| Произведение |  
 |      
        
            Объем: 63 [ строк ] 
         | 
          | 
     
  |  
     |  
    | Хит 19. Тур 2. Пара 6. |  
    А   Матрёшка    Ноября листопад и туманы –   Невозможно сырая пора.  Говорят, я подарена маме…  И грозою гудел Петроград.  Помню – мелко дрожали сережки.  Пальцы тонкие на рукаве  Грязной серой шинели…матрёшка,  А внутри меня – крохотных две.  Сарафан разрисован цветами,  Сверху – шубка (наверно, зима).  Словно выстрелы – звуки состава  И меня положили в карман.  Дети плакали страшно, упрямо.  ( Чемоданы потом украдут…)  В Казахстане оставили маму  В распроклятом голодном году.  Дед молился. Подростки курили,  Вновь наматывал вёрсты состав.  Я смотрела на пепел Берлина,  Улыбаясь царапиной рта.  Ах, как колокола голосили!  Незатейлив обед на столе.  Мы расскажем – потом – о России,  Неприветливой нашей земле,  Но – единственной. Дарит и ранит,  Где родился – живи и молись.  В деревянном стою сарафане,  Цвета нашей суровой земли. -------------------------   ------------------------   Б   Как жаль, что время…   Старинный дом. Я –  лестничный пролёт. Один остался. Время победило Всё то, что прежде мне казалось милым… Теперь никто здесь больше не живёт   «Дорога к небу» – как ещё назвать?  Мои давно уставшие ступени Не позволяли ни минуты лени, Не знали слов про отдых и кровать.   Воспоминаний тайны глубоки… Что там, на дне? – Уже не догадаться. Но в омуте моих  ассоциаций Звучат давно ушедшие шаги.    Как весело стучали каблучки! Казалось, что со мной  поговорили, И нежность поселялась на перилах Одним прикосновением руки.   А был и мудрой старости проход –  Цепь осторожных медленных движений… И мы одолевали плен сомнений, Неспешно и с опаской шли вперёд!   Апофеоз – весёлый детский крик! И тут же плач… разбитые коленки… Я всех встречал, один, без пересменки, В душе просил: «Мгновение, замри!»   Стареет дом и лестничный пролёт. От прошлого не ждать ажиотажа. Но есть надежда. С ней – как карта ляжет. А жаль, что время память не вернёт… --------------------------  |  
  |  
     |  
    
