 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 104 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Хит-10. Финал. |  | | А   Паутина памяти (размышления в поезде)   Росинка   Незрима, невесома и всесильна, Сплетая нити волновых тенет, Опутала Планету Паутина. Раскинул Сеть всемирный Интернет.   Загадочна для Космоса картинка, Для звёзд-ярил и ледяных комет: Блестит в тенетах смелая росинка, Живей которой во Вселенной нет.   Мы в этой капле – чудом отразились! Песчинки мы, цветочная пыльца – Природою оказанная милость, Не понятая нами до конца.   Природа не витает в «виртуале». Она – реальной жизни колыбель… Полями поезд тянется к Рязани. А я строчу – кузнечик-менестрель.   За окнами – сады, березки, ёлки, Мелькают апельсины огоньков. И память крутит кадры киноплёнки, И жилка бьётся у седых висков.   Дорога эта – мне знакома с детства. Я здесь –  Персей, Орфей, а то – Харон. Вот – знак победы, огонёк – для сердца, А там… тупик нежданных похорон.   Станция «Отдых»*   Открой секрет, авиаград в Жуковском! Ты для меня слиянье двух стихий: Здесь встретился с русалкой черноморской, И для пилотов сочинял стихи.   …Юнцом дружил с морскими пацанами. Ласкал курортниц ливадийский бриз. А нам бы – шторма и волны цунами, Её мы оседлали бы на «бис».   Девчонка нам прославиться мешала: Могла одна пойти в девятый вал, Русалкою себя воображала, И в «салках» нас топила, задавал.   В крутых волнах я мнил себя героем, Отстаивал морского братства честь. Но я узнал, как зыбко мир устроен, И понял, что цена отваге есть.   Судьба слагает в повесть эпизоды, За встречами сквозит утраты боль. Соль памяти не тронет эти годы – Скиталец Грэй нашёл свою Ассоль.   В характере мужчин – такое свойство: Кто смел, тот добродушен и не груб. Я видел настоящее геройство, Герои неба пригласили в Клуб.*   Их в «белый свет» бросала катапульта,  То – вой пике, то облака в «петле». У края «взлётки» веришь почему-то, Что  небо учит думать о Земле.   Рязань, далее везде…   Земля Руси! Есенинские дали Питают Гжель, Коломну, Хохлому… Куда бы мы за счастьем не летали, С Россией не расстаться никому.   Земляне мы, в талантах властелины! Подскажет ритм колёсный перестук. Послушны клику струны Паутины. Волшебной лампой светит ноутбук…   _______ Поезд «Москва – Рязань – Худжанд». 6 мая 2012 г.   1. Станция «Отдых» (ж.д.) – г. Жуковский, в прошлом – закрытый авиаград. 2. Геройский клуб – «Клуб Героев города Жуковского».  В его составе более 30 летчиков-испытателей, удостоенных звания Героя.   ++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++ ++++++++++++++++++   Б   Автобиографическое   ...Из глины, огня и цветастого ситца, Дырявых сандалий, капроновых бантов, С излишком упрямства и горсткой таланта, Меня создавали, чтоб мною гордиться... Чтоб ставить по праздникам на табуретку, Смешную: очки и в зеленке  коленки, А я продвигала по-дружески Ленку, Картавую птичку, подружку, поэтку.   Наверное,  я не вполне получилась, Как буква под черною кляксой на белом, Как детский рисунок, начертанный мелом, На сером асфальте, где ноги и сырость. Как первые рифмы - набат из глаголов, Усиленный юной гордыней и спесью, И в этой глагольно-рифмованной взвеси - И первая рана, и первое горе.   Но именно в этих, наивных и робких,  Попытках стихов о вселенской печали, Рождалась любовь, а обиды мельчали, Как бусы-стекляшки в заветной коробке. Любовь... И взрывала, и навзничь валила, И жгла, словно солнца паяльная лампа, Живила водой, притворялась баландой... Но как же я счастлива, что опалила…   О жизнь, я не буду  судиться с тобою! Потери-победы  - мне все пригодилось… Но все же надеюсь на высшую милость: Такое наследство тащу за любовью! | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 10.05.2012 20:51 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | А. К моему большому сожалению, первый автор, видимо, к финалу "выдохся". Его стихотворение(я) разочаровывает избытком банальностей и неглубокой философичностью. Первая часть вообще показалась образцом буриме, наверное, из-за рифм типа "тенет - Интернет". В целом текст похож на юбилейные вирши, где перечисляются в рифмованной форме все жизненные вехи юбиляра, а в конце тост. Относительно питания Хохломы и Гжели есенинскими далями у меня возникают сомнения. Пожалуй, если бы наоборот, я бы еще как-то согласилась, ибо Есенин - это век 20-й, а Хохлома с Гжелью немного постарше будут. И возвращение к теме интернета и ноутбука вторично разочаровало. Мне жаль, что автор, дошедший до финала, не сумел показать "класс". 
 Б. А вот это стихотворение захлестнуло меня волной эмоциональности, образности, точности картинки. Красивые строфы, красивые слова, наполненные и смыслом, и чувством. Да, я вижу здесь Автора, достойного победы.  Немного не дотянул финал, но это не убило ни экспрессию, ни содержательность, ни... да ничего не убило. Все к месту, и стихии ненавязчивы, и цвета сдержанны, и автор виден не картонный, а живой, с его детскими дырявыми сандалиями и глагольными рифмами, от которых жизнь его мало-помалу избавила, приведя к мастерскому владению русской речью.
 
 Для меня победа Б сомнений не вызывает.
 
 Ива
 |  |  |  | Рыцарь А 
 Технически выполнено.
 
 Теперь собственно по стихотворению.
 
 Узко-профессиональные темы (в данном случае, я про морскую и авиа-составляющую) всегда сложноваты для исполнения. С одной стороны они зачастую на "ура" принимаются людьми, которые в теме (но их мало), с другой стороны могут совсем остаться непонятыми широкой аудиторией. Но зато если получится - то все задохнуться от понимания.
 
 Мало кому удается (удавалось) сочетать и специфичность и широту восприятия. Например, гений в этом был Высоцкий (уж не потому ли, что он был актер и это вживание-переживание, с одновременным трезвым взглядом наблюдателя-зрителя со стороны было для него органично).  Возможно, секрет в том, что находятся какие-то сути, которые передаются через пронзительно понятные всем мелочи и детали. В данном случае, к сожалению, подобного волшебства не произошло. Чужая жизнь так и осталась чужой, оцененной, но не понятой. Такой стиль или взгляд тоже, кстати, возможен, (как прием) но трогает он меньше.
 
 Попытка сделать параллельный миницикл-отражающую росинку в финале цикла достойна восхищения. Если бы получилась. Но на мой взгляд, вышло достаточно сумбурно (хотя в условиях дефицита времени, строк и соблюдении заданий, сделать это было, конечно, трудно).
 
 Рыцарь Б
 
 Технически выполнено.
 
 Опять Стихотворение сложилось. Образы точны и емки.
 "картавую птичку" - хорошо, и много объяснять не надо, одним штрихом - и облик, и отношение и еще что.
 "набат из глаголов" - замечательно
 "обиды мельчали,
 Как бусы-стекляшки в заветной коробке." - очень зорко
 Эпилог - черта получился.
 Лирически-философское раскрытие темы "Из чего-же и з чего же из чего же" получилось на отлично.
 Однозначная победа
 
 Рыцарь А 0
 Рыцарь Б 1
 
 Судья Карапетьян
 |  |  |  | Хит 10. Рыцарь А. 
 Работа  безусловно относится  к  философскому жанру, но, к сожалению, слово «лирика» в данном случае, будет неуместно. Ибо стилистика, эмоциональная составляющая и все остальное, входящее в понятие «поэтическое мастерство», не понятно  по какой причине, просто «вынесены за скобки».Рифма типа «всесильна – паутина», такие «находки как  «звезд-ярил?», «апельсины огоньков». Выражения –«могла одна пойти в девятый вал/?/», «оседлали бы на «бис»/?/, или такие строки, как:
 « Юнцом дружил с морскими пацанами.
 Ласкал курортниц  ливадийский бриз»,
 говорят сами за себя. Все вышеприведенные  примеры отличает одно- своеобразная поэтическая «глухота», не позволяющая почувствовать приблизительность   и  смысловую неточность «оригинальных» образов и сравнений и просто,  недопустимую  в финальной работе, корявость речи. К примеру, огоньки и апельсины действительно  «оранжевые», но сравнение  их только по этому фактору весьма некорректно. Ибо, огоньки- это мерцание  и яркость  небольших точечных  вспышек  света, а апельсины имеют вполне определенный объем и размер. В другом случае, слово «юнец»-несет в себе некий негативный подтекст и приведенном отрывке текста, может восприниматься только как выражение самоиронии. Кто такие «морские пацаны» , долго думать не приходится. Но в приличном  обществе , все же лучше сначала подумать как правильно выразить свои мысли, а потом уже «выдавать на-гора»  «свежие» образы и сравнения.
 
 Рыцарь Б.
 Небольшое «автобиграфическое» стихотворение выполнено на очень высоком поэтическом уровне. Много живых характерных деталей, присутствует та строго дозированная доля авторской самоиронии, которая является лучшим средством от самолюбования . Читаешь, и буквально слышишь негромкую мелодию  детства, которой пронизаны строфы.
 Победителем в финальной паре следует признать Рыцаря Б.
 Судья Аркадий Ляховецкий.
 |  |  |  | А Рыцарь представил триптих с интересным названием «Паутина памяти».
 
 «Росинка»
 Хороша аналогия WWW, всемирной web-паутины, c  памятью человека, ЛГ, в данном случае.
 Замечу, что «тенета» имеют и такое написание (у Даля, например), но всё же мне чаще встречалось «тенёта».
 «Блестит в тенетах смелая росинка,
 Живей которой во Вселенной нет» - смелое:), однако,  заявление.
 
 Хорошо бы разделить две первые и  две последние строчки пустой строкой, к примеру:
 «   Природа не витает в «виртуале».
 Она – реальной жизни колыбель…
 Полями поезд тянется к Рязани.
 А я строчу – кузнечик-менестрель.»
 уж очень резкий переход от общего к частному.
 
 Впечатлило, пожалуй, только это:
 «   Мелькают апельсины огоньков» - свеженько.
 И это:
 «   А там… тупик нежданных похорон».
 .
 Станция «Отдых».
 К сожалению, здесь не слишком глубоки мысли, размышления. А те, что есть, несколько лобовые, лозунговые. Такой стиль  ещё и «газетным» иногда называют.
 Пожалуй, только это хорошо:
 «   У края «взлётки» веришь почему-то,
 Что небо учит думать о Земле».
 
 Рязань, далее везде…
 Опять не совсем удачно.
 Так что, опираясь на это:
 «Подскажет ритм колёсный перестук», скажу так:
 “Жаль, что только ритм и подсказал”.
 
 Мне показалось, что в предыдущих турах у этого Рыцаря были более интересные, живые стихотворные строчки.
 
 Финальный циклик  мне не понравился.
 ----------------
 Б
 Финальному стихотворению дано название: «Автобиографическое». Затем, наверное, чтобы подсказать, что и все предыдущие стихи были такого же толка.
 Что ж: в нескольких предыдущих встречается, замечательно описывается дружба с Ленкой.
 Есть, т.е. были, проникновенные, горячие, взрывные стихи о любви.
 Честно говоря, некоторые предыдущие мне понравились намного больше, чем это, завершающее.
 
 Это показалось и попроще по замыслу, и попроще написанным.
 «Наверное, я не вполне получилась,
 Как буква под черною кляксой на белом» - почему та буква непременно не получилась?,
 Какая любовь, к чему-кому любовь рождалась в первых стихах. Почему бусы мельчали.
 
 Это вот хорошо:
 «Картавую птичку» и
 «   Как первые рифмы - набат из глаголов,
 Усиленный юной гордыней и спесью»,.
 
 Да, набата из глаголов теперь нет. Так, маленько: «валила - опалила», но ещё ж не вечер:)
 Да и эти “не фонтан”: «белом - мелом», «коленки» за ушки притянуты к «Ленке»,  «глаголов - горе» - ну-ну!, «тобою – любовью», да и другие некоторые.
 
