Я сделал опыт. Он печален.  Чужой останется чужим.  Пора домой: залив зеркален,  Идет весна к дверям моим».*    Весна идет, но как жестоки  Исповедальных горестей потоки.  -----------------------------------------  * «Грустный опыт»,1931    12    Исповедальных горестей потоки,  Как им подвластна стала голова.  … А дома зеленей, чем здесь, трава  И ярче рек глубинные истоки.    И у берез целительные соки.  Видать, Россия этим и жива.  И, оказалось, что права молва –  Воспоминаньям не к лицу упреки.    «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!  Могущественные слова!  И не от них ли на опушке  Нам распускается листва?»*    Поэт во всем оставил дерзкий след –  Навечно врезан в камень силуэт.  ------------------------------------------  * «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!..»,1924    13    Навечно врезан в камень силуэт,  Что был когда-то символом оваций.  Он помнит ослепительный паркет,  Который рдел от ножек томных граций,    И набережных невских парапет,  И крымских улиц аромат акаций,  И грозный гул рабочих демонстраций,  Увы, увы, - того давно уж нет…    «Не унывай! Терпи! Уделом это  Спокон веков недюжинных людей.  Вернись домой, не дело для поэта  Годами жить без Родины своей»*    Ценою жизни разгадал секрет  Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт.  -------------------------------  * «Пушкин – мне»,1937    14    Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт,  Что был порой неистовен и «рьянен» -  «Король поэтов» - Игорь Северянин,  Каким его представил белый свет.    Таким он был и сам собой воспет,  И радостен бывал, и опечален,  Но Музою Евтерпою восславлен,  Его стихи – грядущему завет:    «Но дни идут – уже стихают грозы,  Вернуться в дом Россия ищет троп…  Как хороши, как свежи будут розы,  Моей страной мне брошенные в гроб!»*    Россия вспомнит каждого из чад,  Мятежный дух не ведает преград.  ------------------------------  *«Классические розы», 1925    МАГИСТРАЛ  (акростих)    Мятежный дух не ведает преград,  Устам поэта подает подсказку,  Зовет в обыденность или поэзосказку,  А, может, сразу – в свой поэзоград.    Среди других его отличен сад –  Еретикам не часто дарят ласку,  В сплетеньях строк скандальную окраску  Еще досель творения хранят.    Роскошен и надменен, как король,  Явил нам северянинские строки –  Надежд, страданий, ностальгии боль,  Исповедальных горестей потоки.    Навечно врезан в мрамор силуэт –  Актер, Кудесник, Сказочник, Поэт. |