| В советские времена работать на одном месте   считалось доблестью, а   совершенствоваться в избранной профессии можно было по-разному. Кроме того, одна из форм -   курсы повышения квалификации, особенно с отрывом от производства,  давала работнику   возможность  не только получить новые знания и  пообщаться с коллегами по цеху, но и  гарантировала положительное решение  аттестационной комиссии. Решение о направлении на такие курсы  принимало руководство. Кандидатура секретаря никогда при этом не рассматривалась, и в такие моменты  во мне рождалось чувство тревоги – вдруг у кого-то возникнут сомнения по поводу моего соответствия должности. И однажды я решила повысить ее самостоятельно, так сказать, несанкционированно.  Также  как некоторые любят начинать «новую жизнь» с понедельника, так и у меня, ближе к  1 сентября срабатывал рефлекс, выработанный за школьные годы – пора начинать  учиться (я даже трудовую деятельность в 17 лет начала  1 сентября,  вот такая была у меня точка отсчета).  Это могло быть все что угодно - изучение эсперанто или французского языка, уроки  игры на гитаре или  курсы  парикмахерского дела, все равно, лишь бы познавать что-то новое. И вот, имея за плечами не один год практики машинописи, я все-таки решила ликвидировать профессиональную безграмотность и  освоить десятипальцевый, слепой,   метод печати. Пять месяцев (!),  по вечерам,  после трудового дня  я добросовестно стучала по клавишам пишущей машинки  в Городском учебном комбинате, что  рядом с высоткой на Котельнической  набережной. И  в конце января,  подкрепив свои знания официальной бумагой,  предстала перед директором: вот, мол, Иван Сергеевич, не просто так хлеб жую. Он с сомнением  покрутил листок, придирчиво разглядывая печать.   - Оценка по машинописи - « отлично»,  – процитировал  с уважением.-   Скорость письма … –  Он беспомощно поднял на меня глаза,  -  …205 ударов в минуту!  Натальюшка, где ж я тебе столько работы теперь найду?! После этого  я уже не проявляла подобной инициативы, не  заморачивалась  больше по поводу своего профессионализма,  если только это не было связано   с новыми технологиями, и перестала задумываться о карьерном росте. За годы моей работы сменилось несколько директоров, и работа с каждым из них была для меня хорошей школой. Получалось, что я совершенствовала свое мастерство на рабочем месте. А те нештатные ситуации, из которых соткана работа гостиничного работника, все равно  не смогут предусмотреть ни  одни институты.  Сервис ведь может быть очень разным, важно, чтобы гость остался доволен. Однажды в адрес  администрации гостиницы пришло письмо из Англии:  «… Я останавливался в вашем отеле с 18 по 20 марта 1988 года и запомнил прекрасную картину, которая висела на нашем этаже. Я проживал в номере 933 и очень надеюсь, что эта картина до сих пор находится в вашем отеле. На картине изображены дети, играющие в снегу. Маленький мальчик одет в униформу Красной Армии, и на всех детских лицах пылает румянец от игры и  холода. Они катаются на санках с горки.  Мне следовало бы обратиться к администратору во время моего проживания в гостинице, однако, я не забыл эту картину и был бы очень заинтересован в ее приобретении у вас. Я в полной мере понимаю, что это довольно странная просьба, тем не менее, как я уже упоминал, эта картина не выходит у меня из головы…».  Ну как же! Вот это мне как раз было понятно.  Я тоже, после недавней поездки в Гамбург,    хорошо помнила все детали уютного номера  частной гостиницы, где мы проживали.  Огромное,  свисающее на  цепях, состаренное зеркало  в прихожей,  кованый сундук под ним – и современный телевизор с бесчисленным  количеством программ.  Настольные лампы  с полотняными абажурами  на прикроватных тумбочках стояли   на вязаных,  ручной работы, салфетках. А их декоративные стойки  были выполнены в виде белых, керамических статуэток.  Под одним  абажуром мальчик на пеньке   вытаскивает  из ноги  занозу, под другим сидела  девочка с лукошком.  А на стене  картина:  затянутое тиной заброшенное болото с безжизненно торчащими   из воды черными  стволами деревьев,  и прогнившие мостки на переднем плане. И вроде бы сюжет такой безрадостный,  но поскольку поездка та сложилась удачно, то и все, что было  связано с ней, отпечаталось  в памяти  яркими красками. Из чего я сделала вывод, что и господин из Англии, видимо, тоже остался доволен  пребыванием в гостинице. «… если же продать мне картину невозможно, я был бы очень благодарен получить ее фотографию (конечно же, за мой счет). С уважением …».  	