 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 66 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит 18. 1/4 финала. Пара 1. |  | | А   Настоящее и живое   Разноцветные звёздные пазлы сложить непросто, оттого и не спится сегодня упрямой дочке:  – Почему так бывает, что день – как смешной щеночек, а рассерженный вечер, обидевшись, смотрит косо?    – Это чёртик лохматый дурачится безрассудно: то будильник сломает, то выключит в небе солнце. Перессорив соседей, по-хитрому засмеётся, притворившись на улице чёрным котом приблудным. А ночами, за лунный клубок зацепившись лапой, заставляет смотреть на обломки немых созвездий, что впиваются в душу клыками коварных бестий. Он, играя с огнём, может больно тебя царапнуть. Есть другой – белокрылый добряк – в вышине жар-птичьей. Это ангел, качающий радужный мир в ладонях. Он починит и выправит то, что сломал чертёнок. Обнимая, как мама, согреет, когда грустится. Не обидит жестокой игрой, подмигнув при встрече. Рядом с ним раскрывает любовь обережный купол. Только если лучей слишком много, они погубят: свет порой, обжигая, сильней темноты калечит. Ты пойми, не рождается день без ночей смертельных, и весна не доверится тем, кто не ведал стужи, даже счастье горчит… Не дели этот мир, не нужно, он единый, как Бог, многогранный и очень цельный.   …Спи, мой рыжий бесёнок, мой ангел! В небесной сини золотая луна льёт на землю свой свет лампадный, усмиряя уставших спокойствием необъятным, а потом из-за туч корчит рожицы озорные. Если вдруг, расколовшись, огромное небо взвоет и придётся их двух разношёрстных миров несхожих выбирать самый лучший, который тебе дороже,  – ты возьми у двоих настоящее и живое. -------------------------------------   Б   Давай поедем   Давай поедем летом на озёра,  Бездонные, заросшие травой!  Ты думаешь, июнь ещё не скоро,  А он уже шумит над головой.    Бежит стремглав, отчаянный ребёнок,  Размахивает ветром что есть сил!  Птенцовый голосок его так тонок,  Хоть взрослым он себя вообразил.   Среди озёр в сосновых ожерельях  В июньской неге дремлют острова...  Горластых чаек белые метели  Воды и неба манит синева.   А грозы налетают, будто черти,  Втыкая в воду белые клыки!..  Беспечно заигравшиеся дети  Бегут от ливня наперегонки.     Мы ночью на мостках сидеть могли бы,  Ловить в ладони звёздную лузгу...  У самых камышей играет рыба,  И окуни гоняют мелюзгу.    Там розовые воды на закате,  И плавунцы, как горстки шелухи;   Там властвуют озёрные заклятья,  Такие же и пишутся стихи:     Небрежна рифма и размер неистов,  И послевкусий огненный букет...    Нет, не поедем? Жаль, я не речистый.  Тем более – совсем и не поэт. | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 14.01.2023 21:17 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Добрый день! 
 Передо мной два совершенно разные по настроению, форме, ритму и прочим характеристикам стихи.
 Но их авторы при этом - очевидно, одинаково способные рыцари. Правда, и замечания к каждому есть.
 
 Рыцарь А
 
 По сути, это развернутый афоризм на тему того, что не бывает абсолютно полярных вещей: дистиллированных добра и зла, света и тьмы без примесей.
 И в каждом нужно искать что-то ценное для себя.
 Стоило ли упаковывать эту простую, хотя и безусловно важную мысль, в столь громоздкий, отягощенный сложными конструкциями текст?
 Тем более, что это родитель разговаривает с ребенком. Возраст дочери мы не знаем, но, судя по вопросу, это далеко еще не тинейджер.
 И тут: "впиваются в душу клыками коварных бестий", "ночей смертельных". Приятных снов...
 Многословность рождает избыточные фразы ("корчит рожицы озорные", "льёт на землю свой свет лампадный", "починит и выправит", "самый лучший" и другие).
 По той же причине простые вещи объясняются вычурно: "Только если лучей слишком много, они погубят".
 С другой стороны, не могу не отметить, что выбранный ритм отлично подходит к авторскому замыслу - спокойный, монотонный, певучий и убаюкивающий, как колыбельная.
 Приятные, забавные образы-сравнения: "день – как смешной щеночек", "вышине жар-птичьей" (хотя я не представляю себе этой меры, что она означает) и другие.
 Вообще образность и символизм - сильные стороны стихотворения и большое преимущество Рыцаря, который с их помощью демонстрирует свое умение поэтически мыслить.
 Очень много существительных снабжены эпитетами - думаю, автор тщательно трудился над их подбором.
 Рифмовка только женская, рифмы (схожие звуки) часто отодвинуты от концовки строки и это несколько нивелирует их нестройность.
 Оттого даже, казалось бы, даже совсем неудачные примеры ("жар-птичьей-грустится", "ладонях-чертенок") воспринимаются читателем более лояльно.
 
 Рыцарь Б
 
 В этом стихотворении в отличие от предыдущей работы, философия не загоняется в глубь тяжеловесных рассуждений, а находится на поверхности.
 И такая не отягощенная, легкая манера могла бы сыграть: всегда цепляет, когда автор как бы невзначай вшивает глубокие философские мысли в непринужденный монолог.
 В принципе, оно к тому и шло, но финал весь пафос уничтожил одним взмахом.
 Такое чувство, будто лирический герой вдруг устал упражняться в романтике и решил включить заднюю. Этого я ожидал меньше всего.
 Но это не та неожиданность, которая цепляет, заставляет вздрогнуть и проникнуться. Это как будто ты разогнался, летишь, но потом тебе говорят "стоп, снято, все свободны".
 Мне понравились описания, образы, особенно это: "Ловить в ладони звёздную лузгу".
 Хотя, в отличие от предыдущего стихотворения, здесь гораздо меньше эпитетов.
 Текст лоскутный - на мой взгляд, слабо прописаны переходы между описаниями дневной неги, грозы и ночного спокойствия. Всё это подается сплошняком.
 Ритм (поэтический "обязательный минимум") выдержан.
 Среди рифм нет особых находок, но и особых провалов тоже нет.
 
 Больший потенциал мне видится у Рыцаря А.
 
 А - 1
 Б - 0
 
 Судья Блинов А. В.
 |  |  |  | А 
 Уютно получилось, мирно, красиво.
 Смысл несколько размазан. Можно было
 короче, но образы взяли в плен автора.
 Возможно, они излишни. Возможно, не все
 удачны. Но в целом – интересно!
 Немного менторское. Чуточку многословно-
 витиеватое. Первое объяснимо в разговоре
 с ребёнком, второе – лишнее. Забавно, что
 простые в общем-то вещи в результате
 объяснения становятся сложными и
 малопонятными.
 Технически хорошо. И ритм выдержан, и
 рифмы незаляпанные пальцами
 бесчисленных поэтов. Однако пятистопный
 анапест – довольно сложный на слух
 размер. Внесхемные ударения несколько
 затрудняют чтение. Даже знаки препинания
 затрудняют. Хотя при известной доле
 сноровки, конечно, можно прочитать гладко.
 
 Б
 
 Ну вот, ямб против анапеста. Второй звучит
 интереснее, но первый напористее, ярче.
 Впрочем, главное в содержании.
 Это описательное. Только описания немного
 странные. Озёра одновременно бездонные и
 заросшие травой. Кроме того, острова и
 камыши тоже опровергают «бездонность».
 Неглубокие озёра-то, по всему выходит.
 Образы простые, понятные. При этом
 оформлены не всегда изящно. Как «так»
 тонок голосок? История умалчивает.
 Громоздко и неуклюже: «Горластых чаек
 белые метели воды и неба манит синева».
 Переведём с поэтского на русский: «Синева
 воды и неба манит белые метели горластых
 чаек». Образ-то красив. Но подгонка под
 поэзию его испортила.
 Здесь мне трудно сделать выбор. Работы
 разные, у каждой есть достоинства и
 недостатки. Достоинств больше. Недостатки
 несерьёзные. Первая глубже, серьёзнее.
 Вторая ярче, задорнее. Пожалуй, в
 полуфинале мне больше хотелось бы видеть
 философскую поэзию.
 
 А – 1
 Б – 0
 
 Судья Игорь Колесников
 |  |  |  | Работа А 
 Смешанные впечатления от этой работы. Написано качественно, что для
 четвертьфинала неудивительно. Мысль тоже цельная и последовательно
 сформулированная. Но если вглядываться…
 
 Во-первых, оно написано сложно. Не то чтобы это должно было меня, как судью
 и человека в целом опытного, смущать, но в начале я буксовал. Прорвался на
 середину работы раза с третьего или четвертого. Вот этот ряд образов – черный
 кот, лунный клубок, немые созвездия (с клыками!!) в единую картину никак не
 хотят складываться. А поверх этого ложится тот факт, что это диалог с
 маленькой девочкой. Да, можно апеллировать к тому, что она уже засыпает, а
 родитель по сути ведет монолог сам с собой. Но первая-то реплика – её – никак
 по стилю не отличается. Да, у девочки «рассерженный вечер, обидевшись,
 смотрит косо». В бытовом диалоге даже я, известный дипломированный зануда,
 так не скажу.
 
 Во-вторых, за всей этой шелухой ничего особого не скрывается. Всё должно
 быть в равновесии? Ну да, не секрет. Нет, я не спорю, что до ребенка эту мысль
 донести нужно. Но именно здесь скрывается диссонанс работы. Оно по стилю
 очень взрослое, а по сути очень детское. Для кого оно, автор?
 
 Работа Б
 
 Концовка разочаровала. Очень. Вы её просто слили. Особенно рассмешило вот
 это «размер неистов». Автор, неистовый размер – это метрострофы Даниила,
 упаси меня от него Ктулху, Андреева. А у вас ямб (прозвучало как диагноз).
 На самом деле, стихотворение-то хорошее. То есть да, пейзажка, но это уже моя
 личная нелюбовь. А в рамках жанра оно исполнено качественно и, что ещё
 важнее, гармонично в плане соответствия мысли и стиля. Картинка рисуется
 сходу – она ясна, понятна, красива и ностальгична.
 
 Так вопрос – к чему был финал? К чему было это прибеднение про «не поэт»?
 Да, формально я не имею права ассоциировать ЛГ и автора, но мы-то с вам
 взрослые люди, а работа от первого лица. Не понятно мне это.
 ______
 
 Результат – обе работы получились со своими достоинствами и сопутствующими
 (серьёзными) недостатками. И на мой взгляд, недостатками пусть и разными, но
 равноуровневыми. В предварительных турах это была бы ничья, но в плей-офф
 приходится выбирать победителя. Им будет автор работы А просто за счёт
 лучшей демонстрации мастерства… словоплетения. Сложное бьёт простое при
 прочих равных.
 
 Работа А - 1
 Работа Б - 0
 
 Судья Артём Виноградов
 |  |  |  | Рыцарь А История про черное и белое, рассказанное маленькой девочке в виде колыбельной. Игры чертенка и ангела, такие разные, но во взрослой жизни
 необходимые, и выбор неизбежен.
 Стихотворение наполнено различными образами, в том числе и с необходимыми по заданию словами.
 Необычные:
 - За лунный клубок зацепившись лапой…
 - обломки немых созвездий…
 - в вышине жар-птичьей…
 - не рождается день без ночей смертельных…
 - свет порой, обжигая, сильней темноты калечит…
 - луна льёт на землю свой свет лампадный.
 Ритмика выдержана.
 Не все рифмы понравились:
 Жар-птичьей - грустится;
 Ладонях – чертенок;
 Купол –погубят;
 Лампадный – необъятным.
 
 Заключительная фраза является настоящей кульминацией стихотворения:
 -ты возьми у двоих
 настоящее и живое.
 
 Рыцарь Б
 Пейзажная поэзия, лето, птицы, грозы, рыбалка.
 Образы просты и понятны.
 Понравилось:
 -размахивает ветром что есть сил;
 -втыкая в воду белые клыки;
 - и плавунцы, как горстки шелухи.
 Очень запутанная инверсия:
 Горластых чаек белые метели
 Воды и неба манит синева.
 Почему вдруг в таких прекрасных условиях у стиха стал размер неистов – вопрос.
 Финал стихотворения противоречит содержанию – при таком шикарном описании возможной поездки ЛГ признал себя не речистым, ну и скромно – не поэтом.
 
 Оценка пары 1
 Рыцарь А – 1
 Рыцарь Б – 0
 
 Судья Вячеслав Дворников
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Очень хорошее начало. Очень хороший финал. Душевные, «живые и
 настоящие».
 Но середина текста – это прям лабиринт Минотавра, пробравшись через
 который к финальным строчкам, хочется выдохнуть. Есть ли смысл
 говорить так сложно о простом? Немые созвездия, коварные бестии,
 обережный купол, свет сильней темноты калечит, разношёрстные миры. И
 всё это – дочурке на ночь? Хочется сказать – не верю!
 Именно сложносочинённая образность сильно разбавляет тепло, с которого
 начинается, и каким, к счастью, заканчивается стихотворение.
 
 Сами по себе, без привязки к ситуации, образы глубоки и метафоричны,
 хороши и связки между ними. Мастеровитость рыцаря налицо. Это плюс.
 Но многословие в данном случае – скорее минус.
 
 Рыцарь Б
 
 Здесь я вскричала голосом Велюрова: «Вот это – финал?!».
 
 А ведь было просто и хорошо, хоть и не без изъянов в виде кажущегося
 отсутствия связок между разрозненными пазлами повествования. Чуть
 мешали и некоторые нестыковки времён: давай поедем (буд.) ребёнок
 бежит, грозы налетают (наст.), могли бы (прош.), хотя речь, по идее, об
 одном и том же времени и месте.
 
 Но картинка яркая, герои живые, эмоции близкие и понятные.
 Понравились грозы с белыми клыками, шумящий над головой июнь и
 звёздная лузга в ладонях.
 
 Ритм строен, рифмы приятные.
 
 И всё одним махом убил финал. В прах разметал.
 
 Зачем?! Или это и есть «огненный букет послевкусий»?
 
 
 Рыцарь А – 1
 Рыцарь Б – 0
 
 Судья Людмила Царюк
 |  |  |  | Фантазёр – Оттуда ~ 5:0 | 
 
 |  |