Мнения, диалоги, интервью | Сегодня у меня в литературной гостиной интересный гость – Член МСП , актер, режиссер, драматург, поэт. Лауреат Конкурса на лучшую пьесу для «музейного театра», Лауреат Четвертого этапа Второго Международного литературного конкурса "Вся королевская рать" (номинация «пьесы») и неоднократный призер Международного Литературного конкурса "Вся королевская рать" в разных номинациях, так же мой гость был отмечен за работу в жюри Литературного конкурса "О, Альпы и Рейн, и Дунай голубой!" Разрешите – Юрий Щуцкий. Мягкий свет льет лампа под зеленым абажуром, мы начинаем беседу. Сударушка: Юрий, я немного вас представила нашим читателям, теперь, пожалуйста, расскажите немного о себе. Юрий: Родился в 1946 году в Смоленске. Через год с матерью уехал в Вильнюс, где и живу до сих пор. В 1968 году закончил Белорусский Театрально-Художественный институт, Два года работал актером в Академическом Белорусском театре имени Янки Купалы, с 1970-го работаю в Русском драматическом театре Литвы в Вильнюсе. Уже 15 лет пишу пьесы, которые идут в театрах Вильнюса, Паневежиса, Киева, Баку, Белгорода и Калмыкии. Во многих детских спектаклях звучат песни, написанные на мои стихи , их уже около сотни. В последнее время увлекся режиссурой и поставил уже 10 спектаклей. Самый известный в Вильнюсе – это «Темные аллеи» по рассказам Бунина. Сударушка: За столько лет работы на сцене у вас, наверное, есть любимые спектакли, роли? Юрий: В 1980 году я играл шестнадцатилетнего преступника Малахова в нашумевшей пьесе Аграновского "Остановите Малахова", и в эти же дни выходил на сцену семидесятилетним Кошоном в спектакле по пьесе Ануйя "Жаворонок", у нас она называлась "Жанна д Арк". Обе эти роли были для меня настолько дорогими, что до сих пор не могу выбрать, какую из них я любил больше. Сударушка: Но когда же вас заарканил Пегас? (улыбаемся оба) Когда почувствовали вы тягу к перу? Юрий: Первое серьезное стихотворение написал в 13 лет. Оно называлось «Нужно». Меня даже удостоили чести прочитать его на Литовском телевидении. Стихотворение было патриотическим и так всем понравилось, что я решил написать на эту тему целую поэму. В 1961 году её поставили в школе, где она произвела фурор. Сама поэма, как я оценил позже, была качества невысокого, весьма риторична, написана лесенкой «под Маяковского» и впоследствии потерялась. Как и многие другие детские стихи. Сударушка: Юрий, скажите, пожалуйста, какое произведение, прочитанное в детстве, произвело на вас сильное впечатление, встречали ли вы сейчас подобное? Юрий: «Военная тайна» Гайдара. Когда я дошел до места в книге, где убивают Альку, я зарыдал в голос. У матери в это время были гости, все стали спрашивать, в чем дело, а я убежал во двор и плакал за сараями. Такой бурной реакции при чтении книги я, пожалуй, не испытывал больше никогда. Правда, лет тридцать пять назад прочитал «Дервиш и смерть» Селимовича. Так вот, тогда тоже… но уже по-другому… Сударушка: По поводу Гайдара я с вами соглашусь, мне тоже очень нравилась эта повесть. Жаль, нынешние дети далеки от произведений Гайдара. Произведениями каких писателей, поэтов вы зачитывались, читаете сегодня? Кто, так сказать, является вашими литературными кумирами? Какое произведение у вас самое любимое? Юрий: «Не сотвори себе кумира». А вот любимых поэтов у меня немало. Это практически весь «Золотой» и «Серебряный» век. Из зарубежных – это Вийон, Рембо, Верлен, Бодлер, Маларме, Уитмен, Рильке… Список дополняют современники, часть из которых находится на этом портале. Наизусть знаю немало из Пушкина, Есенина, Маяковского, Мандельштама, Володина… Особенно много – Пастернака. Могу назвать и достаточно много прозаиков, любимыми из которых до сих пор являются Булгаков и Паустовский. А любимое произведение… В 12 лет прочитал «Дон Кихота». Книга поразила настолько, что долгое время перед зеркалом я изображал из себя «рыцаря печального образа». Множество книг впоследствии стали моими любимыми, но лучше той пока не встретил. Сударушка: Однажды, в беседе со мной один из авторов сказал: «Мои произведения – мои дети». Кто из ваших «детей» дался большим трудом, чем все остальные? Юрий: Пожалуй, самым трудным для меня оказался венок сонетов, посвященный Валерию Агафонову. Я был близко знаком с этим гениальным исполнителем русского романса, знал его первую жену и дочь… Очень хотелось написать не только о нем, но и вообще о творческом процессе. Работал над венком семь лет. Сударушка: Как вы думаете, Юрий, должен ли автор (поэт, прозаик) писать "по заказу", "по заданию", должен ли он "тренировать" свое мастерство? Юрий: Смотря какой заказ, и как к нему относиться. Всегда увиливал от написаний всяческих поздравлений и детских утренников. Мне это было скучно. Но если уж приходилось писать, то подходил к этому серьезно и тратил довольно много времени, хотя порой и злился очень. Лучше всего получались экспромты, когда тема сама выпрыгивала на чистый лист бумаги. Что такое заказ? Тебе предлагают тему или сюжет, который в данный момент востребован. Так Пушкин предложил Гоголю сюжет «Мертвых душ». Джером К Джером написал заказанный ему путеводитель по окрестностям Лондона и назвал его «Трое в одной лодке». Мировой шедевр «Мужчина и женщина» тоже был сделан по заказу, как реклама автомобилей. Песни Окуджавы для фильмов «Буратино» или «Соломенная шляпка» были написаны по заказу. Рыбникову заказали музыку к «Юнона и Авось» Вознесенского. А Моцарт по заказу Неизвестного в черном написал свой гениальный «Реквием». Список можно продолжать довольно долго. Я пишу песни к спектаклям по заказу. Так же по заданию режиссеров мною был написан ряд пьес. Работа по заданию не только мобилизует, помогает повышать мастерство, но и расширяет твой кругозор и эрудицию, увеличивает словарный запас, заставляет трудиться твое воображение и интуицию, безусловно, при условии, что ты – человек серьезный и ответственный и относишься к заказу, как к работе, а не халтуре. Более того, любой заказ я использую в своих целях, то есть вкладываю туда свои мысли и наблюдения, которые, написанные без заказа, пылились бы в столе, никому неведомые и ненужные. К тому же, за заказы нынче платят, а деньги в наше время далеко не лишни. Но это вовсе не значит, что у меня нет пьес или стихов, рожденных собственной внутренней потребностью. Сударушка: Я считаю, и вы вправе со мной не согласится, что написание экспромта своего рода тренинг для поэта или прозаика? Как вы относитесь к экспромтам? Сможете прямо сейчас сочинить экспромт на тему…. Ну, предположим «времена года»? Юрий: Всегда завидовал тем, кто умел импровизировать или сходу выдавал экспромты. У меня это не очень получается. Вот пример: специальная импровизация для этого интервью. Сонет. Я в детстве лето обожал, Его беспечность, буйство, смелость, Когда в квартире не сиделось, Когда к реке сам воздух звал. Стал старше – Новогодний бал Меня кружил, и петь хотелось… Весна для юности созрела: Любовный жар во мне пылал. Теперь моя отрада – осень, Люблю ее неспешный ход. Ветра ль шумят, блестит ли просинь, Во мне все дышат, все живет. И листья задают вопросы, И дождь ответов не дает… Сударушка: (слегка открыв рот от удивления) Замечательный сонет получился! Спасибо. Юрий, любого автора волнует появление публикаций его произведений. Какие ваши произведения увидели свет? Юрий: В 2004-ом году (спасибо спонсорам) удалось выпустить книжку стихов «Между миром и войной». А так довольно часто печатался в периодических изданиях: газетах, журналах, альманахах… как в советское время, так и в наши дни. На портале «Что хочет автор» тоже издано несколько альманахов, где опубликованы мои стихи, пьесы и прозаические шутки. Сударушка: Вот вы упомянули портал «ЧХА». Сейчас много спорят о том, что сетевая литература более низкого качества, чем бумажная. Ваше мнение по этому поводу? Юрий: Раньше стихи переписывались, заводились специальные альбомы, куда желающие могли поместить свои опусы или стихотворные пожелания. О качестве их говорить не приходилось, но друзья и подруги обязательно читали всю эту лабуду и оставляли свои отклики. Поэтических сборников издавалось великое множество, но выбрать среди них хорошие стихи было делом сложным, хотя в недоброкачественности их обвинить было нельзя: ведь над сборниками трудились грамотные корректоры и редакторы. (Ах, где они теперь?!) Вся эта макулатура пылилась на полках, а хорошие книги можно было достать только на барахолках или в запасниках, поэтому дружба с продавцами книжных магазинов весьма ценилась. Теперь все это переместилось из альбомов и сборников в Интернет. Тебя уже могут прочитать тысячи и даже миллионы. Но на качестве литературы это никак не отразилось, разве что корректуры и редактуры стало меньше. Высокая литература всегда была редкой и в небольшом количестве, но зато теперь, благодаря возможностям Сети, она стала более доступной. За это не пенять а благодарить надо! Конечно, каждому хотелось бы подержать в руках свою собственную книжку, полистать ее, подарить другу. Собственно, теперь, как, кстати, и в 19 веке (да и в начале 20-го) стало возможно издавать сборники за свои деньги, что и стали делать многие и многие. Если раньше нас заваливало плохими, но идейно выдержанными книгами Государство, то теперь нас завалили дурными графоманскими произведениями издательства, которым все равно, что печатать, лишь бы платили. У меня около трех тысяч книг. Как и раньше, люблю часами стоять в книжных магазинах и выискивать там жемчужины, пусть и дорогостоящие. Но так же полюбил часами лазить по Сетевой литературе и выискивать там то, чего не достать за деньги в магазинах: талант, искренность, одухотворенность, дружбу, пусть и в не очень больших количествах. Сударушка: Многие писатели, поэты, размещающие свои произведения в интернете, часто получают на них очень неожиданные отзывы. Случались ли так у вас? Юрий: Самой неожиданной оказалась рецензия Ольги Сотниковой «Стихи солдаты» на мое стихотворение «Стойкий солдатик». Вот ссылка. http://zhurnal.lib.ru/s/sotnikowa_o_s/soldat.shtml Сударушка: В трудное мы сейчас живем время, какие-то невеселые порой получаются праздники. А вы любите праздники? Какой ваш самый любимый праздник? Юрий: День театра. Сударушка: Я почему-то так и подумала. Ну, какой же праздник будет любимым у человека, отдавшего всю свою жизнь театру! И заканчивая нашу беседу под зеленым абажуром… Юрий, несколько слов - Ваши пожелания начинающим авторам, критикам, коллегам по порталу. Юрий: Начинающим авторам посоветовал бы побольше читать хороших поэтов, и не просто читать, а размышлять и пытаться понять, как они достигают такого мощного воздействия на умы и сердца. Критикам желаю избавиться от предвзятости и научиться проникать в суть произведения. Коллегам по порталу – поменьше обижать и обижаться и побольше радоваться удачам своих товарищей. Сударушка: Большое спасибо, Юрий. До новых встреч на электронных, и не только, страницах! А нашим читателям позволю себе напомнить – гостем «Зеленой лампы» был Член МСП , актер, режиссер, драматург песен Юрий Щуцкий. Всех, кто желает познакомиться поближе с его творчеством приглашаю на его страничку http://www.litkonkurs.ru/?dr=17&luid=8669 |
| Надежда Сергеевна! Огромное Вам спасибо за то, что осветили жизнь Юрия Щуцкого. Знакома с его творчеством. На меня произвели впечатление его стихи. Особенно понравилось стихотворение о театре "ЗАЛ". С разрешения автора оно легло целиком в мою повесть "Ольга". Очень умный и тонкий поэт, актер, постановщик, человек. Сколько нового я узнала о нём из этого интервью. |
| ой, я-Николаевна... :-) но почему-то людям так хочется чтобы была Сергеевной(в реалетакая же история) |
| Это просто Ваша фамилия ассоциируется с именем. Придется уж терпеть всю жизнь. :) Спасибо Вам, Надежда Николаевна, за интервью! |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |