 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 53 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит 18. 1/4 финала. Пара 4. |  | | А   Тигровое   Пора послевоенная. Москва. Цветной бульвар. Мелодии весенние и клики зазывал. На игрища манежные спешит и млад и стар. Манят афиши свежие. Традиция жива. Банты, чубы кудрявые  и нежный женский шарм, и радуются бравые полковники шарам.   Вот выход укротителя, что в сорок первый год  и детям, и родителям, любя, дарил восторг. Пусть в обхожденье с тиграми утрачен навык тот, что радостными криками приветствовал народ, но так же полосатая сквозь обручи летит!  Сполна все роли сыграны, и звери взаперти.   Цветов корзины полные, и рукоплещет зал. Ушёл к себе с поклонами. Одежду в блёстках снял. И снова в старом кителе, что был немого мал. Владел не очень правильно хлыстом, но точно знал сержант с той самой праведной немыслимой войны –  нельзя, чтоб «тигры» видели твой облик со спины. ------------------   Б   Мама мыла раму   Осенним ветром не изломан лениво тянется над  домом чугунных печек сладкий дым, как песни, что по выходным играют на гармошке сиплой. Котёнок маленький, пушистый, пищит, попав в репей ершистый, где за сараем во дворе следы эмоций на коре хранит трепещущая липа. Пацан – пятак и гвоздь в кармане, устав от «мамы, мывшей раму, не тронув грязное стекло», и прочим знаниям назло сбежавший с третьего урока, забывший, что в тетради двойка, что дома ждёт головомойка, пугает девочку с бантом, рукой замотанной бинтом с пятном от ягодного сока. Она визжит и как перину взбивает пацанячью спину, игриво  пальчиком грозя. Малец, как орден, засияв, уходит, дёрнув за косицу. Дрожит в окне рассвета студень… Я знаю всё, что  дальше будет с мальчишкой этим, чья весна на кромке тающего сна, который мне сегодня снится. | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 14.01.2023 21:21 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Привет! 
 Рыцарь А
 
 Задумка интересная - сопоставить немецкие танки "Тигры" с животными-тиграми.
 Всё стихотворение как бы создано ради единственного символичного финального пассажа.
 Но исполнение мне не зашло, увы. Главным образом из-за специфичного изложения.
 Например, "игрища манежные" как описание циркового представления.
 "Банты, чубы кудрявые и нежный женский шарм" - сочетание теплого с мягким.
 "в сорок первый год // и детям, и родителям, любя, дарил восторг" - восторгались боевыми действиями? (А если нет, то почему только в 41-м?)
 Народ "радостными криками приветствовал" - навык? Не само исполнение, а именно навык?
 "так же полосатая сквозь обручи летит" - с трудом понял, что речь о тигрице.
 "в обхожденье с тиграми утрачен навык" - здесь к навыку лучше применить винительный падеж (обхожденья), чтобы избежать двусмысленности.
 "Сполна все роли сыграны, и звери взаперти" - суть выступления загнать тигров в клетки?
 "Ушёл к себе с поклонами" - либо ушел сопровождаемый поклонами, либо сам кланялся. И почему не с овациями? Поклоны артист не видит за сценой.
 "Одежду в блёстках снял. // И снова в старом кителе, что был немого мал" - китель, судя по тексту, был под цирковой одеждой.
 "немыслимой войны" - почему немыслимой, если он в ней участвовал?
 Неудачные рифмы "стар-жива", "год-восторг". Правда, есть и хорошие: "летит-взаперти", "правильно-праведной".
 Внутренние рифмы то четко чередуются, то перекрестно, то их вообще нет.
 
 Рыцарь Б
 
 Такая провинциальная, бытовая, повествовательная лирика, на мой взгляд, должна быть написана именно в таком размере.
 Отлично подходит под тему и настроение. И хорошо, что автор этот ритм нашел.
 Рассказ ведется с переменным успехом.
 Чугунные печки - значит, речь не о деревенских избах, а о каком-то ПГТ или отдаленном районе города, где в деревянных домах печи-"титаны".
 Начало красивое.
 Но при этом - не представляю, как "Она ... взбивает пацанячью спину", одновременно с этим "игриво пальчиком грозя".
 Улыбнуло и вот это: "следы эмоций на коре // хранит трепещущая липа". Понятно, что это про выцарапанную на коре надпись (да?), но по логике здесь могла быть,
 например, и кровь от ударов головой. Это тоже как бы "след от эмоций".
 Парень сбежал с третьего урока и где-то успел инсцинировать травму руки?
 "чья весна // на кромке тающего сна, // который мне сегодня снится" - то есть автор описывает осенний эпизод, а во сне домысливает историю уже про будущую весну.
 Финал переводит реалистичную историю в некую абстракцию. Автор показывает, что вот за этой бытовой зарисовкой кроется нечто более глубокое, сакральное и важное.
 То, что пока можно представить только во сне.
 "Мама мыла раму" как ностальгический символ беззаботной школьной жизни.
 Неплохо в целом. Рифмовка AABBC - респект.
 
