| Счастливая       Годы  что  птицы:  шумной  стаей  пролетят  через  жизнь  и  скроются  в  закатных  лучах,  чтобы  снова  начать  отсчет  чьей-то  судьбы.  Но  понять  и  принять  это  дано  человеку  не  сразу,  да  и  не  всякому.  Мария  осознала  быстротечность  жизни  далеко  за  пятьдесят.  Вопреки  зеркалу  ощущала  себя  еще  молодой,  как  и  прежде,  умела радоваться  прожитому  дню,  строила  планы  на  будущее.  Муж,  дети,  внуки,  близкие  и  далекие  родственники  наполняли  ее  мир  заботами,  теплотой  и  смыслом.  Все  у нее  состоялось:  семья,  любимая  работа,  уютный  дом,  уважение  окружающих  людей.      Неосознанная  тревога  поселилась  в  ней  нежданно  и  без  видимой  причины. Вокруг  кипела  жизнь,  в  которой  и  ей  было  отведено  свое  место,  но  что-то  было  уже  не  так.  Она  вдруг  ясно  стала  видеть  все  происходящее  в  двух  измерениях: обычном  и  со  стороны.  Часто  задумывалась.  Память  стала  возвращать  в  далекое прошлое.      Вот  она -  девчонка -  подросток  ранним  весенним  утром  вместе  с  бабушкой идет  на  хутор.  Дорога  петляет  среди  зеленых  полей,  уходя  в  неизведанную  даль. Щебечут  проснувшиеся  птицы.  Сладко  пахнет  травами.  Воздух  прозрачен  и  словно  звенит  под  бодрящими  лучами  солнца. «Видишь,  внучка,  красота  какая.  Милей родной  земли  не  бывает,  запомни!».  И  слова  старой  женщины,  и  картина  того  утра  будто  наяву.       А  то  видится,  как  они  всей  семьей,  отец  и  мама  еще  молодые,  возвращаются на  арбе  с  собранным  с  огорода  урожаем .  Все  устали  за  день,  едут  молча.  А  девчонка  жадно вглядывается  в  таинственный  сумеречный  мир.  Он -  просто  сказка. Постепенно  зажигает  огоньки -  звезды  небесный  шатер.  Горячий  воздух,  став  прохладным,  дает  ощущение  полета.   Кричат  ночные  птицы.  Где-то  далеко  шумят проходящие  поезда.  Кажется,  дороге  не  будет  конца.  А  вот  и  родная  улица,  весь в  зелени  двор  и  милый  сердцу  дом.  Как  здорово,  как  приятно  вернуться  в  него.       Вспоминался  и  день,  который  всегда  семья  ждала  с  огромным  волнением.  9  мая  отец,  надев  костюм  с  боевыми  наградами,  шел  на  митинг.  Море  людей,  цветы  повсюду,  трепетное  пламя  у  обелиска  -  все  создавало  обстановку полуреальности.  Сходились  вместе  далекие  годы  и  современность.   Почему-то Мария  больше  всего  запомнила  глаза  отца.  В  них  виделись  тогда  кричащая  боль, немного  растерянности  и  еще  что-то  такое,  что  можно  осознать,  но  словами  не  определить.  Отец  шел  во  главе  колонны  ветеранов  со  знаменем,  ветер  развевал кисти  и  бахрому,  а стоящие  вокруг  люди,  молодые  и  старые,  замирали.  Это шла  сама  Победа,  великая  и  очень  дорого  доставшаяся  нашей  стране.  Отцом гордились.  Лишь  спустя  много  лет  пришло  осознание  того,  что  через  всю  свою  жизнь,  ежедневно  и  ежечасно,  нес  он  тяжкий  груз  военных  воспоминаний: крови,  смерти,  страдания.   Мария  теперь  сама  физически  стала  ощущать  ту  боль. Время  дало  ей  частичку  мудрости,  а,  может,  обострил  ее  чувства  преждевременный  уход  отца  из  жизни.  Все  чаще  приходила  мысль:  не  все  слова  любви  и доброты  были  сказаны,  что-то  важное  упущено  за  суетой,  текучкой,  повседневностью.      Иногда  робко  стучались  в  память  школьные   годы,  счастливые  открытиями,  дружбой,  мечтами  и  творчеством.  Совсем  недавно  одноклассники  встречались  в любимой  школе.  Смеялись,  вспоминая  шалости,  грустили  об  ушедших,  сердились  на  тех,  кто  не  оторвался  от  дел  и  не  приехал.  Встреча  была  и  радостной  и  грустной  одновременно,  и  теперь  частенько  всплывали  лица  однокашников,  их  рассказы  о  себе.  Невидимая  нить  по-прежнему  связывала  их  крепкими  узами.      Давно  выросли  дети,  а  она,  как  будто  вчера,  видит  их  маленькими,  беспомощными,  крепко  держащимися  за  мамины  руки. Мария  все  чаще  стала  задумываться,  чего  в  ее  жизни  было  больше: плохого  или  хорошего.  Разложить  все  по  полочкам  не  удавалось.  Жизнь  отмерила  ей  всего.  Многое,  о  чем  мечталось,  сбылось.  Но  ведь  впереди  еще  столько  нового,  а  рядом -  родные  люди,  для  которых  она  готова  сделать  все,  даже невозможное.  Разве  это  не  счастье?   Пусть  будет,  что  будет.  Она  уже  счастливая.                   ЗИМНЯЯ  ЗАРИСОВКА.           Зимнее утро.  Пушистые хлопья,  медленно кружа, собираются  в  белоснежное покрывало.  Земля, крыши домов, ветви деревьев – в чудном   наряде.  Свежо,морозно,  сказочно.  И   мысли под  стать  прироле:  легкие и светлые.  Груз  лет становится  почти нереальным.  Душа легко и молодо воспринимает  окружающий  мир.  Прохожие  приветливо  улыбаются,  словно  радуясь  каждому  встречному.       Стайки  ребятишек  с  визгом  и  хохотом  мчатся  в  школу.  Неторопливо  движутся  автобусы,  покрытые  белыми  шапками  и  наполненные  пассажирами, прильнувшими к  окнам. Парк  роскошно  одет  в  искрящиеся  снежные  одежды.  Несколько  птиц, сиротливо  прокричав,  исчезают  в  белесой  пелене.  Развесистые  голубоватые  лапы  елей  словно   притягивают  к  себе  снежинки.  Укрытые  мягким  покровом,  они  царственно  возвышаются  среди  других  деревьев.  Удивительно  беспомощной, сиротливой  выглядит  застывшая  в  сугробе  березка.         Неожиданно  снег  прекращает  свое  кружение.  Выглянуло  солнце,  и  все  вокруг заискрилось,  заиграло.  Воздух  стал  прозрачно  чистым.  И  березка,  словно  очнувшись,  приветливо  открылась  навстречу  зимнему  свету. Закованная  в  ледяной  панцирь  река  кажется  наезженной  дорогой,  уходящей  в  бесконечность.  Белизна,  заполонившая  все  видимое  пространство,  слепит глаза,  заставляет  спешить  в  домашнее  тепло. 																	                          СВЕКРОВЬ.                              « Клин клином вышибают». Свадьба у Кати и Алексея получилась шумной, веселой, с бьющей через край радостью. Лишь один человек на ней был тоскливо-равнодушен – новоиспеченная свекровь. Ничего уже она не могла изменить; пришлось надеть маску радушия, но временами сквозь нее проглядывала бессильная злоба. Молодая семья стала для Виктории костью в горле. Не хотела верить, что сын теперь, словно лист оторванный. Катя старалась угодить свекрови: навела в доме и во дворе идеальный порядок, еду вкусную готовила, о Лешиной младшей сестренке заботилась. Но ледяное сердце невозможно было ничем растопить. Однажды ночью молодая супруга проснулась от жуткого ощущения. В почти полной темноте над их кроватью свекровь творила какие-то знаки,  бессвязно и исступленно что-то шептала, окропила водой молодых и мебель. Исчезла она, будто призрак. Что это было: явь или сон, Катя сказать не могла, потому и мужу ничего не сказала. Как-то невестка вернулась домой раньше обычного, прилегла на диван и задремала. Голос  свекрови прогнал сон, в соседней комнате она говорила по телефону со своей подругой:  « Ты представляешь, эта дрянь сидит на шее, ленивая, ничего дома не делает, да и не умеет ничего толком. Только и знает, что задом своим вилять. Сколько я буду ее терпеть, не знаю. Увела моего сына, тварь». Катя вскочила. Сердце куда-то проваливалось, голова – в тисках. За что? Она вышла из своей комнаты со слезами, смогла только сказать: « Спасибо, мама». Та от неожиданности вскрикнула, швырнула телефонную трубку и стала голосить: « Люди, посмотрите, она спряталась, чтобы сделать мне гадость. Сил моих больше нет. Сволочь деревенская, не нужна ты здесь. Убирайся!». Долго еще длилась бранная тирада. Прервал ее приехавший с работы сын: « Собирай, Катя, вещи, здесь жизни нам не будет». Виктория тупо смотрела на сборы, а когда молодые стали садиться в машину, бросилась с криком к Алексею: « На кого ты мать променял? На куклу безмозглую? Одумайся! Не для нее я тебя растила». Оторвавшись от нее, сын резко бросил: « Не смей! Ты любишь только себя. Жену я в обиду не дам!» Жизнь шла своим чередом. Снимали однокомнатную квартиру: в тесноте, да не в обиде. Родилась доченька, потом вторая. Свекровь изредка навещала, будто ничего и не было, жаловалась на безденежье, на плохое здоровье. На гостинцы внучкам  скупилась, нечего, мол, баловать. Когда хозяйка квартиры сообщила о ее продаже, пришлось за неделю найти другую, но бесполезно. С двумя детьми никто не хотел приютить семью.           Выхода не было, переехали к маме. Две недели жили спокойно. Потом все вернулось на круги своя. Упреки сыпались на Катю без остановки, делалось это в отсутствие Алексея. В один из дней свекровь стала кричать: «Ты – захватчица! Украла у нас сына и брата, влезла в мой дом! Ненавижу!» И невестка не выдержала: схватив ведро с водой, она выплеснула ее под ноги обидчице, холодно произнесла: «Лучше вымой полы. Меньше яда останется в доме». Свекровь опешила, затем безропотно стала вытирать пролитую воду. Через неделю все повторилось. Теперь в глазах Виктории появился страх. Истерики прекратились, а вскоре она стала называть Катю доченькой. Вот ведь как бывает. Недаром говорят, что клин клином вышибают.   ДНЕВНИК СЕЛЬСКОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ. Глава I. Начало. Сегодня первое сентября. Впервые я пришла в школу в качестве учителя истории. Сердце тревожно бьется,  предательски дрожат коленки, мысли скачут. Как меня встретят школьники, учителя? Я  ведь совсем недавно сама была ученицей, да и рост  маловат для  взгляда на детей сверху, скорее – наоборот. Замечаю снисходительные взоры коллег, оценивающие – старшеклассников. Начинается торжественная линейка. Вокруг – море цветов, атмосфера радостного ожидания. Все, кто здесь, как и я, волнуются. Речи выступающих едва доходят до моего сознания.  Сознаю, что похожа на готовую в любой момент раскрыться пружину. Наконец звучит спасительный звонок, ребята и учителя идут по классам. Впереди – уроки, внеклассная работа, общение, множество забот… Мой первый час истории. Вхожу, стараясь выглядеть спокойно и уверенно, в кабинет. За столами – восьмиклассники. Боже, многие из них – на голову выше меня.  Поздоровались. Словно выстрел – первая фраза светловолосого парня: «А с вами можно познакомиться?» Класс застыл. Парирую: « Можно, меня  зовут Елена Петровна. Буду вести у вас уроки истории. Прошу вас назвать свои имена и фамилии». Пока мои ученики представляются, перевожу дух. Сообщаю основные требования, приступаю к объяснению темы. Держусь замечательно, хотя душа – в тисках страха и почти отчаяния. Замечаю на третьем ряду великовозрастного детину с отсутствующим взглядом. Тут же задаю вопрос по объясненному материалу. Класс дружно хохочет, а тот невозмутимо смотрит на меня, медленно встает и произносит фразу, после которой у многих от смеха выступают слезы. Прошу ответить других. Все затихли. Четко сформулировать несколько фраз смогла лишь одна ученица, наверное, отличница. Как же мне работать с таким классом?  Надо потом все обдумать. А сейчас – задание на дом, звенит звонок с урока. Мой первый опыт, кажется, не совсем удачен, но и для отчаяния повода нет. Жизнь продолжается.  Глава II. Ботинки. В первый год работы в школе я узнала столько нового и необычного, о чем и догадываться не могла, например: роль ботинок преподавателя в педагогическом процессе. А дело было так. В нашу школьную обитель должна была приехать комиссия районного отдела образования. Директора о важном событии предупредили заранее. Начался настоящий аврал. Все чистилось, подкрашивалось, сортировалось… Бдительное око администрации просматривало каждый сантиметр вверенного учреждения. Меня, как начинающего специалиста, еще не обремененного стереотипами и семейными заботами, назначили ответственной за состояние наглядной агитации. Я перечитывала тексты газет, стендов, классных уголков, исправляла ошибки. На второй день  бурной общественной деятельности многоуважаемый  руководитель учебного заведения  вызвал меня в свой кабинет, чтобы указать на пропущенную в стенгазете ошибку. « Куда же вы смотрела, дорогой товарищ? Такая безграмотность допущена, а  где же исправление?» Я удивилась, сама помогала школьникам ее выпускать, знала каждую строчку, поэтому возразила: «Извините, но ошибок там нет». Директор взял меня за руку, как нашкодившего первоклассника, и повел в коридор, где красовалось наше с ребятами творение. « Вот, полюбуйтесь, что это за слово – «зерцало»; разве это не ошибка?» Я почему-то тихонько хихикнула. Руководство онемело. Поняв, что надо спасать положение, уже почтительно-серьезно пояснила, что цитата взята из наставления юношеству  времен Петра I, все верно. Шеф удалился в глубокой задумчивости. На следующий день на большой перемене работников школы собрали в учительской. После психологических наставлений на предмет общения с высоким начальством было объявлено, что уроки сокращаются; женщины обеденной электричкой могут ( то есть обязаны)  поехать в Ростов для приведения себя в надлежащий вид. Почти все учительницы, кроме двух дам преклонного возраста, укатили приобретать городской лоск. И этот день настал! Все педагоги пришли на работу на час раньше обычного. Разил парфюм, шуршали новые платья и солидно смотрелись выходные костюмы. Волнение чувствовалось даже в воздухе. Модные прически, свежий маникюр подчеркивали важность момента. Элегантный и подтянутый, директор осмотрел свое « войско» и, видимо, остался доволен. Зазвенел телефон. Все замерли. Это было сообщение о том, что комиссия только что выехала. Кто-то сказал: « Только бы ко мне на урок не пришли, я этого не вынесу». Пожилая учительница химии иронично заметила: « Они  тоже люди, у них работа такая». И вновь повисла тишина. Директор нервно прошелся мимо нас, и вдруг его лицо исказила гримаса. Он подошел к математику, который мирно листал журнал с красочными иллюстрациями, и буквально прошипел: « Да как вы смеете?» В глазах присутствовавших застыл ужас. Математик широко улыбнулся, не понимая, чего от него хотят. « Вы почему в нечищенных ботинках?»   Виновник захлопал глазищами, силился что-то сказать, потом, махнув рукой, отвернулся к окну. Тут нервы директора не выдержали: « Немедленно домой! Привести себя в порядок!». После такой команды мистер « нечищеные ботинки» пулей вылетел из учительской. В окно было видно, как он рысцой трусил к своему флигелю и скрылся в нем. Через пятнадцать минут наш нарушитель спокойствия предстал « пред светлыя очи» в сверкающих от крема и усердной чистки ботинках. Теперь комиссия была школе не страшна. |