| Что-то произошло, случилось - мгновенно и вдруг. Сердце ёкнуло,  ухнуло,  стало падать вниз, потом нехотя вернулось на место, но билось сильно и  часто. Мир вокруг стал совершенно другим: вместо одиночества у речки с  рощицей, мирных сельских видов – городской несовременный пейзаж,  гудки машин и трамвайные звоны, прохожие, идущие мимо и бросающие  на меня косые взгляды. Чего они косятся? Что со мной не так? Одежда моя  на мне – куртка, рубашка, брюки, кеды….   А вот они одеты по старинке: в довоенные пальто и плащи, старомодные  шляпы, картузы, шляпки, береты и платки у молодых женщин, завязанные  концами назад. Вдали маячит фигурка милиционера-регулировщика –  белый верх, галифе и сапоги… Я что – заснул наяву, что ли? Как это у Пушкина: «Люблю летать,  заснувши наяву, в Коломну, к Покрову…». Явно не Коломна; место чем-то  знакомо, где-то раньше я его уже видел. Но где, когда? Вот этот  четырёхэтажный дом – я его точно видел раньше!   Растерялся я и испугался, честно говоря. Что делать-то? Так, моя сумка с  сигаретами, мобильником и прочим при мне, через плечо, да ещё в ладони  этот самый шар… Он привлёк моё внимание несколькими минутами ранее, когда я заметил  его в траве: лежит словно апельсин – такой же круглый и оранжевый. Но  когда он оказался в ладонях, то сразу же изменил окраску, его  поверхность стала переливаться - нет, не всеми цветами радуги, а,  наверно, десятками цветов, по ней бежали огоньки, волнистые линии,  скручиваясь в спирали. Я заворожённо уставился на них, повертел шар и  разглядел зелёный выступ, похожий на кнопку. Не думая о последствиях,  машинально нажал на него…   Был день моего рождения, на этот раз 8 апреля ко мне припожаловали  мои тридцать шесть, решил я этим солнечным весенним утром немного  пообщаться с природой. И вот на тебе! Что ж это получается? – в другое  время и в другое место переместился? Кстати, шар перестал таинственно  переливаться, лишь неярко светилась утопленная зелёная кнопка.  Недолго думая, сунул его в карман. Пересохло в горле, волной по телу  пробежала нервная дрожь….   И что мне теперь делать? Спрашивать у прохожих, где я и который век на  дворе? Век-то, судя по всему, двадцатый. И вроде весна. Но вопросы  задавать не хочется: могут пальцем у виска покрутить или шарахнуться от  меня. Достал пачку сигарет, жадно затянулся в раздумьях. Позвонить по  мобильнику? Авось кто ответит? Позвонил: как и следовало ожидать –  мёртвая тишина. Но всё же: вот этот дом, этот двор - где я их видел, чёрт  возьми?! Вспомнил! – это же тот самый дом в Лубянском проезде, в  котором на четвёртом этаже в своей «комнате-лодочке» жил Маяковский!  На прошлой неделе я видел фотографию, когда гуглил в интернете  картинки старой Москвы. Нет, ну как бы узнать и у кого - который год?   Ладно, спрошу у первого встречного. Вон у того спешащего симпатичного  парня в полосатой футболке с длинными рукавами (весьма легкомысленно  одетого для такой прохладной погоды). Уже и рот было открыл, чтоб его  окликнуть, но краем глаза заметил метрах в двадцати знакомую высокую  фигуру. Стоп!! Человек приближался ко мне и чем ближе подходил, тем я  всё отчётливее (внутренне ужасаясь и восторгаясь) сознавал, что это… сам  Маяковский!!! Ущипнул себя на всякий случай – не помогло. Сглотнул  слюну, а когда поэт почти поравнялся со мной, явно направляясь подъезду  дома, почти крикнул: - Владимир Владимирович, подождите!   Маяковский медленно и неохотно развернулся в мою сторону, исподлобья  взглянул и как-то устало и не очень приветливо произнёс: - Что такое? - Здравствуйте, очень прошу! – уделите мне хоть пару минут, мне просто  не к кому больше обратиться! - Слушаю. - Со мной случилась странная история. Просто фантастическая! Вы  посмотрите внимательно на меня, загляните мне в глаза: похож я на  сумасшедшего? Или на пьяного? Сделав небольшую, в несколько секунд, паузу, я снова зачастил:   - Владим Владимыч, не собираюсь вешать на Вас свои проблемы и  отнимать у Вас Ваше драгоценное время. И Вам будет трудно поверить в  то, о чём я скажу. Тем не менее, это правда, пусть и невероятная. Если я  Вас сейчас вижу и с Вами разговариваю, значит, я очутился в конце  двадцатых годов. Или в тридцатом. Верно?   Поэт во время этой моей тирады пристально в меня вглядывался, в его  хмуром лице отобразилось любопытство: - Вы явно не пьяны. Насчёт сумасшествия ничего сказать не могу, не  психиатр. А год сейчас действительно тридцатый, восьмое апреля. И что?  Разве Вам это не известно?   Мгновенно приняв решение, я лихорадочно достал из сумки красную  пачку сигарет и протянул её поэту: - Как у Вас со зрением, мелкий шрифт можете прочесть? Почитайте, что на  пачке написано! Особенно на торце!   Он не очень уверенно взял «Святого Георгия» в широкую ладонь, поднёс к  глазам и стал рассматривать. Наверняка и читал. На пачке красовались  всякие надписи типа минздравовских предупреждений, но главное было  на торце. Маяковский вгляделся в мелкие эти цифры: - Что это значит – 26-00 Р. 02 2014? - Это значит, что пачка сигарет стоит 26 рублей. А произведены они в  феврале 2014 года.   В воздухе повисла довольно продолжительная пауза. Пока Маяковский  молчал, я быстренько достал зажигалку, протянул ему сигарету: - Закурите, Владим Владимыч! Этой вот жёлтой стороной в рот, это  специальный фильтр, такие ещё не скоро появятся!   Отказываться он не стал, лишь несколько недоверчиво повертел сигарету  в пальцах. Я чиркнул зажигалкой, поэт пару раз затянулся, звучно  кашлянул, взял у меня зажигалку, принялся и её внимательно  рассматривать, поворачивая так и сяк.   - Вот здесь надо нажимать, чтобы огонёк появился, - проделал я нехитрую  манипуляцию, которую он тут же повторил вслед за мной и хмыкнул.  -А вот ещё у меня есть штучка! – я быстро достал из сумки свой мобильник  уже устаревшей модели. Включил его и, приблизив к лицу поэта,  последовательно нажал несколько кнопок. – Это такой переносной телефон из будущего, только позвонить по нему я  сейчас не могу, некому. Все мои адресаты – там, в моём времени. Маяковский помолчал, а потом повелительно изрёк: - Вот что. Пошли-ка ко мне. Поговорим у меня, а не здесь, на улице. Как  Вас звать? - Андреем. Отчество я называть не стал, хотя мы с ним и были ровесниками, ведь и  ему было тридцать шесть, но внутренне я ощущал его гораздо старше.   Зашагал вслед за ним. Вошли в подъезд, поднялись на четвёртый этаж,  после парадной двери очутились в маленькой передней, затем в первой  комнате по левой стороне. Действительно «лодочка»! – не больше 10-12 квадратных метров.  Маленький стол с пепельницей посередине, бюро красного дерева, в углу  притулился небольшой книжный шкаф, на белой стене - вырезанная из  журнала и прикрепленная кнопкой фотография Ленина, старый диван...   Маяковский показал жестом на стул возле стола, сам встал спиной к  почерневшему камину, положив локти на каминную полку и скрестив  ноги: - Ну, рассказывайте, Андрей, раз Вы из будущего – что там и как? В  двадцать первом вашем веке?- спросил он слегка насмешливо.   Тут опять наступила продолжительная пауза, уже из-за меня, суматошно  соображавшего, что же именно ему рассказать? Не могу же поэту  революции всю правду-матку поведать! И молнией мелькнула мысль: если  сегодня 8 апреля 1930 года, то до самоубийства остаётся всего шесть  дней! - Ну, чего молчите, я жду! Начинайте! - Владимир Владимирович, рассказ может долгим получиться. Давайте я  вкратце перескажу основное. А появятся вопросы – постараюсь ответить.  Хотя далеко не всё детально знаю. И я начал медленно, подбирая слова, говорить. О том, что Советская  власть будет укрепляться, о коллективизации и индустриализации (не  вдаваясь в подробности).   Чуть передохнул и добавил: - И будет, увы, большая, тяжелейшая война… - Когда начнётся, с кем будем воевать, с немцами? – перебил Маяковский,  в эти минуты закуривший папиросу. - Да. С фашистами немецкими. Начнётся 22 июня 1941 года. И несколько  лет будет длиться. У нас будут страшные миллионные потери,  разрушенные города и сёла. Но мы всё равно победим и войну завершим в  Берлине. И неожиданно для себя горячо воскликнул: - Владим Владимыч, дорогой, хотя бы за год до её начала предупредите  Советское правительство, раз уж мы сейчас встретились! Дайте знать  Сталину! Чтоб наши лучше подготовились!   Поэт перекатил из угла в угол рта папиросу, помолчал и спросил: - А как там, в будущем, с поэзией? С литературой и искусством вообще?  Много появилось сильных поэтов?   - С поэзией всё нормально, хотя равных Вам по мощи таланта не  появилось, но это лишь моё личное мнение. Вас в будущем помнят.  Памятники Вам установлены, музеи открыты, хоть Вам и наплевать на  бронзы многопудье. Кино стало совсем другим, цветным и  стереоскопичным, много отличных фильмов сделано. Да что кино! Театры  полны, музеи, библиотеки, выставки всякие…. А города раздались вширь и  вверх. Почти как в Америке. Транспорт стал другим – самолёты и поезда,  корабли и автомобили. И после войны с фашистами мировая система  социализма появилась – десятки стран…. И наш советский человек первым  отправился в космос! Простой смоленский парень! Ракеты будут летать к  Луне и планетам!   Я почувствовал возросший интерес поэта, настроение его явно  улучшилось. Но как ему сказать, чтоб он не стрелялся? Чтобы поберёг  себя для будущего? Чтобы освободился от бриковской кабалы?!  Вспомнилось смеляковское: «Ты б гудел, как трёхтрубный крейсер, в  нашем общем многоголосье, но они тебя доконали, эти лили и эти оси…». Но какое я имею право лезть ему в мятущуюся кровоточащую душу? И  помогут ли мои слова, даже самые верные, искренние и тактичные?   - Вот что, Андрей, про будущее Вы рассказываете интересно. Но верить  Вам у меня нет оснований. Все эти штучки-дрючки с сигаретами и прочим  могут быть обыкновенным фокусом. Я и сам мог бы нечто подобное  нафантазировать. Присочиняете? Кто Вы на самом деле? С какой целью  меня поджидали? - Воля Ваша – верить или нет.   Маяковский звучно высморкался в платок и требовательно спросил: - Ну ладно. Ответьте мне хотя бы на такой вот вопрос: когда я…. (он  сделал секундную паузу) умру? - Не отвечу. Хотя точно знаю. Может быть, я и неправ, но думаю, что у Вас  с юности какая-то мания самоубийства, ещё с «Флейты". Впрочем, как  знать,- вдруг наша сегодняшняя встреча действительно не случайна? Ведь  переместился я во времени и пространстве именно к Вашему дому и  именно в этот год… Я вот что сейчас подумал: как раз вчера до поздней  ночи читал книгу о Вас, довольно интересную, хотя и спорную. К тому же,  честно сказать, сам порой пишу в рифму. Ну, это так, для души,- понимаю,  что не тот уровень. Хорошо на эту тему сказано у одного моего  современника:   И вот его желанье гложет, А по ночам бессилье точит, Но так, как хочет, он не может, А так, как может, он не хочет!   А в нынешних Ваших житейских проблемах - и литературных, и личных –  я более-менее осведомлён. И никем я не подослан! Не верите – дело  Ваше! Доказать-то я ничего не могу. Если честно – единственное, чего я  хочу – снова отправиться в своё время, в свой год.    - А что - вы все там очень счастливо живёте? - Какое там! (Здесь я чуть-чуть не начал говорить лишнее, ведь душа моя  и сердце из-за сегодняшней пертурбации были не на месте). – По  большому счёту мало что изменилось: очень даже на планете неспокойно.  Для счастья она и в наше время мало оборудована.  - Как хотите, Андрей, можете обижаться, но вот Вам моя проверка. Никому  пока я не читал и не показывал то, что пишу во втором вступлении к  поэме «Во весь голос». Читали? Знаете? Как в целом поэма, получилась? - Выдающаяся вещь! А насчёт проверки – мои две любимые строфы вот  эти:   Я знаю силу слов. Я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба Шагать четвёркою своих дубовых ножек. Бывает – выбросят, не напечатав, не издав. Но слово мчится, подтянув подпруги, Звенит в веках, и подползают поезда Лизать поэзии мозолистые руки.   -Странно всё это…. Значит, о моих сегодняшних проблемах там, в  будущем, всё известно? И литкритики у вас в будущем всё по полочкам  уже разложили? Мол, надо было вот так, а не этак?   -Знаете, опять же это моё личное мнение, но зря Вы выбрасываете в  корзину такие строфы, как, например, вот эту: «Я хочу быть понят моею  страной. А не буду понят – что ж – по родной стране пройду стороной, как  проходит косой дождь…». Это же гениальная лирика, а не какие-то  розовые сопли! И второе вступление «Во весь голос» - самое Ваше  лучшее! Ни о какой амортизации сердца и души даже не заикайтесь! Вы  ещё столько всего выдающегося напишете, Владим Владимыч! - горячо  уверил я поэта. - И не обращайте внимания на травлю литературных  мосек, всех этих сосновских и коганов! Они канут в небытие, а Ваше  творчество навсегда останется в истории литературы! Все эти рапповцы  исчезнут, будет единый союз писателей на всю страну.   -Ну ладно, посланец из будущего, - опять несколько насмешливо и в то же  время с какой-то тоской в простуженном голосе спросил он меня, – что там  у вас, в будущем, известно относительно моих личных дел? Сплетничают?   - Сплетничали всегда. В будущем – тоже не без этого. Знаю то, что Вы  недавно заплатили первый взнос на будущую кооперативную квартиру. И  это – верное решение, как я думаю. О Вашем личном не хочу говорить, не  считаю себя вправе. Но вот Вам ещё одно доказательство, что я  действительно из будущего. Исследован каждый год Вашей жизни. Чуть ли  не каждый день! Например, возьмём завтрашний день. Если не ошибаюсь  с датами, то завтра Вы должны выступатьв Институте народного хозяйства  имени Плеханова.В наше время говорят сокращённо – в Плешке. И  выступать у Вас особого желания нет, но уговорили. И скажете Вы там  помимо всего прочего и про сплетни. Мол, про меня и такое болтают, что  ездил по Москве голый с лозунгом «Долой стыд».    Да, Вы устали, не очень здоровы, нервы расшатались, а отдыхать по- настоящему не умеете - в голове всё время варианты строк и рифм – из  года в год…. Вы слишком добры и доверчивы, прям по-рыцарски  благородны: за малейшую услугу платите стократ, за маленькое доброе  дело – всей жизнью! Надо ли так? Или по-другому не можете?   В этот момент я не выдержал, можно сказать – сорвался (потому что всё  время в подсознании занозой сидела мысль о шести днях) и выдал, смотря  поэту в глаза: - Через несколько дней тут будет стоять Полонская, и Вы будете её  умолять остаться, пропустить репетицию…   Маяковский вздрогнул, глаза его сверкнули, а нижняя челюсть грозно  подалась вперёд.  В это время в кармане моих брюк что-то тихо загудело. Я достал тот самый  шар, который снова как будто ожил, снова на его поверхности мелькали,  сменяя друг друга, десятки цветов, а кнопка была уже не зелёной, а  красной. Но по-прежнему утопленной внутрь.   -Вот что хочу я Вам откровенно сказать, Владимир Владимирович,… -  начал было я, но в этот миг кнопка шара, выложенного мной на стол,  налилась ярким багровым цветом, выскочила вверх и…   И всё исчезло – Маяковский, комната-лодочка – всё!…. Вновь я очутился  на той самой лужайке на краю леска у реки, среди знакомых с детства  окрестностей, вдали на возвышенности виднелись наши городские  кварталы. А шара не было. Как будто его вообще не существовало.   В общем, побыв минут пять в некоем оцепенении, поспешил я домой. В  квартире тут же потянулся к книжной полке, достал красный том  Маяковского, быстро пролистал страницы в поисках его биографии.  Нашёл. Дата смерти – 14 апреля 1930 года…   Сильно я в тот вечер напился… |