| Надежда Иванова	  Ахты – словахты!    «Любите ли вы острое словцо так, как люблю его я?» - как бы спрашивает нас Автор своим провоцирующим названием. «Любим!» - дружно отвечаем мы. Каламбуры, парадоксы и прочие иронизмы, вот жанр, к которому приглашают нас прикоснуться. Легкий жанр, скажете вы? Ну и пусть. Зато крылатые слова и выражения у всех на устах.  Давайте посмотрим, далеко ли удалось улететь нашему Автору.    *   Веселые и грустные слова…    Меж ними жизнь, как в люльке:    А-а-а!    Автор сравнивает жизнь с кричащим младенцем в люльке. Позволю себе усомниться в верности такого сравнения. Мы часто говорим «жизнь – сложная штука», «жизнь мудрее нас», «жизнь покажет»… И сравнение с неразумным дитем не выдерживает критики (моей!). Авторское имхо, достойное спора, но не достигающее намеченной цели.      *    К сомненью! К спорности! К химере! –    Когда ты в чем-нибудь уверен…    Мысль Автора понятна. Едва достигнув понимания в какой-либо области, человек тут же стремится к познанию нового, к новой «химере», и сталкивается с новыми сомнениями и спорами. Дорогой Автор, обратите внимание на причинно-следственную связь в моей фразе и в Вашей. Поставив «Когда ты в чем-нибудь уверен…» в конце своего двустишья, Вы эту связь нарушаете. Если бы было, например:   Едва ты в чем-нибудь уверен, Как вновь – к сомнению, к химере!   первоначальная мысль, оставаясь практически без изменений, получила бы вторую, стихотворную форму, усиленную за счет ритмики и рифмы. Не могу не отметить неточность слова «спорность». Подразумевается все-таки «спор», а отвлеченное существительное «спорность», по речевой практике, просит связанного дополнения. Например «спорность суждений», «спорность границ». Существительное «спор» самодостаточно, но ограничения, наложенные ритмом стиха, не позволили его применить. Ну, и многоточие в конце совершенно излишне, мысль на самом деле завершена.      *    Стала б, может, самой лучшей,    Не страдай звезда падучей…    О какой звезде идет речь? Интересно было бы применение медицинского «падучая» к падающим звездам. Но тогда «лучшая звезда» - это как? Лучше чем что? Другие звезды? Некорректное, на мой взгляд, сравнение. Если же речь идет об эстрадной «звезде», то «лучше» - опять-таки некорректно. На вкус и цвет, как говорится … Лучше в чем – в вокальных данных, в объемах проданных пластинок?... Очень невнятное двустишье, вызывающее разночтение. Стоит задуматься и о перестановке строк.   *      – Сижу на диете, а толку все нет…    – Слезайте, садитесь на велосипед!    Самый удачный каламбур, построенный на двойном значении слов «сидеть» и «слезать». Ничего лишнего, твердая рифма закрепляет мысль. Отлично! Никаких вопросов.   *    Это не работа –    До шестого пота!    Две, казалось бы, простые строчки, требующие некоторого умственного напряжения. Но, когда вспоминаешь выражение «работа до седьмого пота», представишь начальника, в конце рабочего дня говорящего тебе эту фразу, понимаешь, что все в них на месте, как говорится, ни прибавить – ни убавить. Хорошо.       *    – Какой, право, славненький христианин:    Не помнит обид… нанесенных самим!    Отличное наблюдение! Только заменить слащаво-ехидное «славненький», и найденный Автором парадокс заиграет еще ярче.      *    С чего бы «Неизвестная» Крамского    Жила без документа никакого?    А вот это очень неряшливо. Кто это сказал, что у «неизвестной» не было документов? Считаю – притянуто за уши. Хотя «поиграться» со словами еще можно. Подойти, так сказать, с другого боку. Советовать Автору ничего не могу. Отмечу также неудачную инверсию во второй строке. Словом, поработать есть над чем.      *    Стих лелеяли – левел.    После правки же – правел!    Попытка применения аллитерации в обеих строках. Но если во второй строке это удалось, то «лелеять-леветь» выглядит неубедительно. В первый раз, кстати, прочитал «лЕвел» (от английского level - уровень). Видимо, потому, что стихи (Стихи!) и политика (левый-правый) по моему разумению – на разных полюсах. Левый стих, правый стих ?.. Кстати, как Автор представляет себе «правку» стиха? Кем, редактором? Абсурд. Прозу – понятно, там отрезал, здесь заменил, никто не заметит. Автором? Если автор стиха по политическим мотивам на это пойдет, никакой он не Автор, а так – недоразумение, и говорить о нем не стОит.      *    – Сдаюсь! Не прозевать бы главные фигуры, –    Гроссмейстер вслед жене, начавшей шуры-муры.    Сбивает с толку «Сдаюсь!» Ведь это гроссмейстер должен говорить не вслед жене, а своему сопернику. Картинка искажается. Вообще, от этого «Сдаюсь!» можно отказаться. Партию еще можно: отложить, предложить сопернику ничью, остановить время на часах. А еще есть забавное шахматное слово «мат». Ведь наш герой не сдается, если собирается следовать за женой. Думаю, можно доработать. В целом, задумка неплохая.      *    Правду-матку режь, а сыра в масле –    Не спеши семь раз: отрежешь раз ли?    Вот тут у меня к Автору вопрос. Расшифруйте, пожалуйста. Не понял НИ-ЧЕ-ГО :) Особенно «а сыра в масле». С падежами-временами чего-то … не то.      *    – О! И там очередя    Возле микрофонов?    – Начинается с Кремля    Все для миллионов!    Опоздали дорогой Автор, нет там теперь никаких очередей, все по расписанию. Не актуально.      *    – Какой бы стала я богатой,    Когда б носил он всю зарплату!    Ну, это смотря какая зарплата…  Если маленькая – пролетели.      *    КрЫмлевская знать – почему?    Знакомились, значит, в Крыму?    Не впечатлило. Во-первых, не у всех на слуху «крЫмлевская». Во-вторых, предложил бы поиграть со словом «знать» (в смысле «видимо, очевидно») и во второй строке. А, в общем, ну какая у нас «знать»? Так, смех один.      *    – Жевать политику обрыдло! –    Уже плюет не только быдло…    Дорогой Автор, а кого Вы имеете в виду под словом «быдло»? С такими словами надо поосторожнее. Вставить это словцо в уста литгероя – одно, а называть кого-либо от своего собственного лица – некрасиво! Мягко выражаясь.      *    Злое выражение лица –    Лучше ли улыбки…     Мертвеца?    Многоточие не нужно. Прекрасно читается и так: Злое выражение лица – Лучше ли улыбки мертвеца?   Действительно, интересный и всегда злободневный вопрос. В точку.      *    Слышен в голосе начальника металл…    Чтоб ты с железной логикой отстал!    Вторая строка слаба. Может быть:   Ты всех железной логикой достал! (?)   Или что-то вроде того. В общем, я бы еще поискал. Прошли где-то рядом, находка забавная, стОит еще чуть поработать.      *     «Чего изволите?» – такой талант,    Как по рукам идущий бриллиант.    «По рукам идущий бриллиант»… Ну, не знаю, у меня ассоциируется с одним из рассказов Конан Дойля. Только там кровищи было!.. Надо сказать, неудачное сравнение. У наших людей бриллианты по рукам не ходют. Да и холуйская психология что, такая редкость? Неубедительные строчки, дорогой Автор, увы!      *    – Твой путь – родись, живи, умри…    – Зачем?    – Живя, и посмотри!    Что называется, ни холодно, ни горячо. Будем жить и смотреть дальше.      *    Дурак с претензией на ум? Диагноз краток:    Избыток нужен, чтоб увидеть недостаток!    А вот тут у нас нечто интересное!  Отличная находка. Но обязательно менять «Дурак с претензией на ум». Фраза не точна. То есть - дурак, считающий себя умным? И какой же недостаток он видит?  Вот дурак, критикующий что-либо – да, в точку! Не буду отнимать у Вас удовольствия самостоятельно найти лучший вариант. Удачи!      *    Истин азбучных стезя    Начинается лишь с Я…    Вспомнилось глазковское: — Молчи, семья, — Сказала стая: — В тебе семь Я, Во мне до ста Я! — До ста, да, Да стадо!   А у нас такая арифметика. «Начинается ЛИШЬ с Я» = «Начинается ТОЛЬКО с Я». И смысл затерялся где-то глубоко-глубоко.      *    Прочитал – подумай, в смысле:    Не подумай, а – помысли!    Вообще-то «думать» и «мыслить» - слова-синонимы, на мой взгляд, совершенно равнозначные. Точно так же, как пара «дума» - «мысль». И какой нюанс пытается донести до читателя Автор, я не понял.   Резюме. Автор Слово любит, Автор Слово чувствует. Все находки были интересны. А поработать над своими ошибками никому не мешает. Жду от Автора новых «жемчужин».   Всегда на своей «слоВАХТЕ» Ваш привередливый Крытик 5 |