| Произведение |  
 |      
        
            Объем: 12 [ строк ] 
         | 
          | 
     
  |  
     |  
    | \"Ни дела, ни помыслы благие...\" |  
    Ни дела, ни помыслы благие И не осознание вины – Тайна православной литургии – В даре светоносной тишины.   Но в миру свечам быстрее таять. И, себя не в силах превозмочь, Плоть людская, эта волчья память, Душу опрокидывает в ночь.   Вот она, кружится в непроглядье, Лишь молитвой прежнею жива, И хранит случайное проклятье –  Тленной плотью облекать слова.  |  
  |  
     |  
    
                | Дата публикации: 28.12.2004 12:33 | 
     
  |  
 |   
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |   
 | Рецензии |   |     Без перевода не понять,    Все то б по-русски так сказать,    чтоб душа могла внимать    И летать, летать, летать...|   |  |     Уважаемый Ю РЭК,    я не ставила своей целью зарифмовать Нагорную проповедь. Хотите простоты и ясности - обратитесь к Новому Завету, к первоисточникам (да и то там все не так просто, как Вам хотелось бы).    Я писала о своей душе, в которой непросто разобраться... Как сказал кто-то из мудрецов, "человек постиг мир - но не может постичь самого себя"... Это стихотворение - некий полуосознанный код, который в момент свой фиксации на бумаге мне, например, помог понять о себе нечто очень нужное в тот момент. Не знаю, может ли помочь еще кому-то - тот другой человек по крайней мере должен этого очень захотеть! - но если даже нет, то для меня художественная и духовная задача этого стихотворения может считаться выполненной. |  
  |  
  |    |     Вот  уж ...  литургия  в тишине...   Не  знаю, не знаю  что и сказать.    Волчья  память - душу в ночь?  Я  по своей наивности  считал,  что  не  память  виной  в  грехах  человеческих,  а  грешная  природа и маловерие.  Почему  ночь  это плохо?  Скорее  в  грех,  а  ад...    Душа кружится в непроглядье  жива  прежнею молитвой в ночи?    Чьё  проклятье  хранит душа?  Разве  не  сначало было СЛОВО?  И  слово  не  было  БОГ?  И  всё-ж  таки!  Разве  литургия  хоть чем-нибудь напоминает  пантомиму  или  балет?        Разве,  уважаемая  Валентина,   вопросы  мои не  логичны?    Дар светоносной  тишины  -  сильно  сказано.  Но при чём тут  литургия?    Прошу  прощения,  если  опять резок.  Но  тема...|   |  |     Уважаемый Сонетыч!        Ну ведь вижу, что Вы все понимаете правильно... однако Вы почему-то не можете дать себе свободу воспринимать религию широко, как надо бы нормальному незашоренному человеку. Опять - в лоб, абсолютно канонично, шаг влево, шаг вправо - побег... Отсюда и замечания, в которых Вы сами же себе противоречите. Если судить по-Вашему, так и стихи на религиозные темы писать нельзя. Отчасти с Вами согласна: лучшая поэзия - это Библия, поэтому очень негативно отношусь к периодически возникающим попыткам переложить Слово на рифмованный язык. Но когда дело касается каждого отдельно взятого человека, поэта, который прислушивается к жизни своей души, то тут уже имеет право на существование субъективный взгляд на духовные процессы. Это в общем. А теперь - по сути.        1. "Вот уж ... литургия в тишине..." "Дар светоносной тишины - сильно сказано."    Не ЛИТУРГИЯ В ТИШИНЕ, а "ТАЙНА православной литургии – В ДАРЕ светоносной тишины"! Т.е. литургия ДАРИТ тишину душе, в чем и заключается ее ТАЙНА. Ведь понятно же! И Вы поняли, судя по второму замечанию! Так зачем же?...        2. "Волчья память - душу в ночь? Я по своей наивности считал, что не память виной в грехах человеческих, а грешная природа и маловерие."    И опять все верно раскрыли! "Волчья память" - это и есть память тела (в противовес душе), т.е. все та же грешная, животная природа человека, плотская инерция греха.        3. "Почему ночь это плохо? Скорее в грех, а ад..."    Правильно! Ночь "плоха" лишь в контексте этого стихотворения, как противоположность "СВЕТОносной тишине". "Светоносная тишина" суть мир в душе, торжество духа, а "ночь" - сиречь ее антоним, торжество плоти, оно же - грех.        4. "Душа кружится в непроглядье жива прежнею молитвой в ночи?"    Почти. Ночь=непроглядье (не видно там ничего), т.е. "Душа кружится в непроглядье, жива лишь ПРЕЖНЕЮ молитвой" - непосредственно по тексту, куда Вы прилепили ночь из предыдущего предложения, и получилась бессмыслица.        5. "Чьё проклятье хранит душа? Разве не сначало было СЛОВО? И слово не было БОГ? И всё-ж таки! Разве литургия хоть чем-нибудь напоминает пантомиму или балет?"    Про пантомиму и балет не поняла - это к чему??    Последние две строки действительно немного путаные, но я попробую объяснить, что хотела в них сказать.    В начале действительно было Слово, и Слово было Бог, и Слово было у Бога. Бог - начало ТВОРЧЕСКОЕ (т.к. СОТВОРИЛ все сущее), а есть еще ИСКУССТВО - от слова "искус, искушение", и идет оно понятно от кого. Ср. еще "искусственный", т.е. псевдоживой, сотворенный тем, кто не имеет силы вложить в свое творение Дух. Соответственно, есть животворящее Слово, идущее от Бога и данное немногим, и есть слова, дающиеся "обезьяной Бога" всем, кому не дают покоя лавры первых. Я не считаю себя избранной, а поэтому уверена, что, как и 99,9% пишущих людей, занимаюсь искусством, а не творчеством. Отчасти из-за этого и не пишу в последнее время ничего. Следовательно:    "Случайное проклятье" - литературный талант, которого я не искала в гордыне, но получила, а значит, все равно виновна, греховна и вынуждена стараться хотя бы, чтобы мое искусство приносило пользу, дарило светлые чувства, а не способствовало делу дьявола;    "Тленной плотью облекать слова" - не останусь я в истории, нерукотворный памятник мой весьма и весьма хлипок, и растворятся мои стишки в пространстве, распадутся, хорошо если на светлые атомы, которые послужат еще какому-нибудь новому гению. Кстати, вспомните из Пушкина: "Дар напрасный, дар случайный" - именно об этом я и пишу. С той разницей, что Пушкин-таки поскромничал, он-то как раз был из носителей Слова, а мой дар - воистину и напрасный, и случайный, и тленный. Но крест дается по силам, раз дан мне этот талант - значит, для чего-то он нужен, потому и занимаюсь я литературой, пытаясь сохранить хрупкое равновесие между искус(ств)ом и духовностью.        Вот. Объяснила. Вы поймите, что СТИХИ тем и отличаются от всех остальных проявлений речевой и умственной деятельности человека, что оперируют ОБРАЗАМИ. И "волчья память", и "ночь", и "светоносная тишина", и все остальное - это ОБРАЗЫ, которые требуют РАСШИФРОВКИ. И Вы сами на уровне эмоций все правильно расшифровали, но разум Ваш воспротивился образной перефразировке духовных терминов. Если бы я оперировала каноническими терминами, которые привлекла для своего разъяснения (кстати, исключительный случай, никогда стихи не объясняю, сейчас сделала это только ради сохранения нашего хрупкого взаимопонимания), то в лучшем случае получилось бы философское эссе, в худшем - очередное графоманское переложение истин Священного Писания. И то, и другое вряд ли было бы достойно читательского внимания, в обоих случаях лучше обращаться к первоисточникам - богословам, религиозным философам и самой Библии. А рассказать о своем духовном опыте мне хочется, и сделать это я могу единственным доступным (и достойным) мне способом - с помощью стихов, а значит, с использованием поэтического языка и поэтических средств, которые всегда индивидуальны (ну, не всегда, а только у мало-мальски хороших поэтов, чем они и отличаются от безликих графоманов).        Надеюсь, Вы со мной согласитесь.        С уважением, Валентина. |    |     Уважаемая – уважаемая  Валентина!    У  нас  в  городе  две  ночи  не  работал  интернет,  поэтому  отвечаю  с задержкой.    …   Это очень  интересная   тема:  незашоренное  восприятие  религии,  которое  может  быть выражено  тремя  словами  «я так  понимаю…».  С  точки зрения  православия  -  это  ересь,  на  которую  каждый   имеет  право (?!).  Знаете,  Валентина,  внимательно  вчитавшись  в  любой  текст  видно  не  только  то,  что  автор сказал,  но  и то  - что он хотел  сказать,  какой  посыл  несёт  стихотворение,  что  подвигло автора  на его создание.  Ведь  так?  Искреннее  ли раскаяние  и  стыд  за  свои  грехи,  или   желание  поумствовать -  поразмышлять   на   тему  спасения  души,  своей  души….    Вы,    моя  уважаемая  собеседница Валентина,  всё  прекрасно  объяснили…  что хотели  написать  и  почему  написали  именно  так,  а  не иначе.   Спасибо.  Кстати!  Я  немного  встречал  православных  стихов,  написанных  профессионально.  Но  оченно  рекомендую,  даже  прошу,    Вас  найти стихи иеромонаха  Романа.  А  Вы  говорите  -  вообще  не писать  на  религиозные  темы…      Вы  правы  и  в  том,  что стихи  не  стоит  объяснять.  Что написали,  то  написали.  И   в  том  Вы  правы,  что  стихи  пишутся  на  языке  образов.  И  опять   Вы правы,  что  у каждого  пишущего  свой  язык.       Из  этого  следует  то,  что  не  к  стихотворению  этому  я придрался,  а  к  тому,  что именно     Вы  написали.   Критика  моя  сродни  критике  сапожника  перед    картиной,  на  которой  неверно изображён  башмак…   Причем,  я  и сам  не  уверен,  что  башмак  нужно  рисовать  по-другому,  но  прям  на  груди рубаху  рву!  Исходя  из того,  что  пишущий на  какую-либо  тему,  обязан  эту тему  изучить основательно.   Вот   где собака  зарыта.      Кстати,  дар   у  Вас  и не  напрасный  и не  случайный.   В  Ваших  стихах  столько  ПОЭЗИИ,  что  мне  и  не   снилось.  Это  я  так  устроен,  что  обращаю  ваше  внимание  только  на  то,  что   меня   огорчило.  Поверьте,  что  потрясающих  строчек – образов   у  Вас  на порядок  (на  два порядка!)    больше.   Тем  обиднее  -  недостаточки, которые  есть  у  всех.  Просто  на  Вашем уровне  они более  заметны,  чем  в  стихах   не  столь  талантливого  поэта.        Вот  в  чём  я  вижу  свою  основную,  извините,  цель.  Сподвигнуть  Вас,  уж  простите  меня,  почти  старика,  более  требовательно  относиться  к  своему  творчеству. У  Вас  же  всё  есть для  ПОЭЗИИ,  только  чуть – чуть  повыше  поднять  планочку  требований  к себе.   Я  банален,  но  …  не  прощайте  себе  ни слова  …   и   Вы – классик!   Я, по сравнению  с  вами,  только  ремесленник. Честное  слово.        Странное получилось  сочинение.  Но  Вы  же  меня  понимаете?!  Вы  и  сами  всё прекрасно видите,  судя по  разбору моих  виршей.   Осмелюсь   …  прошу  Вас  прочесть  всё -  таки  мой венок  «по  настоянью…»   Уж  если  мы  на  тему  религии  говорим.   А  как Ваше  мнение? |    |     Уважаемый Сонетыч!        В самом деле, спорить особо не о чем. Когда я говорю о незашоренном восприятии религии, я говорю не столько даже о религии, сколько об особенностях человеческого восприятия вообще. Каждый человек видит мир индивидуально, объяснить и подкрепить какими-либо научными фактами это практически невозможно, но это так! Вполне естественно, что и духовные материи мы воспринимаем едва уловимо по-своему. Если разворачивать мысль далее - необходимо терпимо относиться к другому человеку, который заведомо мыслит по-другому. "Кто не с нами - тот против нас!" - такого просто быть не должно, из этого вырастает фашизм, инквизиция и прочие малоприятные вещи. Вот что я подразумеваю, когда говорю о незашоренности. Есть Бог, есть Дух, есть понятия о грехе и праведности, единые, кстати, во всех религиях, - это незыблемо. Все остальное, начиная от слов, с которыми мы обращаемся к Богу в молитве, и заканчивая обрядовой стороной, вплоть до разных вероисповеданий, - это частности, к которым необходимо относиться с пониманием.        Стихи и песни иеромонаха Романа знаю и люблю давно, есть у меня его книга, кассеты. Это настоящая духовная поэзия. Кстати, не скажу, что ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, в чем и заключается ее преимущество в моих глазах. Полное отсутствие гордыни и погони за "словами", живой и чистый Дух. А Вы читали поэму "Юность Христа" Юрия Кузнецова в "Нашем современнике"? Вот это - профессиональная поэзия. И это - гордыня, которую я на дух не переношу. Если не читали, то и не надо, поверьте мне. Ее автор уже получил сполна свое наказание.        Мои стихи - это "слова", в чем я охотно и признаюсь. Это - мой личный духовный опыт, на большее я не претендую. Более того: если мне будут приписывать большее, буду активно открещиваться. Но и не меньшее не согласна.        С неизменным уважением, Валентина.        PS Простите, абсолютно не было времени почитать и разобрать Ваши стихи - последние дни перед отпуском, подтягиваю свои рабочие хвосты, в отпуске, как Вы понимаете, мне тоже не до этого будет... Но во второй половине мая обещаю к этому вернуться. |    |     Спасибо,  милая  валентина,  за терпение. Мне, право, уже стыдно  за свои наезды.    Но  ВЫ  же всё понимаете  и теперь! Счастливого  отпуска!!!    Сонетыч. |  
  |  
  |  
  
     | 
    
              
         
  
  
       
    
    
   
 
    
  
  
 
 
  
  
  
  
 
     
           
          
        
            
      
 
           
       
            
  
 
          
   
 
     
   
            
            
             |