| ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ АВТАМОНОВ 11 апреля 1913 г. - 26 апреля 1995 г.   В Светлую субботу на пасхальной неделе мы проводили в последний путь одного из видных общественных деятелей русского Лос-Анджелеса — Игоря Александровича Автамонова, скончавшегося после продолжительной болезни 26 апреля 1995 г. Покойный родился в 1913 г. в Севастополе, где его отец, капитан I ранга, служил на Черноморском флоте. В конце гражданской войны, при уходе флота из Севастополя, отцу удалось взять с собой и семью. Таким образом они попали в Бизерту, а оттуда в Югославию, в город Сремские Карловцы, где в то время находился штаб генерала Врангеля.   В 1923 г. Игорь Александрович поступил в 1-й класс Русско-Сербской гимназии в Белграде. К этому времени штаб ген. Врангеля переехал в Париж. Отец Игоря Александровича уехал во Францию, где начал работать на автомобильном заводе Рено, оставаясь, как прежде, при штабе Русского Общевоинского Союза (РОВС), в отделе контрразведки. Через некоторое время он был убит при невыясненных обстоятельствах.   В 1924 г. Игорь Александрович был принят в кадетский корпус в Белой Церкви, который и окончил в 1931 г. с 7-м выпуском Крымского кадетского корпуса 11-м выпуском I Русского. Закончив среднее образование, поступил на технический факультет Белградского университета, окончив его в 1939 г. по машиностроительному отделению с дополнительным курсом по авиастроительной программе. Увлечение авиацией выявилось еще в студенческие годы в том, что будучи соколом и членом правления Русского Сокольского общества в Белграде, Игорь Александрович основал и вплоть до войны вел сокольскую группу летчиков- планеристов. Он сам много летал и учил летать других на приобретенных и построенных группой парителях, один из которых был торжественно освящен И. И. Сикорским при его посещении Белграда.   В 1939 г. Игорь Александрович сочетался браком с Ириной Николаевной Вергелес, ставшей верной спутницей на всю его жизнь. Несколько ранее Игорь Александрович поступил инженером на югославскую авиастроительную фирму «Икарус», а затем на фирму «Мессершмит» в Германии.  После войны, переехав в США и получив подданство, устроился инженером-конструктором в крупную авиационную фирму «Норт Америкэн Авиэйшн», ныне известную как «Рокуэлл Интернэшнл». Здесь он создал ряд выдающихся конструкций электромеханических подсистем управления для боевых и экспериментальных самолетов того времени (Р-100, Р-107, Х-15, В-1 и космического челнока Shuttle). В этой фирме он с некоторым перерывом прослужил более 25 лет, до своего входа на пенсию.   В общественной жизни нашей лос-анджелесской колонии Игорь Александрович всегда был в центре большинства мероприятий и событий. Прямой, чрезвычайно талантливый и работоспособный, он обладал и даром оратора, умеющего убедить окружающих в необходимости собраться с силами и осуществить то или иное начинание. Так, например, была им основана корпорация «Наш храм», давшая возможность приобрести и перестроить в русском православном духе большой храм Покрова Божией Матери на ул. Аргайл в Лос-Анджелесе. Игорь Александрович был также известен как один из тех общественных деятелей, которые проводили многочисленные в те годы торжественные собрания. Ни одно из мероприятий, посвященных знаменательным датам русской эмиграции — Дню непримиримости и скорби или Дню русской культуры, еще в 70-е и 80-е годы собиравших полный зал, не проходило без его участия. Игорь Александрович деятельно участвовал в ряде общественных организаций русского Лос-Анджелеса: он основал и долгие годы председательствовал в местном отделе Конгресса русских американцев, председательствовал свой срок в Русском инженерном кружке, был членом-соревнователем Кают-компании, членом Кружка поэтов и писателей, многолетним членом Общества «Русский сокол». Долгие годы он был председателем корпорации «Наш храм».   Свои последние шесть лет жизни до сковавшей его болезни Игорь Александрович отдал председательствованию Лос-Анджелесским отделом Общекадетского объединения; он деятельно участвовал в работе кадетских съездов, включая и последний — в 1994 году. Кроме общественной жизни Игорь Александрович показал себя и талантливым поэтом, выпустив сборник стихов и две длинные исторические поэмы «Рогнеда» и «Владимир Мономах и Гита Гарольдовна», выдержавшие несколько изданий. Отчасти за эти труды покойный удостоился личных грамот и благословения иконой владык-первоиерархов митрополита Филарета и митрополита Виталия. Писал Игорь Александрович и прозой. Во всем этом сказалось влияние бабушки, заложившей в нем с детства религиозность и любовь к России.   Это был большой труженик на благо церкви и на благо своего Покровского храма, в котором он был прихожанином 30 с лишним лет. Еще совсем недавно, уже болея, Игорь Александрович с супругой проделали колоссальный труд по облицовке золотом главного купола Свято-Покровского храма, который теперь ярко выделяется из окружающих его бесцветных построек. Царство Небесное и вечный покой дорогому Игорю Александровичу Автамонову. Глубокоуважаемой Ирине Николаевне приносим наше искреннее соболезнование.   Дмитрий Б. Тизенгаузен, Андрей Б. Сергеевский  ________________________________________   Я - ВЕРНУСЬ   (Белым воинам) Мы погружались днем, а уплывали ночью... Из труб упорно шел тяжелый черный дым... А утром, с палубы, мы видели воочию, Как медленно тонул за горизонтом Крым...   Вокруг крестили даль... Стоял и плач и шепот. Но с Родиной тогда я не прощался, нет! А позже - лишь во мне вставал обиды ропот, Я верил, что вернусь, хоть через много лет!   И верю я теперь: быть может, лишь душою Вернусь на Родину - в Россию, в нашу Русь! Молитвой, книгами - я мост туда построю! Любовью к Родине!.. В Россию я вернусь!!! 1980 г. Лос Анжелес. (Написано к 7-му Кадетскому Съезду в Париже, в июле 1980 года. Автор - кадет 11-го выпуска ПРВККККК).   стихи - Игорь Автамонов              НА   ЯХТЕ   Пойду на яхте против ветра,  Врываясь в каждую волну,  И брызги, всех оттенков спектра,  Фонтаном струйчатым взметну.   Пружинит парус, клонит яхту,  Упрямый руль сдержу рукой,  Над мачтой чайка, встав на вахту,  Застынет, словно часовой.   Бегут  навстречу  солнца блики,  Волна в затылок за волной ...  Покину копоть, шум и крики, —  Неволю жизни городской ...   Уйду от них в просторы моря,  У борта вынырнет дельфин,  И с ним погонимся  мы споря ...  Я с другом здесь, а там — один!   Вдохну глубоко, полной грудью,  Прохладу ветра, моря соль ...  Вдали исчезнут, серой мутью,  Досады гнет, обиды боль ...   На гребнях пены белый кивер,  А капли на руке, как ртуть,  Натянут туго узкий кливер, —  Отраден мне мятежный путь!..   *   *    *    *    *     ИКОНА   Старинное письмо, изогнута доска, От тяжести веков святые темнолики, В померкнувших глазах страданье и тоска, Царапины в углу, внизу подтеков блики...   В гостиной на стене, средь разной мишуры,  Фигурок и картин, над зевом граммофона,  Без ризы и лампад, как гость другой поры,  По модной прихоти повешена икона.   Веками перед ней с раскаяньем, с мольбой,  С покорностью в глазах, с надеждой, с упованьем  Крестились истово гонимые судьбой,  Скрепляя шопот свой трепещущим лобзаньем.   Пред ней молилась мать за трех своих сынов,  Ушедших на врага,- на брань отчизна звала...  И сын пришел назад... Один на шесть дворов.  И кланялась ей мать и громко причитала.   Пред ней стоял старик. Застыв, смотрел в упор.  Молитвы горький вопль из глаз лился без звуков.  Вернулся с ярмарки? – полусгоревший двор:  Жесток набег татар - ни дочерей, ни внуков.   Ненужной стала жизнь. Задут внезапно свет.  И, глядя на святых, молился он часами  За тех, кто светом был, кого, быть может, нет...  К зиме вернулся внук, отбитый казаками.   Отчаянье и скорбь несли веками к ней. От просьб настойчивых доска пошла сгибаться. О злодеяниях шептали правду ей; И тени на святых вдруг начали сгущаться...   Молящимся она не раз дала в ответ  Утеху в горестях и силу для терпенья.  Кто знает, сколько раз избавила от бед?  Крепила дух людской, рождала облегченья.   Свидетель панихид, молебнов и крестин...  А вы смогли легко, как дань дурному тону,  Средь этой мишуры, фигурок и картин  Повесить, как курьез, старинную икону?   *    *    *    *    *     " М " /Маскарад/.                                     /Шутка/. Мотыльками мчатся маски,  Мерно музыка мычит,  Маска маленькой матроски  Мне мигнула и молчит...   Мигом к маске маршируя,  Молвлю: "Маленький моряк,  Между мелями мелькая,  Мне мерещится маяк?   Маяка мерцанье мило.  Майский миф минутный мой.  Мотылек, Мечты мерило.  Метеорик молодой.   Можно мы морским манером  В мрак махнем,- моряк мне мил"...    Миг, и мрачным Ми-мажором  Маска молвила: "Мандрил.   Муж мой. Мерзкая макака.  Маску манишь мыслью мрака?"...  Молвила и мне в манишку  Мечет маянеза миску...   Медлить можно-ли минуты.  Молненосно мокрый мул,  Мимо моряка "Малюты"  Между масками махнул...   Месяц в мареве мерцает,- Мыльно мутный малахит...  Мрачно мокрый муж мечтает,- Мысль о мести мозг мутит.   *    *    *    *    *    *   ШНУРОК                                         (Заметки на полях)   Помяв рукой, я положил шнурок,  У дел неконченных, на стол, небрежно,  Да так, что со стола повис шнурка кусок,  Раскачиваясь мерно, безмятежно...   И вдруг он вниз пополз ... Быстрей, быстрей,  И за собой шнурок лежащий тянет ...  Скатился струйкой весь ... Вот чародей!..  Конец — порой, нежданно, так обманет!..                  О  Л У Н Е                                       Сонет   Там день — иль ночь. Там свет — иль тьма. Нет полумрака, полутеней, Там ясно все, там нет сомнений, Там звуков нет, — там тишина ...   Там нет морей, ни рек, ни дна...  Там нет надежд и упоений,  По небу — облачных видений;  И в острых гранях вся она...   Там шуток нет и льстивых мнений,  Там жизнь бы шла без разветлений —  Прямолинейна, как струна...   Без сказки, сладких сновидений,  Без полуправды жизнь скучна...  Нет, не для нас она — луна!   ВЕЧЕР В НЬЮ-ЙОРКСКОМ ПОРТУ   Смеркалось.  Солнце  над заливом  Покрылось дымчатой чадрой.  Каймленых туч спокойный строй  Застыл в параде молчаливом ...   Громады бурых небоскребов,  Зубастый каменный  массив  Был фантастичен и красив  На  фоне облачных сугробов ...   В порту усталые буксиры  Дремали возле пристаней;  Рекламы радугой огней  Манили в душные трактиры ...   Из  мутной, медно-красной дали  Два  запоздалых  корабля  Прошли, винтом в реке  бурля,  И где-то  там, в порту, пристали..   Пристали там ... А на  лимане,  Дремали возле  пристаней;  Неясных призраков  ряды  Темнели   в розовом тумане...   Как дух исканий, дерзкой веры.  Как тени смелых — всех времен,  Тянулись в несколько колонн  Караки, римские галеры,   Реалы Генуи, фелюги,  В триремах — гордый Карфаген,  Ладьи от Византийских стен,  Ушкуи Новгорода, струги,   Венецианцы в бригантине,  (Не то купец, не то пират),  Три каравеллы,  бриг, фрегат —  Накренясь шли, как на картине ...   На  город диких сочетаний,  Труда, веселья и страстей,  Смотрели с призрачных снастей,  На сплав упорства и дерзаний!   Наследник  славы, жизни  бурной,  Пред ними — юный великан,  Свободы  новый  атаман  Являлся в мантии пурпурной...   Дома росли  из вод Гудзона,  Сплетенье призм и пирамид...  Стоял граненый монолит,  Как исполинская корона!   ЖЕМЧУЖИНА                                (Заметки на полях)   Жемчужина большая,    Туманно голубая,      В оправе золотей       Пленяет красотой...   Оправа вдруг сломалась, -   Жемчужина осталась,      Но нет красы былой       Без рамки золотой!.. |