 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 54 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит 19. 1/4 финала. Пара 1. |  | | А   Бегство    А здесь на тридевять земель – Старинная тоска И медленно плывут (к зиме?) По небу облака. Подкинуть грошик и решить – Куда, зачем, когда. Вой поездов и визг машин, Посёлки, города, А по ночам – гори-гори, Звезда на всех одна. Под дубом клад, под ёлкой гриб, За полем – бузина. На новый лад иной мотив. Звучит военный марш. А ты – беги, плыви, лети, Ведь впереди зима. Дрожат стаканы на столе, Мелькают фонари, А на земле – любой земле – Твой ад всегда внутри. ---------------------------------   Б   Ручки   В новогоднем лесу дремучем, На развалах пеньков корявых Раскопал я сундук без ручки, Думал – клад, в нем – цветочек алый.   Я готовлю, стираю, глажу, Трепыхаюсь в труда пучине, Ты за хлебом не сходишь даже – Вдруг задавят тебя машиной?   Ладу нет мне давно с тобою, Не цветок, а свечи огарок. Я сундук на замок закрою, И оставлю в ближайшем парке…   …Ты меня за собою тянешь, И ползешь в лабиринте ада По осколкам какой-то дряни, Хрипло шепчешь: «Держись… я рядом…   Ухватись за меня покрепче, Я не сдам, я смогу, поверь мне…» И качается время цепью, И разбитой на щепки дверью.   «Ты же легче меня в два раза!» «Я могу, ты не думай, милый, Медсестре бог отсыпал сразу Много тонн нереальной силы».   Перебит позвоночник взрывом… Вот такой выпал в жизни случай. Мы с любимой – в раю счастливом. Кто из нас – чемодан без ручки? -------------------------------- | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 30.11.2024 19:17 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Добрый день! 
 Рыцарь А
 
 Степень соответствия заданию: 9
 Думаю, здесь под найденным кладом можно понять саму ситуацию, воспринимаемую ЛГ как сказочную – то есть сказка раскрывается,
 как клад, диковина. По факту же получается, что клад – это каждый человек, но это я уже подумал после прочтения.
 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8
 Думаю, что стихотворение удалось как самодостаточное произведение, даже без привязки к заданию. Это всегда самое важное в таких
 конкурсах: не продемонстрировать мастерство, а уйти с пачкой новых работ.
 Легкое, философское стихотворение на вечную тему постоянной дороги, круговорота и простора жизни, поиска смысла. Есть общие
 места (старинная тоска, мелькают фонари), но больше их модификаций в форме аллюзий (гори, звезда, на тридевять земель), что
 делает работу и близкой каждому, и нетривиальной. В заголовке сделан намек, а в открытом финале раскрывается экзистенциальная
 подоплека зарождающегося конфликта.
 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8
 Из технических находок – замечательные вставки («к зиме?», «любой земле»), делающие и так живой поток разговорной речи еще
 более естественным.
 Эмоциональный резонанс: 8
 
 Итого: 9-8-8-8
 
 Рыцарь Б
 
 Степень соответствия заданию: 9
 Своеобразно, конечно, но ок.
 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 6
 Здесь есть оригинальность, но раскрытие темы крайне неудачное. Как будто два разных стихотворения склеили в одно, без каких-то
 подводок, промежуточных этапов. И если первая часть как-то интригует, то вторая – клише из любого военного фильма, где медсестра
 тащит раненого, с пафосным нереальным диалогом. Мотивы преображения героини из неженки в стойкого бойца не понятны. Переход
 «Перебит позвоночник взрывом… // Вот такой выпал в жизни случай» выглядит абсурдно – как будто это обычный вторник ЛГ. Сундук
 в финале таким же невероятным образом превращается в чемодан.
 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 5
 Рифмы «пучине-машиной», «корявых-алый» и некоторые другие – очень вольные, даже если это попытка в ассонансы или что-то
 подобное.  «Счастливый рай» – тавтология.
 Эмоциональный резонанс: 4
 Апофеоз надрывный и трагичный, но из-за очевидной клишированности, а также из-за нераскрытости образов он не вызывает тех
 эмоций, которые должен был.
 
