Май. Диксон. В разгаре экспедиционная страда Арктического  Института. На островном аэродроме армада самолётов и вертолётов  Полярной Авиации, готовых выдвинуться на дрейфующий лёд Северного  Ледовитого океана и обеспечить выполнение многочисленных задач  учёных. Замыслы огромные: исследование подводного хребта Ломоносова,  вод и дна океана, установка дрейфующих автоматических  метеорологических станций в различных точках океана, замена составов  островных полярных станций и команд береговых метеопостов и многое  другое, увлекающее романтикой, новизной, суровостью климата. Все  настроены на работу, зная, что такое в их жизни может не повториться  никогда. Здесь и пресса, конечно: ТАСС, Правда, Комсомолка, Известия –  непременные участники ежегодного действа, называемого «Север N» - по  порядковому номеру экспедиции. И всё это двинется в разных  направлениях по сигналу Начальника экспедиции. Он ждёт доклада  опытных экипажей ледовых авиа разведчиков о том, что подобраны  надёжные льдины для ледовых аэродромов и промежуточных площадок для  дозаправки вертолётов и легкомоторной авиации Гостиница переполнена. В номерах и в фойе, в столовой - совещания,  последние уточнения задач и расписаний полётов. Грузы, оборудование,  горючее в готовности к старту. Фойе гостиницы. Писатель читает главы ещё не изданной книги об  исследователях Арктики. По ходу, не стесняясь перебить, полярные асы  что-то советуют изменить, что-то добавить. Обед. У полярников это удивительное действо. И не с точек зрения  утоления голода или вкусовых предпочтений яств и блюд, коих готовят  здесь опытнейшие повара столичных ресторанов (романтики есть и среди  них). Ритуал! Начинают, как ни странно, с крепкого чая. Разговоры,  рассказы, смачные шутки, подвохи, розыгрыши. Нигде кроме не встречал  такого изобилия содержательных баек и подковырок. Раздобрев от чая и от счастья добротного общения, приступают к закускам.  Их несколько смен. И, заметьте, не консервы. На каждом столе большая  чаша красной икры, соления разнообразных рыб, которые на материке и не  встретишь. На столе, среди прочих яств, молоко. Корреспондент, непрерывно жуя  деликатесы, отвлекается изредка, скоренько записывая что-то в блокнотик,  боясь пропустить хоть малую толику услышанного. - А молоко откуда, - тихо спрашивает корреспондент у никогда не  унывающего штурмана Гриши Порая, - среди вечной мерзлоты и зимы? - Как откуда, не знаешь? Моржовая ферма. В затоне, тут недалеко, - не  улыбнувшись, как бы мимоходом, ответил Гриша. Корреспондент оглядывается, ожидая подвоха и боясь показаться столь  неосведомлённым о дойных моржихах. Но всё, вроде, в норме, рассказчик серьёзен, никто из соседей по столу не  хмыкнул даже. После обеда корреспондент заспешил к рейсовому  вездеходу, который по льду пролива ходит на материковую часть гавани,  если можно так назвать несколько домиков, расположенных среди скал. Спрашивает у водителя: - Подскажите, где здесь моржовая ферма?  - А вон там, под обрывом. Назад поедем через час, не опоздай, - ответил  вежливо и спокойно водитель. Он привык к подобным вопросам новичков и  непременно подыгрывает ситуации. Да и обидеть не хотел корреспондента,  видно же, что верит человек. Пусть удостоверится. Корреспондент рыщет среди скал в поисках моржовой фермы, не сразу  понимая, что влип в розыгрыш. …Экспедиция в разгаре. На наш Ли-2 грузят тюки сена. Да, да –  обыкновенное сено. Мы доставим его на один из ледовых аэродромов для  палаток. Сено хорошо изолирует холод. Поверх сена, расстеленного по льду,  кладут меховой спальный мешок. В палатке, во время сна горит газовая  горелка. Тепло, уютно. С нами увязался корреспондент. Он долго ходил вокруг сена. Видно:  сомневался. И долго не решался задать вопрос, боясь показаться  неосведомлённым, салагой. Уже в полёте, когда набрали высоту, включили печь в «салоне». Кавычки  поставил потому, что салон – громко сказать о чреве нашего Ли-2:  металлическая обшивка, металлические откидные скамейки по бортам.  Хвост фюзеляжа отгорожен ширмой – там «туалет». Кавычки по той же  причине: обыкновенный толчок с ведром.  Керосиновая печь нагнетает в салон горячий воздух. Даже снять пуховые  штормовки можно.  Бортмеханик Володя Водопьянов (сын знаменитого полярного лётчика)  такой же невозмутимый хохмач, как и все, мне кажется, полярники,  настроив работу двигателей на крейсерский режим, пошёл в салон,  проверить крепление тюков, да и перекус пора сварганить. Это его  неофициальная обязанность. Пока разогревался харч и созревал чай,  Володя сел на покрытую двигательной брезентухой лавочку, поближе к  корреспонденту, устроившемуся на сене. Корреспондент осмелился после  нескольких одобрительных Володиных фраз по поводу романтической  профессии пассажира. - Скажите, - всё ещё робея, спросил корреспондент, - а сено, это для чего? - Как? Не в курсе? –моментально включился бортмеханик, - Мамонта  откопали. Где? На ЗФИ (Земля Франца-Иосифа). Гонят по льдам. Сено для  него. Кормить-то надо бедолагу. Корреспондент, конечно, вздёрнул бровями, но виду не показал. Володя тут  же сменил тему. Не улыбнулся даже, ничем не потревожив серьёзность  момента. Выждав несколько, корреспондент быстро записал в блокнот. Садимся. Ледовый аэродром, непременный шест с «брезентовой  «колбасой», указывающей направление ветра. Палатки. Штабели бочек с  горючим. Оборудование науки. Садятся и взлетают Аннушки (Ан-2), Ли-2,  вертолёты. Рабочие будни. Идём к палатке руководителя полётов, определив её по размерам и  антеннам рядом с ней. РП для удобства обозрения, ведя радиообмен с  экипажами, особенно с заходящими на посадку, часто выходит из палатки,  стараясь не наступить на длинный шнур микрофона. Вот и сейчас он на  улице, давая разрешение на очередной взлёт. А мамонт где? - спрашивает корреспондент. - А вон там, у гидрологов, лебёдку крутит, - моментально сориентировался  РП. Он ведь тоже старый полярник. Мы ни смехом, ни мимикой не дали  понять любопытному, что он опять влип. Газетчик набьёт ещё много шишек. К концу экспедиции его уже на мякине  не проведёшь.  |