Подведены итоги конкурса "Самый яркий праздник года-2024". Ознакомиться можно в рубрике на главной странице портала "Обзоры и итоги конкурсов"
Лана Гайсина
Ошибка мага











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Cамый яркий праздник года - 2024"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения в Прозе
Произведения в Поэзии
Форум жюри
Буфет. Истории
за нашим столом
День кошек
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Татьяна Ярцева
Шальной листопад
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Ян Кауфман, "Одиночество", прозаОтветить
   Жанр: Миниатюры
   Автор: Ян Кауфман
   
   Объем: 1218 [ символов ]
   
   ОДИНОЧЕСТВО
   
   «Мне
   обычно ночами не
   спится,
   Я, наверно, ошибка природы,
   Я как старая, нервная птица
   Никому не известной породы».
   Юрий Шевчук
   
   "Наверно это обо мне... Одиночество.
   С годами оно уже не тяготит, к нему привыкаешь.
   Острее начинаешь воспринимать происходящее кругом, и одолевают
   воспоминания промелькнувшей жизни.
   Но всё когда-то кончается. Всё чаще пытаешься понять и согласиться с
   неизбежностью предстоящей пустоты. Может там всё хорошо и красиво, а
   может и мучительно.
   Все эти фантастические иллюзии веры и надежды, откроются сами собой.
   Луна с любопытством раздвигает небесный занавес из грозовых туч и
   поглядывает сверху, словно пытается угадать мои мысли и воспоминания.
   Вдруг ночной ветер, вместе с запахом приближающейся грозы, донёс запах
   детства, запах маминого варенья из клубники.
   А сегодня я не могла уснуть - боялась смерти.
   
   Да преданная кошка Лили, вылизывала мне заплаканные глаза, разделяя
   это
   одиночество..."
   
   Фото: http://www.proza.ru/2015/01/24/3
   --------------------­--------------------­-----------­
   
   Copyright: Ян Кауфман, 2022
   Свидетельство о публикации №343176
   ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17.06.2022 12:32
Галина Пиастро[24.06.2022 22:06:36]
    Арина Р. Родионова
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на произведение «Одиночество». Автор: Ян Кауфман
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=343176&pid=0
   
    Прочитав эпиграф и предчувствуя живейший душевный отклик, Арина Родионовна решила, что без нюхательных солей ей здесь точно не обойтись. Ибо, что греха таить, тоже иногда ночами чувствует себя старой нервной птицей.
    И что бы да, так нет.
   Только в одном месте, там, где пахнУло запахом маминого клубничного варенья, ёкнуло сердчишко, но довольно быстро выровнялось.
   
    Основная мысль, безусловно, понятна и разделима, как понятна и разделима обычно бывает констатация факта. С каждым предложением соглашаешься, ведь с фактами не спорят. Но назвать произведение ёмким у критика перо не поднялось. Потому что слова, призванные донести основную мысль до сердца, со своей задачей справляются с натяжкой, особенно в первой половине текста. Не чувствуется между ними ни любовной связи, ни крепкой дружбы.
    Вот фрагмент с луной хорош: художественно, выразительно, при этом очень точно, оттого картинка выходит зримая и достоверная; оттого и отзывается в сердце.
   
    Но этот отрывок как нельзя лучше подчёркивает, что миниатюра (вольно или невольно) не имеет композиционной цельности, так как явственно состоит из трёх частей: первой – ясно/понятной, но при этом довольно простой и обобщённой; второй – чувственной, пронзительной даже; и финальной, призванной как бы закольцевать мысль об одиночестве. Кстати, именно финал эту мысль и опровергает. Преданная кошка – живая, понимающая и сочувствующая душа, всё же есть рядом, а значит, героиня уже не одинока. Разве можно «разделить» одиночество? Ведь оно – абсолютная величина, совершенная и законченная.
   
    И кто бы был против трёх вышеназванных частей, если бы они плавно перетекали одна в другую? Если бы между ними не пролегала видимая глазу стилистическая межа, которая не даёт о них забывать.
   Если бы слова любили друг друга…
   
    К примеру. «… пытаешься понять (что? – вопрос провисает) и согласиться (с чем? – здесь всё чётко) с неизбежностью предстоящей пустоты». Пустота = ничего. В «ничего» не может быть ни хорошо, ни красиво, ни мучительно. Это явно про другое место. А в пустоте может быть только никак.
    «Эти» (ни о каких иллюзиях ранее речи не шло, поэтому уточняющее местоимение здесь вряд ли нужно) фантастические иллюзии веры и надежды (во что? на что? – вопрос снова провисает) откроются сами собой (ах, как просится сюда слово «однажды»!) – предложение заключает первую (строгую) часть.
    Дальше – межа, потому что следующее (уже весьма художественно окрашенное) предложение возникает как бы ниоткуда и переносит читателя в «сейчас» – бессонная ночь, предгрозовая атмосфера, любопытная луна, мысли и воспоминания героини. Логически в этой части всё исключительно выстроено. Кроме разве что прошедшего времени глагола «донёс». Речь о сейчас, почему же не «несёт»?
    И вдруг… Межа! «А сегодня я не могла уснуть…»
    Стоп. Речь же в данном фрагменте именно про сегодняшнюю ночь, про сейчас. К чему же противопоставление?
    Получается, все предыдущие ночи свои мысли и воспоминания героиня видела во сне. А сегодня боялась смерти и не спала (снова сухая констатация факта, увы).
   