 Итого: 9-6-5-4
 
 Победил Рыцарь А
 
 Судья Блинов А. В.
 |  |  |  | А Тема раскрыта нетривиально, но точно. Действительно, смысл
 собственной жизни – клад, который надо не просто найти, но и уметь
 применить. Заданные слова умело вплетены в ткань текста.
 Всё стихотворение построено на движении – медленное, вплоть до
 остановки, сменяется стремительным, и наоборот.  Где движение – там и
 пространство, путь, замыкающийся в композиционное кольцо: «на
 тридевять земель» / «на земле – любой земле», «(к зиме?) / «ведь
 впереди зима»). И сама выбранная метрическая схема (сочетание 4-х и 3-
 х стопного ямба) поддерживает ритм шагов. Единственное, что немного
 выбило из заданного темпа – рифма «марш – зима». И дело не в том, что
 она неточная (в тексте неточные рифмы есть, и они вполне уместны), а в
 том, что она выведена на позицию, завершающую условное
 четверостишие (если бы она связывала 1 и 3 строки, не был бы так
 заметен диссонанс).
 Отлично проработаны смысловые ряды, связанные с динамикой/
 статичностью.
 Концовка, может, и не претендует на оригинальность, но органично
 вписывается в текст.
 
 Б
 Тема раскрыта (есть с сундук, и чемодан, и клад, и лад, и ад), но…
 Сказочно-ироничное начало настраивает на соответствующий лад,
 поэтому внезапная перемена интонации вызывает не шок и катарсис, на
 что, вероятно, был расчёт, а недоумение – «а что это сейчас такое
 было?». Словно перебит позвоночник не у лирического героя, а у самого
 стихотворения – точнее, его разорвало пополам.
 Образный ряд тоже вызывает вопросы. Сундук без ручки? У сундуков
 обычно две ручки по бокам, но ладно, пусть будет аллюзия на чемодан
 (который таки появляется в последней строке). Превращение алого
 цветочка в свечной огарок (?) выглядит странно. «И качается время
 цепью, И разбитой на щепки дверью» - дверь разбита не щепки, как же
 она может качаться? Сила измеряется не в тоннах… впрочем, это уже не
 так и важно.
 «В раю счастливом» - наверное, имелось в виду, что герои счастливы в
 раю?
 
 Рыцарь А   9,8,8,8 = 33
 Рыцарь Б   9, 5, 4, 4 = 22
 Победитель в паре – рыцарь А
 
 Судья Смарагда
 |  |  |  | А А вот я темы Задания не увидел… Клад чисто для галочки
 (простите, Галина), метафорического или иносказательного
 значения слова «клад» я тоже не нашёл.  Есть не очень
 внятная идея о метаниях человеческой души, о не сумевшем
 найти своё место под солнцем ЛГ. Ну, я так понял (как сумел).
 Но в основном пустое, несвязное (тоска, поезда, города,
 звезда, в огороде бузина – кстати, последнее хорошо),
 общефилософское. Слова красивые, образы красивые, а
 мысль простая, чуть ли не детская. Ну, я так увидел.
 Однако удивительно, что настроение получилось.
 Технически хорошо (вряд ли в четвертьфинале следует
 ожидать слабые работы), даже вроде бы пустое «к зиме?»
 работает на настроение.
 5, 7, 8, 6 (итого 26).
 
 Б
 Просится «сундук без ручек» - и рифма будет лучше звучать,
 но автор выбрал не очень чёткую параллель с «чемоданом
 без ручки» в финале.
 Идея понятна – противопоставление. Задание выполнено,
 причём в первой половине – клад найден, показаны
 последствия этого, и благополучно выброшен. Может, кому
 ещё повезёт.
 После этого начинается другое стихотворение. Банальное.
 Клад здесь в переносном смысле. И это неинтересно.
 Интересно только противопоставление, но и оно давным-
 давно избито до синяков («Золушка», «Морозко» и пр.).
 Технически хорошо, особенно мне понравились рифмы. Жаль
 только, что ради интересной рифмы «поверь мне – дверью»
 пришлось вписать целую пустую и невнятную строчку. Также
 неудачно про тонны силы и про счастливый рай. Ну и вообще
 не все образы уместны.
 9, 5, 7, 4 (итого 25).
 
 Победитель в паре – рыцарь А.
 
 Судья Игорь Колесников
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Порадовало подобное начало нового конкурсного тура – такая тонкая и
 глубокая работа. С одной стороны, автор точно следует конкурсному
 заданию, с другой стороны, демонстрирует свою творческую
 независимость от него. И очевидно, что «клад» находится не под дубом, а
 внутри ЛГ, так же, как и его внутренний ад. На мой взгляд, здесь очень
 важны для реализации авторской задумки строки: «На новый лад иной
 мотив. / Звучит военный марш.» Именно они дают информацию о том, где
 и когда разворачивается действие... В то же время, это актуально всегда и
 везде – вне места и времени, как и ощущение движения, которое автор
 передал через метафору идущего поезда. Здесь вообще много слов,
 передающих движение: «плывут, дрожат, мелькают… беги, плыви, лети…»
 В техническом плане стихотворение выстроено умело и лаконично, нет в
 нём ничего лишнего, все образы работают на авторскую идею.
 Эмоциональный отклик - на высоком уровне. Автор, спасибо!
 
 Степень соответствия заданию: 9
 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8
 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9
 Эмоциональный резонанс: 9
 
 Рыцарь Б
 
 Насколько я понимаю, здесь повествование ведётся поочередно от лица
 двух героев – мужчины и женщины. Сначала – «Раскопал я сундук без
 ручки, / Думал – клад, в нем – цветочек алый», далее – «Я готовлю,
 стираю, глажу…» Такое чередование можно видеть на протяжении всего
 стихотворения. В то же время, всё это как-то не склеилось в органичное
 целое, есть ощущение, что произведение разваливается. Сама по себе
 задумка – интересная, однако, на мой взгляд, текст требует доработки.
 Осталось впечатление, что концовка стихотворения и в смысловом, и в
 интонационном плане не стыкуется с его началом. Конкурсное задание
 выполнено. Эмоциональный резонанс – на среднем уровне.
 
 Степень соответствия заданию: 9
 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 6
 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 6
 Эмоциональный резонанс: 6
 
 Рыцарь А: 9, 8, 9, 9 (сумма 35).
 Рыцарь Б: 9, 6, 6, 6 (сумма 27).
 Победа в паре – Рыцарь А.
 
 Судья Елена Копытова
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Зима близко…
 
 Но от себя не убежишь, не спрячешься. «Твой ад всегда внутри».
 Мысль не нова, но очень оригинально обыграна. Отзывается каждая
 аллюзия, каждый образ укладывается в отведённую ему нишу в смысловом
 ряду. И грошик (ломаный?), и звезда, одна на всех (что может быть важнее
 любви), и бузина, как грамотная подводка к военному маршу. И любая
 земля, которая всё равно не принесёт спасения, ибо твой «клад» всегда с
 тобой, где бы ты ни был.
 А зима всё равно близко.
 
 Классная работа, и не скажешь, что конкурсная – очень она
 самодостаточная, цельная, глубокая. Мастерски исполнена: без натужных
 фраз и рифм, льётся легко и гладко, оставляя при этом мощное смысловое
 послевкусие.
 
 Рыцаря можно поздравить с состоявшимся стихотворением.
 
 
 Рыцарь Б
 
 Не сразу осознаёшь противопоставление клада иллюзорного и клада
 настоящего. «Алый цветочек» на поверку оказывается пустышкой, а
 обычная фронтовая сестра – живой драгоценностью.
 
 Хороша мысль, но требует более внятного воплощения. Сундук без ручки в
 начале – ок, интриги не ждём, клад кладом не станет. Но чемодан без
 ручки в финале вызывает даже некоторую оторопь. Тащить тяжело, а
 бросить жалко… но помилуйте, это же спасение, переросшее впоследствии
 в обоюдное счастье, нет? Тем более, девушка оказалась истинным кладом,
 полюбила спасённого, с перебитым позвоночником, человека, и теперь они
 оба «в раю». К чему и о ком финальный вопрос, загубивший, я считаю,
 неплохую идею? Ирония? Но она не совсем уместна в данном случае.
 Жаль. Финал здесь просится быть пронзительным, способным тронуть
 читателя, а не ироничным, тогда и ответная эмоция будет
 соответствующей.
 
 Очень много инверсий, очень. Текст из инверсий – это такая задумка, что
 ли?
 Не скажу что я в восторге от рифм, как и от некоторых фраз. Бог отсыпал
 много тонн силы – ну очень неудачно звучит. Ньютоны, конечно, сюда не
 впихнёшь, но тонны выглядят по меньшей мере странно.
 Непонятна роль разбитой на щепки двери – неужели ради рифмы (очень
 приличной)? И если уж использовано это выражение, то неплохо бы
 поддержать его смыслово.
 
 В общем, стихотворение требует доработки, на мой взгляд.
 
 
 Рыцарь А
 9 8 8 8  //  33
 
 Рыцарь Б
 9 7 5 5  //  26
 
 Победитель в паре – Рыцарь А
 
 
 Судья Людмила Царюк
 |  |  |  | Рыцарь Октябрь – Рыцарь Герцогсперцем  ~ 5 : 0 | 
 
 |  |