 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 54 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит-15. 1/4 финала. Пара 4. |  | | А       Моя древность   Я возвратился в сельскую глухомань. Тает душистый вечер (ленивый очень). Белый налив луны так прозрачен, сочен. Пахнет травой нескошенной. Спит Полкан. Здесь не бежит, не движется, не течёт сонное время – стынет янтарной каплей. Просто живи, дыши. Погляди-ка – цапли ходят вдоль речки важно. А что ещё? Свет отключили восемь часов назад (вновь экономят, но не добиться толку). Всё, что и раньше: простыни на верёвках, ветхий забор, и пьёт у Петровны зять. Господи! – прошлый век. Голубая даль, дикая Русь, раздольная, избяная. Странно, но я безмерно по ней скучаю и возвращаюсь каждый июль сюда: зябко в бесцветных сумерках февраля. В городе душном, спешном покоя мало. «Улица. Ночь. Аптека… и рябь канала» – помнишь у Блока? Грохот добавь да хлябь. Город съедает… Вот уже десять лет. Мир первобытный тот, лубяной и древний, я променял на новый, забыл деревню в поисках счастья. Думал – найду, но – нет. Только в деревне рай для чумной души: можно хмельное солнце ловить руками. …Но сохранится ль прежняя связь меж нами, если не будет долгих разлук, – скажи? -------------   Б   *** Застынет жарким янтарём субботний день, Моё сегодня – словно буса в длинных чётках, И новый светлый дух, приписанный к звезде, Жужжа, взовьётся над Землёю жёлтой пчёлкой.   Так, пятница – как предпоследний день? Ещё Я шёл сквозь ливень, мрак и руны синих молний, И вдруг услышал: каждый божий миг течёт Сквозь нас неистовым сплетением гармоник.   Под напряжением, пружиня и дрожа, Из мёртвого "вчера" в живительное "завтра" Несётся жизнь – хотеть, рождаться и рожать, И редактировать ожившее, как автор.   Четверг? И чашу – на, теперь уже держи! Блеск серебра Иудина, его лобзанье. И мироздания привстали этажи, Во тьму смотря христовыми глазами.   И, знаешь, даже в то, поза-позавчера, Каким бы он кому ни показался утлым, Светило ярко Солнце, и, жужжа, пчела, В борьбе с росой, нектар качала ранним утром. | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 22.06.2019 19:39 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | А С заданием всё в порядке: в июлях приезжает, потому что в февралях ему зябко и беспокойно, а это очевидное
 следствие того, что уже десять лет его «съедает город». Уехал – тоскует – приезжает (если в прямой
 последовательности).
 
 А стихотворение отличное. Вроде, всё просто, а заворожило и не отпускало до последней буквы. После строк
 «Здесь не бежит, не движется, не течёт сонное время – стынет янтарной каплей. Просто живи, дыши» я готова
 ему всё простить, честное слово. И за «избяную Русь» тоже.
 И мне нравится, когда в стихах тонко – вот как здесь – задаются важные вопросы, даже не столько буквальные,
 сколько подразумевающиеся.
 
 «Господи! – прошлый век» - мне думается, здесь вернее Прошлый – с заглавной.
 
 «так прозрачен, сочен» - обычно рецензентов такие фигуры речи напрягают, и поэтому часты вопросы: а как
 именно? Мне же обычно понятно, как: так! Очень – синоним в данном случае. Тоже люблю выражаться этим
 способом, поэтому отметила нюанс. Никому не в укор, если что, а только в слабое оправдание способа.)
 
 
 Б
 Мне здесь увиделся библейский сюжет, те самые три дня, с четверга по субботу, когда по одной из версий
 произошло распятие и вознесение. Не знаю, зачем выделен жирным другой «день», но для меня в этом тексте
 логика задания содержится в таких мерках: «субботний день» - следствие пятницы, которая следствие четверга.
 Имею в виду не буквальную последовательность дней недели, конечно, а события, с ними связанные.
 Текст глубокий, требующий осмысления. Главное, что мне в нем импонирует – как ЛГ пытается ощутить в себе
 единение с духом Христа и со всеми процессами мироздания, происходившими в означенный период.
 Удачен здесь и образ пчелы – традиционного символа божьего посланника, владеющего многими тайнами бытия.
 В каких-то преданиях пчелы символизируют звезды и связь с космосом, а в одном из греческих мифов их
 связывают даже с темой бессмертия, что очень кстати отразилось в данном произведении.
 Финал словно объединяет все предыдущие этапы и мудро резюмирует незыблемость вечного процесса.
 Единственное, что не очень понравилось в нём: «знаешь». Не приветствую этот приём, когда ни с того ни с сего
 является обращение не то к читателю, не то к абстрактному собеседнику, хотя до этого текст был
 самодостаточным и не предполагал никакого визави. Возникает ощущение не то заигрывания с читателем, не то
 затычки в ритмическом рисунке. И если у Рыцаря А приём выглядит более естественно, так как тон задан
 изначально (..погляди-ка, помнишь, добавь, скажи...), то здесь оно более искусственно. Это субъективно,
 конечно, и не влияет на общую оценку, просто к слову.
 
 «Моё сегодня – словно буса в длинных чётках» - бусина, то есть? Или авторский неологизм?) Бусы в таком
 значении имеют только форму множественного числа, насколько я знаю. А строка отличная.
 «...Ещё
 Я шёл сквозь ливень, мрак и руны синих молний,
 И вдруг услышал: каждый божий миг течёт
 Сквозь нас неистовым сплетением гармоник» - всё очень здорово, сильно, руны синих молний хороши,
 неистовое сплетение гармоник экспрессивно-тревожное и соответствует моменту накала. Путь ЛГ, условно
 пройденный вместе с Распятым, мне прочитывается, даже если имелось в виду что-то иное. )
 Весьма интересным показался мыслеобраз:
 «И мироздания привстали этажи,
 Во тьму смотря христовыми глазами»
 Представился этот взгляд, вознёсшийся над миром, в котором сконцентрировались все законы мироздания. Не
 очень понятно лишь – зачем тут в последней строке пропала стопа, поменяв размер.
 Вообще, стоит отметить, что ритмическое решение стихов показалось некомфортным. Возможно, стояла задача
 приблизить звучание к какой-либо античной модификации – но вышел, на мой взгляд, всего лишь громоздкий
 шестистопный ямб с явным нарушением в пятой строфе и неявными в начале шестой. Навеяло даже
 Александрийский стих – если бы не перекрестная рифмовка. Но не беру на себя смелость настаивать на какой-
 либо версии и была бы признательна за авторское пояснение по этому моменту.
 
 А выбор придется сделать. Между лёгкостью и чистотой слога, приятной музыкальностью стихов, моментами
 красивенной метафоричности, глубокими актуальными размышлениями и – не менее глубоким, философским и
 тоже всегда актуальным отражением мироощущения, нестандартной образностью, нетривиальной формой
 подачи и некоторым количеством технических шероховатостей.
 Похоже, склоняюсь к первому:
 
 А – 1
 Б – 0
 
 Судья Евгения Валиева
 |  |  |  | Здравствуйте! 
 Если брать терминологию из хоккея, то в этой паре Рыцарем А одержана
 тяжелейшая  победа по буллитам. И матч сыграли ровно, и
 дополнительное время не выявило победителей, и только одна-
 единственная ошибка, случайность – решила исход встречи. В роли
 ошибки и случайности – субъективное мнение судьи, а вернее – читателя,
 наделенного в этот раз полномочиями конкурсного жюриста.
 
 Рыцарь А – 1
 Задание выполнено.
 Мы видим следствие (периодический приезд в деревню) и причину –
 давление города, которое вынужден терпеть ЛГ. Временные засечки:
 июль, февраль, десять лет. Последовательность истории на поверхности:
 десять лет мытарств в большом городе – как вершина этого – холодный и
 пустой февраль – и приезд на Родину - июль.
 Стихотворное полотно плотное и насыщенное, картинка, кадр практически
 в каждом слове. Собственно, это череда ярких слайдов, которые, по воле
 автора, даруют читателю (каждый – свою) мини-эмоцию, и, наслоившись
 друг на друга, превращаются к последней строке, к последнему слову в
 какой-то пароксизм упоительного счастья с оттенками светлой грусти.
 Не знаю, какие еще подобрать слова, чтобы выразить свое восхищение
 этой работой.
 Это и боль о Родине, и любовь к Родине, и много-много серьезного,
 сказанного очень обыденным, простым, понятным языком. Великое
 мастерство за всей этой кажущейся простотой.
 
 
 Рыцарь Б – 0
 Задание выполнено.
 Мы видим следствие и причину, если я не ошибаюсь, то это те самые «три
 дня и три ночи», которые по христианской мифологии пророчил Иисус. То
 есть время, когда сын человеческий будет во чреве земли до своего
 воскрешения (до дня – воскресенья).
 Последовательность, на мой взгляд, не соблюдена, так как ЛГ
 перескакивает с пятницы в четверг, и опять – в субботу. Прямой
 временной линии не видно. Временные маркеры имеются – пятница, день,
 четверг.
 Много о чем размышляет ЛГ в сложном для восприятия стихотворении, как
 основу можно выделить – бренность, предсказуемость бытия и,
 одновременно, радость и великий, божественный смысл жизни.
 Шестистопный ямб без цезуры и внутренней рифмы кажется громоздким,
 отсюда кое-где теряются рифмы, и стихотворение теряет свой скелет,
 становится похожим на сбивчивую прозу.
 Неожиданный спотык в третьей строфе, укороченная строфа, может быть,
 конечно, авторским способом выделить кульминационный момент.
 Считаю, что после основательной доработки, автор будет обоснованно
 гордиться данным произведением, которое несомненно найдет отклик в
 определенных (не широких) кругах читателей.
 
 Счет – 1:0
 
 Судья Дмитрий Шорскин.
 |  |  |  | Несудейское мнение читателя: 
 Всё-таки, количество хороших стихов перевесило. И здесь мне лично
 непросто сделать для себя выбор.
 
 Работа Рыцаря А сначала покоробила какими-то не очень удачными
 фразами (теми, которые в скобках), но вывод, сделанный в конце, всё
 исправил. И стало вкусно! Эпитеты, которые показались поначалу
 нарочито вычурными, вдруг стали удачно вписывающимися в "избяно-
 лубяной" стиль. Настроение, чувства, всё поднялось, проросло в душе и
 всколыхнуло подсознательную любовь к малой родине.
 
 Работа Рыцаря Б показалась мне несколько запутанней, причём в не
 лучшем смысле этого слова. Есть красивые образы, метафоры, есть
 глубокая мысль, но мне лично не хватило однозначности и явной
 узнаваемости образов. Впрочем, это именно дело вкуса, по уровню
 мастерства, на мой взгляд, обе работы близки. Поэтому повезёт тому
 рыцарю, чья работа придётся по вкусу большинству судей.
 |  |  |  | Здравствуйте, рыцари последней пары - последней по счету, но не по таланту!) 
 Рыцарь А
 
 "Я возвратился в сельскую глухомань" - это опять рубцовские/есенинские мотивы. Да еще и прямая реминисценция к Блоку. Кажется чуть театральным и еще
 более - заимствованным этот пафос. Тот же "рай для чумной души" - это рубцовское "Суну морду в полынью // И напьюсь, как зверь вечерний". Вот не
 самостоятельно ни разу!) Ни один образ в тексте не показался самостоятельным. Разве что сетование на отключение электричества.
 Форма хорошая, версификация близкая к мастерской, настроение читается и чувствуется. Но ощущение вторичности не покидает с начала и до конца.
 К тому - небрежные рифмы: сюда-февраля, деревню-древний (избито очень).
 
 Рыцарь Б
 
 Я не в восторге от нарочитого усложнения во всех аспектах этих стихов: смысловом, ритмическом, синтаксическом. Допустим, Рыцарю хочется некой
 загадочности и символизма - прекрасно, но усугублять его еще и ритмом, который меняется от строки к строке и который невозможно зафиксировать, - это
 плаванье в шторм. К примеру, строка "Блеск серебра Иудина, его лобзанье" абсолютно аритмична (по сравнению хотя бы со строкой "Моё сегодня – словно
 буса в длинных чётках"), чтобы ее прочитать, необходимо, наверное, вернуться к тоническому стихосложению - а смысл? Позже автор, видимо, сам ошибается с
 пересчетом слогов в строке "Во тьму смотря христовыми глазами".
 Очевидно, что в стихотворении идет речь о воскресении Христовом. В тексте много метафор и отсылок, делающих его культурологическим и многослойным.
 Прекрасно подобран образ пчелы, который связывает зачин с финалом. Но само построение фраз (к примеру, то же вырванное в отдельное предложение
 "Блеск серебра Иудина, его лобзанье") кажется до невозможности хаотичным.
 
 * * *
 
 Признаться, поначалу я хотел безоговорочно отдать победу Рыцарю А - слишком притягательной показалась плавная и гармоничная форма стихотворения.
 Сравнивая глубже, я понимаю, что Рыцарь Б на голову превосходит содержательно. Поэтому
 
 А - 0
 Б - 1
 
 Судья Блинов А. В.
 |  | |  |  | Рыцарь 4-А судье  Блинову А.В. 
 Добрый день!
 Спасибо вам за разбор.
 Хочу только отметить неточность.У меня нет рифмы: сюда-
 февраля.  У меня даль- сюда, а февраля-хлябь. Рифмовка
 кольцевая.
 |  |  |  | Уважаемый рыцарь, прошу прощения за эту мою оплошность и косоглазие.
 | 
 | 
 |  |  |  | Рыцарь А Моя древность
 
 В поэтической технике, наверное, единственная шероховатость:
 «Белый налив луны так прозрачен» - либо как прозрачен? Либо слово
 «так» - слово-затычка.
 В остальном слог ровный, песенно-укачивающий, добротные рифмы,
 необычная рифма: «февраля – хлябь». Очень приятное для чтения работа.
 Хоть и временные маркеры – в наличие, но увидела только два временных
 периода: деревенский июль и городской февраль. Причинно-следственная
 связь есть. Задание по путешествию во времени выполнено лишь
 частично.
 
 Рыцарь Б
 ***
 
 Временной цикл стихотворения выстроен из трёх периодов: настоящее
 (суббота) – пятница – четверг. В коде стихотворения очень удачное
 закольцевание с началом стихотворения.
 Поэтическая техника - вполне приличная, ритмика – логаэдическая. Есть
 ритмический сбой в строке «Во тьму смотря христовыми глазами». В
 остальной части сбоев нет. Но некую рванность ритму придают свободные
 клаузулы и пиррихии, что (считаю) стихотворение совсем не портят. А
 даже, наоборот, помогают интонационностью выделять ключевые
 смысловые моменты.
 Есть много замечательных метафор и образов. Смысл стихотворения нужно
 ловить в глубине («сквозь ливень, мрак и руны синих молний» и в
 «неистовым сплетением гармоник»)
 В стихотворение есть свой шарм, понравился синтез гармонии мира и
 внутренних сентенций размышлений автора.
 
 А – 0
 Б – 1
 
 Ещё одна достойная пара этого тура!
 
 Судья – Олеся Атланова
 |  |  |  | И тут оба стихотворения понравились каждое по своему. Недочеты есть, куда без них. Но в этой паре, как и в предыдущей, стихи показались
 сильнее, чем в первых двух. Сложный выбор. Но все-таки
 
 Счёт 0:1
 
 Судья Светлана Илларионова
 |  |  |  | Сталкер ~ Безликий – 2:3 | 
 
 |  |