 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 9082 [ символов ] 
 |  | 
 |  |  |  | Барик-гадёныш |  | | Всё, не могу больше молчать. И пусть этот гадёныш делает что хочет, но я расскажу про него всё. Его старый, толстый, морщинистый и полупрозрачный зад сидит сейчас на клавиатуре и мешает мне напечатать этот рассказ, но я уже научился набирать текст вслепую, и его очередная пакость опять не сработает.       Узнал я о существовании этого гада первого сентября 1971 года, когда пошёл в первый класс. Придя домой после торжественной линейки и первого  ознакомительного урока, я увидел на кухне голого мужчину, вернее он выглядел как мужчина  лет тридцати пяти, но таковым не являлся. Лицо и фигура были мужские, но первичные половые признаки отсутствовали, а весь он был полупрозрачный. Моя попытка с ним заговорить не увенчалась успехом, он просто ехидно улыбался и наблюдал за моими действиями. То ли  у ребёнка более гибкое мышление, чем у взрослого, то ли я от рождения тупой, но тогда я совсем не испугался, а воспринял нового знакомого как дар судьбы и назвал его Бариком, причислив к кругу друзей. Если б я знал, как я тогда ошибался.       Самая первая его пакость не заставила себя долго ждать. На столе стоял стакан с кипячёным молоком с пенкой, которое мама каждый день заставляла меня пить. Я ужасно не любил это пойло, особенно пенку, но мама упрямо,  иногда с помощью ремня, вырабатывала во мне любовь к этой гадости. Так вот, видимо посчитав,  что молоко я очень люблю, Барик сунул в стакан палец и после этого исчез. Я подошёл к столу и посмотрел на содержимое стакана. Молоко прокисло, и превратилось в простоквашу, которую я обожал, а сверху, вместо пенки, был тонкий слой сметаны.  Как такое возможно, я не могу понять до сих пор, но Барик приучил меня не удивляться его выходкам, а просто принимать всё как есть. Мысленно поблагодарив нового друга, я залпом выпил содержимое стакана и поставил его на стол. А вслух,  для вошедшей мамы, я сказал:       - Какая же это гадость!  Барик не заставил себя долго ждать и с радостной улыбкой появился на кухне. И тут я понял, что вижу его только я. Мама просто прошла сквозь него и ничего не заметила.       Сущность Барика я понял на следующий день. Мама приготовила мне любимые драники  и я уже готовился к счастливому моменту их поедания, когда тарелка, полная вкуснятины полетела на пол, скинутая полупрозрачной рукой. Осколки перемешались с ошмётками блюда, и мне прилетела незаслуженная затрещина от родительницы.       Сколько раз я стоял в углу из за пакостей Барика, я уже и вспомнить не смогу. Иногда моя пятая точка получала порцию кожевенно-ременного воздействия на память, иногда меня наказывали домашним арестом, но с каждым годом я начал постигать науку противостояния неизбежному дерьму, происходящему в жизни. Обмануть бессловесного и злобного Барика оказалось не так уж и сложно. Он не был семи пядей во лбу и реагировал только на мои эмоции, вернее их внешние признаки. Достаточно было показать, что мне что-то нравится, как это что-то тут же становилось испорченным или превращалось в своего антипода. Так я начал получать в школе одни четвёрки и пятёрки. Достаточно было показать, что двойка меня радует, а пятёрка и четвёрка огорчают, как мой дневник избавился от «неудов» полностью. И самое интересное, что и в школьном журнале  все двойки превратились в четвёрки и пятёрки, и даже учителя были уверены, что ставили именно эти оценки. Как Барику это удалось, я не знаю, ведь он никогда не покидал стен квартиры.       Так мы и жили. Я изобретал новые способы обмануть своего пакостника, чтобы его выходки приносили пользу, а этот гадёныш следил за проявлением моих эмоций и выворачивался наизнанку, что бы услышать как я его ругаю.       Самое трудное было придумать, как минимизировать вред от этого прозрачного паразита, когда я начал водить девушек. Ох уж он тогда отрывался. Стоило мне придти с представительницей прекрасного пола, как он начинал проявлять просто катастрофическую активность. То под мою марку ущипнёт девушку за мягкое место, и она с визгом убегает. То, когда я нахожусь позади гостьи, неожиданно возьмёт её за грудь, и я получаю по морде с разворота. То начинает поглаживать девушку по … ну, где пока нельзя, и я опять вынужден уворачиваться от незаслуженной пощёчины. Конечно, это иногда приводило и к совершенно другим результатам, но тогда Барик совсем слетал с катушек и в кульминационный момент любви начинал щекотать пятки или тыкать под рёбра моим партнёршам по сексу и мне приходилось постоянно оттачивать мастерство любви, дабы распалить девушку так, чтоб она не замечала выходок  Барика.       Когда я переехал на другую квартиру, то надеялся, что это проклятие не последует за мной, ведь раньше он никогда не проявлял себя вне стен моего жилья. Но мои мечты разбились в прах, когда я, распаковывая вещи, достал коробку с блёснами. Крышка откинулась сама, и оттуда выплыл мой мучитель с ехиднейшей улыбкой. Как я тогда ругался! Жена даже хотела вызвать «скорую». Я просто носился по комнате и материл всё и вся, проклиная свою судьбу.       Пока я взрослел и приближался к среднему возрасту, Барик потихоньку старел и превращался во вредного и противного старикашку. Его противная, морщинистая и тучная фигура появлялась передо мной только тогда, когда я радовался жизни. Моё хорошее настроение побуждало его к действию, и у меня начинались неприятности. Это приучило меня проявлять положительные эмоции очень сдержано, а если я хотел получить чудесное избавление от проблем, достаточно было только радостно о них поведать жене или просто самому себе, вслух, как моё старое проклятие начинало действовать. Так я один раз чуть не стал фальшивомонетчиком. Получив зарплату  в виде четырёх пятитысячных бумажек, я пришёл домой и начал доказывать жене, что деньги это зло и грязь. Через несколько минут моя рабочая сумка, где лежала зарплата, натянулась и стала напоминать беременную сучку. Я расстегнул молнию и еле сдержал улыбку. Пачки пятитысячных бумажек высыпались на пол и заставили глаза жены вылезти из орбит. Я дал ей одну, что бы она сходила в магазин и разменяла её, дабы проверить купюры на подлинность. Она вышла, а я сел на диван и начал изучать банкноты. Они были настоящие. Но каково было моё разочарование, когда я сравнил номера купюр. ВСЕ ОНИ БЫЛИ ОДИНАКОВЫЕ. Такого разочарования я не получал давно. Комната наполнилась матом, и жена, пришедшая из магазина с продуктами, купленными на данную ей «пятёрку», застала меня за сжиганием бумажной массы. Скандал был не шуточный. В глазах жены я выглядел полным идиотом, о чём она мне и поведала в весьма нелестных и далеко не изысканных выражениях, а Барик стоял рядом, невидимый для неё, и радовался своей выходке. После этого я поклялся вообще больше не улыбаться, чтобы не вызвать этого монстра и не накликать ещё большие неприятностей. И вот сегодня я устал жить без улыбки и решил написать рассказ о вреднейшем существе - Барике. Эта мысль подняла мне настроение и я, улыбаясь, сел за компьютер. Гадёныш не заставил себя долго ждать и уселся на клавиатуру, мешая поведать вам мою  историю. Выглядит это полупрозрачное несчастье уже весьма мерзко и грустно. Если мне сейчас сорок семь, то ему далеко за семьдесят и скоро он от меня отстанет, просто «склеив ласты». Поскорее бы уже. Надоел. Хорошо, что он хоть не умеет обращаться с компьютером и не сможет повредить ни этот файл с рассказом, ни другие мои работы. Хоть в чём-то повезло.       … Как же ты ошибаешься в отношении меня, Саша. Да, да, не удивляйся, это я, Барик. Умею я с компьютером обращаться. Кто же делает твои рассказы хоть чуточку интересными? Ты же пишешь почти полный бред, а мне приходится доводить их до ума? Помню я и твоё молоко и твою кислую физиономию, когда ты его пил. Потому и пришёл я к тебе, что бы помочь идти по жизни. Своими шалостями я научил тебя радоваться победам, уметь противостоять неприятностям, понять цену доброты и любви. Да, выгонял я твоих девок, но одновременно заставлял тебя стать искусным любовником, а когда у тебя появилась Светлана, я и пальцем её не тронул, боясь спугнуть её любовь к тебе. Вся твоя ненависть обратилась на меня, а все остальные люди считают тебя добрейшим человеком, готовым всегда помочь и поддержать. Ты стал хорошим человеком, готовым к добру, радости и счастью и готовым дарить это другим. Теперь я оставляю тебя. Как ты заметил, я уже на пределе жизненных сил и дальнейшее моё пребывание рядом с тобой невозможно. Я устал. Прощай, Саша, спасибо тебе за твои чувства и за обучаемость. Будь счастлив и смейся громче…        БАРИК! БАРИК, ПОСТОЙ! Погоди, не уходи, я писал этот рассказ, чтобы поддержать тебя, порадовать тебя моей злостью. Не уходи, я же люблю тебя, ты мне нужен, с тобой жить всегда было весело. Ты всегда заставлял думать и рассчитывать каждый шаг, заставил меня научиться понимать других. Не оставляй меня. Ну, хочешь я буду непрерывно ржать как лошадь, а ты будешь делать пакости, а хочешь я уничтожу этот рассказ и всё будет как прежде?       Барик сейчас появился рядом, посмотрел в мои мокрые глаза, улыбнулся и начал таять. Его уста тихо произнесли: - Саша, это была моя последняя и самая большая пакость. Я ухожу, будь счастлив. | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 13.09.2013 22:03 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Интересный рассказ. Увлекательно читать про появление, развитие и выздоровление шизоидной личности. Я думаю в каждом из нас сидит свой
 Барик а то и несколько. Личность многогранна. Сразу вспомнился Шекли и
 его Четыре стихии. Ну и конечно Бойцовский клуб!
 Удачи в конкурсе.
 |  | |  |  | Спасибо, Максим. Вы правы, в каждом из нас сидит Барик и помогает жить, обучая. | 
 | 
 |  |  |  | "Если б я знал, как я тогда ошибался" — Александр Русанов, рассказ «Барик-гаденыш».
 
 Интересно, а что бы изменилось, если бы мальчик знал чем Барик
 окажется? Думаю — ничего. Невидимка все равно бы гадил, а малец учился
 бы с ним сосуществовать. Фраза эта — клише, которое, ко всему прочему,
 еще и применено просто так — для связки слов.
 Пожалуй, тут и кроется основная проблема рассказа. Простой и
 незатейливый текст, помимо очевидной идеи (которое нам прямо в глаз
 тычут), изобилует банальными приемами, существующими в данном
 конкретном случае только для самих себя.
 Прежде чем перейду к главным замечания, хочу пояснить. Я расцениваю
 данный рассказ как фантастический. Точнее — это фантастический реализм.
 Никаких намеков на то, что ЛГ просто психически болен я не заметил. Тем
 более, присутствую вполне очевидные чудеса — смена двоек на пятерки,
 например. Или волшебное клонирование денег. (кстати — логический тупик:
 ЛГ утверждает, что именно Барик виноват в смене двоек на пятерки, но в
 абзаце про переезд говорит, что его мучитель никогда не проявлял себя вне
 стен квартиры). Если же ЛГ действительно шизойд, то в этом случае
 следует: 1) переработать текст под эту тему; 2) сменить номинацию, так как
 история перестает относиться к фантастическому реализму.
 Теперь о проблемах:
 Проблема 1 — абзац, который начинается словами: «Пока я взрослел и
 приближался к среднему возрасту» чересчур велик — его бы разбить на
 составные части.
 Проблема 2 — о том, что Барик не умеет работать с компьютером, автор
 сообщает непосредственно перед моментом, когда выясняется обратное.
 Впечатление, что перед нами некое оправдание следующему сюжетному
 ходу. Невидимка переделывал оценки и память учителей, можно было бы
 догадаться, что он может все. Для исправления достаточно посвятить
 больше времени тому как и что делал Барик. Потому как практически все
 человеческие действия имеют ту или иную эмоциональную нагрузку,
 становиться непонятной странная избирательность в действиях Барика. Да и
 в сцене с молоком герой «думает», что ему не нравится молоко, и оно
 становится простоквашей. Значит Барик и мысли читает и должен
 выворачивать весь мир героя наизнанку. Конечно, может статься, что ЛГ
 просто не сильно сообразительная личность, поэтому за годы
 сосуществования с невидимкой он так и не понял или не признал его
 сущности.
 Проблема 3 — мне одному становится не комфортно от содержания
 рассказа. Первоклассника преследует голый мужчина с повадками злобного
 ребенка (хоть автор и ампутировал Барику основной половой признак, это
 все еще голый мужик. Тем более он еще и стареет! Голый старый мужик!
 Для кого этот рассказ вообще?). Затем мальчик наверняка то и дело
 смотрит в пустоту (на Барика) или пытается оправдать проказы
 существованием невидимого недруга, но о том, что родители могли
 заподозрить психическое заболевание, ни слова. Жена тоже максимум
 называет ЛГ идиотом, но никак не психом, хотя тот то и дело громко
 выражает свое недовольство чем-то, жжет деньги, ругается ни с того ни с
 сего матом. А еще ЛГ занимается любовью, в то время как полупрозрачный
 голый мужик тыкает под ребра и щекочет девушку!
 Проблема 4 — монолог Барика. Просто приведу его ниже с моими
 пояснениями в скобках:
 «… Как же ты ошибаешься в отношении меня, Саша (чьего имени никто не
 знал до этого момента). Да, да, не удивляйся, это я, Барик (чего удивляться,
 что я все еще сижу на клавиатуре, а значит печатаю текст пятой точкой).
 Умею я с компьютером обращаться. Кто же делает твои рассказы хоть
 чуточку интересными? (без меня ты не способен написать ничего стоящего)
 Ты же пишешь почти полный бред, а мне приходится доводить их до ума?
 (почему знак вопроса?) Помню я и твоё молоко и твою кислую
 физиономию, когда ты его пил. Потому и пришёл я к тебе, что бы помочь
 идти по жизни. Своими шалостями я научил тебя радоваться победам, уметь
 противостоять неприятностям, понять цену доброты и любви. Да, выгонял я
 твоих девок, но одновременно заставлял тебя стать искусным любовником,
 а когда у тебя появилась Светлана, я и пальцем её не тронул, боясь
 спугнуть её любовь к тебе. (Странно, что ЛГ этого не заметил) Вся твоя
 ненависть обратилась на меня, а все остальные люди считают тебя
 добрейшим человеком, готовым всегда помочь и поддержать (которым ты
 не являешься, ведь это просто эффект шок-ошейника). Ты стал хорошим
 человеком, готовым к добру, радости и счастью и готовым дарить это
 другим. Теперь я оставляю тебя. Как ты заметил, я уже на пределе
 жизненных сил и дальнейшее моё пребывание рядом с тобой невозможно. Я
 устал. Прощай, Саша, спасибо тебе за твои чувства и за обучаемость. (шок-
 ошейник — когда собака лает, ее бьет током. Очень эффективный способ
 «обучения») Будь счастлив и смейся громче… (хоть ты и разучился
 смеяться, ведь я выворачивал любую твою радость)»
 Проблема 3 — сам факт наличия монологов. Когда я думаю о том, как
 выстроен данный рассказ, мне вспоминается шуточная статья из старого
 номера журнала «Хакер». Не буду разъяснять в чем была суть статьи,
 просто приведу схожий пример. Мы видим текст за авторством человека,
 который раскрыл серию страшных убийств. Он подробно рассказывает что и
 как происходило, к каким выводам он пришел и собирается назвать убийцу.
 При этом в тексте он упоминает, что слышит какие-то шорохи за окном. В
 ключевой момент начинается настоящая феерия.
 Вместо того, чтобы поспешно раскрыть тайну и поделиться подозрениями,
 что пока мы читаем этот текст, ЛГ уже нет в живых, он начинает описывать,
 как убийца вломился в квартиру и теперь преследует автора. Так и вижу ЛГ
 с клавиатурой в руках, который уклоняется от смертельно-опасных
 выпадов, не забывая при этом описывать происходящее слепым методом.
 Затем герой описывает, как умирает, как кровь заливает клавиатуру, и даже
 умудряется добавить финальные слова и отправить обличающее письмо
 адресату.
 Данная ситуация высмеивает ошибку некоторых авторов, которые ради
 необычного стиля жертвуют логикой повествования. Почему ЛГ Русанова
 продолжает печатать текст после того, как Барик проявил себя, а не просто
 выскажет все вслух или мысленно? Невидимка ведь его внимательно
 слушает, чтобы вовремя всю радость выворачивать. Как соотносится со
 всем ранее написанным последний абзац: «Барик сейчас появился рядом,
 посмотрел в мои мокрые глаза, улыбнулся и начал таять. Его уста тихо
 произнесли: »? ЛГ в чате сидит и тут же отчет о происходящем нам
 печатает?
 Причем, эту последнюю и главную проблему очень легко исправить.
 Достаточно ЛГ сообщить нам, что он хочет представить текст, который он
 когда-то написал, и поведать о чудесах с этим текстом связанных. Затем
 идет основной текст о жизни ЛГ с Бариком до момента монолога невидимки.
 Перед монологом ЛГ должен написать что-то типа - «на этой строке
 клавиатура вдруг перестала меня слушаться, и на экране появился совсем
 другой текст, которого я не писал». (Сыро, но это лишь пример).
 И затем идет описание как ЛГ извиняется перед Бариком, без какого-либо
 «прямого» текста. Иначе выходит, словно они в чате общаются, но на
 одной клавиатуре.
 Надеюсь я правильно смог выразить свое мнение. Есть описание событий
 с использованием готового текста, а есть текстовая хроника событий,
 которая в реальности не возможна при описываемых событиях. Мы ведь не
 текстовую вариацию видеозаписи смотрим...
 К сожалению, не смотря на живой язык и малое число огрехов в плане
 грамматики, я не могу высоко оценить данный рассказ. Во всем виноваты
 описанные выше «проблемы». Они не являются неисправимыми. Например
 Барика из голого мужика можно сделать чертенком или каким-нибудь
 хитрым невидимым котом — все как-то ближе по возрастному рейтингу.
 Рассказ ведь не русская вариация «Зубной феи» Грэма Джойса (хотя сюжет
 очень уж похож) — не думаю, что автор хотел шокировать читателя, как
 это делал британский коллега.
 Надеюсь, что Александр не в обиде на меня и конструктивно воспримет
 критику. От всего сердца желаю ему успехов на литературной ниве... (или
 литературной волге — кто какую машину предпочитает)))
 |  | |  |  | Спасибо за рецензию, Игорь. Я ни в коем случае не в обиде, просто хотелось попросить перечитать этот рассказ в другое время. Может настроение будет другое, может восприятие измениться. Мою прозу не так просто расшифровать, прочитав скептически. Я сам судья на нескольких конкурсах, на других сайтах, и знаю, что иногда относишься к прочитанному весьма предвзято. В вашей рецензии есть дельные советы, но в большинстве, это скепсис. Вы написали, что я не указывал имени ЛГ, но рассказ написан от первого лица, а имя автора - Александр, как вы успели заметить. ))))))) И т.д. Не в службу, а в дружбу, перечитайте рассказ через недельку, с хорошим настроением. Кстати, насчёт штампа "Как он ошибался ..." ... я весьма наплевательски отношусь к мнению о штампах. ))) Если фраза подходит для выражения мысли автора, и изменённая будет выглядеть хуже, то я её буду применять, даже если до меня она была заезжена до дыр. Нет, я, конечно попытаюсь использовать более выгодное выражение, но ... Неприятие штампов, тоже огромный штамп.
 |  |  |  | Александр, Вы не подумайте - я не врываюсь внезапно в форточку в ночи, чтобы наброситься на безобидную историю и раскритиковать ее до смерти. Ваш рассказ я
 прочел сразу как он появился на конкурсе, затем я прочел его еще раз позднее -
 чтобы освежить воспоминания. И перед написанием рецензии я снова ознакомился
 с содержанием.
 Я отнесся со скепсисом, потому что произведение вызвало у меня скепсис. Я
 читатель, и никогда в действительности не признавал себя писателем или критиком.
 И как читатель , я был уверен в каждой сказанной фразе.
 Далее, похождения "Стальной Крысы" подаются от первого лица - должен ли я
 считать, что автор описывает свою жизнь, если все действие происходит в
 космосе? Ваш рассказ имеет фантастические элементы (иначе, что он делает в этой
 номинации?), поэтому я не допускаю, что если текст написан от первого лица, то
 имя главного героя совпадает с именем автора. С какой вообще стати? Я ни разу не
 писал историй про самого себя, почему я должен думать, что этот рассказ о Вас?
 И насчет штампов. Я не исключаю, что рассказ как особого рода механизм
 собирается из готовых частей. Но это совсем не значит, что подводной лодке
 нужна форточка. Некоторые вещи просто выглядят неуместно. И попытки
 избавиться от штампов, найти новые пути и способы выражение собственной мысли
 развивают литературу. Каким образом развитие является штампом? Я говорил уже,
 что слепое неприятие "из принципа" не имеет ничего общего с мнением, которое ты
 составил сам, и при этом оно совпало с чужим мнением. Поэтому я не отрицаю
 использование клише, я говорю только об уместности.
 |  |  |  | Ну, "Стальную Крысу" Гарисона я начал читать ещё в 86 году и гонялся за каждой новой книгой. Да она написано от первого лица, но уровень фантастичности, согласитесь, несколько иной, да и уровень автора Барика и Гарисона несколько отличается. ))))))))))))) Кстати, спасибо за сравнение, аж сомлел. ))))))) Я писал рассказ, как и многие сетевые авторы, для читателей, которые уже меня знают, и не удивительно, что расчитывал на привязку "Я" к своему имени. Да, рассказ весьма далёк от совершенства, но он написан почти два года назад, когда мой писательский стаж был всего год. Это, скорее, учебная гамма школяра-музыканта, чем полноценная соната или симфония, в исполнении музыканта. Рад, что рассказ вас зацепил на столько, что вы нашли время на попытку помочь в его улучшении. | 
 | 
 | 
 
 |  |