Конкурс в честь Всемирного Дня поэзии
Это просто – писать стихи?











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Всемирный День Писателя и
Приключения кота Рыжика.
Форум книги коллективного сочинительства"
Иллюстрация к легендам о случайных находках на чердаках
Буфет. Истории
за нашим столом
ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ЗЕМЛИ
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Владимир Трушков
Лиска Лариска (охотничья сказка
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Ян Кауфман, "Ноктюрн", прозаОтветить
   Ноктюрн
   
   Иван Ушаков стоял в гостиной, у окна своей нью-йоркской квартиры, в ожидании машины и бесцельно смотрел с тридцать второго этажа вниз, на сутолоку пешеходов, непрерывный поток автомобилей, сверкающие рекламы Пятой авеню, с её нескончаемыми, уходящими куда-то ввысь криками туристов и уличных зазывал, сиренами полицейских машин и, нависшим над всем этим вертепом, горячим влажным океанским воздухом.
   «Не город, а муравейник», - мелькнула мысль.
   
   А память прошлого не отпускала…
   
   Вспоминалась соседская девчушка Ева из дома, что стоял у Чистых прудов в Москве, напротив кинотеатра «Колизей».
   «Узнаю ли теперь её, ведь столько лет прошло?»
   Когда им было по двадцать, эта стройная девушка с большими озорными глазами и рыжими кудрями восхитительно исполняла на флейте ноктюрны Шопена, которые вызывали у него, художника, сказочные образы.
   
   О бенефисе в честь шестидесятилетия Евы Иван узнал случайно из небольшого сообщения в газете «The New York Times».
   Оно, как нарочно, было опубликовано по соседству с рекламой о предстоящем открытии его персональной выставки.
   
   Центром и «гвоздём» всей экспозиции был небольшой портрет той самой Евы. Девушка была изображена в шёлковой ярко-зеленой блузке с жёлтым галстуком, сидящей у открытого окна за игрой на флейте.
   Картина с названием «Принцесса Ноктюрн», вызвала ажиотаж у знатоков живописи. Благодаря удачной композиции портрета, одухотворённое лицо девушки с золотыми локонами и её юная фигура в ореоле солнечных лучей, падающих сзади из окна, напоминали икону.
   Было ощущение, словно сама картина источает сентиментальную чарующую мелодию ноктюрна и от неё исходят запахи ранней весны.
   
   Он ещё тогда, в юности, собирался нарисовать её портрет, но успел сделать лишь набросок, потому, что тот давний декабрь 1962 года перевернул их судьбу.
   
   Поначалу была радость, что его картина, ещё малоизвестного художника, была отобрана на экспозицию выставки авангардистов "Новая реальность" -в Манеже, приуроченной к 30-летию МОСХА.
   Затем внезапное чувство унижения и обиды, от посещения её Никитой Хрущёвым.
   - Мальчишка, пидорас, - кричал он на Ивана, - Осёл своим хвостом и то лучше нарисует!
   
   И тут же возникшее решение уехать из этой страны навсегда.
   Уехать от этого позора, из этой клетки куда угодно…
   На память Ева подарила ему тогда свою фотографию с надписью: «Моему Ивангардисту на память!» И подписала - Твоя принцесса Ноктюрн.
   Затем тяжёлые эмигрантские будни, случайные заработки, постоянная нехватка денег, изматывающая работа таксиста, съёмные углы и квартиры…
   
   Резкий звонок консьержа вернул его в реальность.
   - Сэр! Ваша машина у подъезда.
   
   Иван подхватил лёгкий дорожный чемодан, вышел на улицу и окинул прощальным взглядом огромную витрину своей картинной галереи, что занимала весь первый этаж здания. Спустя несколько часов он уже дремал в самолёте рейса Нью-Йорк – Москва.
   
   В Шереметьево Ушакова встречал водитель заказного такси. Они не спеша поехали по Тверской. Москва, после давящей громады небоскрёбов Манхеттена, показалась ему приветливой и неузнаваемо солнечной.
   За окном промелькнул стадион «Динамо», Белорусский вокзал и площадь Маяковского, притормозили у отеля «Ritz-Carlton».
   
   Вечером, сидя в заполненном зале консерватории, он с трудом узнал в юбилярше-флейтистке девочку из своего прошлого… Её мастерское исполнение знакомых мелодий вызвало забытые ассоциации юности…
   Событие отмечалось на уровне министра культуры, с букетами цветов и присвоением юбилярше за сценическую и педагогическую деятельность звания "Заслуженного артиста". Юбилей прошёл на высоте..
   
   "Откроюсь я о своём приезде лучше назавтра. Не столь важны для присутствующих наши давние воспоминания", - решил Иван.
   
   В полдень он позвонил Еве.
   - Да! - раздался в трубке звонкий детский голос.
   
   - Пригласите, пожалуйста, к телефону Еву Евгеньевну!
   
   -А бабушки нет дома.
   
   - Скажите, когда можно её застать?
   
   - Я не знаю... Она утром улетела в Нью-Йорк на какую-то выставку.
   
   У Ивана перехватило дыхание:
   - … какую?
   
   - Бабушка сказала, что какой-то старый знакомый нарисовал её портрет.
   
   Иван машинально опустился в кресло.
   В трубке послышались частые гудки… Со старой пожелтевшей фотографии, стоящей рядом с телефоном, на Ивана смотрела Ева. Несколько минут он не сводил глаз с фото, вспоминая что-то сокровенное.
   
   Затем решительно позвонил в аэропорт и забронировал билет на ближайший рейс в Нью Йорк.
Галина Пиастро[28.04.2022 15:10:29]
    Туманная шаль
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ «Ноктюрн». Автор: Ян Кауфман
   http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=210576&pid=
   (“Для удобства рецензирования: вот тот же рассказ на Прозе.ру:
    https://proza.ru/2007/12/29/104
    На ЧХА текст съехал и не поддаётся редактированию” –

   примечание и ссылка по просьбе автора)
   
   
    Вспомним, как бывало…
   
   Произведение "Ноктюрн" Яна Кауфмана, предложенное к критическому анализу, написано в жанре короткой лирической прозы.
   
   Поскольку сам жанр легко коррелирует с такими как новелла, стихи в прозе, эссе, все же считаю, что это произведение ближе к стихам в прозе с элементами героики (личность и государство), романтики и юмора одновременно, завершением в виде открытого финала.
   
   Название «Ноктюрн» выбрано неслучайно не только потому, что избранница ЛГ играет ноктюрны и зовется «принцессой Ноктюрна». Сюжетная линия рассказа выдержана в классической атмосфере ноктюрна: основные повороты рассказа лиричны и происходят вечером – вечерний Нью-Йорк, вечеринка в честь юбилярши, да и улетает наш ЛГ в финале рассказа вечером (как кажется или принимает судьбоносное решение).
   
   Ближе к ночи раскрывается и главный мотив: память о юношеском восторге при первой встрече с красотой и гармонией в самом широком смысле этого слова, будь то музыка, будь то нежная флейтистка.
   
   Читатель встречает героя, по сути, в двух состояниях: состоянии влюбленности в окружающий мир и уже печали взрослого мужчины, прошедшего через тернии жизни, добившегося, судя по всему, своей цели, но не благодаря тому первому ростку ощущения счастья, а скорее, вопреки ему.
   
   Где-то там, в самом начале пути, художник Иван лоб в лоб сталкивается с государственной машиной, и, почувствовав себя в клетке, униженный и оскорбленный как создатель авангардистской картины (не понятой «ценителем» искусств - Хрущевым) отправляется в эмиграцию. А на самом деле – в долгую разлуку со своими мечтами, чувствами и надеждами.
   
   Характерный эмигрантский мотив заканчивается непременным успехом (не характерным именно для русских эмигрантов, которые могут раскрываться только на Родине). В итогах жизни героя «Ноктюрна» - своя галерея, выставка с объявлением в «Нью-Йорк Таймс», спокойная и размеренная жизнь (хоть и пришлось хлебнуть лиха). А главным экспонатом становится наконец-то дописанный портрет юной флейтистки, чей этюд вызвал в далекие годы такое негодование властей, мол, осёл хвостом рисует лучше. («Осёл своим хвостом и то лучше нарисует!»)
   
   Тем не менее, ЛГ не теряет чувства юмора, а воспоминания его несколько сатиричны и даже гротескны.
   
   Сатиричны, так как не ясно, зачем же все-таки спешит наш «Ивангардист» (оч. хороший новояз) - за воспоминаниями, за свидетелем его юности или за 60-летней флейтисткой, которая по впечатлениям самого Ивана сильно изменилась.
   
   Как видно из представленной работы, сюжетообразующим признаком короткой прозы «Ноктюрн» стал духовный кризис художника. Он мучительно возвращается к далеким дням своей юности и упущенным возможностям. На чаше весов с одной стороны – состоявшаяся эмигрантская и творческая жизнь, с другой стороны – память о девушке и её портрет, который, в конце концов (по мнению читателя), становится и «гвоздём» не только нынешней экспозиции художника, но и всей его жизни.
   
   Ивана охватывает желание увидеть «принцессу Ноктюрна», он летит в Москву, но не решается подойти, откладывая разговор на следующий день. Однако обстоятельства выше желания ЛГ – музыкантша улетает в Нью-Йорк, чтобы увидеть тот самый портрет в галерее художника. Иван едет за ней. Финал открыт, читатель не знает, встретятся ли герои, чем закончится эта встреча, как сложатся (и сложатся ли вообще) их отношения.
   
   Представляется, что рассказ заслуживает внимания современного читателя, когда появляются новые, записные эмигранты. Особенно по надуманно-идейным соображениям. Кажется, что нет более печального зрелища, чем русская эмиграция, хотя в данном рассказе – пример того, как всё может сложиться более удачно, чем традиционно.
   
   Несколько слов о том, что мне показалось немного недоработанным.
   Описывая воспоминания прошлого, автор обходится общими фразами. Хотелось бы немного деталей – ёмких, точных фраз о том, чем была хороша девушка, что скрывается за фразой «а память прошлого не отпускала», за старой пожелтевшей фотографией. Какие забытые ассоциации вызвал ноктюрн в памяти у Ивана, который «с трудом узнал в юбилярше-флейтистке девочку из своего прошлого…» Так подурнела? Но вряд ли мужчина рванёт на другой конец света за «бабушкой», или все же дело в неразделенной любви?
   
   Чуть бы добавить деталей, более тонких и «зримых» описаний образа девушки и воспоминаний, которые не оставляют героя...
   
   В целом миниатюра удачна, тема современна, исполнена со вкусом и в лучших традициях.
   
   Туманная шаль,
   / Рецензент-инкогнито проекта «Платон мне друг…»/
Ян Кауфман[28.04.2022 16:29:45]
   Ах, уважаемая ШАЛЬ, Вы столь много напустили романтического тумана на моё произведение, что я сразу не могу сообразить с чего начать отвечать...
   Во-первых - спасибо! Чувствуется, что Вы пытались понять душевное состояние моего ГГ, пройдя по его жизни.
   Жизнь в эмиграции чаще бывает трудна и совсем не зависит от таланта. Но моему ГГ повезло. Хотя первое предложение получилось длинным и тяжеловатым сделано мной специально, чтобы показать разницу настроения ГГ по приезде в Москву. Нью-Йорк где всё решают деньги, и Москва - где всё решает талант. Две судьбы, два ГГ, и чья судьба лучше???
   Во-вторых. Там в юности и любви-то не было. Была интересная творческая связь двух молодых людей.
   
   Простите, но далее буду отвечать постепенно несколькими постами.
Ян Кауфман[28.04.2022 17:11:02]
   О недоработках.
   Пожилой художник благодарен ещё той флейтистке за образ законченной картины и газетное соседство только и вызывает желание увидеть друг друга. Что там будет дальше - пусть читатель сам решит.
   
   Если расписывать всё по полочкам можно увеличить это пр-е до полновесного рассказа.
   Пусть фантазирует читатель.
   Так это всё же является недостатком художественности или нет?
   
   Возьмите Чехова, короткие рассказы. Он же ничего не разжёвывает, только самое самое...
Ян Кауфман[29.04.2022 10:49:08]
   Доброе утро! Продолжу:
   Взять стремление героев -
    его , посетить Москву, её - посетить Нью-Йорк. Они могут происходить по совершенно разным поводам.
   Вот пусть читатель сам домысливает эти поводы на свой вкус и фантазию, и читает между строк.
   Кажись всё, отбился... :)
Галина Пиастро[28.04.2022 17:14:59]
   Ян. Только что рецензент попросил подправить первую фразу (он там описку заметил) -- и я исправила по его просьбе.
Галина Пиастро[29.04.2022 11:46:56]
    Отвечает рецензент-инкогнито Туманная шаль
   
   Уважаемый автор, действительно, короткие рассказы – квинтэссенция рассказа. Поэтому так важны мысли и переживания ЛГ, которые могут быть сконцентрированы в одном предложении, небольшом абзаце или даже слове, но точном, ёмком, исчерпывающе-смыслов­ом.­
   
   И если читатель узнаёт из рассказа, что
   «Её мастерское исполнение знакомых мелодий вызвало забытые ассоциации юности…»,
   или
   «Несколько минут он не сводил глаз с фото, вспоминая что-то сокровенное», - то в контексте миниатюрного рассказа общие слова «о чем-то» не принимаются, нужны более точные образы, на мой взгляд.
   
   Какие такие забытые ассоциации? Вы же, дорогой автор, не будете предлагать читателю – читай второй или, например, третий абзац выше. Читателю надо удостовериться, что он на верном пути и правильно понимает ЛГ – какие это у него ассоциации юности, вполне вероятно, что кто-то из читателей даже еще и не понимает до конца, что такое ассоциации. Что это такое сокровенное, о чем вспомнил ЛГ, глядя на старое фото?
   
   Кстати, почему пожелтевшее фото – ведь не военная фотография, фото 60-х обычно в нормальном еще виде. Коли девушка подарила Ивану свою фотографию, наверняка она была сделана в ателье, то есть хорошего качества и вряд ли уж пожелтеет – это если не держать её на солнце, но она, скорее, могла бы растрепаться, если хранить её в кошельке.:))) Более точный образный ряд не помешал бы.
   
   Например, великолепное, зримое начало контрастирует с состоянием Ивана, с его тоской о юности. Читатель настроен великолепно:
   «А память прошлого не отпускала…» И…? Далее идет вполне подробное описание девушки-флейтистки. Но и здесь возникает легкая путаница: сначала она «соседская девчушка», далее сообщается, что им было по двадцать лет. Либо они знакомы с детства?
   Тогда как-то это обыграть. Мне показалось, что указание на то, в каком доме проживала Ева излишне, сказано ведь, что соседская, только отвлекает (вызывает неуместные в малой прозе читательские ассоциации:), и в дальнейшем этот дом у Чистых прудов никакой роли не играет.
   
    Вот здесь бы лучше о самом Иване – не только о его творчестве (что он еще тогда пытался нарисовать Еву), а почему, почему она так его привлекала? Неужели он был влюблен? Что ему нравилось-то в ней? Отстраненное описание – озорные глаза, рыжие кудри, - не дают понять, почему Иван так привязался к девушке. Это только в песне можно пропеть «Музыка на-а-ас связала…» и дальше ничего объяснять не нужно.
   
   Когда «тогда» Ева передала Ивану своё фото: договорились специально, сфотографировались на выставке или перед его отъездом)? Значит ли это, что она его провожала? Как друг или….?
   
   К вопросу о художественности. Считаю эту миниатюру стихотворением в прозе с элементами героики самопознания личности и последующим кризисом. Вы сами так захотели и написали, в этом и сила художника-автора, и некая провокация – заявлена-то большая тема, а вот как её так сконцентрировать, чтобы читалась и понималась как песня – вопрос другой.
Ян Кауфман[29.04.2022 12:33:49]
   Ах, дорогая Туманная шаль! Спасибо за "заявленную большую тему"..
   Чувства за прошедшие 40 лет могли сто раз поменяться фотография с этими переездами пожелтеть или потеряться, но набросок остался и, воспоминания живы и дом у Чистых прудов и кинотеатр в памяти эмигранта, а жизнь , продолжается. У каждого своя. Для него это незабываемо.
   Спасибо огромное! Видать песни из рассказа у меня не получится.
   Ваш автор Ян К.
Галина Пиастро[29.04.2022 16:39:29]
    Отвечает рецензент-инкогнито Туманная шаль
   
   Уважаемый Ян, мне действительно понравился «Ноктюрн» - нежный, трогательный и печальный, с открытым финалом, когда читателю действительно есть над чем задуматься.
   
   Но небольшая, буквально хирургическая доработка-доводка некоторых смыслообразов не помешала бы, что я искренне советую сделать, а читатели (всех стран) объединятся и с удовольствием прочитают, прослушают и прочувствуют ваш «Ноктюрн». Но ведь и так как есть - хорошо. Успехов!
Ян Кауфман[30.04.2022 11:02:21]
   А вот неожиданное даже для Вас, Туманная шаль! Захотелось чуть схулиганить и вспомнить их молодость.
   После предложения, кончающегося "... запахи ранней весны.", сделать вставку:
   
   "Впервые увидев играющую Еву, Иван приветливо сострил:
   - А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
   - К сожалению, Маяковский у нас в Гнесинке не преподаёт, - ответила она с
   улыбкой.
   И всё-таки кое что для романтики добавил.
Ян Кауфман[09.10.2023 13:39:39]
   Перечитал и замечания уважаемых критиков и свои постепенные ответы.
   Перечитал, потому что стал нормально видеть после сложной операции.
   Ещё раз спасибо!.
   Обещанное "хулиганство" таки вставил в текст. :)
Галина Пиастро[09.10.2023 15:45:36]
   Ян, приветствую Вас. Очень и очень рада, что уж теперь-то Вы разглядите объявление о каком-либо новом конкурса -- а то в "Рябине на коньяке" без Вас было скучновато.
   Зрите во все корни!!))
Сергей Ворошилов
Мадонны
Регина Канаева
Свет мой, зеркальце скажи
Дмитрий Оксенчук
Мне снится старый дом
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта