| Николай Бур      РЕЦЕНЗИЯ        « Гимн РоссиЕ». или «Когда в «буржуйке» еду…»    Для начала автор заставил читателей споткнуться в прочтении названия стихов «Гимн РоссиЕ». Критика и смешки рецензентов ие убедили его в ошибке, а в  учебник он вряд ли заглянул. В нем есть правило склонения существительных на «ии». Но автор чутко подметил, что под заголовком «Гимн РоссИИ» ему придется тягаться с Сергеем Михалковым. Подсказку Дмитрий Соколов мог бы найти у коллеги по гимнослагательству – у Гомера. В блестящих переводах Викентия Вересаева читаем заголовки Гомеровых гимнов: «К Гермесу», «К Афине», «К Деметре». «К России» - такое название обязывает поэта высоко держать планку и не имеет претензии на создание гимна. Эту тему завещали нам великие: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!   А.С. Пушкин. К Чаадаеву.   Прежде, чем оценить, справился ли Дмитрий с творческой задачей, скажу своё мнение о жанре гражданской лирики в современной поэзии. Заранее прошу принять моё желание, не мудрствуя лукаво, свободно цитировать в этой рецензии различных по стилю авторов. Итак, скажу слово о гражданском призвании стихотворца. Название стихов подходящее:   ПОЭТАМ!   Возвысьте свой голос, поэты! Такие пришли времена. Явите «особые меты», Откройте свои имена.   Поэты и поэтессы, Чей голос до шёпота стих, Того убивают дантесы Хлопками шутов и «шутих».   Призвание взывает к поэтам: Услышьте народный заказ – Зажгите глаголом памфлета Поэзии боезапас.   Подонков, воров сановитых Прилюдно клеймите в позор. Пусть видят, что вы не убиты, Пусть слушают свой приговор… И т.д.   Прошу заметить, что стихи обращены, главным образом, к собратьям, «чей голос до шепота стих». Агитируют, значит, мирных менестрелей Пьеро и Мальвин очнуться от темы любовной лирики и обратиться к актуальной публицистике. Впрочем, в Сети сегодня немало поэтов, которые сами разбудят целую страну. Сколько страсти, например, в стихах у Марины Струковой:   Кошельком прикрыв души убожество,  щеголяя вывесками модными,  здравствуйте, богатые ничтожества,  пользуйтесь победами народными. Из чужого океана званные, на волне свободы пеной прибыли. Мы на баррикады встали — странные , ваши же отстаивая прибыли.  Здравствуйте, веселые, здоровые,  из народных слез рубли отлившие,  капиталистические — новые,  и коммунистические — бывшие.  Кровь России втихомолку пьющие, прикрываясь флагами цветистыми,  И ее клочками продающие...  Руки ваши белые да чистые.  Только вам, богатые, вернуться бы, наши ветры злые да угарные,  здесь порой бывают революции, и веревок ждут столбы фонарные.   Это уже яркий пример современной русской гражданской поэзии. Он может показаться слишком жестким по риторике. Но на фоне многих других экстремальных творений вопрос снимается.   Актуальность в гражданской поэзии – очень важна. На века запомнились строки: … Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку.   Известен принцип поэзии Маяковского: писать только о фактах. Правда, в одном из произведений он сетует:   Нами лирика в штыки неоднократно атакована, Ищем речи точной и нагой. Но поэзия присволочнейшая штуковина, Существует и ни в зуб ногой!   Какие факты, случаи, события подвигли нашего автора сложить свой гимн? Запев читаем такой: Я отвожу глаза, когда в «буржуйке» еду, От старческих, видавших виды, глаз. Вы одержали славную победу - Теперь же "лишние" и нам не надо вас.   Вроде бы о стариках-ветеранах болит душа Дмитрия.  Но как нелепо и неумело изложен «факт» (в кавычках, т.к. общие слова не фактура). Не сразу и поймёшь, что гимнопевец разъезжает не на печке-«буржуйке», а на иномарке.   Я отвожу глаза, когда в «буржуйке» еду, Рулит он, потупив взор, т.к. отводит глаза «От старческих, видавших виды, глаз». Любой водитель знает, что на ходу знак типа «кирпич» увидеть можно, но в гляделки со старушками не поиграешь.  Надуманный «запев» не вызывает доверия и сочувствия к плачу автора. Картинка, рисующая стариков-побирушек, выглядит банальным клише. Да, старикам живется нелегко. Но и не побираются ветераны. И уважение к ним имеется.   Еще две боли мучают автора: А скольких погубили сыновей? А скольким матерям разбили сердце?   И хочется его спросить: а скольким? Скажи народу, глашатай. И о чем речь-то? Клик в поиске «Стихи о России» дает 90 млн. ответов, по теме «Война на Донбассе» – 50 млн. результатов. Стихами о ветеранах войны интересуются меньше – 22 тыс. ответов.  Куда нам еще покликать? Все ответы читатель хочет узнать в стихотворении. Косноязычное оглашение штампов, которым нас пытается растрогать Дмитрий – это, как говорится, ни уму, ни сердцу. Между тем, высшая цель гражданской поэзии – это защита общественных интересов. «Гражданский поэт – глашатай общественных настроений и чувств, будящий общество и призывающий его к деятельности. Таким образом Г. П. есть художественная публицистика в стихах. …Гражданская поэзия в отличие от поэзии политической, всецело связанной с определенными событиями в жизни государства, дает целые картины жизни с точки зрения социальных идеалов». (Словарь литературных терминов) В нашем случае о художественной публицистике говорить сложно. Стихи автор представил разукрашенные смысловыми и стилистическими «ляпами», примитивные по содержанию и слабенькие  по уровню поэтического мастерства.    Техникой версификации автор не блещет. Рифмы у него бедные и весьма приблизительные. Размеры в строках плавают от 10 до 13 слогов. Есть сбои с мужской рифмы на женскую. Так как «Платон» – это не только критический, но и обучающий проект, приведу явные «ляпы»: Всевышний суд, взяв взятку, спит себе. –  Причем здесь Всевышний? его мы не колышем – не колышем - сленг И бегать можем хоть на голове. – бегать на голове? Россия словно выгребная яма, – чудовищно! Но только сверху гнили больше в ней. И запах тления зловонным фимиамом, Разлился ядом по сердцам людей. – это помойка, а не поэзия …и будем жить мы вечно, Как тараканы, размножаясь в грязь. – бред какой-то   После таких «тараканов» нелепо звучит и корявая концовка: Как среди грязи чистый, белый жемчуг... Душою к свету и добру стремясь.   Заметно, что Дмитрий слабо владеет материалом. В этих стихах он не поделился с читателем каким-то пережитым событием, случаем, сокровенной мыслью. Не слишком утруждает он себя знакомством с творчеством коллег по жанру. Тогда он бы узнал, что  в профессиональных дискуссиях о месте поэзии и поэта в современной жизни все чаще звучат призывы: поэтический язык, поэтическое мышление должны вернуться в широкое массовое обращение. Одна из последних тенденций – появление актуальных поэтов. Так называют себя и колумнисты известных СМИ, освещающие в стихах новости дня, и "чистые" экспериментаторы с формой, и традиционалисты – продолжатели классической русской поэзии, богатой смыслами и философией.   Хотя бы по форме есть, чему поучиться у Инны Кабыш:   В МОЕЙ БЕСТРЕПЕТНОЙ ОТЧИЗНЕ...   В моей бестрепетной отчизне, как труп, разъятой на куски, стихи спасли меня от жизни, от русской водки и тоски.   Как беженку из ближней дали, меня пустивши на постой, стихи мне отчим домом стали, колодцем,          крышею,                 звездой...   Как кесарево – тем, кто в силе, как Богово – наоборот, стихи, не заменив России, мне дали этот свет – и тот.   Для кого-то популярными стали скандалисты типа В. Емелина или Орлуши. Последний эпатирует публику, изъясняясь, зачастую, непечатными идиомами.  И многие это прощают талантливому стихотворцу. Но меня коробит, когда «борец за народное дело» едет в Киев читать свои творения перед русофобским сбродом и явными нацистами. Так что проблемы стоят перед поэтами в гражданской теме острые. В них немало ухабов на тропе между квасным патриотизмом, геройством или предательством. Автору Дмитрию Соколову я благодарен за то, что, готовя рецензию, вернулся к пророческим строкам автора знаменитого катрена: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить.   Вот эти стихи (с небольшими сокращениями):   Федор Тютчев   СЛАВЯНАМ   Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов!... …Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, - Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! …Но всё же братья мы родные! Вот, вот что ненавидят в нас! Вам не прощается Россия, России - не прощают вас! …А между нас - позор немалый В славянской, всем родной среде, Лишь тот ушел от их опалы И не подвергся их вражде, Кто для своих всегда и всюду Злодеем был передовым: Они лишь нашего Иуду Честят лобзанием своим…   Начало мая 1867   Нашему автору «Гимна» хочу посоветовать выйти из «буржуйки»-иномарки и быть внимательнее и  ближе к чаяниям, бедам и радостям нашего народа.   Николай Бур |