Белить холсты      Кудель времён свивая в нить судьбы,    на кросна дней натягивая туго,    порой не отличить от сказки быль,    зерно от плевел и врага от друга.      Что соткано - уже не расплетёшь,    ошибок не разгладишь узелочки...    ...Белить холсты несёшь весной под дождь,    под искры капель на набухших почках.      И как спросонья, залпом, ошалев,    глотнёшь весну, закашлявшись на вдохе,    и оглянувшись, не узнаешь вех    тобой прожитой маленькой эпохи.      ...В грязь полотно беспечно уронив,    сквозь даль глядишь - не можешь наглядеться    в глаза фиалок, спрятавших в тени    наивный взор вернувшегося детства...      Весне       Пиши на календарных листиках    свои небрежные заметки:    тепла стремительные приступы    и сок хмельной в тревожной ветке.      Последний снег в полях проснувшихся    зацвёл берёзовой болезнью,    и солнце начало вылущивать    листок из клейкого надреза.      Пиши, весна, на лицах сумрачных    автограф ультрафиолетом,    крась тротуары мокрых улочек    в масть послезавтрашнего лета,      срывай листок - напишешь новое,    взойдёшь цветком, забьёшь фонтаном.    Ты завтра будешь коронована:    ты в этом мире долгожданна!       По сердцу      В каталоге правд, истин и истиночек,    порой в истёртой мелочи вечно правых сентенций    выбираем - то наугад, то пристально,    то, что нам пО сердцу, реже - по сЕрдцу.    Выбираем в сомнениях, а на что сподобились,    может быть, после когда-нибудь узнаем.    ...Кто-то, в здравый смысл укутавшись, жлобится,    а иной - божественно невменяем.    Кто-то в муках делит на правды и истины    земное бытие, как орех грецкий...    А истина однажды возьмёт да и выстрелит:    разнесёт то, что пО сердцу, полоснёт - по сЕрдцу.      Непризнание… или признание?      Ночь опрокинулась, накрыла с головой    созвездья фонарей, зигзаги улиц,    и с ней ко мне молчание вернулось,    давая право снова быть немой.    Не мой. Казнил упрямо правдой ты,    не видя содроганья нервных клеток.    И россыпь слов - истёршихся монеток -    лежит на дне под толщей немоты.    Бренчащей мелочью не оплатить счета,    предъявленные строем горьких истин,    не выразить простой и ясной мысли    привычными движениями рта.    Не выдам словом сердца перебой.    Так вышло: ты не мой, а я немая.    Всё, что меня наполнило до края.    ночь, опрокинувшись, накрыла с головой.       Ну что я всё про Петербург?      Разлом сезонов. И тепло опять    опаивает зельем приворотным    прохожих, наловчившихся нырять    в ощеренные пасти подворотен.      А там, несчётно штопанным бельём,    изнанка пышной и надменной славы...    Мзды не дают, да мы и не берём,    и вроде, не в обиде за державу.      Не -град, а -бург, так европейски-горд,    что Ярославнам не рыдать на стогнах,    из тёмной топи жертвенно исторгнут    на нищету, на славу, на восторг.      Избит и нервен коммунальный быт,    но сквозь граффити проступает явно:    кудрявый бес четырёхстопным ямбом    навеки вызолотил твой гранит.       Пожалуйста, верните тишину!      Пожалуйста, верните тишину    в расстеленную выбеленность неба,    лист календарный, тот, что на потребу    надорванно ладошку протянул -    и сорвала. И сорвалась, сперва    трусцой, рысцой и - бешеным карьером    в страну без лиц, где слава и слова    одним - игра, другим - догматы веры.    Но в шуме тонет этот перекос,    а свет - смятен, сметён порывом ветра,    где провокационностью ответа    насквозь пронзённый, корчится вопрос,    где пенится грохочущий поток    и вымывает из богов сакральность,    где неизбежно к окончанью строк    начала их теряют актуальность.    Страна безликих, нервный пульс on-line,    где каждый звук ощерился колюче    на сердце - перепуганную лань...    Виток спирали. Снова ante lucem.    Спираль ведёт лукаво в пустоту,    где глохнет гамма в беспросветном гаме,    и в отвращенье к чистому листу,    который надо замарать словами...      Пожалуйста! Верните тишину!    Я заплачу! Я даром не умею!    Но небо взорвано, и вижу я, немея,    в прорехе взрыва шумную страну...      ...но всё твержу, потерянно и тупо:    "Пожалуйста, верните...Mea culpa..."      Я стану блюзом.      Судьба нанижет новый день    горошиной на связку бус...    Душа недужит, думать лень...    Бог с ним, сыграю лучше блюз.      Губной гармоникой ко рту    прильнёт капризная печаль,    синкопу выдаст сердца стук,    споткнувшись как-то невзначай.      Блюз потечёт, расплавит кровь,    отравит и сведёт с ума,    заполоняя до краёв -    и стану блюзом я сама...      Кто изобрёл, в какой из дней,    чей это был хмельной каприз:    блюз подарить живой струне,    чтоб в ней вибрировала жизнь?      ...И лопнет нитка старых бус    и разлетится по одной...    Мой друг, когда ты слышишь блюз,    то ты беседуешь со мной...       На кой Вам сдалась Итака?      Я этот сорву спектакль!    Невежливо, мимо такта...    Я Вас огорчу, не так ли?    На кой Вам сдалась Итака?      Не повод, что Вы небриты -    И всё-таки Вы не эллин.    Из Ваших судов Харибда    Щепы накрошит на мели.      А путать кифару с гитарой    В наш век уже не пристало.    Как ёжатся под ударом    Усталые нервы стали!      Никчёмный житейский опыт    Толкает идти по трапу.    Неузнанная Пенелопа -    Вослед Вам:"Эго сагапо."*      Вы воин, певец, Вы эллин    С мечтой о законном рае?    Сказала бы Вам:"Се фело"** -    Но гордость не позволяет.      Вы рвётесь из нашей эры!    А где Ваш корабль, однако?    Запишетесь в Монгольфьеры,    И в небо - искать Итаку.      На струны бросаются рифмы,    Вы множите в море пену,    И Вам наплевать на рифы,    И Вас не страшат сирены.      Скажите, по крайней мере,    На кой Вам сдалась Итака?    Но Вам - уходить и верить,    А мне... Я не буду плакать!      * Эго сагапо (греч.) - я тебя люблю.    ** Се фело (грекч.) - я тебя хочу.       Будущее    Обрывками будущего, листками, клочками -    начала стихов, только без окончанья,    приходят и тлеют... А мне - в облака мне!    Змеем бумажным на нитке отчаянья!    Бескрылой, унылой, затрёпанной ветром -    зачем в облака, в их тяжёлую влагу?    Чтоб сделаться будущим - капелькой света    и лечь окончаньем стиха на бумагу.    Mr. Pejo s wandering dolls      Солнечный зайчик - улыбка паяца,    шарик воздушный в небо заброшен,    что-то отчаянно тянет смеяться    и невзначай вспоминать о хорошем.    Пёстрые платья, старая площадь,    прошлые дни - под сегодняшней маской,    тянет повозку усталая лошадь,    и Пульчинелла толпою обласкан.    Грубый мазок на холсте лицедейства    будто бы Землю обратно вращает,    светлые крошки прошедшего детства    не возвращает, а дарит, нищая.    Тортом - по морде, блёстки - вдогонку,    слёзы с улыбкой стараются слиться,    взрослую маску смывая с ребёнка    и утверждая светлые лица.    Щедрым, бесплатным, дарующим жестом,    всем без разбора, не порционно,    так неожиданно новое детство    юркнуло к сердцу щекочущим комом.    Шарик - воздушное прикосновенье    к вере наивной ладонями счастья.    Дайте сегодня поймать на мгновенье    солнечный зайчик - улыбку паяца.       Дайте света!      Дайте света! И старый слуга в шандалах    Огоньки желтовато засветит,    Понесут караул восковые тела    В кандалах из начищенной меди.      Дайте света! Эпоха ночей истекла.    Постарайтесь, эй вы, Эдисоны!    Киловаттами солнца под грушу стекла    Потекут по цепи электроны.      Дайте света! И принц Гаутамо, смеясь,    Повлечёт по реке распластаться,    Обретая свет истины, чуждый для нас,    В непонятной глуби медитаций.      Дайте света! Не лунную рябь на воде!    Осветите мне добрую пропасть:    Справедливость - как право свободных людей,    Вспоминая бродягу Эзопа.      Дайте света! Смести равнодушие глаз,    Безразлично не ждущих ответа.    Канделябры и люстры... Ещё:"Бог подаст".    Не пойму! Не приму! Дайте Света!      Кораблик из сосновой коры      Из серого корня в рыжую высь - нахально! -    взметнуться и стать в строю сестёр корабельных.    Ветра теребят - вольнО им бродить верхами,    не трогать белёсый стланик мшистой постели.      Назавтра проснувшись, забыть, что такое "завтра",    оставить привычку ступать на старые грабли...    Кору сколупнёт мальчишка, сбежав от парты,    о камень потрёт и выточит свой кораблик.      Не хочет судьба в расчёт принимать размеры,    не знаешь, кто будет обласкан, а кто наказан:    важнее чудес и знамений отвага веры,    а мы всё твердим о причинно-следственных связях.      Но может быть, часть важнее целого станет,    а ломаный грош дороже иных миллионов?    Дошли аргонавты, зато затонул "Титаник"...    Мелькает надеждой кусочек коры на волнах.      Он дерзкий и рыжий, не знает, что значит "завтра",    не видит, как строят ветра штормовые отряды,    и правдам не верит, начерченным в лоцманских картах.    ...Его провожу я тягучей слезой Гелиады.       Смех улитки      Вы видели смех улитки?    Не сочтите, что я безумствую...    Острый излом улыбки,    Помноженный на предчувствие,      Поделённый на пережитое,    На смысл, из века вырванный...    Церковной свече с софитами    Даже смешно конкурировать...      Черты в морщины состарены    Язвительными улыбками,    И след на пути - испарина,    Избыток опыта липкого.      Из хрупкой ракушки знания    Вдруг высунется под солнце...    Всё понимает заранее,    И всё же она смеётся.       Весёлая клякса      Печалей смог - для лёгких вреден,    а потому уйти пора    из мира маленьких трагедий,    не удостоенных наград.    Не стоит множить скопидомно    обид кривые лоскутки    и в серых будней балахоны    сшивать неровно, от руки.    А пёстрых радостных обрывков    перетрясти скупой запас,    небрежно прихватить улыбкой -    готово "домино" на час!    И кляксу маленьких комедий    стряхнуть с весёлого пера -     не ради шляпы с горсткой меди    на пыльном коврике двора...       Многоточие      Пытаюсь угадать предназначение    того, что не находит воплощения,    всё - многоточия, пробелы между строк...    Но вместо неба - плоский потолок,    2.60, в метрической системе.    Отрывок мирозданья держат стены    незыблемостью правильной своей,    а многоточья бесятся за ней    в попытках просочиться и прорваться,    войти и быть. Совсем не для оваций -    для космоса. Найти иную суть,    незыблемые стены пошатнуть,    стать новым миром, новым обретением,    позволить угадать предназначение.      Роме Базарову       Аккорд! И поздно отступить.    Аккорд! Бросок на амбразуру.    И правой – рвать тугую нить,    И в левой – злость аппликатуры.      И жадно тёмной сцены пасть    Тебе дохнула жаром в спину.    Аккорд! И в музыку упасть,    В её несущую лавину.      Запомнить: «Ты или тебя».    В грудную клетку бьёт рефреном.    Допеть, ликуя и губя,    Всё, до последнего катрена.      Пропасть, воскреснуть – дар Певца,    Болеть до замиранья звона.    А маска белого лица    Светла, как тёмный лик иконы.      Белая ночь      Побелели от зноя сирени у нас во дворе,    и асфальт побелел от мелка под рукой первоклашки,    а рассвет по плечу ударяет вечерней заре,    белой ночью, по-детски, играя друг с другом в пятнашки.      Петропавловка, вздыбив грот-мачту, у Кронверка спит,    не приняв во вниманье высокую парусность неба,    триста лет белым пухом июни ласкают гранит    и плывут белорыбицей в ловко расставленный невод.      Белой ночью сердца и раздумья спокойно-чисты,    будто время ночей темнотой никогда не догонит.    Не об этом ли шепчут сегодня молитву мосты,    в небеса воздевая попарно пролётов ладони?      Потом      Как в детстве, утром слышишь звуки горна.    Молясь на кофе повседневным ртом,    ты давишь ком, пульсирующий в горле,    всё лишнее оставив на потом.      Штурмуешь дней безликих перевалы.    забытых "Вед" желтеет пухлый том...    Зовут и ждут? Сегодня зова мало,    всё лишнее оставим на потом.      Когда-нибудь ещё настанет завтра,    тогда и поспешишь обнять фантом.    Бормочешь извинения, как мантру,    и, лишним, оставляешь на потом.      Но за порог махнёшь и не заметишь,    как памяти твердеющий бетон    неумолимо превращает в фетиш    всё то, что "до" и никогда "потом".    Грех лицедейства      Губительный грех лицедейства,    посмешище жадной толпы:    в личину одевшись - раздеться    и тем ниспровергнуть столпы.    Четвёртого действия квота -    партер, соболезнуя, ржал -    и пятое за поворотом    готовило холод ножа.    Подайте нам автора пьесы!    За что нам пришлось претерпеть,    вздымая мечи:" Ave, caesar!    Приветствуем, идя на смерть!"    Затиснутый в глубь амфитеатра,    за лавровой сенью незрим,    но чудится: образ крылатый    распахнуто реет за ним.    Играть - и нельзя отвертеться!    Цените отвагу и стиль!    Губительный грех лицедейства    меня попытался спасти...       Век      Врастают корни в рубежи времён...    Он был злолик и яростен, как выстрел,    Век, расщепивший атомы и мысли,    Век, превративший Фауста в патрон.       Ложь      "Хочешь, чтобы я лгал тебе?" - отвечаю:"Нет!"    Сколько раз ты задашь вопрос - столько раз повторю ответ.    