Подведены итоги конкурса "Самый яркий праздник года-2024". Ознакомиться можно в рубрике на главной странице портала "Обзоры и итоги конкурсов"
Лана Гайсина
Ошибка мага











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Новогодний Литературный конкурс "Cамый яркий праздник года - 2024"
Положение о конкурсе
Информация и новости
Произведения в Прозе
Произведения в Поэзии
Форум жюри
Буфет. Истории
за нашим столом
День кошек
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Татьяна Ярцева
Шальной листопад
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Молдавии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Разбор произведений прозы в проекте критики "Платон мне друг..."
К темам проекта
Автор:Галина Пиастро 
Тема:Ян Кауфман, "Аллахумма... логика войны...", прозаОтветить
   АЛЛАХУММА... ЛОГИКА ВОЙНЫ...
   
   "Смерть легче перышка - долг тяжелее горы".
   Роберт Джордан
   
   Я помню то раннее утро 1943 года, когда в нашу маленькую комнату в доме на Ленинградском шоссе, что напротив гостиницы Советская (бывший ресторан Яр), вошли три молоденьких лейтенанта, трое весёлых, жизнерадостных юношей в новенькой форме при погонах, портупеях, кобурах с пистолетами и одной на всех гитарой.
   Один из них был моим родным братом Иосифом. Мы звали его Зося.
   
   После окончания артиллерийского противотанкового училища им было присвоено воинское звание лейтенанта и дано направление на 2-й Белорусский фронт. Отправление эшелона назначено через два часа.
   
   Помню, как была обрадована мама, обнимая Зосю (отец был в командировке), как она старалась не расплакаться и как суетилась, выставляя на стол все свои запасы. Лейтенанты разнообразили его американской тушёнкой и спиртом. За разговорами и песнями под гитару (один из них прекрасно играл и пел) пролетело время.
   
   Мама целовала всех на прощанье и не могла оторваться от Зоси. Мы проводили их до товарной станции Москва-Белорусская..­.­
   
   Что такое противотанковая артиллерия, говорит её народное наименование - "Прощай, Родина", а что представляет собой эта пушечка, знают все фронтовики.
   
   В первом же бою погибли друзья брата - лейтенанты Николай и Аким. Иосиф, во втором бою был тяжело ранен, почти полностью лишившись зрения.
   Спустя три месяца, после госпиталей и сложнейших операций, исхудалый и измученный девятнадцатилетний парень вернулся домой в Москву с чёрной повязкой вместо глаза инвалидом второй группы.
   Закончив институт, он работал заведующим отделением во 2-й инфекционной больнице на Соколиной горе.
   Иосиф ушёл из жизни рано, в 55 лет, в своём рабочем кабинете больницы.
   
   Познавший войну молодым и видевший много горя, он, в своей профессиональной деятельности лечил и спасал больных от смерти. Но всю свою жизнь переживал о происшедшем с ним в последнем бою.
   Война прошлась по десяткам миллионов судеб, и многое, даже самое трагичное, по прошествии лет иногда, к сожалению, становится рутинным и привычным.
   
   Для Иосифа до самого последнего дня жизни, второй и последний его бой вставал так ярко, словно это было вчера...
   ***
   
   Холодный дождь нещадно поливал и землю, изрытую снарядами, и кривые чёрные стволы деревьев, и промокших, ещё живых солдат, только накануне прибывших в батарею из резерва.
   
   Казалось, - сам Господь прогневался на людей.
   Тяжёлый удушливый дым от догорающего невдалеке «Тигра», стлался по земле, щипал глаза и не давал дышать. Солдаты двух уцелевших пушек, которыми командовал Иосиф, были призваны из Средней Азии. Прячась за щиток пушки, они громко говорили на родном им языке.
   
   Но вот, послышался приближающийся рокот моторов немецких танков. Из-за дыма и дождя «Тигры» можно было различить только по силуэтам. Они шли лавиной и двигались зигзагами, меняя направление, что мешало наводчикам наших пушек прицеливаться…
   На опушку рощицы, куда недавно перетащили пушки, посыпались немецкие снаряды.
   
   «Расчёт, по местам!, - скомандовал лейтенант, - Бить по бортам!»
   
   И вот загорелся один танк, за ним вспыхнул другой..
   Уже казалось, что атака захлебнулась и немцы вот-вот повернут назад.
   И в это время внезапно замолчали наши пушки – случилось непоправимое.
   
