Поэзия для взрослых | (тема 2) Закружил январь новогодней вьюгою, окрылённый сказочным вальсом ангелов, обновил пути, старый год баюкая, заметая бренные мысли набело. И Земля, вращаясь под вышней сферою, не лишённая мирового разума, в новолетие воспаряет с верою, с пожеланьем каждому чуда праздного. И не важно, в общем-то, чьих вы будете, из какой вы глины, какого семени, под какой звездою свой логос будите, за мечтой гонимые пульсом времени… В новогодье дух исцелить – не лишнее – от лишений, горьких до безысходности, загадав лишь толику сил у Вышнего для благого, сущего срока годности. На земной галёрке, небесной сцене ли переходный возраст играет гранями, зреют веси грёзами в новой смене лет, да свечей огнями исповедальными. Снова длится миг на дороге к вечности, чудеса являя в морозном кружеве, и сияют звёздочками во млечности светлячки надежды желанья дюжего. |
| Стихотворение исполнено профессионально. Насыщенное образами, оно плавно перетекает от сказки к высшим сферам и обратно. Но не всё то золото, что блестит. При всей своей многословности, «не лишённой мирового разума», оно показалось мне довольно однослойным. Нет у транслируемых мыслей доказательной базы – на поверхности её не показано, а копнуть, увы, некуда. Красивая, на первый взгляд, ниочёмка. На различных конкурсах таких работ можно встретить «до сотни». Земля воспаряет с верою (ох уж эти архаичные -ою-ею!), с пожеланьем (ох уж эти -нья!) праздного чуда каждому. Праздного чуда? Пустого, бесцельного чуда? Каждому? – Не важно, в общем-то, чьих вы будете. – В новогодье дух исцелить – не лишнее. Как бы да. Но и всё. А вот про срок годности интересно. – На земной галёрке, небесной сцене ли// переходный возраст играет гранями//зреют веси грёзами в новой смене лет// да свечей огнями исповедальными// – непереводимая игра слов. – Снова длится миг на дороге к вечности// чудеса являя в морозном кружеве – ведь красиво же, не отнять! Но что за чудеса, каким образом их являет миг, почему только в морозном кружеве, – неведомо. Ни намёка. – И сияют звёздочками во млечности светлячки надежды желанья дюжего – пять существительных на одно предложение из семи слов, не считая предлогов. Богато. «Желаньем дюжим» стихотворение мне запомнится. Остальным – нет, к сожалению. Вам, уважаемый автор, желаю в наступающем году крепости духа и веры! Судья Людмила Царюк |
| Интересное стихотворение, чарующая звукозапись. Образы неординарные. Красиво. Пока не начинаешь вдумываться в смысл. А тогда возникают вопросы к автору. Заметая бренные мысли набело - мысли сначала на черновик. Бренные - то есть заставляющие вспомнить о недолговечности человеческой жизни, и эти мысли собираются в одном месте из черновика набело. Заумно как-то. Почему нужно ожидать чуда праздного. Слово "праздный" несёт в себе негативный смысл, то есть чудо само собой придёт. "под какой звездою свой логос будите", но логос - это не частное понятие, всеобщий разум, божественная сила. Откуда же он свой? Какими гранями играет переходный возраст (переходный - это в следующий год?). Дальше вообще непонятно, причём тут веси, которые зреют грёзами и свечами исповедальными. Сложная конструкция. А уж дюжее желанье - вынос мозга, зато хорошо рифмуется с кружевом. Но красиво же. В новогодье дух исцелить – не лишнее – от лишений, горьких до безысходности, загадав лишь толику сил у Вышнего для благого, сущего срока годности. - Вот тут эмоционально отзываются строки. "Снова длится миг на дороге к вечности, чудеса являя в морозном кружеве", - понравилось, ещё бы знать, какие именно чудеса. Но если не пытаться прорваться сквозь не совсем понятную образность, то и неплохо. Удачи автору! Судья Галина Димитрова |
| Как хорошо это, что Земля наша всё ещё «не лишённая мирового разума» – это вселяет надежду, что здравомыслие Мирового Разума не позволит сгинуть нашей планете. А если забота о Земле, землянах идёт у МР вкупе со Всевышним, то, похоже, что остановка «на дороге к вечности» не случится. В повествовании органично переплетены некоторые временные и праздничные даты: старый год, январь нового года, новолетье, Рождество. Очень понравилось начало второй строфы, где своеобразно показано равенство разных народов: « И не важно, в общем-то, чьих вы будете, из какой вы глины, какого семени, под какой звездою свой логос будите, за мечтой гонимые пульсом времени…» Выразительно и значимо! Мои замечания касаются только ряда образов, эпитетов. - «…с пожеланьем каждому чуда праздного». /….//праздный (не путать с “праздничный”) это бесцельный, бесполезный, пустой. Неудачный эпитет.// - «дух исцелить … от лишений». /…//мне кажется, что дух всё же не от лишений можно исцелить, а от мыслей о прошлых лишениях// - «загадав лишь толику сил у Вышнего для благого, сущего срока годности». /…//срока годности?? Странное выражение – неужели рифма к «безысходности» виновата?))//. Стихотворение явной философской направленности – это по мне! Хороший слог (кроме отмеченных неудач), очень достойные рифмы – всё это оставило у меня самое приятное впечатление. Судья Галина Пиастро |
| Увы, много претензий к технике. Автор выбрал очень специфичный размер, который просто не вытащил. По сути структура: чередование анапест-ямб-анапест-ямб в пределах строки. Здесь есть два основных момента: 1. Середина такой строки всегда знаменуется паузой. Оставлю теоретикам-лингвистам судить, можно ли формально называть её цезурой, но факта это не меняет – выраженная пауза там есть обязательно. И она ни в коем случае не должна рвать цельные грамматические конструкции вроде «сказочным вальсом» 2. Стыки размеров в пределах «полустрочий», по обе стороны от цезуры – места тоже заметные. Из-за слома размера там возникает акцент и – тоже – пауза. Но пауза короткая, которая спокойно умещается в пребел между любыми двумя словами. А вот рвать слово пополам ей нельзя. Пример – «не лишЁннаЯ мировОго рАзума» или «в новолЕтиЕ воспарЯет с вЕрою». Вообще такая ритмическая картина обычно используется для довольно «агрессивных» стихов с частыми переходами интонаций и акцентами. Я не уверен, что она уместна здесь, хотя автор может смотреть на вопрос иначе. В любом случае, прежде чем рассуждать об этом, нужно достичь безукоризненного исполнения. Здесь этого пока нет. Ещё я отдельно остановлюсь на рифмах. Во всех строчках, без всякого чередования – дактилические рифмы. Это всегда непросто. Местами у вас получилось хорошо, местами пришлось ограничиться скучными падежными. Кстати, использование слов «сферою – верою» тоже результат выбора рифмовки, не более. Нет иных причин заменять ими стандартные «сферой – верой». И ещё выделю рифму «сцене ли – смене лет». В первой части здесь всё хорошо, частицы хорошо работают для дактилической рифмы. А вот лишённое ударения слово «лет» - это плохо. Оно не выделяется, сливается с предыдущим, и мы получаем некий «сменелет». Теперь про смысл и наполнение. Это стихотворение-игра. Несмотря на кажущуюся серьёзность, это просто игра умными словами. Причем на том уровне, когда эта игра едва не переходит (а может даже и переходит) в абсурд. Нет ничего плохого в том, чтобы подтягивать читателя до своего уровня, но здесь как раз глубины не видно – здесь поверхностная, чисто визуальная сложность. Простите, но – пыль в глаза. Судья Артём Виноградов |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |