 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 12 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи... |  | | Уходят лучшие друзья, сгорают, словно свечи, перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор; и возвратиться к ним нельзя, и воскресить их нечем... Пост фактум горний судия подпишет приговор, поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда. Горит, горит полынь ночей... И нет на всей планете гвоздей на каждого Христа - лишь пуля и звезда. Уходят лучшие из нас, до боли торопливо: в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам. И фото в профиль и анфас теряются в архивах. И мы пожизненно идём к их песням и стихам... | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 17.06.2011 03:04 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | "По улице моей который год звучат шаги - друзья мои уходят."
 Не угадать таинственный черёд,
 хоть гороскопы нынче в жуткой моде.
 Трагичны, неожиданны порой
 у жизней-судеб наших повороты.
 И вот - печаль, и холм земли сырой,
 и траура безрадостные ноты.
 Не угадать... не выстроить преград,
 не увести от пропасти развёрстой...
 И не вернуть ушедшего назад,
 и status  quo восстановить не просто...
 
 Евгений, понравилось Ваше стихотворение. Удачи в конкурсе.
 |  |  |  | Спасибо, Ирина! Всех Вам благ!
 |  |  |  | Кто в мире ценность сотворил, Вложил в неё не мало сил,
 Сознанье, разум и душа,
 Ушли в творенье неспеша,
 Себя они приподнесли,
 И честно на покой ушли.
 |  |  |  | поскольку равенству лучей мешают судьбы эти, в которых множество очей у каждого стыда.
 Честно, не понятен смысл этих строк. И еще:
 в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам.
 В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь.
 Это - чисто индивидуальное восприятие. Поэтому, пока не ставлю оценку, ожидая ответа...
 С уважением, А.
 |  | |  |  | Попытаюсь объяснить, хотя вряд ли я сумею точно дефинировать в прозе то, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне…. 
 1) «поскольку равенству лучей мешают судьбы эти,
 в которых множество очей у каждого стыда.
 Честно, не понятен смысл этих строк».
 
 Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат. Поэтому ограничусь несколько упрощённой схемой.
 Полагаю, возникающие в начале четверостишья «лучи» должны в восприятии читающего связаться со «звездой», имеющей место в конце четверостишья (поскольку это самая близкая коннотация).
 Небольшой экскурс о звёздах.
 Во многих мифологиях звезды воспринимаются как умершие люди, взятые на небо.
 Самый распространённый образ звезды - пентаграмма, или пятилучевая. В магии её чаще всего трактуют как образ человека (но существуют и другие образы). Символ вочеловеченного бога - Христа - «светлая утренняя звезда». Алхимики считают звезду символом мировой гармонии, а на более бытовом уровне - здоровья человека. В астрологии пентаграмма - символ человеческой судьбы.
 Второй образ звезды - Звезда Давида – гексаграмма или шестиугольник. Она несет в себе образ обьединения разума (или души) и плоти. Через человека эта звезда являет собой и символ Разума как такового. Каббалисты и масоны называют гексаграмму символом слияния мужского и женского начал в Иегове, что делает её образом родоплеменных божеств вообще и символом повторения предков в своих потомках.
 В Древнем Китае каждый человек в Новый год приносил жертву «своей звезде».
 В мексиканском царстве ацтеков звезды считались проявлением первых павших или пожертвованных воинов и воспроизводились в изобразительном искусстве в виде черепов.
 Таким образом, звезда - знак антропоморфный. Именно этот традиционный аспект я и подразумевал своей метафорой. Соответственно под лучами - вполне очевидными звездными проявлениями - в моём стихотворении подразумеваются все проявления человеческой деятельности.
 
 Теперь о равенстве. Его нет. И яркие люди, выделяющиеся из серой массы, своими судьбами наглядно демонстрируют это.
 
 Множество очей у каждого стыда - яркий, честный (и т. д.) человек, выделяясь, виден «множеству очей», он лучше других, он служит немым укором, и это «множество очей» (сиречь охлос) пристыжено самим фактом существования таких - достойных - людей (не суть важно, что мелкие душонки могут не ощущать своей мизерабельности - здесь имеется в виду общая панорама или, если угодно, авторский взгляд).
 
 Подчёркиваю: здесь я высказываю лишь наиболее очевидный (по крайней мере, для меня) слой данной метафоры, без подразумевавшихся дополнительных ассоциаций и коннотаций.
 ==================================================
 
 2) « И еще:
 в какой-то миг, в какой-то час - к далёким рубежам.
 В данном контексте рубеж - смертный час. Но "в таком" применении он не воспринимается здесь.»
 
 Не совсем так. Я ведь дал три варианта:
 «перетекают в никуда, в тюрьму и за бугор»
 
 Пункты назначения - помимо «в никуда» - обозначены вполне конкретно. Просто упомянутому Вами «смертному часу» - я уделил больше внимания. Потому что в моём сознании он всё-таки превалировал. Это легко объяснить: каждый творец смертен. А местоимение «мы» здесь в значительной мере деперсонифицировано, «мы» - то бишь народ - образование более долгоживущее, чем каждая конкретная персона.
 
 С уважением,
 |  |  |  | Спасибо за развернутый ответ, Евгений! Не стоит, наверное, здесь на странице вступать в полемику, поэтому, только пара слов. То, что вы мне написали  "Я-то понимаю, но слишком многослойно - для того, чтобы изложить все варианты, пришлось бы написать целый трактат" говорит о том, что читатели могут воспринимать ваши стихи по-своему, т.е. не догадываться о "том, что чувствую, так сказать, на метафорическом уровне…".
 Я, конечно, не профессиональный критик, но думаю, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно. Что, конечно же, не ограничивает его в выборе метафор и образов. Как-то так :)
 С уважением, А.
 Да, пожалуй все же +3, не в обиду.
 |  |  |  | Без обид, конечно же. А вот с тем, что автор должен доносить до читателя свои мысли и чувства более однозначно - не могу согласиться. Напротив, я хочу, чтобы мои стихи жили для каждого своей жизнью. Чувства человеческие весьма сложны и неоднозначны, в них много невысказуемого - соответственно, я и стараюсь максимально объёмно передать своё мироощущение. Пусть этого и нельзя достигнуть в абсолюте, можно лишь бесконечно приближаться. Однако меня радует именно то, что мои слова отражаются в каждом по-своему, а не единообразно.
 Спасибо за отзыв!
 | 
 | 
 |  |  |  | Когда уйдёт из жизни добрый друг, И  вакуум накроет словно плед.
 Становится понятно сразу, вдруг –
 Что скоротечен человечий век.
 Ещё вчера могли вы говорить
 И спорить. Даже ссориться порой.
 Стремясь к мечте; работая творить…
 Так, то вчера… Вчера он был живой.
 А нынче окружает тишина.
 И давит на сознанье нудный звон.
 Утраты горькой выросла стена.
 Душа томится, издавая стон.
 
 И краски мира меркнут все вокруг,
 Коль умирает настоящий друг.
 
 Евгений. Прочитал ваше стихотворение и решился высказаться по этому поводу. Не судите слишком строго. С уважением Вениамин.
 |  |  |  | Евгений, примите мои искренние поздравления с успехом в ПУ! Могу уже позволить себе Вас поздравить :-)))
 
 С удовольствием читаю Ваши стихи...
 Удачи и вдохновения Вам!
 С теплом - Лю
 |  | |  |  | Ох, простите :-))) Это я не туда посмотрела, когда отзыв писала - а отредактировать его нельзя - увы :-)))
 С успехом в "Открытой теме"!
 |  |  |  | Спасибо, Людмила. Вам тоже удач во всём!
 
 С признательностью,
 | 
 | 
 | 
 
 |  |