За окном стоял февраль 1991,  мы только что пережили «шоковую» денежную реформу, и тут это послание  - из другого мира. Мое  воображение живо проиллюстрировало мелко исписанную страничку: этакий  трогательный старичок-коллекционер из графства Кент живет себе среди полей, в сельской местности, вдалеке от городской суеты,  не ведая о наших проблемах, и вот решил  пополнить свою коллекцию картин еще одной.  Понятно, что никто ему эту картину не продаст,  а  письмо в лучшем случае  будет переадресовано кому-то из исполнителей для формального ответа.  И на этом все  закончится. А очень не хотелось   пускать благородное дело на самотек. И прежде, чем передать письмо на резолюцию, я решила провести разведку боем.  Звоню заведующей секцией:  - Людмила, у тебя на этаже была такая картина? - и вкратце  пересказываю сюжет. - Почему «была» - она и сейчас в кладовке стоит. Я  стремглав к ней, в двух словах излагаю суть письма. Вытащили мы на свет картину, смахнули с нее паутину, протерли.  Сверили сюжет. Видимо, подпоясанный солдатским ремнем тулуп на мальчике и красная звездочка на шапке-ушанке ассоциировались  у англичанина с «униформой Красной Армии».  На  заднике картины  надпись: «Зимние каникулы», Седов В.И., 1953. Понятно, почему она оказалась в кладовке - жанр подкачал. Да и художник не на слуху.    У меня в фотоаппарате оставалось несколько свободных кадров,  и на следующий день, водрузив полотно на стулья, подсветив его настольными лампами, я дощелкала пленку и отнесла ее в печать.   Ответ у меня получился исчерпывающим и очень даже дипломатичным. Дескать, ваша просьба купить картину не показалась нам странной – многие иностранные гости выказывают желание приобрести картины, которые украшают холлы и номера нашей гостиницы, но они  составляют  ее художественное достояние, поэтому мы не продаем их. В настоящее время картина, так понравившаяся вам,  находится на реставрации (!), поэтому посылаю только ее фотографию.  Правда,  получилась не бог весть  какая, но, как говорится,  чем смогла – помогла.  После этого вопрос  я посчитала закрытым,  а  картину « с историей» повесила у себя перед глазами в приемной директора. Однако вскоре пришел ответ -  со словами благодарности и очередной просьбой:   «…сможете ли Вы, после того, как картина будет отреставрирована, пригласить профессионального фотографа, сделать снимки и позволить мне использовать эти негативы, чтобы распечатать изображение в истинном размере? Подскажите, пожалуйста, сколько это может стоить, и я переведу Вам деньги».  Ну причем тут деньги! Живем, как в том анекдоте: «И чего у нас только нет! Чего надо – того и нет». А не было в тот момент необходимой для такой съемки фотопленки AGFA. Да и  профессионального  фотографа тоже. На эти сложности я и сослалась, извиняясь за заминку. Ближе к весне,   для обновления рекламного материала  гостиницы к началу туристического сезона был приглашен  фотограф.  Ему оставалось сделать несколько фотографий окрест с высокой точки здания, а меня приставили к нему в качестве сопровождающего лица. И в праздных разговорах на ветру  30 этажа, дожидаясь, когда солнце подсветит Белый дом,  мы дошли и до истории  с картиной. - Завтра штатив прихвачу, сделаем  тебе негатив, - пообещал он.  И не обманул. А в декабре  1992, спустя почти два года с начала этой истории, я получила из Англии две фотографии: на одной был мой ровесник  с супругой (вот тебе и старичок-коллекционер!), на другой – их дочь,  все на фоне наших «Зимних каникул».    «…негатив с изображением картины проявили и нанесли на холст, так что теперь это выглядит как картина (конечно же,  не так хорошо, как настоящая). Еще раз большое спасибо за то, что воплотили мою мечту в жизнь, и теперь картина висит в моем доме…» Вот такой  иногда был  сложный путь  - во времени, расстоянии  и в отсутствии современных технологий – к  чьей-то мечте.  И как просто это можно сделать сегодня, в век компьютеров и цифровиков. Сегодня и у нас из любой фотографии можно сделать картину маслом, только об этом никто не будет знать и  это уже ни для кого не станет «историей». |