| ОСВОБОЖДЕНИЕ                                           или                                  РОМАН ВО СНЕ.               Обычно  мальчики бывают  трех  цветов: «красные»,   « оранжевые» и,  реже встречающиеся  « охристые».  Существуют  еще  «лазурные»   и «сиреневые», которых  только  начинают появляться в нашем веке.  Этот мальчик был обычного песочного цвета (то есть, ближе к «оранжевому»,  но не такой шумный) Таким он показался всему классу, когда впервые переступил порог кабинета. Впечатление усиливалось благодаря смешным  светлым  «барашкам» на его голове. Мягкие локоны    смешно завивались,   наделяя  лицо   какой-то,  почти девичьей  чистотой  и невинностью.              -  Новенький, новенький!   - понеслось по классу. - Барашка, как тебя зовут? - серьезно спросила самая маленькая девочка в   классе.   -  Нет, он не барашка, а  баран! - загигикал,  довольный  своей выдумкой  Толя  Марченко.             - А и в самом деле, как тебя зовут, мальчик? - спросила  учительница. – Мне не говорил, что у нас будет новенький?            - Но это же «В» класс?  Мне сказали  идти  сюда…  Мальчик внимательно посмотрел на учительницу и,  хотя  губы его  улыбались,  глаза остались  печальными. Вперед выступила  высокая девчушка с огромным белым бантом на голове.             - Я знаю, как  тебя зовут. Ты Олег Орлов, правда? А я Неля. Неля Чернышова. Нас вместе в школу принимали, помнишь?  Только,  что же ты так долго не приходил?  Мы уже две недели занимаемся?              Девчушка подошла поближе и,  словно приподнялся занавес,   в котором  она увидала себя в двух веселых искорках васильковых глаз.          ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ, ПОСЛЕ ВЫПУСКНОГО           Сегодня я узнала, что Ты уехал. Так неожиданно сорвался с места, ни с кем не успев толком попрощаться.  Наша  классная,   Нина Евстахиевна,  сказала, что Твои родители получили какую-то работу за границей на пять лет. Оставлять  Тебя тут  одного  не захотели и  потому сорвали   так резко,  прямо посреди учебного года.  Ты даже не предупредил меня, что  некрасиво, особенно после всего, что связывало нас в последнее время. Да, я понимаю, дружить с девчонкой не то, что с ребятами. Ты  иногда  стеснялся  говорить  о  наших общих интересах, если   к нашей парте кто-то   неожиданно подходил. Но это так понятно  и  даже где-то  нормально для  дружбы между мальчиком и девочкой.          Меня  удивляло,  насколько Ты  иногда  зависел от общего мнения. За те пять лет, которые мы  просидели за одной партой,   Ты лишь один раз обратился ко мне по имени и то шепотом, на уроке  русского языка. Тебе, наверное, странным покажется, но я потом  так ждала этих уроков. Словно  «великий и могучий»  мог еще раз  сотворить это  чудо -  услышать свое некрасивое и обычное имя  от Тебя,  как открытие.   Помню, как Ты учил меня играть на пианино. И я,  окончившая  к тому времени, пять лет  музыкальной школы,  внимательно смотрела, как Ты  наяриваешь   « собачий вальс»,  неумело подбираешь «Лаванду»  и что-то из  популярного кинофильма. Это было так здорово! Потом мы играли вместе. Ты все время попадал невпопад, я смеялась. Мы так заигрались, что даже не заметили,  как вошли другие ребята во главе с нашей старостой Олей Охрименко. Оля  считалась  самой умной и талантливой девочкой в классе. Она была невысокого роста,  с нескладной фигурой, но всегда держалась  так уверенно,   что  заслуживала  если не любви,  то  уж   уважения  наверняка.  Ее мнение всегда было рационально, остро  и если уж случалось попасть к ней на язычок -  берегись.  Ярлык прилеплялся сразу и навсегда. Завидев нас за пианино, полностью поглощенных музыкой, Оля тут же воскликнула: « Смотрите-ка,   Орлов и Чернышова играют на пианино « Лаванду»! Давайте их поженим!»         Что было потом - я не помню. Со стыда я, конечно,  не умерла, но долго ловила на себе ехидные взгляды одноклассников. А вот  Ты…А  что Ты? Ты вскоре уехал. Как пересел за другую парту. И я до сих пор не знаю и не понимаю,  так  были - ли те секреты, которыми Ты делился на переменках, единственным, что связывало нас?  Может,  Ты просто не умел молчать? И  потому старался заполнять паузы интересными рассказами о том, как Ты снимался в кино, ездил с братом на рыбалку или решал кроссворды? И я все еще не могу понять -  почему - же Ты ушел? А потом Ты стал мне сниться….      ПЕРВЫЙ СОН           Я в школе. Отдаю свои ключи нашему физруку, а потом, подойдя к ларьку, вижу Лиду Потапову и других девочек. Все они со своими  ключами.  Я  возвращаюсь  в физкультурный зал и прошу вернуть мои ключи. Физрук  достает мамины ключи с мишкой,  братовы, а  мои   никак не может найти.  Я начинаю волноваться и вдруг вижу Тебя. Ты появляешься  в дверях, держа мои ключи в руках. «Это они?»,- спрашиваешь Ты.  Я молча киваю головой. Ты отдаешь мне ключи, и  мы вместе выходим во двор. Ты что-то говоришь о поезде, что нам надо успеть на него.  Но тут звенит звонок, и мы идем в класс на  урок русского языка. Я хочу сесть с Тобой, но вижу, что Тебя уже нет рядом и,  сажусь с Юлей Савкиной. Вдруг заходишь Ты, и   Анна  Андреевна   так радостно говорит: « О, И Олег пришел. Значит можно начинать!» и никто не удивлен, что Ты пришел. Никто   ни о чем  Тебя не спрашивает. Вдруг Анна  Андреевна   обращается ко мне: « Ты такая красивая.  Какая у тебя цель?  Ведь она у тебя есть? Ну, не стесняйся, подумай. » Я  возвращаюсь   на место,   и  тут ко мне начинает приставать Стекляшкин с задней парты. Что он хочет - непонятно, но когда он    говорит – « вот я сейчас тебя ударю. » Я, разозлившись в ответ,  парирую - попробуй, ударь. А  Ты  молча подходишь  и  становишься между нами, глядя в упор на задиру.  Тот вмиг  отступает.  Ты садишься за мою парту, и я шепотом спрашиваю: «  А почему же ты не в Америке?»  Ты удивленно  отвечаешь: « А как же ты? Я  должен быть с тобой. И буду учиться теперь в   этом Городе».     Когда после перемены мы возвращаемся  в класс, я застаю такую картину:  Стекляшкин,  со своей бандой,  дорисовывает мне двойку в тетрадь. Это  видит   преподаватель,  делая  им замечание. Начинается урок, кажется истории. Вопросы, даты. Подхожу к   своей парте. На первой  сидят  наши «Сократы» -  Ласкин и Тимченко. А  на моем месте,   рядом с Тобой,   Дима  Кравченко листает  какие-то журналы. Завидев меня, уступает мне место.  На нас  все смотрят,  мы   довольны. Так легко и надежно. Открываем свои тетради, а там  по  большой « пятерке» каждому.     ЧЕРЕЗ ПОЛ - ГОДА       Ты продолжаешь мне сниться. И, мне так приятно, что мои мечты не пустой звук. Есть  некий трансформатор для их воплощения и это - Ты.      ВТОРОЙ СОН           Мы гуляем с Тобой по весенней Одессе. Дерибасовская, каштаны в цвету.  Мы должны найти какой-то дом. С особенной верандой. Но все не то. Наконец, повернув за угол, выходим прямо к этому дому, скрытому в маленьких одесских двориках. На столе недопитый чай, конфеты, рыба в газете. Начинается дождь.  Ты усаживаешь меня в кресло-качалку, сам устраиваешься рядом. И тут в окно стучат. Кто-то  кричит,  что в каком-то квартале  по соседству,  появилась  мадам Вонг. Мы молчим, не выдавая себя. Назойливый посетитель еще какое-то время стучит, но потом уходит. Ты целуешь меня в шею, теребя в руке низку жемчуга.  Дергаешь пуговицы на  блузке.  Меня страшит Мадам Вонг, и я  прошу крепко обнять меня.  Так мы и сидим,  молча  обнявшись. Терпко пахнет  мокрым  деревом и мятой. За окном  вовсю шумит   дождь. Я прикорнула у  Тебя  на плече и засыпаю.      ЧЕРЕЗ ГОД И ДВА МЕСЯЦА.         Стала замечать, что Ты стал приходить ко мне во сне перед какими-то очень важными для меня событиями. Словно подготавливая меня к ним. Это очень приятно - Ты стал так заботлив и мил. Сегодня Ты приснился мне, а назавтра  нас   пригласили  с Лидой  выступить с небольшой концертной программой перед  инвалидами. Были и телевидение и пресса, у нас взяли интервью. Хвалили и  мои  романсы,  и Лидины народные частушки. А один меценат  предложил поработать вместе, поддержать его программу « Вместе мы преодолеем болезнь!».  Ночи, как же я ждала ночи!  Но Ты не появился и через два дня. Звонка от мецената  тоже не было и мне стало грустно, когда…      ТРЕТИЙ СОН           Погоня началась неожиданно. Чего хотели от меня эти люди в черных  масках  я не знаю. Поначалу я бежала, а потом вдруг полетела над домами, обминая гаражи и водонапорные башни. Мне было и страшно и весело. Какая-то сморщенная собачонка   бежала за мной по бульвару, но вскоре отстала. Город был темный и весь в пыли. Желтые и красные здания стояли одно на другом, как кубики. Вдруг я увидала, как   какой-то маршал  в белом  мундире с орденами  истошно  махал  мне снизу, предлагая опуститься.   Там   высился  стол  с угощением. Вазы,   полные  пирожных и яблок. Но  все  они были слишком  мелкими.  Беру пару штук про запас. И тут меня кто-то хватает за руки. Это Яриков из  параллельного класса.  Ведет меня за руку,  и мы оказываемся в  подсобке кабинета биологии. Она очень длинная и там стоят красные Жигули. Я сажусь  на скамейку, Яриков  где-то    сзади. И вдруг опрокидывает меня назад, пытаясь чем-то напоить. Я поначалу сопротивляюсь, а затем пью.  Горько, но послевкусие приятное. Я встаю и, следуя примеру других,  заворачиваюсь в какое-то сари, сбросив с себя одежду. Надо выйти в класс,  раздать всем тюбики с пастой. Я стесняюсь и  остаюсь в подсобке. Начинает темнеть,   и я прячусь в  корзину с бельем. Возвращается Яриков, но, решив, что я сплю, уходит опять. И  тут я вижу Тебя. Глаза мои полузакрыты, простыня немного съехала с груди. Я кокетливо закидываю руку за голову и зову Тебя. Ты подходишь, молча смотришь, не решаясь подойти ближе. Потом шепчешь, что еще никогда не видел женской груди. Мы оба молчим. Неожиданно ты подхватываешь меня на руки и уносишь  вдаль, в темноту. Я делаю вид, что крепко сплю  и не реагирую на  Твои прикосновения.  Уложив меня на кровать, Ты отходишь,  не замечая,  как я наблюдаю  за Тобой из-под полуопущенных век.      ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА.         У меня важные новости, а Тебя нет. Почему?  Я все время  жду  Твоего появления, но видимо напрасно. Может быть, Ты обиделся на что-то? Или не считаешь это событие важным? Но я не сержусь - нет. Я понимаю,  каково Тебе. Но поверь, я вовсе не изменяю нашей памяти. Я все еще надеюсь и верю в нашу встречу. А ОН просто  оказался рядом и знаешь, чем-то напомнил мне Тебя. Голос, манера говорить, держа руки на поясе -  что-то есть. Только волосы у него не Твои - непослушные кучеряшки и глаза и… Да,  у него  море  недостатков  и еще больше достоинств. Хотя,  главного он все же лишен - он не Ты! Не смей меня ревновать, слышишь, не расстраивай в такой важный для меня день. Хорошо?      ЧЕТВЕРТЫЙ СОН         Сегодня я так устала, что даже  во сне хотела спать.  Муж пытался    меня расшевелить,  сделав массаж спины, но я  все равно  уснула. Меня разбудил Ты. Поцеловав в шею так, как это делаешь  Ты один. Затем,   на пол  упала    ночная рубашка    и остатки   Твоей одежды. Мы оказались на  подушках и мягких коврах. Где-то   недалеко  журчала вода. Приятная прохлада освежала наши разгоряченные  тела…       Чуть позже, я обнаружила, что мы лежим под прозрачным колпаком и сверху все видно. Я  вмиг  собралась и убежала. Как  Ты не пытался остановить меня.     ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ        Дочь увидела Тебя во сне. Зачем Ты сделал это? Зачем решил ей показаться? Она и так не поняла - почему какой-то дядя (для нее все старше 10 –дяди, а что уже говорить о Твоих 14-ти?) катал ее на американских горках, которые потом превратились в слонов? А еще через день  моя девочка заболела гриппом. Температура под сорок,   я  все время  возле нее. Следующая   очередь мужа и свекрови. На работе - годовой и квартальный отчет. Еще и  соседи умудрились нас залить. Хожу,   шатаясь. Как оказалась  в больнице - не помню. Мне  сказали,  я упала  на улице. Нервное истощение и обострение панкреатита. Кололи успокоительные, от которых хотелось спать. Но сновидений не было. Я просто проваливалась в бездну и приходила в себя  уже  под утро.  Но вот, наконец, настал день, когда,   закрыв глаза, я увидала Тебя за маминой спиной. Такого же кудрявого смеющегося мальчика  с большущей  раковиной в руках и футляром для кларнета.     ПЯТЫЙ СОН       Какой-то концертный  зал. Все места заняты. Ты сидишь на первом ряду, рядом мужичонка  в ватнике  и такой хитрый-хитрый глаз у него. Поздоровались. Я остановилась и стою, как вкопанная, а этот смотрит и ухмыляется.  Ты протягиваешь мне раковину. Она огромная, розовая,  с нежно-фиолетовыми прожилками  на  волнистых гранях.  Мужичонка  вдруг встает и с кривой улыбочкой отходит куда-то вглубь. Я сажусь,  продолжая вертеть в руках  это чудо. Как же она называется по - научному?  Не помню. Спектакля  все нет. Ты нервно теребишь в руках футляр от кларнета.  И вдруг   медленно  так начинаешь падать,  склоняясь над моим плечом. Я поворачиваю голову - Твои глаза закрыты. Уж  не шутишь ли Ты? То ли в обмороке, то ли спишь?  Но боюсь пошевелиться,  встать. Не хочется привлекать лишнего внимания, но   очень неудобная поза. Так и сидим: Ты  всей тяжестью  своей курчавой головы на плече, я,  по возможности стараясь  сидеть  ровно, с беззаботным видом осматриваю   зал.  И так хорошо, лишь бы не кончилась эта  молчаливая встреча.     ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ       Был сбор в школе. Ты, конечно не пришел. Девочки сказали, что Ты укатил то - ли в Израиль, то - ли в Египет. Странно, что нет вестей. Хотя бы кому-то можно было сообщить? Зачем же так,  насовсем,  рвать с детством? С прошлым? С родным городом? Со старой любовью? Хотя,  я теперь начинаю понимать, что любви-то и не было. Симпатия, интерес (в пределах одной парты – да), но я Тебе была не нужна, потому что Ты сам тогда  себя  еще не нашел.     ШЕСТОЙ СОН           Приснилось мне, будто бы мы с Лидой все-таки поехали за границу, на гастроли. Зал был полон. Цветы, овации, записки от поклонников.  Кончается концерт- публика в восторге. Вызывают на бис бесчисленное  количество раз. Мы уходим к себе за кулисы, переодеваться.  Смеемся и танцуем  с Лидой как сумасшедшие. И вдруг она мельком замечает нашего  мецената   в дверях. Он долго жмет нам руки и  говорит, что нас хочет видеть один человек,  тоже  с Украины.  Переглядываемся  и продолжаем хохотать. Чей  будет поклонник?        А это Ты!  В красивом черном костюме,  такой  красивый,  ну просто картинка. Лида из вежливости уходит,  забирая   с собой и нашего  продюсера. Я снимаю черную шаль с плеч, оставшись в бархатном платье.  Ты молчишь,  и мне становится неловко.                   - Я был  поражен, увидав тебя здесь», -  шепчешь   Ты, еле слышно. «Вы очень красиво пели!», - добавляешь после небольшой паузы.                 -  Спасибо. Я рада, что тебе понравилось. Как у тебя дела? Я сажусь в кресло с высокой спинкой.  Ты делаешь несколько шагов вперед и замираешь   напротив меня.                 - Справляюсь.                  - Дел много?                 - Кручусь.  Здесь все так живут.  Я опускаю глаза.                 - Ты  пропустил наше десятилетие.                  - Я не смог вырваться. (  Что же еще Ты можешь сказать?)                                       - Мы пробудем здесь еще день. Завтра  улетаем в …                 - Я знаю… За дверью слышатся веселые голоса. Я  срываюсь с места  и бегу к Тебе. Обнимаю,  и целую в лоб. Какой-то глупый жест, но ничего другого сделать не успеваю. Заходит  Лида с  Михаилом  Барышниковым   и Майклом Дугласом.  Последний, видя нас в обнимку,  спрашивает у Тебя.                  - Ты что в нее влюблен? Ты (не убирая моих рук с твоей шеи),                 - Я? В Нелю?  Барышников тащит меня на улицу.  В кустах перепела,  мы шагаем по длинному бульвару, считая, как в детстве, цветные  квадраты на асфальте…Я проснулась вся в слезах,  побрела  на кухню, напилась  валерианы  и прикорнула возле спящей Анюты.  .   ЧЕРЕЗ ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ          Ты почти ушел из моих снов. И мне, почему-то это нравится. Я перестала засыпать, кладя рядом ручку с тетрадкой. Записывать утром наши разговоры. Их попросту нет -  и бумага отдыхает.     ЧЕРЕЗ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ           Только что вернулась с родительского собрания. У моей дочери появился друг. Он учился в соседней школе, но живет  с нами  в одном дворе и,  упросил родителей перевести его в нашу школу. Теперь,  они сидят за одной партой с  моей  Анютой. Совсем как мы когда-то. Он даже чем-то…Нет, нет. Так мне   лишь показалось  сначала, когда я впервые увидала их  вместе. Подойдя ближе, я  поняла - ничего подобного. И  цвет волос, и походка, и выражение глаз. Да зачем я все это делаю?   Все еще  веря,  что сон может  стать явью? И тот озорной мальчишка возле фортепиано станет  осязаемым?  Не приходи сегодня – я не хочу. Сердце болит.  Корвалол  и снотворное - вот и все мои  собеседники  на эту долгую ночь.    СЕДЬМОЙ СОН          Ты все - же пришел. Мы стояли на берегу черной реки, у которой Ты застал меня за своеобразным занятием: я пускала в нее змей. Маленьких, сиреневых гадюк.  Ты оттащил  меня в последний момент, когда одна из них уже готова   была вцепиться в мою руку.  Рядом  в воде огромный якорь с острыми краями. Меня все тянет в воду. Но прыгать опасно, Ты  пытаешься  отговорить   меня. Вдалеке  я вижу три полузатонувших корабля. Палуба у них голубая, поручни зеленые.  На одном из них мелькает лицо. Я  хватаю тебя за руку, мне показалось, это  лицо  моей   прабабушки, которая умерла,  когда мне был годик. Проплывает какой-то автобус с людьми в нем. Мне страшно. Я  хочу обнять Тебя,  но Ты неожиданно прыгаешь в воду.  И вот я уже плыву за Тобой. Мне тяжело и холодно. Руки, ноги стынут. Еще чуть-чуть и я не выдержу. Что-то касается моей ноги. Это огромное весло. Оно зацепилось за   большущий крест  на дне. Один  покосившийся  купол.  Я плыву дальше. Все труднее и труднее. Конечности наливаются свинцом, Тебя я уже не вижу, но,  чтобы не захлебнутся,  отчаянно машу руками. Вода начинает прибывать и заливает  мне  рот и нос.  Отплевываюсь,  я  кричу: « Олежка! Олег! Ты где?» и … просыпаюсь   в объятиях мужа. Меня морозит и трясет, я что-то бормочу и плачу одновременно. Он гладит меня по волосам  и укачивает, как ребенка.   ЧЕРЕЗ ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ            Как я ждала этого дня! Наша встреча в отремонтированной и перестроенной школе, где училась моя дочь и куда  через  год пойдет  наш внук.  Собрались все, кто остался - около 15-ти человек. Нашей Нины Евстахиевны («Прекрасной Нинон») уже нет. Встречу вела бывшая староста  Оля Охрименко, теперь Бражник. Я слушала ее  рассказы о  наших бывших одноклассниках  и  тайком рассматривала их.  Что делает время? Вот Ниночка Ивченко – наша гордость и краса, бывшая балерина,  теперь она  преподает в частной школе. Ниночка сохранила стройную фигуру, но  что случилось с ее лицом? Наверное, и я не  стала краше. А вот Дима  Кравченко -  модный стоматолог   и отчаянный авантюрист. Казалось,  годы не успокоили его кровь, а лишь разожгли ее. Подтянутый Яриков - почтенный отец семейства, оказалось,  их у него аж пятеро!  Лида Потапова, верная моя подружка и  «жилетка» на все случаи жизни!   Оля Охрименко, которую все   боялись и тайно завидовали – преуспевающий юрист с обширной  практикой. Знакомые лица – те же и не те!    Неожиданно Оля объявляет   о сюрпризе. Все рассаживаются по местам, Толя  Верник  театральным жестом (он работает  осветителем  в театре) открывает     дверь…       Наверное, я  стала  бледнее мела, так как Оля первой бросилась ко мне. Лида   стала суматошно  рыться в сумке. Запахло валерианой. Металлический привкус во рту  немного исчез,  заглушенный валидолом.  Меня подняли и вновь усадили  на стул поближе к окну. Девочки хлопотали вокруг меня, а я старалась заставить себя не смотреть в дверной проем, где,  так же нелепо замерев, стоял Ты.  НЕТ! НЕТ! НЕТ!  Этот  грузный мужчина  с  потертым красным лицом, на котором,  как складки на пуховике, ютились щелочки глаз  - это не могло быть тем мальчиком - нет! Я глухо застонала. О, Боже, помоги мне уснуть! Ты стоял,  неловко переминаясь с ноги на ногу и,  впервые за все время,  смотрел только на меня. Но во мне уже не было ответного чувства! Что - то оборвалось  в сердце.  И страшно хотелось спать!           24.04.05 |