    Арина Родионовна прикинула, какие слова о смерти заставили бы её посочувствовать героине, а также заразить подобными мыслями её саму.
   Пожалуй, это были бы: сегодня страх смерти не давал мне уснуть. Что-нибудь подобное.
    «Боялась смерти» – это скорее гипотетическое, обобщённое, и даже – о, ужас! – немного легковесное выражение, что не особенно будоражит чувства. Увы и ах.
   
    Финальное предложение начинается союзом «да» (призван соединять повторяющиеся и/или однородные слова или предложения).
   Мне не давали уснуть страх смерти да преданная кошка, вылизывающая мои заплаканные глаза – и вообще бы без вопросов!
   Но что соединяет в данном случае союз? Нет ответа…
   
    Почему одиночество именно «это», а не, к примеру, «то»? Подкрепления в тексте Арина Родионовна не увидела.
   
    Если рядом дышит, смотрит в твои глаза, зависит от тебя живое существо – это уже не одиночество в чистом виде. А между строк (и это вполне могло бы подкрепить смысл миниатюры) тоска именно по людям, по человеческим отношениям, увы, в данном тексте не прослеживается. Или Арина Родионовна уже подслеповата, как старая птица неизвестной породы.
   «Стара, тупеет разум, Таня!» (с).
   
    Может быть, ещё и поэтому и на гуляющие запятые, и на дефисы-тире, и на кавычки в начале и конце текста она особого внимания не обратила. Бог с ними.
    Музыку слов всё искала. И таки нашла, нервная чертовка! Там, где любопытная луна раздвигала небесный занавес. Очень по сердцу пришлась ей та музыка.
   
   С глубочайшим уважением,
    Арина Р. Родионова,
   /Рецензент-инкогнито­ проекта «Платон мне друг…»/
Галина Пиастро[24.06.2022 22:22:32]
    Клим Клинов
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на произведение «Одиночество». Автор: Ян Кауфман
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=343176&pid=0
   
   Совсем небольшой текст. Мини. Но несколько невесёлых чувств, ощущаемых героиней, всё же представлены читателю.
   «Одиночество».
   Вспомнился скетч-диалог мужчины, от которого только что ушла жена:
   «Один… Совсем один… Совсем один. Совсем один! Совсем один!! Совсем один!!!»
   Бывает и такое восприятие одиночества. Да и не всех оно очень тяготит.
   Но здесь показано, что к этой форме существования героиня притерпелась только с годами.
   
   Не очень очевидное следствие жизни в одиночестве:
   «Острее начинаешь воспринимать происходящее кругом»
   
   Кстати, не очень понятно, в какое время происходит это более острое восприятие окружающего: во время тягостной стадии одиночества или когда героиня уже свыклась с ним. По логике, в первом случае. Но сама фраза не даёт однозначного толкования.
   
   А вот продолжение этой фразы:
   «и одолевают воспоминания промелькнувшей жизни».
   
   Не очень-то связаны две части этого предложения: если вдруг появился такой интерес к окружающему, то воспоминания, возможно, не так уж сильно беспокоят – много новых впечатлений.
   Если же нынешние впечатления как-то соотносятся с воспоминаниями, то это почти не раскрыто – только одно, приятное:
   «запах маминого варенья из клубники».
   Хотя запах навеян приближающейся грозой.
   (Тут, скорее, вспомнился бы папин грозный голос.;-)).
   
   «Но всё когда-то кончается. Всё чаще пытаешься понять и согласиться с неизбежностью предстоящей пустоты. Может там всё хорошо и красиво, а может и мучительно».
   Смысл первого предложения нельзя отрицать. А жаль.
   
   «пытаешься понять и (пытаешься) согласиться…»
   Построение явно неудачное.
   То есть смысл такой, по-видимому:
   Пытаешься понять неизбежность… и согласиться (примириться) с этим.
   
   Противоречиво: «пустота» и «красиво». Ну, что мучительно в пустоте, это ещё ладно, но красота?
   
   Не очень ладно использование в каждом из трёх предложений слова «всё:
   (дважды как местоимение и единожды как наречие). В глазах слегка зарябило.
   
   «Все эти фантастические иллюзии веры и надежды, откроются сами собой».
   Неудачно: «…иллюзии… откроются».
   Иллюзии здесь в смысле результаты воображения, мечты, которые могут осуществиться, материализоваться, так сказать, или потерпеть фиаско в реальности(!) загробного мира.
   Странно, правда, что здесь они все отнесены к вере и надежде (вера ведь не в смысле верования), то есть к ожиданию хорошего – выше, однако, было и про «мучительно».
   
   А это понравилось – живописная картинка:
   «Луна с любопытством раздвигает небесный занавес из грозовых туч и поглядывает сверху, словно пытается угадать мои мысли и воспоминания».
   
   «А сегодня я не могла уснуть - боялась смерти».
   Само по себе заявление понятно. Но при наличии в начале предложения противительного союза «А» это заявление воспринимается так, что именно сегодня героиню посетило некое новое чувство. Но тогда о какой «предстоящей пустоте» шла речь выше?
   Не думаю, что героиня там размышляла о неизбежности… своей отправки в космос, к мирам далёким(!)
   
   Погадаю, почему последняя фраза начата с «Да…».
   Если это соединительный союз, т.е. в значении «И», то так пишут при перечислении между однородными членами предложения – здесь нет этого.
   А то получается так:
    …и я не могла уснуть, …и кошка Лили вылизывала…
   Если же это противительный союз, т.е. в значении «Но», то тоже не вяжется.
   
   Итак. Итого.
   Неплохая идея, но только её бы выразить фразами почётче, быть со словами поаккуратнее, да (в смысле И) не позволять некоторым запятым и кавычкам гулять самим по себе, как известная кошка (не Лили).
   
    Клим Клинов,
   / Приглашённый рецензент-инкогнито»­/­
Ян Кауфман[25.06.2022 09:06:24]
   Во-первых, хочу поблагодарить обеих инкогнито-рецензенто­в­ за весьма вдумчивую попытку вникнуть в суть миниатюры!
   Появилась она у автора случайно, с увиденной фотографией.
   И написана она-то была рукой той самой одинокой неизвестной женщины с фото, и суть её моментальных грустных философских размышлений в этот вечер возникла внезапно, то ли под воздействием услышанного Шевчука, то ли под влиянием любопытной луны, то ли от беспокойства от убежавшей с утра кошки...
   Для меня ГГ почему-то реальней, чем его автор. И написана она самой ГГ от первого лица, также инкогнито. :)
   Просто ГГ излагает свои мысли не "причёсанными." Иногда, в расстройстве, каждый из нас думает иначе, нежели в здравом состоянии.
   ***
   
   Извините, постепенно буду добавлять***
   
   Уважаемая Арина Р. Родионова!
   Вы это о чём?
    "Потому что слова, призванные донести основную мысль до сердца, со своей задачей справляются с натяжкой, особенно в первой половине текста. Не чувствуется между ними ни любовной связи, ни крепкой дружбы."
   
   О пустоте. Это та же неизвестность, которая тут же предполагает добро или зло...
   "
   И вдруг… Межа! «А сегодня я не могла уснуть…»
    Стоп. Речь же в данном фрагменте именно про сегодняшнюю ночь, про сейчас. К чему же противопоставление?
    Получается, все предыдущие ночи свои мысли и воспоминания героиня видела во сне. А сегодня боялась смерти и не спала (снова сухая констатация факта, увы)."
   
   Арина! Вчера у ГГ было другое настроение и возможно она замечательно спала и не думала о смерти, а сегодня, взвинченная раздумьями, боялась..."
   
   Да, преданная кошка..."
   Словарь Ушакова: "предшествующем разговоре, употр. в знач.: вот еще, кстати. Да, я и забыл: у меня есть для тебя письмо."
   
   Уважаемый Клим Клинов!
   " «Острее начинаешь воспринимать происходящее кругом»
   
   Это мнение ГГ на происходящий день. И почему Вас волнует когда это происходит? Что меняется?
   И почему эти фразы должны быть связаны?
   
   «А сегодня я не могла уснуть - боялась смерти».
   
   Потому, что это было сегодня, когда на мою ГГ накатило плохое настроение. А вчера вероятно всё было иначе.
   
   В отношении ДА уже сказано в ссылке на Ушакова
   
   Ещё раз всем спасибо, и моя признательность платоновцам!
Галина Пиастро[03.07.2022 22:12:49]
    Ответ Клима Клинова
   
   Уважаемый Ян Кауфман.
   
   Я только сегодня получил от ведущей проекта критики ваши комментарии к обеим рецензиям, к моей в том числе.
   Я понял свою ошибку: мне следовало апеллировать к вашей «ГГ», как вы называете главную героиню (кошка по имени Лили это вторая героиня).
   Ведь вы заявили следующее: «Просто ГГ излагает свои мысли не "причёсанными."
   Этот аргумент неубиваем. При таком уровне доказательств можно и слова писать наоборот, и цитировать Ушакова в виде обрывка этой фразы:
    «Употребляется при неожиданном вспоминании о чем-либо, что упущено в предшествующем разговоре…»
   
   А мне остаётся только подобное из стихотворения В. Маяковского:
   «Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный:
   «Будьте добры́, причешите мне уши».
   
   С наилучшими пожеланиями
   Клим Клинов
Ян Кауфман[04.07.2022 01:20:26]
   Уважаемый Клим!
   Вы не совершили какой-либо ошибки.. Мне кажется, что по натуре Вы ближе к специализации цензора.
   И вы бы осудили журналиста, который в своей статье пишет о вероятном досрочном выходе на свободу осуждённого известного артиста, убившего в автоаварии по пьянке, человека - душегубом. Согласен грубовато.. Но разве это не так с точки зрения родственников погибшего?
   Что касается моей ГГ
   - она нынче расстроена и умирать не хочет, при всей своей жалости к одиночеству. Вот кошка Лили оказалась более отзывчивой и человечной. Женщинам свойственно делиться своими радостями и неприятностями с ближними. Но никого рядом не было целый день, даже кошки.
   Вам большое спасибо и да - привет от Кауфмана Ушакову с Маяковским..
   :)))
Галина Пиастро[06.07.2022 17:14:21]
    Ответ Арины Р. Родионовой
   
   Уважаемый Ян А. Кауфман!
   
   1. Это я ровно о том, о чём писала в рецензии. Без лирики о любовной связи слов это звучит так: «не причёсанные» слова и мысли героини, озвученные в первой половине текста, не вызывают сочувствия, т.е., не задевают чувств читателя. Потому что выглядят не живыми – «не причёсанными» – мыслями, а ровно тем, чем являются, на мой взгляд: констатацией фактов (повторюсь). Потому что за фактами не видно героини, не считывается того, что Вы объясняли, отвечая Климу. Потому что слова именно причёсаны. Гладенько так. А живого блеска нет. Как ни грустно.
   
    2. О пустоте. Вот было бы написано «неизвестность» – никаких вопросов! Неизвестности можно и страшиться, и питать в отношении неё какие-то иллюзии, даже фантастические. Пустота – это другое, хоть убейте.
   
    3. Вот о «вчерашнем настроении» я и толкую. Не вытекает «вчерашнее» настроение из первой половины текста. Оттого и межа.
   
    Отрывок с луной и маминым вареньем написан в настоящем времени: луна раздвигает, поглядывает, пытается, ветер несёт запах (т.е., всё происходит сейчас, сегодня). И вдруг — «а сегодня…». Откуда противопоставление, если речи о вчера не шло?
   
    4. Ссылка на Ушакова была бы принята, если бы «да» было отделено запятой. Тогда бы и читалось в значении «кстати». Без запятой это всего лишь перечисление, которое здесь неуместно.
   
    Сожалею, что огорчаю Вас. Но “прочитанное” не равно “задуманное”. Читатель видит то, что у него перед глазами, а не то, что было в авторских мыслях.
   Для того, чтобы читатель понял задумку, она должна быть донесена до его сердца. Авторскими словами.
   А на нет и суда нет.
   
   С уважением.
Ян Кауфман[06.07.2022 18:50:29]
   Уважаемая Арина Р. Радионова!
   
   1.Вам нужны чувства, глубокие душевные переживания ГГ, разложенные по полочкам для ясности. Но она не ищет у кого-то сочувствия, потому, что рядом никого нет, даже кошки
   Во время своих воспоминаний она как бы прощается с этим миром...
   Но направляясь ко сну что -то заставило её отказаться от смерти. Может даже эти детские воспоминания её остановили.
   О причёски своих раздумий ей и в голову не приходило. Погодите Арина, убедитесь - в старости это бывает. :)
   2. За пустоту я Вас убивать не буду, потому что это сказала моя ГГ, а не я.
   3. "Вчерашнее настроение" - это фантазия читателя.
   4. Об Ушакове. (бедняга - он там ворочается...)
   Ссылка годится и с запятой и с точкой и вообще без всего.
   
   https://www.vedu.ru/expdic/6369/
   https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/784426
   
   Спасибо за все замечания и мнения.
   Вот об "авторской задумке" хотелось бы нам с ГГ услышать коротко.
   С уважением.
Геннадий Розенталь
ДИАЛОГ
Наши авторы на Youtube
Любовь Санько
Одуванчики
Наши новые авторы
Валков
Старики
Сафиулин Максим Сергеевич
По маршруту Успех - Забвение
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Наградные билеты МСП
"Новый Современник"
Николай Вуколов
Валентина Тимонина
Сергей Малашко
Ол Томский
Дмитрий Долгов
Сергей Ворошилов

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта