Многие могут слушать, но мало кто слушает.   Многие слушают, но мало кто слышит.   Многие могут смотреть, но мало кто смотрит.   Многие смотрят, но мало кто видит.   А кто слышит и видит, не всегда может всё понять и объяснить.      А тот, кто, всё-таки, понял и может объяснить, не всегда хочет это делать.     Потому что если ему захочется,    то придётся разговаривать с самим собой.     Ведь не станет же он уговаривать не видящих и не слышащих    задавать ему вопросы о том,    что их не тревожит,    о том, что для них не существует.     А если они спросят о том, что волнует их,    то захочет ли познавший отвечать на такие вопросы?     Он понимает почему они спрашивают его о всяких пустяках,    и понимает почему не хочет отвечать на их вопросы.    Они удивляются его молчанию,    он не удивляется их настойчивости.    Наконец, он говорит то, что они хотят услышать.    И они радуются.    Затем он говорит то, что они не хотят услышать.    И они обижаются.    И тогда он говорит то, что хочет до них донести,    пока они застряли между радостью и обидой.    И они смущаются.    А он уже начинает разговор с самим собой.    Сам спрашивает и сам отвечает.    И теперь они видят и слышат,    но пока ничего не понимают.    Он же сам насмехается над святынями и сам себя осуждает.    И они спрашивают его о том,    что же он делает,    а он продолжает разговаривать сам с собой.    Тогда самые обидчивые и нетерпеливые уходят,    а те, кто остались, уже не спрашивают,    а пытаются понять, наблюдая.    И, наконец, они понимают, что он говорит для них, а не для себя.    Поняв же говоримое многие возмущаются и уходят,    а немногие продолжают слушать и смотреть.    Но и они расходятся, поняв,    как этот невозмутимый болтун высмеивает все их добродетели.    И он снова сидит один.    И думает:    стоит ли в следующий раз начинать разговор в надежде на собственную ошибку?    И знает, что снова на этот вопрос ответит:    Да.    Потому что не дано ему большей радости,    чем ошибаться и ждать, что когда-нибудь придет тот,    кто останется,    хотя знает он доподлинно о том,    что нет среди приходящих такого.  |