   Осколком снаряда был убит один из солдат. Остальные, не обращая внимания ни на разрывы снарядов, ни на рёв приближающихся танков, ни на команды командира, сели вокруг убитого и начали молиться. Сквозь разрывы снарядов слышалось заунывное: «Аллахумма ли… Аллахумма мэн… Аллахумма ин…»
   
   Это «Аллахумма» Иосиф запомнит навсегда.
   
   Несмотря на повторные приказы «К орудиям!», солдаты продолжали молитву.
   Не видя другого выхода, Иосиф - девятнадцатилетний командир, а по сути ещё мальчишка, был вынужден, на глазах у молящихся, застрелить одного из них, что заставило остальных подняться к орудиям. Благодаря этому была отбита атака немцев, и некоторые из солдат, включая моего брата, остались живы.
   
   За что погиб тот среднеазиатский мальчишка?
   Неумолимая логика войны...
   Брат понимал, что иного выхода у него в тот момент просто не оставалось. Однако этот случай навсегда остался в его памяти, как одно из тяжелейших воспоминаний о войне...
   
   ***
   
   Послесловие:
   
   Уважаемый читатель! Прежде чем делать какие-либо выводы о прочитанном, убедительно прошу решить - как бы Вы поступили в эти секунды, оказавшись на месте моего брата.

   
   На фото: брат Зося перед призывом в армию, конец 1941, начало 1942 года.
   Он же с родителями и со мной, 1945-46 год.
   
   http://proza.ru/2005/11/03-44
Галина Пиастро[05.03.2022 15:22:35]
    Игорь Колесников
   
   РЕЦЕНЗИЯ
   на рассказ « Аллахумма... логика войны...». Автор: Ян Кауфман
   http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=45&tid=363849
   
   Всё ещё тяжело вспоминать, но нужно, потому что… чтобы не повторилось.
   
   Именно сюжет меня, как я недавно пояснял, не очень привлекает, но всё равно это основа рассказа. В этом рассказе автор даёт понять читателю, что события реальны. Хорошо завоёвывается доверие штрихами из личных воспоминаний. В результате история воспринимается не отстранённо, как великое множество придуманных историй с похожими сюжетами. История получилась живой, поэтому эмоции читателя сильнее.
   
   В рассказе есть мораль. Она не находка, но пропущена через эмоции реального человека, поэтому сильна. Лично мне мораль показалась несколько клишированной, однако именно здесь хорошо чувствуется разница между хрестоматийно-безлич­ным­ и настоящим человеческим. Именно здесь автору хорошо удалось заставить читателя почувствовать себя на месте героя и ощутить его эмоции.
   
   Структура.
   
   Хороша. Экспозиция в виде личных воспоминаний автора от первого лица погружает в эпоху, показывает взаимоотношения героев и их настроение. Несмотря на скудность описаний, герои оживают в воображении читателя. Даже те, кто практически только назван.
   
   Кульминация показана глазами другого героя. Это очень уместно как раз в виде пересказа, поскольку служит продолжением основного рассказа, но при этом становится самостоятельной (и главной) сюжетной линией. Именно здесь от читателя требуется самостоятельно принять решение и сравнить его с действиями героя. При этом рассказ уже закончен ранее, нам известна судьба героя, но флэшбек позволяет расставить недостающие точки.
   
   Вместо развязки здесь послесловие. Оно не особо-то необходимо, но всё же даёт чётко понять мысль автора, ту самую мораль, которую я назвал несколько клишированной. Лично мне дополнительное усиление внимания на морали, своего рода разжёвывание смысла, не очень по вкусу, но обычно читатель любит, когда всё именно разложено по полочкам, поэтому не считаю, что концовка в таком виде лишняя.
   
   Особая фишка рассказа – доверительное отношение к читателю. Автор как будто сидит перед нами, рассказывает историю своей семьи, показывает пожелтевшие фотокарточки. Это здорово и очень атмосферно! И. повторюсь, именно этот приём позволяет сюжету вызвать сильный эмоциональный резонанс у читателя.
   
   Теперь о том, КАК написано.
   
   Трудно ожидать от такого короткого текста выдающихся художественных достоинств. И их действительно нет. Более того, они не нужны, потому что будут отвлекать внимание от сути. А суть здесь в сюжете. Поэтому не буду считать недостатком сухость языка. Это вполне уместно.
   