 А - 0
 Б - 1
 
 Судья Блинов А. В.
 |  |  |  | А 
 Представимо, складно, грамотно.
 Есть герой, который оживает в конце с
 помощью автора. Пусть несколько пафосно,
 но логично и правдоподобно. И герой
 оживает именно благодаря этой плакатной
 пафосности, как ни странно.
 Есть хорошие, зримые описания, погружение
 в эпоху, атмосферность.
 Ритм выбран задорный, что не очень
 подходит по смыслу. Однако исполнение
 умелое (за исключением некоторых не очень
 удачных моментов), а финал добавил
 изюминку в простоватое блюдо.
 
 Б
 
 Ну вот… С первой строки я уже знал, что
 отдам победу рыцарю Б. Осталось только
 внятно объяснить свой выбор.
 Если кратко, то это – поэзия.
 Вот вроде тоже просто описания, просто
 перечисление событий, но в этой простоте
 скрыто очень многое.
 Запах эпохи, герой и героиня, люди, время,
 прошлое и будущее.
 Удивительно, что в обеих работах
 описывается примерно одинаковое время.
 Но описывается по-разному. В первой –
 кинематографично, чётко, по-военному. Это
 хроника. Во второй – художественно,
 глазами автора, поэтически красиво, вкусно,
 привлекательно. Это фильм. Те же
 ингредиенты, то же блюдо, но с помощью
 чудесных приправ и мастерства повара
 кушанье лёгким движением руки
 превращается в произведение искусства.
 Интересно, что не всё идеально в тексте, но
 если мурашки, то разве имеет значение,
 правильно или не совсем правильно они
 достигнуты?
 
 А – 0
 Б – 1
 
 Судья Игорь Колесников
 |  |  |  | Работа А 
 Есть у меня претензии к работе. Но причину я чётко вижу – сроки. Вот инверсия с
 откровенно лишним местоимением – «утрачен навык тот». Некрасиво, но я не верю, что,
 будь время, автор не выкрутил бы во что-то более удобоваримое. Не нравится мне слово
 «облик» в конце. Облик тут ни при чем, совершенно не важно, как именно ты со спины
 выглядишь – нельзя, чтобы /тебя/ видели со спины – акцент не на том сделан. Смущают
 меня полковники с шарами. Это наиболее мелкая претензия, но строчка из категории
 наивного искусства. Всё это причесать бы – выйдет шик. Потому что главное у работы
 есть – мысль и финал. И несмотря на косяки – да, мне таки нравится.
 
 Работа Б
 
 Ох. Ну вот почти цитируя уважаемого Игоря – прочитав первые две строчки, я был уже
 практически уверен, что не буду голосовать за эту работу. Простите, но я не верю, что в
 21 веке четырехстопным ямбом и смежной рифмой можно состряпать что-то
 действительно классное. И не говорите мне, что это не связано – коррелирует уж точно. И
 предчувствия меня не обманули. Вот это вот написанное можно гнать километрами, здесь
 даже скилла никакого особого не надо – пой, что видишь (в воображении), подгоняя под
 простейший ритм. Я не отрицаю, впрочем, что скилл этот самый пресловутый у автора
 есть – по отдельным образам это хорошо видно. «Осенним ветром не изломан»,
 «гармошке сиплой», «на кромке тающего сна» - красиво, поэтично и картинку рисует. Но
 что кроме? Ностальгия? Да сколько её ещё было и будет… Не интересно.
 
 Работа А - 1
 Работа Б - 0
 |  | |  |  | Позволю себе исправить самого себя. Прочитав комментарии коллег, обнаружил, что не был до конца внимателен. В работе Б схема рифмовки действительно не так проста. И это делает её интереснее. Но
 результата не меняет.
 |  |  |  | Но чем же несчастный ямб провинился? "Мой дядя самых честных правил..."
 "Малыш уж отморозил пальчик..."
 Это как-то ностальгически хрестоматийно.
 Своего рода образец стиля. И эта работа мне
 как раз что-то такое и напомнила.
 Ямб или параллельную рифмовка сами по
 себе только внешний признак простоты. Но
 главное - в содержании и в мастерстве.
 |  |  |  | Да ничем ямб сам по себе не провинился, я про сочетание факторов. Это реально хрестоматийный пример наиболее простого стихосложения их возможных. Да - с учетом моей поправки - не самого уже
 в данном конкретном случае, но я сейчас в целом позицию проясняю.
 
 Мастерство? Размер и рифмовка (то есть сложность) - часть мастерства. Если фигуристы на льду
 катают самую простую программу, чемпионат им не выиграть - баллов не хватит. Почему здесь должно
 быть иначе?
 Содержание? Я традиционно не люблю критиковать содержание (оно для каждого по-своему
 чувствуется), но лично я здесь не вижу ни-че-го. Мне эта ностальгия чужда. Понимаю, что это
 исключительно моё мнение, но ведь и оценка моя. А технику оценивать... ну так про неё я тоже
 сказал.
 |  |  |  | Это замечательно, что у каждого судьи есть своё мнение. Собственно, его для этого и
 пригласили.
 Я только вступился за ямб.
 Не сказал бы, что он существенно проще
 какого-нибудь амфибрахия.  И в поэзии
 техничность зависит не только от
 выполнения обязательных элементов
 программы.
 Так что ямб вряд ли виноват сам по себе.
 Как и жанр, например. Можно оценить, как
 автору удалось стихотворение в рамках
 жанра, в пределах ямба. Один легко
 справился с "детским" размером, другой не
 совладал с "серьёзным". Кто более
 мастеровит?
 Ямб не виноват, что выглядит проще. Мне
 кажется, винить ямб за то, что он ямб - это
 вкусовщина. Как и "не любить" какие-то
 жанры. Судья должен стараться не
 поддаваться вкусовщине. Хотя избавиться
 от неё, конечно, невозможно.
 | 
 | 
 |  |  |  | Рыцарь А Цирковое представление в послевоенные годы с неожиданным финалом – укротитель
 тигров в цирке во время войны укрощал танки-тигры.
 Образы послевоенной Москвы – спешащие к цирку люди, банты, чубы кудрявые, воздушные шары.
 К сожалению, автор не выдержал внутреннюю рифмовку по  всем шестистишиям.
 Рифмы и ритмика без замечаний.
 Понравилось: шарм – шарам.
 
 Рыцарь Б
 Просто и красиво о жизни, о том, что нас окружает, о чувствах и детстве, которое было.
 Понравились образы:
 -Осенним ветром не изломан… чугунных печек сладкий дым;
 - играют на гармошке сиплой;
 - репей ершистый;
 - следы эмоций на коре хранит трепещущая липа,
 - Пацан – пятак и гвоздь в кармане;
 - Она визжит и как перину взбивает пацанячью спину;
 - Дрожит в окне рассвета студень…
 
 И вообще, в стихотворении не ни одной лишней строки, которая бы не помогала нарисовать картину детства пока ещё не знакомого нам мальчишки.
 
 
 Оценка пары 4
 Рыцарь А – 0
 Рыцарь Б – 1
 
 Судья Вячеслав Дворников
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Лютейший диссонанс между ритмом и смыслом.
 Возможно, это бы прокатило, если бы было подано как возвращающаяся с
 окончанием немыслимой войны лёгкость, возрождение жизни после
 страшной трагедии. Но здесь тяжёлый финал, намекающий, как много
 пережил дрессировщик-сержант. Такой контраст не придаёт
 стихотворению шарма, он скорее отталкивает.
 
 Хотя послевоенная радость показана хорошо, достоверно. Особенно
 трогательны радующиеся шарам бравые полковники.
 
 Но исполнение оставляет желать лучшего.
 
 На игрища манежные спешит и стар, и млад – страшно предположить, что
 за «игрища» происходят на манеже.
 Вот выход укротителя – «вот» не что иное как подгонка фразы под размер.
 В сорок первый год – можно, конечно, догадаться, что речь о времени,
 когда война ещё не началась, но выглядит это довольно коряво, увы.
 Любя, дарил восторг – «любя» не что иное как втычка.
 Непосредственно навык вряд ли можно приветствовать.
 Полосатая – не сразу понимаешь, что речь идёт о самке тигра.
 Ушёл к себе с поклонами. Кланяются обычно публике, зачем же бить
 поклоны по пути в гримёрку?
 
 В общем, достаточно много неудачно построенных фраз.
 Рифмы не удивляют, но и не вызывают отторжения. Ритм выдержан
 отлично.
 
 Финальный вывод ничем ранее в тексте не подкреплён, хотя параллель
 можно (и нужно) было провести.
 
 К сожалению, цельным стихотворение не получилось.
 
 
 Рыцарь Б
 
 Ах, как прекрасно рассказан читателю сон, забросивший героя в своё
 давнее прошлое, туда, где он был пацаном с пятаком и гвоздём в кармане.
 
 Есть в этой истории что-то крапивинское, такое же тёплое, ироничное и
 задорное. Просто воспоминания, но до чего вкусно описаны! Изумительное
 сочетание воздушности и шаловливости, юмора и деликатности, нежности
 и сожаления.
 Отлично, Рыцарь!
 
 Вот только ударение… правильно – бАнтом.
 Впечатления, впрочем, это не испортило.
 
 Рыцарь А – 0
 Рыцарь Б – 1
 
 Судья Людмила Царюк
 |  |  |  | ЖилИстый  – Гарда ~ 1:4 | 
 
 |  |