 
             
            
        
    
    
    | Произведение |  |  |  | 
        | Объем: 18 [ строк ] 
 |  | 
 |  |  |  | А что есть море?... |  | | «...Простит ли нас наука за такую параллель,                                   За вольность толкований и теорий?...                                   Но если изначально было Слово на Земле –                                    То это, безусловно, слово МОРЕ...»                                                            В.Высоцкий.   Так  что есть море? -  Вечности холсты, Рожденные Создателя рукою, На  них скользят  дыханием  покоя  Когда-то несожженные  мосты.     Так что есть море? Незабвенный  друг, Что щедро дарит нам  за откровенность Прохладную струю  перины  пенной, То страстью околдовывает  вдруг..   Так что есть море? -  Мудрости строка, Порывам   ветра только бы поверить -    И   разобьются   горести  о берег,  Как волны, превратившись  в облака.   Так что есть море? | 
 |  |  |  | 
                | Дата публикации: 03.10.2008 00:57 | 
 |  |  |  
 
| Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |  
 | Рецензии |  |  |  | Добрый день! Не очень рифмуется «рукою», «покоя», а равно во втором четверостишье «откровенность» - «пенной»…
 В целом стихотворение как будто характеризует не море, а лишь указывает нам на какие-то его особенности, причем, исключительные: «Море – мудрости строка». В таком духе о море можно говорить бесконечно… А потому дальнейшие строки тонут в неисчерпаемом словами описании моря, то есть кажутся несущественными... Но трудность задачи понятна изначально, ибо о вечном и бесконечно многообразном автор решился сказать в духе определений: море – это... задача почти не подъемная!
 С уважением, Арман.
 |  | |  |  | Здравствуйте, уважаемый Арман! Не могу понять смысла Ваших критических замечаний:
 1. Если рифмы "рукою - покоя" в первом катрене, и "откровенность -пенной" во втором  Вам не подходят, тогда какие рифмы для Вас хороши: "Любовь-морковь"?
 2. Вы пишете, что в стихе  нет характеристики моря, а присутствуют лишь  какие-то его особенности. Но разве поэзия призвана давать характеристику тому  или иному  явлению, предмету  и т.д.?  Для этого, по-моему, существуют точные науки. В моем понимании, авторы    посредством стихов передают  свои личные  впечатления, ассоциации, чувства, связанные с тем или иным явлением или событием, а не "дают характеристики".
 Поэтому конкурс так и называется "О море", чтобы каждый автор мог  выразить  свое личное отношение и восприятие  моря ПО-СВОЕМУ, ведь  для каждого море - это что-то свое,это ОБРАЗ, а не научное определение этого понятия - химический  состав  воды, песка, глубина  и т. д.
 С уважением. Ирина.
 |  |  |  | Добрый день, Irena-light! "Любовь-морковь" - хорошая рифма, просто слово "любовь" многим уже наскучило, оскомину набило, хотя здесь я никак не могу понять, о чем речь: о любви зайца к морковке что ли?.. Мне куда больше нравится "любовь-кровь"!
 О своеобразности восприятия моря я с Вами полностью согласен, но вот сравните - без научных определений - что такое форма "море - это" и какую бездну она предполагает в поэтическом контексте:
 
 Море - это двое влюбленных на пустынном берегу...
 Море - это штиль, тишина и пена ласково плещущих волн...
 Море - это гроза и шторм...
 Море - это одинокие темные скалы...
 Море - это морское сражение...
 Море - это вечерний закат...
 Море - это тонкий месяц над проснувшейся гладью...
 Море - это огромная Луна над горизонтом...
 Море - это колыбель жизни...
 Море - это вечности стихия...
 Море - это... и т.д.
 
 С уважением, Арман!
 |  |  |  | Совершенно согласна с Вами, Арман! Именно для этого мы с Вами здесь, на этом конкурсе, чтобы каждый  из нас рассказал о
 СВОЕМ  море, о личных  ассоциациях, связанных с этим безграничным понятием - МОРЕ.. :)
 С уважением. Ирина.
 | 
 | 
 |  |  |  | Добрый день! В первом предложении вопрос задан в единственном числе, а ответ на него даётся во множественном. Не могу представить образ не сожженных мостов над морями – зори что ли? В тексте допущена опечатка: «несожженные» («не» написано слитно). В первом четверостишии после вопроса поставлена чёрточка, а во втором – нет. Как прекрасны оптимистичные последние две строки, дарящие очаровательное образное сравнение:
 И разобьются горести о берег,
 Как волны, превратившись в облака.
 Спасибо! Всего доброго! С уважением, Юрий.
 |  | |  |  | Добрый день, Юрий! Спасибо за слова похвалы - последние  строки в стихотворении  и мне  кажутся лучшими.
 Насчет грамматических замечаний Вы  не правы: прилагательное "несожженные" писалось бы раздельно с частичкой "не" только в том случае, если  бы присутствовало  противопоставление: "не сожженные, а...(какие-нибудь другие)".  В  данном случае слово "сожженные"  употреблено с отрицательным значением (какие мосты? - несожженные).  Это правило подробно описано  даже  в школьных учебниках русского языка и известно мне с детства.
 А  в каких строках  Вы прочитали о несожженных мостах над морями? В моем стихотворении выражение "несожженные мосты" относится к "Вечности холсты"  и является авторским художественным образом, основанным на личных ассоциациях, восприятиях, ощущениях  и т.д.
 И кто Вам сказал, что на вопрос "А что есть море?" должен даваться ответ лишь  в единственном числе?
 Вот за то, что Вы заметили пропущенную черточку во втором катрене - спасибо, это я пропустила.
 С уважением. Ирина.
 | 
 | 
 |  |  |  | Рецензия на стихотворение: «Так что есть море». 
 Автор написала стихотворение весьма непростое – я бы даже сказал, что отчасти переусложнённое. Тем не менее, оно небезынтересно, как для чтения, так и для анализа.
 Автор пытается ответить для себя и для читателя на вопрос: что есть море? В трёх строфах, на протяжении которых ищется ответ, возникает три главных образа-ответа:
 1. холсты вечности – искусство;
 2. незабвенный друг – любовь (друг незабвенный = любимый);
 3. строка мудрости – философия.
 Море – это искусство, любовь и философия. Таковы предложенные ответы. Они в сжатом виде охватывают всю палитру жизненных ценностей. Но, конечно, автор понимает, что претендовать на полную всеохватность в таком маленьком стихотворении всё же нельзя, поэтому она оставляет вопрос открытым и для себя, и для других. Главное, что она идентифицировала море в своей системе ценностей и почти удовлетворилась полученными ответами. Почти – потому что не до конца, предлагая читателю продолжить, приглашая его к сотворчеству.
 
 Соответствующие образы-ответы влекут за собой возникновения других, подчинённых им образов.
 1. ХОЛСТЫ ВЕЧНОСТИ, созданные рукой Бога, на которых скользят несожжённые мосты;
 2. НЕЗАБВЕННЫЙ ДРУГ, который за откровенность (= наготу), дарит нам струю пенной перины или околдовывает страстью;
 3. СТРОКА МУДРОСТИ, которой надо поверить (порывам её ветра), чтобы горести разбились о берег = распылились, как волны, ставшие облаками.
 
 Образная палитра очень широка: от предельной иносказательности («несожжённые мосты») до простых, «ощутимых» образов («порывы ветра»).
 
 Первое четверостишие.
 Пожалуй, «несожжённые мосты» - это самый спорный, самый «неудобочитаемый» образ во всём стихотворении. Такие образы таят в себе всё и ничего. Что есть «несожжённые мосты», которые ещё и «скользят»? Раз «скользят» – значит волны, или скольжение = промельк в сознании? «Несожжённые мосты» = всё возникло из моря, или = наша ушедшая юность иили бывшие курортные романы. В общем-то, здесь может скрываться любая мысль. Выкристаллизовать её такое же безнадёжное занятие, как пытаться полнокровно ответить, что же есть море.
 
 
 NB. Отметим, что географически в первом четверостишии автор созерцает море со стороны, как картину (холсты).
 
 
 Второе четверостишие.
 Здесь появляется мотив дружбы-любви, который к концу строфы доходит до определённой эротичности: друг-возлюбленный – нагота – щекотание струи – околдовывание страстью.
 
 
 NB. Внутри второго четверостишия автор уже не отстранённо наблюдает, а активно участвует, присоединяется к морской стихии.
 
 
 Третье четверостишие.
 В последнем четверостишии автор уже взаимодействует вместе с морем, сам становится морем, пытаясь переосмыслить нашу жизнь, её житейские проблемы с точки зрения психологии и философии моря – доверься ветру и будешь счастлив. Автор растворяется в море, чтобы взглянуть на мир «морскими глазами» и дать читателю мудрый совет или даже – завет морской стихии.
 
 
 NB. К третьему четверостишию автор безраздельно сливается с морской стихией.
 
 
 Таким образом, автор в стихотворении проходит три стадии существования-участия:
 1. наблюдатель;
 2. соучастник;
 3. часть стихии.
 
 От вдумчивого созерцания – через вхождение – к становлению.
 
 Рифмические созвучия, привлекающие автора также разноплановы – от классической точной рифмы (холсты – мосты), до ассонансной (поверить – берег). Стилистически такая система рифмовки в сочетании с крайне разноплановыми образами и довольно-таки высокопарной лексикой напоминают о «несожжённых мостах» к творчеству Беллы Ахатовны:
 
 Уже ты мыслишь о друзьях
 всё чаще, способом старинным,
 и сталактитом стеаринным
 займёшься с нежностью в глазах.
 «Свеча» (1960)
 
 
 Таково в целом стихотворение Ирены Лайт. Сложное, противоречивое, но чувственное и талантливое.
 Искренне желаю автору успехов и новых просветлённых откровений.
 С ув.,
 АП.
 |  | |  |  | Здравствуйте, Александр! Просто "снимаю шляпу" перед Вашим профессионализмом!
 Абсолютно согласна с Вашей рецензией - Вы правильно поняли и передали все, что мне хотелось сказать этим стихотворением, и указали все "плюсы" и "минусы" -  большое спасибо!
 У Вас явный талант и чутье критика, и нам всем стоило бы у Вас поучиться.
 Удачи Вам!
 С уважением. Ирина.
 |  |  |  | Спасибо, Ирина. Мне было интересно писать рецензию на Ваше стихотворение. Как ни странно, найти сложное в простом - задача, конечно, не поверхностная, но найти простое и понятное в сложном - гораздо труднее. Поэтому я рад, что мне удалось "докопаться до истины" и вскрыть все возможные тайники в этом стихотворении. Мне очень понравилось работать с ним, хотя не сразу к нему сумел подступиться - искал ключ, центральную линию для анализа. А в процессе набрёл даже на две: три образа-ответа + три состояния автора. И тотчас же приступил к рецензии.
 Спасибо Вам за оценку и за понимание.
 С ув.,
 АП.
 | 
 | 
 |  |  |  | Симпатичное стихотворение. Не смогла пройти мимо. :)
 |  | |  |  | Спасибо, Людмила! Слышать добрые слова от талантливых людей всегда радостно:)
 С уважением. Ирина.
 | 
 | 
 |  |  |  | Так что есть, море? Хороший вопрос и нет на него ответа... Спасибо. Понравилось стихо. |  | |  |  | Вам спасибо за оценку, Сергей! Мне очень приятно, что Вам понравилось:)
 С уважением. Ирина.
 | 
 | 
 |  |  |  | Произведение действительно не простое. Философское- так бы я сказал.Так что есть море? Есть вопрос, который заставляет задуматься. Очень хорошо.
 |  | |  |  | Спасибо:) Действительно, на вопрос "что есть море?" нельзя ответить однозначно. Мне и хотелось, чтобы те, кто прочитает стих,  задумались  о "своем" море - спасибо Вам за понимание.
 С уважением. Ирина.
 | 
 | 
 | 
 
 |  |