Нобелевские лавры велели жить не по лжи -     это единственное условие для того, чтобы жить.    И одинокое утро я буду пить стократ    так же, как чашу с цикутой спокойно выпил Сократ,     терпеть, как спартанский мальчик, не посмею моргнуть    в миг, когда дикий лисёнок насмерть грызёт мою грудь.    Стоики и философы, за правду идей борцы -    стоит ли новыми строфами преумножать цирк?    Стоит ли правда жизни, когда уже сложен гимн?    "Хочешь, чтобы я лгал тебе?" - "Солги мне, солги, солги!"       Убийца-любовь      Евангелие от Юдифь.    Евангелие от Саломеи.    Рифмой разрезано вкривь,    нежности капли алеют.      Самым святым - убить!    В крике любви - немея.    Евангелие от Юдифь.    Евангелие от Саломеи.      Да, не читают его    Ни с паперти, ни с амвона.    Тайный капкан "зеро" -    Между строк Соломона.      И не хватает тузов,    И не придумано масти,    Кроющей властный зов    Счастья или несчастья.      И удила закусив,    Рухнешь, дрожа и млея,    В Евангелие от Юдифь,    В Евангелие от Саломеи.      Рейкъявик      Неслышно и властно приблизилось лето,    раскрыло, как зонтик, сиреневый ком.    Бомжи по кустам - оскорбленье эстетам,    а тоже ведь люди, хотя и с душком.      Каблук застревает в разломах асфальта    (катали по осени, прямо под дождь,    и влага весенняя сделала смальтой,    нарезала, вздыбив квадратную дрожь).      Допеты и снег, и приметы проталин,    так быстро исчерпан холодный сезон.    ... А в евангелисты меня не позвали,    поскольку всегда нарушаю канон.      Пускай мне о главном сказать не позволят -    я лето шагами пойду измерять,    диезы нахально сменю на бемоли,    смеша музыкантов несметную рать.      И если сестра Пастернака предъявит    охапку счетов за любовь и восторг,    сбегу неплательщиком злостным в Рейкъявик,    где снова сгорела яичница Бьорк.      Там гейзеры вместо полуденных радуг,    и есть ли там лето - поди разбери!    Но я унесу мимолётную радость    и спрячу в закладках июньской зари.       Проклятие      Сфинксы проклятье впечатали в сумрачный город    над зеркалами холодными чёрной воды.    Как ни прями позвоночник проспектами гордо,    реет в глазах безысходность, как облачный дым.      Как ни злати купола дерзновенных соборов,    смоют сияние с них миллионы дождей.    Друг мой безвинный, сурово страдающий город,    пасынок лет под прицелом безжалостных дней.      Как ни ищи в редких проблесках луч позитива,    но напряжённы и сгорблены своды мостов,    рана Кривуши по сердцу прорезана криво.    На состраданье к тебе не способен никто,      кроме задёрганных, злых, с отчужденьем на лицах,    грузом тяжёлым несущих тебя на плечах...    Сфинксы уставили глаз равнодушных бойницы,    в каменных лапах навечно проклятье зажав.       Эльсинор      Сосчитав года по шрамам и по срезам,    размечтав любить и падать ниц,    лбом ударишься в трагическую трезвость,    в послевкусие дочитанных страниц.      Чёрной строчкой от укола до укора    в нераспавшейся ещё связи времён:    кто для нас построил эти Эльсиноры,    где с земли уже откинут дёрн?      Бледный пленник в каземате слова,    сделай шаг по острию ножа -    на тебя капканы мышеловок    по углам поставят сторожа.      Вышел срок - учись играть на флейте,    наложи табу на миражи,    завершив бессмысленностью смерти    повесть о бессмысленности жить.      Когда…      Когда времен настанет смена,    когда наступит межсезонье,    когда проклюнутся несмело    нелепо-грязные газоны,    когда осколки неба лягут    под ноги странникам недужным    и растекутся синей влагой    в еще слегка хрустящих лужах,    когда исчезнет спозаранок    зимы вчерашний отпечаток,    и в первый раз у горожанок    ладони будут без перчаток,      волна, пришедшая с залива,    плеснет в лицо мое бесстрашьем,    и отзовется четкость линий    в простом наброске карандашном,    томясь новорожденным мифом,    я разгляжу простое в сложном    и обрету в словах и рифмах    все, что казалось невозможным.      Впадаем      И мы впадаем в бред, как в свет,    как в образ жизни, в грех впадаем -    и называется: «страдаем»,    и думаем, что счастья нет.      А счастье есть, да не про нас,    оно невинно и сурово,    а мы к расплате не готовы    ни в первый, ни в последний раз.      Бредя по жизни, как во сне,    мы ничего о ней не знаем,     как в ненависть, в любовь впадаем    и ждем спасения извне.  |