 Жаль, что уже не уровень «Убить дракона», где «Баба Че», не «Лилит», и строчек, которые я бормотала, читая-перечитывая  «Ленку»:
 «   Ну, кому же помешала
 Наша Ленка Купершмидт?»
 -------------
 С небольшим преимуществом
 Победа Рыцаря Б
 
 Галина Пиастро, судья
 |  |  |  | A Я понимаю трудности, связанные с выполнением сложного задания в предельно ограниченные сроки. Тем более, непонятна позиция автора, представившего в финал цикл из трех ст/тв - "Росинка", "Станция "Отдых" и "Рязань, далее везде" - Положением предусмотрено ОДНО ст/тв.
 Кроме того, все стихортворения отличаются высокой степенью пафосности
 Сплетая нити волновых тенет,
 Опутала Планету Паутина.
 Раскинул Сеть всемирный Интернет.
 
 Загадочна для Космоса картинка,
 Для звёзд-ярил (?) и ледяных комет:(?)
 Блестит в тенетах смелая росинка,
 Ни в одном словаре (см. ) я не нашел объяснения слова "ТЕНЕТЫ", дважды используемого в этом коротком отрывке.
 
 Стихия Земли - "росинки" хорошо отражена в следующем катрене:
 Мы в этой капле – чудом отразились!
 Песчинки мы, цветочная пыльца –
 Природою оказанная милость,
 Не понятая нами до конца.
 А дальше - ненужные нагромождения, включающие и отражающие дорогу в Рязань(?) - реверанс в сторону хозяев Портала?
 Первое ст/тв заканчивается странным утверждением:
 Вот – знак победы, огонёк – для сердца,(?)
 А там… тупик нежданных похорон.(?), упоминая в одной строке сразу два условия - слово "побрда" и Стихию огня.
 Во втором ст/тв автор славит 2 стихии - воды и воздуха, однако допуская явные перегибы:
 
 …Юнцом дружил с морскими пацанами.(?)
 Ласкал курортниц ливадийский бриз.
 А нам бы – шторма и волны цунами,(Не дай Бог встретиться с цунами -
 Её мы оседлали бы на «бис»...............Она бы оседлала Вас на "бис")
 И третье ст/тв, короткое, целиком состоящее из лозунгов, не всегда логически обоснованных:
 Земля Руси! Есенинские дали
 Питают Гжель, Коломну, Хохлому…  (может, наоборот питание-то?)
 Куда бы мы за счастьем не летали,
 С Россией не расстаться никому. (В душе?)
 
 Земляне мы, в талантах властелины!
 Подскажет ритм колёсный перестук. (лишняя фраза)
 Послушны клику струны Паутины.
 Волшебной лампой светит ноутбук  (Фразы не для окончания финального стихотворения)
 
 Б
 
 Это стихотворение удивительно точно обобщает весь автобиографический цикл. В нем (ст/тв) прекрасно показаны и детские образы:
 Меня создавали, чтоб мною гордиться...
 Чтоб ставить по праздникам на табуретку,(!)
 Смешную: очки и в зеленке коленки, (!)
 А я продвигала по-дружески Ленку,
 Картавую птичку, подружку, поэтку.(!!)
 
 Наверное, я не вполне получилась,
 Как буква под черною кляксой на белом,(!)
 Как детский рисунок, начертанный мелом,(!)
 На сером асфальте, где ноги и сырость.(!!)
 Какие блестящие краткие характеристики образов!
 
 И дальше, на тему о "взрослой " любви:
 Любовь... И взрывала, и навзничь валила,
 И жгла, словно солнца паяльная лампа,
 Живила водой, притворялась баландой...
 Но как же я счастлива, что опалила… В текст стихов умело вплетены упоминания о трех стихиях - Земли, Огня и Воды. К сожалению, я не машел (а может - не разглядел) упоминания о стихии Воздуха, неба. А ведь достаточно уточнить строку:
 
 Но все же надеюсь на НЕБА Я (высшую) милость:
 
 ПОБЕДУ в ФИНАЛЕ отдаю Рыцарю(ше) Б
 Судья Э.К.
 |  | |  |  | Кто с русским языком на ты, Шукать не станет "ТенетЫ".
 Тенёта, или там тенета?
 Да хоть у Даля есть про это...
 | 
 | 
 |  |  |  | Рыцарь А Ну, накинулись, бедный рыцарь. А мне понравилось все равно. Да, работа менее эмоциональна, чем у соперницы, тема не подразумевает бурного выплеска эмоций. Любовь всегда более выигрышна, как тематика, потому как она волновала и волнует всех (это не в укор великолепному циклу Поэтки, ни в коем случае!). Просто очень хочется отметить техничность автора 1А, глобальность мышления. От малого к большому. От частного к общему. Мне всегда нравилось, когда человек может связать это воедино.
 Что зацепило:
 Мы в этой капле – чудом отразились!
 Песчинки мы, цветочная пыльца –
 Природою оказанная милость,
 Не понятая нами до конца – вот именно, не понятая до конца!
 
 У края «взлётки» веришь почему-то,
 Что небо учит думать о Земле
 
 Земляне мы, в талантах властелины!
 Подскажет ритм колёсный перестук.
 Послушны клику струны Паутины.
 Волшебной лампой светит ноутбук… - в яблочко.
 
 Не нашла я ни пафосности, ни чего-то на нее похожего. Вторая часть слабее, жаль, не хватило в ней изюминки, но тоже не так плоха. Мое уважение автору и пожелание не расстраиваться, потому что его уровень мастерства высок, и в этом нет сомнения.
 1Б
 Не буду повторять предыдущие высказывания судей.
 Талантливо.
 
 0-1
 
 Судья Яворская
 |  |  |  | А Хорошо выполненная работа. И хоть я не люблю стихи про интернет,
 хочется пожать автору руку, вышло довольно-таки неплохо и не
 банально.
 А дорогу я наоборот люблю, так что и дважды руку пожать не лишне. :)
 Перестук колёс на самом деле умиротворяет, может поэтому стихам
 немножко не хватило огонька?...
 А ведь есть огоньки в тексте, целые апельсины огоньков. Очень
 удачный образ, кстати. Из окна поезда, на скорости - как раз так они и
 выглядят, чуть смазанными и расплывчатыми. Вот и третий повод
 пожать руку. За наблюдательность.
 Нет, на самом деле неплохой текст, но на мой взгляд немножко затянут,
 особенно во второй части. Поменьше бы общих мест и было бы совсем
 здорово.
 
 Б
 Сразу скажу, от этого рыцаря ожидал в финале большего.
 Вот правда, верилось мне, что так и будет. Очень уж хороши были
 предыдущие работы. А в этом тексте и образность на порядок ниже и и
 мест с неожиданными связками понятий не нашёл...
 К тому же стихи о стихах я тоже не люблю.
 Как всегда царапнула инверсия, в данном случае это -  "солнца
 паяльной лампой".
 Не совсем понятым осталось предложение о том, как любовь
 притворялась баландой. Почему притворялась?
 Начало замечательное.
 Финал не удивил.
 Эх, вон как поругался на хорошее вообщем-то стихотворение. :)
 И всё-таки я за лирику. И за общие заслуги доблестного рыцаря-лирика
 в этом конкурсе.
 
 0:1
 Судья Евгений Хоренко.
 |  |  |  | Высказываться после мэтров - народ тешить... Однако несколько слов всё-таки скажу:
 - Рыцарь "А" довольно удачно поразмышлял под стук колёс: философская лирика получилась. Правда, несколько затянуто. Вторая часть работы вообще разочаровала огульными рассуждениями про штормы, волны, девятый вал и цунами вперемежку с прыткой девчонкой...
 - Рыцарь "Б" пошёл по проторённой дорожке: про любовь - оно вернее...
 Повторяться тоже не буду: моими коллегами всё достаточно подробно проанализировано. Финальная работа оказалась слабее предыдущих. Видно - выдохлись уважаемые рыцари!
 
 С небольшим преимуществом победа Рыцаря "Б".
 
 Судья - Сергей Гамаюнов (Черкесский)
 |  |  |  | Атос - Поэтка 
 Поэтка - единогласно.
 | 
 
 |  |