                | Дата публикации: 09.11.2024 19:17 | 
     
  |  
 |   
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |   
 | Рецензии |   |     А    Сразу похвалю рифмы. Они все необычные, в основном     ассонансные. Звучат вполне. Вполне, в общем, звучат и     радуют новизной.    История эпопейная, однако не очень понятна судьба     владельца. И кто он? Подарена маме в Петрограде, увезена в     Казахстан. Маму оставили там (навсегда), куда и с кем потом     поехала? А как в Берлин попала? История вещи здесь есть,     характеристика владельца – ну… с натяжкой.    В общем, рассказ для меня получился несколько     обрывочным и туманным. Однако сложено однозначно     хорошо! Только давайте без этих ваших «Ах, как колокола».     Это не упражнение для дикции, и аллитерацией тоже не     пахнет. «Подарена маме» и «грозою гудел Петроград» - где     логика для соединительного союза «и»?    6, 7, 8, 5.        Б    В основном про ГГ, но и про людей получилось. Не очень     подробно, мельком, правда.    Сложено хорошо. Но вот… Кто это «мы» одолевали плен     сомнений и шли вперёд? Не понравилась и расплывчатость,     общесть фраз. От прошлого не ждать ажиотажа… Как карта     ляжет… Жаль, что время память не вернёт… Это ни о чём,     пустое, и именно там, где нужна чёткость мысли – в     финальном катрене.    8, 7, 7, 4.        Судья Игорь Колесников |    |     Рыцарь А        Это единственное конкурсное стихотворение 2-го тура, которое нравится     мне безоговорочно, причём абсолютно по всем критериям. Интересно, что     и само произведение сконструировано по принципу «матрёшки» - за     историей деревянной матрёшки скрывается история семьи, а за ней стоит     всеобщая История. Отдельная похвала автору за оригинальные и     органичные рифмы, есть ощущение, что автор не подбирает их, а просто     чувствует, как музыкант, легко и органично воспроизводящий мелодию     благодаря абсолютному слуху.  Эмоциональный резонанс с этим текстом у     меня огромный. Буду перечитывать стихотворение. Автор, респект Вам и     спасибо!        Степень соответствия заданию: 9      Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 9    Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9    Эмоциональный резонанс: 9        Рыцарь Б        Это произведение мне тоже по душе. Многогранно, образно, глубоко.     Понравилось, что описывается не сам старый дом, что было бы ожидаемо,     а лестничный пролёт. Есть очень интересные находки: «Но в омуте моих      ассоциаций / Звучат давно ушедшие шаги» или «Но есть надежда. С ней –     как карта ляжет». Эмоциональный резонанс на достаточно высоком     уровне.        1.	Степень соответствия заданию: 9       2.	Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8    3.	Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8    4.	Эмоциональный резонанс: 8        Судья Елена Копытова |    |     Рыцарь А         История, тянущая на семейную сагу по всем канонам.     В прозе сага была бы полноценной, здесь – обрывочно, схематично, но в     целом судьбы героев и их вещи вполне отслеживаются. Но вот время     туманно. Раз Петроград, то Первая Мировая, и если семья уехала в     Казахстан, то как матрёшка оказалась в Берлине?    Непонятно, где именно голосили колокола. Судя по всему, герои всё-таки     вернулись в Россию, но кому они собираются о ней рассказать, тоже     осталось за кадром.         Финал уместен и вполне афористичен.         Технически хорошо, рифмы преотличные все до одной.            Рыцарь Б          Здесь тоже история дома, но дома городского через взгляд лестничного     пролёта. Люди упомянуты разные, и, коль читатель это понял,     зарактеристики им даны. Зачёт.     Однако есть противоречие: дом отжил своё, время победило, судьба     старых домов предрешена, уместна ли здесь здесь надежда? На что?     Городские дома не восстанавливают обычно.          Память и время в последней строке неплохо было бы поменять местами,     иначе фраза выглядит нелогично, словно время не может вернуть память.     А сысл ведь противоположный: память не может вернуть время, когда в     доме звучали шаги жильцов.          Ажиотаж, которого не ждут от прошлого – фраза, требующая перевода.         Рыцарь А    9 8 8 6        Рыцарь Б    9 7 6 5            Судья Людмила Царюк |    |     А        Я тоже немного запуталась в географии. Для меня осталось загадкой,     откуда и куда ехали герои. Из Петрограда в Берлин через Казахстан —     крюк ощутимый с несколькими пересадками. То же самое происходит с     природными явлениями и не только:        Ноября листопад и туманы –    Невозможно сырая пора.    Говорят, я подарена маме…    И грозою гудел Петроград.        Повествование перескакивает с одного события на другое. Немного, да     простит меня Рыцарь, порассуждаю о своём читательском размышлении     при прочтении текста. Я ещё смотрю на ноябрьские листопад и туманы     (кстати, здесь немного неудачная инверсия, но не критично), как вдруг ни     с того, ни с сего пейзаж остаётся позади, и появляется действие:     лирическую героиню дарят “маме”. Причём не уточняя, чьей. Появляется     образ какой-то девочки, которую долго ожидали, и тут она рождается как     подарок своей матери. Дальше возвращаемся в окружающую среду, и при     слове “гроза” я невольно откатываюсь назад к природе, гроза автоматом     выдаёт ассоциацию атмосферного явления. Гроза в ноябре — это, скорее,     редкость, но вполне возможна, но при слове “Петроград” в сознание     прокрадывается гроза другого типа.        Помню – мелко дрожали сережки.    Пальцы тонкие на рукаве    Грязной серой шинели…матрёшка,    А внутри меня – крохотных две.    Сарафан разрисован цветами,    Сверху – шубка (наверно, зима).        Дальше запоминаю Петроград, ноябрь и маму и отодвигаю их в сторону на     неопределённое время. Если бы я не видела дальнейшего текста, а     воспринимала на слух, то дрожали бы и Серёжки, и пальцы. Здесь, при     переходе к гардеробу, я не могу перевести в прозу эту часть: “пальцы     тонкие на рукаве грязной серой шинели…матрёшка” — чьи же пальцы, на     чьей шинели, этот момент остался за кадром. Матрёшка выпрыгивает, как     чёрт из табакерки, посреди повествования, которое, по-видимому,     касается совсем других персонажей, в том же предложении, что и шинель,     которая автоматом надевается на матрёшку. Но дальше оказывается на     матрёшке сарафан, а поверх его шуба. Вопрос: все эти одежды были     нанизаны на одну матрёшку, на несколько матрёшек, на матрёшку и ещё     кого-то, вероятно, военного? Может, там прощание какое было между     матерью (чьей-то) и военным, и именно тогда он подарил ей матрёшку?     Об это не сказано ровным счётом ничего, я могу только предполагать.     “Сверху – шубка (наверно, зима)”. Наверное, ноябрь, не? Дальше всё     смешалось в доме Облонских: ноябрь, зима, туманы, грозы, люди и     матрёшки.        Словно выстрелы – звуки состава    И меня положили в карман.    Дети плакали страшно, упрямо.    ( Чемоданы потом украдут…)    В Казахстане оставили маму    В распроклятом голодном году.        Появление состава в поле видимости утверждает мысль, что кто-то с кем-    то прощался, матрёшку при прощании мама положила в карман. Вероятно,     прощание было с отцом, когда он уходил на войну. Если чемоданы были     во множественном числе, уезжала вся семья, без отца. Но! На месте, где в     Казахстане оставили маму, всё ранее представленное лопнуло, как     мыльный пузырь. В смысле, мама в Казахстане? А кто у поезда был? Мы     же не уехали ещё с перрона. Сбивают с мысли времена глаголов:     положили-плакали-украдут-оставили. Если они уезжали из Казахстана,     оставляя мать, то причём здесь Петроград?         Дед молился. Подростки курили,    Вновь наматывал вёрсты состав.    Я смотрела на пепел Берлина,    Улыбаясь царапиной рта.    Ах, как колокола голосили!    Незатейлив обед на столе.    Мы расскажем – потом – о России,    Неприветливой нашей земле        Здесь в сюжет вливаются дед и подростки, едущие в поезде, но не     уточняется, входят ли они в состав семьи или просто пассажиры. Дальше о     них, как и о других персонажах, не вижу ни слова. Для чего они были     включены в стихотворение, понятия не имею. Какое они значение имеют     — история умалчивает. “Я смотрела на пепел Берлина, улыбаясь     царапиной рта”. Бог с ним, Берлином, уже выше про него сказано, что     мало кто разобрался в маршруте, но это единственная фраза ценная для     меня как читателя. Это очень многозначный и крутой образ, который     оставлен вариться в собственном соку, потому что мы перескакиваем на     другое:  “Ах, как колокола голосили!”. Постойте, но мы в Берлине, какие     колокола голосили? В Берлине есть две основные церкви: протестанты и     католики. Сразу оставим протестантов в покое — бесколокольные они.     Допустим, голосили колокола католических церквей, но там их всего по     два на церковь, слишком мало, чтобы голосить. Дальше и колокола     оставляем без внимания, переключаемся на обед на столе. И итоге, всё     ранее сказанное забываем напрочь, и “потом расскажем о России”.     Понимаете, ни один образ не доведен до конца, как картина художника,     на которую он краски размазал, а формы не придал. Когда поверхностно     читаешь, вроде, неплохо написано, но вдуматься не получается.        9 2 7 3        Б        Есть три существительных, которых в этом стихотворении быть не должно:     “ассоциация”, “апофеоз”, “ажиотаж”. Такое ощущение, что первую     страницу в словаре открыли, слова списали, а значения забыли     посмотреть. А даже если бы посмотрели и ввернули по смыслу, всё равно     они выглядели бы чужеродно, потому что есть такой раздел в     литературоведении как стилистика, а, следовательно, из смешивания     разных лексических единиц ничего хорошего, как водится, не выходит.     Здесь не исключение.        Стихотворение вроде, удалось: ритм выдержан, рифмы в большинстве     вполне нормальные, однако, финал испорчен, о чём коллеги выше уже     рассказали.    Здесь рассказано про, по всей вероятности, двухэтажный дом (потому что     пролёт один), его жителей, которых он вспоминает, будучи оставленным в     одиночестве, хотя в последней строке память теряет. Ближе к концу     стихотворения сетует, что смены у него не было, то есть, другой     лестничный пролёт не приставляли туда-обратно. Странно в его случае     ждать смены, она бы означала его демонтаж)). Ну не суть.    Я бы посоветовала автору избегать таких эфемерных словосочетаний или     плохих поэтизмов, не знаю, как их назвать, но они в стихотворения вносят     сумбур и оставляют впечатление низкого поэтического уровня:     “воспоминаний тайны глубоки”, “в омуте моих ассоциаций”, “плен     сомнений”, и т.п.        9 6 6 3        Судья Луна Манакури |    |     6а	Рыцарь Октябрь	114    6б	Рыцарь Последний	110 |  
  
     | 
    
              
         
  
  
       
    
    
   
 
    
  
  
 
 
  
  
  
  
 
     
           
          
        
            
      
 
           
       
            
  
 
          
   
 
     
   
            
            
             |