| Сергей ДЕНИСЕНКО   "МИР ОБЕРНУЛСЯ НА СВОЁ НАЧАЛО..."   Из “Блокнота синхронного переводчика кинофильмов”   Истёртых фраз словесную труху   с уставших губ сметаю, не жалея.   Как странно — быть всё время наверху   и исполнять при этом роль лакея.     И самоутешение одно:   что голос мой — актёрам подневолен...   Я — наверху. Опять идёт кино.   Народ сидит внизу. Народ доволен.     КОНЕЦ СВЕТА (Сон про кино)   Планеты бывшей выжженное лоно —   как будто бесконечная постель, —   заваленное тьмою миллионов   тягуче разлагающихся тел.     И точкой белой посреди распада,   как в сумрачный паноптикум окно,   как белый призрак, вышедший из ада, —   топорщится экрана полотно.     Движеньями размеренными страшный,   как маршал, принимающий парад, —   киномеханик, разум потерявший,   фильм заряжает в киноаппарат.     А рядом с ним — вторым живым реликтом, —   полуулыбкой исковеркав рот,   садится тихий сумасшедший диктор,   который фильм озвучивает тот.     И вот, лучом проектора пронзая   пропитанный зловонным духом мрак,   идёт сеанс в пустыне-кинозале,   где обеспечен трупами аншлаг.     И сердце — как на части раскололось,   и в душу — словно холода струя... —   вдруг узнаю я собственный свой голос,   и понимаю: диктор — это я.     Я всматриваюсь в трупный сумрак зала.   Да, это — я. Но, Боже, для чего?..   ...И это понимание совпало   с мгновеньем пробужденья моего.     ...Борюсь с самим собой многонедельно.   Мне важно, чтобы повторился он,   да, повторился — этот запредельный   и апокалипсический мой сон.     Молюсь об этом, затаив дыханье,   глаза в преддверьи ужаса закрыв.   Хочу узнать — кто был киномеханик,   который (как и я) остался жив.     ТИШИНА (Стилизация)   Мгновенья жизни, безголосо спетой,   судьба моя, что свыше мне дана, —    вдруг отразились в киноленте этой,   когда в ней воцарилась Тишина.     Мир обернулся на своё Начало   и ощутил, что он — в тяжёлом сне;   и только тихо Музыка звучала   хрустальным унисоном Тишине.     Звучала — вне базаров, рынков, торгов,   и я был этой Музыкой храним...   О, не случайно, нет, кинематограф   Великим стал, когда он был Немым.     Ниспосланное Небом вдохновенье   ложится тишиной на белый лист.   И правит бал великого мгновенья   один — Его Величество Артист.     О, только ни о чём не говорите!..   Люблю тебя, Великий и Немой!   Миг Тишины... И я уже — не зритель,   и я сливаюсь с этой Тишиной...     И я сейчас о суетном забуду,   и сердце — словно опалит костёр.   Миг Тишины!.. Я сопричастен Чуду,   и я велик не меньше, чем Актёр.     Века ль прошли, года, минуты, сутки, —    но мне открылась Мирозданья суть.   Как будто одинокий грустный путник   зажёг свечу и озарил мой путь.       ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ   В ноябре, когда стужа-кручина   победила уставшую осень, —    понял Он: у Судьбы есть пучина.   И в пучину свой невод забросил.     В этот миг грянул гром изумлённо,   и зима вдруг умылась слезами,   и сказал Человек просветлённо,   невод свой провожая глазами:     “О, Судьбина! Во мне — столько силы,   столько мыслей, роящихся тучей!..   Всё, что было, — началом то было.   Ниспошли же счастливый мне случай!     Мне плевать на жару и на холод, —    дай мне случай! Прошу-то ведь мало!..   О, Судьба! Ты же видишь — я молод!   Я могу! Я начну всё сначала!     Видишь — вот богатырская сила!   Видишь — мысли всё ярче и ярче!..”   ...Подплыла к нему рыбка, спросила:   “Чего тебе надобно, старче?”     НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ   (Памяти народной артистки России    Татьяны Ожиговой)     Об этом промолчит программа “Время”...   Лишь пустота. И больше — ничего.   Как страшно жизнь подсказывает темы!..   Актёр всегда — наедине со всеми,   и в этом смысл профессии его.     Наедине. Со всеми. Этим мерьте   любой нюанс святого ремесла.   Наедине. Со всеми. Даже в смерти.   ...Я слышу скрип Харонова весла     (иль просто раздвигаются кулисы?),   я вижу шесть гвоздик в твоей руке,   я слышу стон трагической актрисы:   “Как холодно... Как будто в леднике...”     Словам знакомым гулко и просторно,   их эхо — в запредельные края...   Идёт “Орфей...”. Ты снова — Лейди Торренс,   ты шепчешь Вэлу: “Помню, как-то я     спросила у неё: “Тереза, как себя чувствуют люди,    когда умирают?”. Только ребёнок может задать такой    вопрос. И как ответила она мне — тоже помню. “Очень    одиноко они себя чувствуют”, — вот что она сказала    мне в ответ”.     ...В июне --- тополиные метели,   предвестники побегов молодых...   Как бесприютно выглядят качели,   когда сквозняк раскачивает их!..     ГОРОДСКОЙ ИРОНИЧЕСКИЙ РОМАНС   (Песня для женского голоса)   Отголоски молвы —   Словно ветры недобрые дунули...   Я пишу к Вам “на Вы”,   Чтобы лишнего Вы не подумали.     Что сегодня со мной?   Вдруг о Вас ненароком я вспомнила.   И пишу Вам письмо,   Благодарностью к Вам преисполнена.     Наш внезапный роман   Вы к концу подводили старательно.   Ах, мой друг, за обман   Я Вам очень и очень признательна!..     Разорвав этот круг,   Яркий свет я увидела истины.   Ах, спасибо, мой друг,   Что со мною Вы были неискренни.     Мне смешно, но мой смех,   К сожаленью, поймёте не скоро Вы.   И ещё — жаль мне тех,   Кому нынче Вы кружите головы.     За окном — ветра шум.   Там и Вы наслаждаетесь волею.   Я письмо к Вам пишу,   И чего же добавить тут более?!     Ставлю точку, увы.   И желаю всего Вам прекрасного!..   Я писала “на Вы”,   Чтобы Ты    не подумал напрасного. |