   Однако совершенно не вижу оправдания ошибкам и стилистическим ляпам. На крошечный по объёму текст больше десятка пунктуационных ошибок. Самая нелепая – запятые между подлежащим и сказуемыми (Иосиф, запятая, был ранен; дым, запятая, стлался). Ну зачем?!
   Допускаю, что это от невнимательности, как, например, неправильное оформление прямой речи («Расчёт, по местам!, - скомандовал лейтенант, - Бить по бортам!»), но это не оправдывает автора.
   
   Теперь про стилистические ошибки. Я покажу их практически все, так как текст небольшой. И на них закончу.
   
   Некоторые из ошибок почти незаметны, другие серьёзнее, но править нужно все, потому что неумелое исполнение очень сильно нивелирует все вышеперечисленные достоинства текста.
   
   Итак:
   «при погонах, портупеях, кобурах с пистолетами и одной на всех гитарой» - не хватает предлога (с гитарой), иначе получается, что герои были ПРИ одной на всех гитарой.
   
   «им было присвоено воинское звание лейтенанта» - одно звание на всех? Как ни странно, но да – именно одно звание было присвоено им всем. Ошибка кажущаяся, я заострил на этом моменте внимание только потому, что сам сначала напрягся.
   
   «Отправление эшелона назначено через два часа» - значит, он до сих пор не отправился?
   
   «представляет собой эта пушечка» - какая пушечка? Непонятно, что имеет в виду автор.
   
   «с чёрной повязкой вместо глаза инвалидом второй группы» - на глазу. Или поверх глаза. Иначе получается, что повязка у него была в глазнице и он ей видел. Есть нюанс: что если глаза не было? Тогда на нём не может быть повязки. Тем не менее, выглядит она именно как «на глазу». Для ясности можно иначе сформулировать фразу. Здесь же неправильный порядок подачи информации. Вернулся инвалидом с чёрной повязкой.
   
   «Закончив институт, он работал заведующим отделением во 2-й инфекционной больнице на Соколиной горе» - не стилистика, а недостаток информации. Ранее было сказано, что он закончил танковое училище. И всё. Никакой институт не упоминался. Кроме того, странно, что он стал заведующим сразу после окончания института. Просто непонятно. Автор забывает добавить очевидные для себя факты, в результате картина получается неполной.
   
   «в своей профессиональной деятельности лечил и спасал больных от смерти» - очень канцелярная и стилистически корявая фраза. И вообще эти казённые факты из биографии здесь лишние, они звучат как некролог. Нужно иначе, не выбиваясь из той доверительной атмосферы, которая создана до этого.
   
   «по прошествии лет иногда, к сожалению, становится рутинным и привычным» - неудачно выбраны слова («рутинный — скучный, утомительный, косный, шаблонный, рутинерский, будничный, однообразный, обыденный, консервативный», то есть упомянутые действия, по словам автора, происходят с военных лет постоянно и успели наскучить, стали привычными).
   
   «Солдаты двух уцелевших пушек, которыми командовал Иосиф» - он командовал пушками?
   
   «они громко говорили на родном им языке» - «им» - ненужное уточнение.
   
   «некоторые из солдат, включая моего брата» - он не был солдатом.
   
   «о происшедшем» - правильнее «произошедшем», но такое архаичное написание может работать на атмосферу рассказа. Ошибкой не считаю, просто умничаю.
   
    Игорь Колесников,
   /член Когорты Критиков проекта «Платон мне друг…»/
Ян Кауфман[05.03.2022 20:58:02]
   Теперь об ошибках:-
   - и с одной гитарой.
   - лейтенантов.
   - Отправление поезда После встречи с мамой.
   - О пушечке. Вы, Игорь, первый, который не понял о какой. Он окончил противотанковое артучилище.
   - О чёрной повязке. Чтобы закрыть глаз чем угодно надо его иметь.. Но когда его нет на это место одевается повязка..
   - Об институте. О жизни брата в послевоенные годы я писал сжато. И не то главное в этом эссе. Противотанковое училищ было ещё в юности.
   - О работе в больнице. писал коротко (тем более Вы сами отметили, что это лишнее)
   - Рутинным. "Лично мне мораль показалась несколько клишированной," Разве клише и шаблоны не схожи, Игорь?
   - Иосиф командовал солдатами.
   - На родном языке.
   - Р солдатах. В бою все СОЛДАТЫ.
   - ИГОРЬ! ПРОДОЛЖАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ УМНИЧАТЬ. ЗА ВСЁ СПАСИБО!
Игорь Колесников[06.03.2022 02:58:01]
   Ян, зачем вы мне объясняете, что хотели написать? Я прекрасно всё понял. Я вам для того привёл примеры стилистических ошибок, чтобы вы увидели, где написано неправильно или где смысл отличается от заложенного. Или где вы разговариваете сами с собой, а не с читателем, например, когда пишете о судьбе брата или уверены, что все знают, "что представляют из себя эти пушечки". Не исключено, что кто-то поймёт, если вы хотя бы скажете, какие "эти".
   Мне просто странно, что вы рецензию оцениваете как обычный отзыв. Это в отзыве вопросы задают, когда что-то непонятно. В отзыве практически не говорят о недостатках произведения, разве что в общих чертах. Рецензент своими вопросами обращает внимание автора на слабые или неудачные места. С точки зрения рецензента, естественно.
Ян Кауфман[06.03.2022 08:41:36]
   Игорь, уважаемый!
   Для меня достаточно, что Вы всё поняли.
   По замечаниям Вашим, как видите, - с чем-то согласен, с чем-то нет. Это нормально.
   Ещё раз благодарю
   Всех благ и здоровья!
Ян Кауфман[05.03.2022 16:19:03]
   Игорь, уважаемый!
   Во-первых спасибо, что очень аккуратно, стараясь не шибко задеть автора, показали достоинства рассказа и его недостатки.
   Спустя некоторое время постараюсь на всё ответить.
   
   Сразу скажу -чего у Вас не увидел - это мнения о поступке брата в бою. В этом же вся мораль описанной военной трагедии, что преследовали его всю жизнь. На Прозе ру, куда Вы заглядывали, из множества откликов мне понравился отклик глубоко верующего монаха Сергия:
   Рецензия на «Аллахумма... Логика войны...» (Ян Кауфман)
   
   Все хорошо.
   И мальчишка в молитве, в страдании (очищении грехов), смерть принял, на поле боя.
   И брат Ваш долг свой нашел в себе силы выполнить, доверие оправдать и спасти многих, через боль свою переступив.
   (В православии, послушание ставится на самое высшее место, даже выше Любви.)
   ..И болью этой сохранить себя в чистоте и жертвенном труде, до конца дней своих.
   Вот уж кому позавидуют многие на суде Божием (даже если и не крещен он в православии).
   ...
   Спасибо Вам, что пишете об этом.
   
   Сергий Р 28.04.2006 23:30
Игорь Колесников[05.03.2022 16:44:05]
   Ян, но ведь Вы сами сделали за читателя выбор, сами заставили его думать так, как считаете верным. Значит, вы ждёте только подтверждения, чтобы лишний раз убедиться в правильности поступка вашего брата. То есть Вы до сих пор сомневаетесь?
   Наверное, это правильно. Человек, если он именно Человек с большой буквы, всегда будет мучиться совестью за убийство, даже если оно совершено из лучших побуждений.
   Именно поэтому я назвал вашу мораль клишированной. Чуть ли не хрестоматийной. Это один из самых ходовых сюжетов в художественной литературе. И самых острых. Однако в публицистике он воспринимается ещё острее.
   Я не читал комментарии к рассказу, но думаю, что не нашлось ни одного читателя, кто осудил бы поступок вашего брата.
Ян Кауфман[05.03.2022 17:16:13]
   И ответы читателей были различны. Но чаще - ответов не было вовсе.
   И в правильности поступка его я не сомневаюсь. Но я его брат. А вдруг это читают родители погибшего?!
   Я жду от читателя вывода в правильности его решения, если оно есть.
Геннадий Розенталь
ДИАЛОГ
Наши авторы на Youtube
Любовь Санько
Одуванчики
Наши новые авторы
Валков
Старики
Сафиулин Максим Сергеевич
По маршруту Успех - Забвение
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России
Наградные билеты МСП
"Новый Современник"
Николай Вуколов
Валентина Тимонина
Сергей Малашко
Ол Томский
Дмитрий Долгов
Сергей Ворошилов

Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта