Темы недели на Литературном портале "Что хочет автор" | Есть мнение, что мемуары - это задворки «большой», «настоящей» литературы. Тут не надо придумывать сюжет, героев, их конфликты, завязки-развязки всякие, выдерживать красную линию, развивать драматизм, а потом его успокаивать. Воспоминания – это вроде как песня хакаса, который едет себе по степи и поёт обо всём, что видит вокруг. Так и в мемуарах. Вспоминай себе под коньячок у камина и успевай только записывать за раскочегаренными мозгами. И никаких тебе особых правок, зачёркиваний, черновиков, то есть труда до седьмого пота… Потому-то всякий и может, как говорят, написать о себе вполне приличную и читабельную книгу. Так это или нет, опять попытаемся разобраться. Что такое мемуары, воспоминания, автобиографические повествования, исторический экскурс - это всё «Мемуарная литература»? Или всё же это разные жанры? |
| Читать мемуары, написанные человеком без литературного таланта - то еще удовольствие. Это только для любителей именно этой эпохи, тематики , этого человека. Интерес только фактологический. После Великой отечественной - сколько было написано много (всех же ударило). Но в худ.плане остался маленький процент. Тем не менее есть авторы, у которых мемуары - это художественное произведение. Очень живо, например, написаны "На берегах Невы" (и Сены) Одоевцевой. А у мужа ее Жоржа Иванова - так вообще воспоминания вылились в художественное произведение, за что он имел очень много, мягко говоря нареканий, поскольку писал-то он про живых реальных людей. Просто поэтическая фантазия и законы жанра заставляли его вносить отсебятину, отчего произведение выигрывало, но достоверность мемуаров стала под большим вопросом. |
| сейчас мемуары пишет весь шоу бизнес...кто больше приврёт, тот и выиграл, вроде бы не на задворках, у всех на виду,пишут для того чтобы ещё больше узнали о них, но большой литературой это не назовёшь, разве что в количественном смысле ..:)) |
| Думаю, не стоит рассуждать, что такое "мемуары". Об этом уже подумали за нас и, подумав, определения дали. Не знаю, где у литературы "задворки", знаю, что мемуары занимают свою нишу и востребованы. Разумеется, язык мемуаров уступает языку художественной прозы, ибо мемуары, как правило, пишутся не литераторами, однако не это главное в жанре. Хотя, если мемуары пишет писатель, читаются они вдвойне интересно. Я, например, зачитывался книжкой "Бодался теленок с дубом" А.И.Солженицына; по-своему интересны мемуары наших военачальников - в них нет-нет да промелькнет живой эпизод, отражающий историю нашей страны, ее руководителей, больших и "простых" людей. Много интересного можно почерпнуть из мемуаров великих советских актеров, и вообще замечательных людей - читая их, лучше всякого учебника истории знакомишься с историей своей или другой страны, узнаешь массу интересного в самых разных областях жизни. В мемуарах есть и сильный субъективный аспект, и это, конечно, надо учитывать при чтении. |
| "Мемуары", по В.И. Далю, это: "Житейские записки; события, описанные очевидцем, современником; записки учёных обществ". И если последнее определение явно устарело, по-моему (сейчас они у нас называются "научными отчётами"), то два первых очень точно отражают суть этого термина. Я бы даже объединил их в одно, точнее бы было, наверное. |
| Что касается "мемуаров" шоу-менов-вуменов, то вот это как раз и есть, в большинстве своём, "задворки" литературы. И даже не столько в литературном, сколько в содержательном плане. Можно ли их сравнить, положим, с записками о галльской войне Гая Юлия Цезаря? (тоже ведь мемуары!). Или Галины Вишневской "Галина. История жизни". Ответ очевиден. И Алексей правильно нам всё рассказал. К сожалению, сейчас чуть ли не каждый публичный деятель, VIP-персона стремится наследить в этом закоулке литературы. Само по себе это и неплохо - вроде как живые свидетельства ушедшей эпохи. Но беда в том, что "правдой эпохи" там редко пахнет. В основном всё подгоняется под своё видение. Или вообще подтасовывается. |
| Любое бездарно написанное произведение можно условно выставить на "задворки", вне зависимости от жанра, я так считаю... Толково написанные мемуары, конечно, доставят массу приятных минут... Вот допустим, произведения М. Горького "Детство", "В людях" и т.д., можно ли отнести к мемуарам? |
| Очевидно, Дмитрий, любое произведение, где рефреном идёт слово "помню", уже является как-бы "мемуарами". "Помню, я ещё молодушкой была / Наша армия в поход куда-то шла..." помните эту русскую народную песню? прелесть какая! тоже, можно сказать, вылитый мемуар. |
| Выскажу крамольную мысль: до-о-брую половину литературы, классической ли русской, советской, зарубежной, можно бы было отнести к "мемуарной". Просто не отнесли. Не принято так. "Мемуары" как-бы всё равно не "главная", "элитная" художественная литература. Это всё равно "на голову ниже" при любых талантах. А Горького воспоминания о своём детстве и отрочестве, как и Л. Толстого "Детство", "Отрочество", "Юность", как и Пушкина "Путешествие в Арзрум", как и Лермонтова "Герой нашего времени" и множество подобных ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ классиков конечно же не "Мемуары". Не могут быть они мемуарами по определению, потому что писаны классиками. А классики мемуаров не пишут. Их пишет всякая мелкота. |
| А мне кажется, дело в соответствии действительности и, конечно, таланте. Только автор знает, что написал - автобиографическое художественное произведение от первого лица, в котором главный герой может порой объединять черты нескольких реально существующих прототипов, или мемуары, где вымысел не допускается, даже если написано так, что воспринимается читателем как захватывающая приключенческая повесть. По сложившемуся мнению, мемуары - это документалистика. Но это не всё, это ещё и "Житейские записки; события, описанные очевидцем, современником;". И если написаны они так, что не оторваться от чтения, то какие же это "задворки"?! |
| Привет ведущему! Похоже, мемуарная дискуссия благополучно загибается. Наверное, на эту тему можно написать прелестное эссе, но вот жарких дебатов не получилось. Большинству толкущегося здесь народа эта тема не близка. Не задевает за живое. Приходится признать, что выбор темы был неудачен. Тема должна провоцировать на дискуссию, бить в болевые точки. Вспомним, как возбудился народ во времена правления Шорскина. Кому же охота считать себя графоманом!? Не надо бояться поставить тему так, чтобы народ начал метелить ведущего и друг друга. А то уси-пуси, и нет дискуссии. Давайте поставим вопрос глобально - Литература в борьбе с загнивающим режимом. А может ли мемуарная литература бороться с загнивающим режимом? Да и нужно ли бороться? Мы же раньше говорили, что запад так красиво загнивает. И вообще, превратим литературный сайт в общественно-политический форум. Короче, тем для дискуссий много, но чисто на литературной тематике лично мне не очень интересно. Литература - отражение жизни, вот о жизни и нужно говорить. |
| Хорошо бы поучающим да самим тему какую-нибудь замутить. А тыкать на нестыковки всяк может. И не только сегодня. Просмотрел все темы за последние 2011-2013 гг. (см. вверху, предыдущая тема о профессии), так вот там поучающих-то и не было ни разу (?) Специально сразу не ответил - а ну как все навалятся на новый поворот темы?! Прошло 15 (!) часов - ау! спорщики о "загнивающем режиме" (?), где вы?.. Нетути. И который загнивает - бывший, али теперешний? Вот в чём вопрос... А "графоманы" что? эту тему можно жевать до бесконечности и, что самое интересное, без всякого КПД. Вы сами об этом говорили, Виктор. Вся дискуссия свелась к тому, что "я настоящий писатель" (поэт, прозаик и т.п.), и уж тоже "настоящий" тот, кто меня похвалит (тот получит большую, сладкую конфету)... И критериев никаких так и не выработали. Разве что "кесарь и слесарь"? а кто "кесарь", кто "слесарь", одному Богу известно. Проблема ведь не в этом, на мой взгляд, завелась публика или нет. Проблема в том, что при любом "заводе" участвующих в дискуссиях не более 2, 8 %. Это максимум! И от более чем 4 тыс. "посетивших" эти дискуссии "наследивших" своими комментами было максимум (!) 114 человек. Просмотрел - одни и те же лица... Вопрос: для кого эти "недельные темы"? для дежурных? |
| Теперь о темах, с вашего позволения. Вчера (позавчера?) я выложил в таблице темы и их анализ, которые посетили более 4 и 3 тысяч авторов ("наследили" от 27 до 114 человек). Перечислю теперь темы (кодовое слово), посещённые 2 тыс. авторов (тем уже 99): Английский Клуб, анекдоты, блиц-конкурс, Золотая осень, поэты-пророки, портал ЧХА, океан, ребята, газета, надо читать, история, как это начиналось, романтичность, поэт и высшие силы, творчество, библиотека, нормы языка, Пегас, поэт в России, классика, судейская коллегия, от издателя. Примерно столько же и тем, которые посетили более 1 тыс. человек (в том числе и мою "профессию"). То есть, в сумме немногим более 50 тем посетило от 1 до 4 тыс человек. Остальные, почти столько же, благополучно "загнулись", как изящно выразился В. Шилов, не дотянув и до тысячи посещений. Кстати, среди тем процентов 80 занимают темы именно про Пегаса (вот повезло же сивому мерину!) Резюме: почти половина тем не продержали в напряжении публику и пару-тройку дней (а каждая из них минимум недельная, а то и двух...) А уж оставивших своё мнение по всем поднятым вопросам от 0,1 до 2,8 % ! Отсюда вывод - что-то не так у нас, ребята, в датском королевстве ЧХА. Но есть надежда, что Аглицкий Клуб "разговорит" нас. Если его до того не подточат всякие тролли, "плюющие на стол" и гоняющие "совков". |
| Напрасно Вы меня, Владимир, в поучающие записали. Моя задача была другая -привлечь внимание публики. Не поворотом темы, это делать в рамках текущей дискуссии уже поздно, а предложением на будущее. И не надо буквально понимать слова об изменении направленности портала или дискуссиях на политические темы. Это я к примеру, с долей иронии. Сам интересуюсь политикой не более, чем рядовой избиратель. Достаточно много тем на стыке литературы и жизни, в том числе и поставленные в это дежурство. Другой вопрос, что одни темы вызывают острую дискуссию, а другие тихо умирают. Пускай участвуют все те же лица (впрочем, от темы к теме состав меняется), но нужно так сформулировать вопрос, чтобы у каждого появилось желание высказаться. Поэтому тема должна быть провокационной, ведущий не должен бояться принимать огонь на себя. В конце концов, все, что здесь происходит, это не более чем игра умов и талантов, вот и нужно дать пищу этим умам. Легче сказать, чем сделать)) Ау, активные! Предлагайте темы для бурного обсуждения. Навскидку: Влияние гормонального фона на стихосложение. Если можешь не писать - не пиши (Если у тебя есть фонтан - закрой его). Пишу больше умом, чем сердцем. А вы? Форма в ущерб логике. Литературный портал - помесь компьютерной игры и социальной сети. А насчет Аглицкого клуба особых иллюзий не питаю. Там все те же лица, что и в форуме. Не думаю, что кого-то там начнут троллить. Но в рецензиях буду говорить то, что думаю. Может, и интересно будет, а может, быстро надоедим друг-другу. |
| В любом случае, Виктор, Вы правы. Я когда ещё крутил в голове вторую свою тему, проиграв её, понял, что в принципе она "короткая". А вот "навскидку" Ваши интересны. Особенно последняя, про "игры" и "сети". Ну что ж, идущим по нашим стопам теперь будет проще. |
| Мемуары, это большая честь написать о своей жизни, чтобы её с интересом читали. Тем более правдиво, разве что литературным языком. Я, столько раз начинал про себя писать, но всё время спотыкался, нет, не от недостатка языка, а от невозможности высказать всё - что накипело в моей душе. Гнев не позволял мне ясно мыслить, а, ясность говорила - что тебе всё понятно и известно. А, если всё понятно, то о чём писать? Выходит не о чем. Но, есть о чём написать, коль Вы не скрываете свои недостатки и достоинства и откровенно высказываете все обстоятельства вашей жизни, без всякого самомнения, а анализируя, или препарируя, жизнь, которая на самом деле и была вашей жизнью. В этом случае, я приветствую мемуары, как познание человека без обмана. В другом случае, я их отрицаю, когда, хотя бы в одном эпизоде есть обман. Не обманывайте самих себя...Хотя в Поэзии это допустимо, ибо поэзия говорит о правде эзоповским языком, но такого языка в мемуарах не должно быть. А только правда, и только одна правда. "Голая" правда, как это не прискорбно выставить себя на обсуждение человечества? Но, такую правду, человечество любит, ибо она является частичкой всеобщей правды человечества. И это достойно. Вот и всё о мемуарах с моей точки зрения. |
| А, о чём Вы там беседуете в кулуарах поэзии, мне не интересно. Меркантильное меня не интересует. Я чужд понятия личной заинтересованности в поэзии. Поэзия для меня только источник, очищающий мою душу и тело. Я, поклоняюсь Музе, как самому Господу Богу. И благодарю Господа Бога, что он мне дал такую прекрасную тему для моей бывшей и дальнейшей жизни, не давая мне лавров для гордости. И денег, для поддержания тела. Ибо дух во мне сильнее тела, и только он держит моё тело для дальнейшей жизни. А, почему? Так ведь я не знаю...может так нужно богу, которого я не знаю, но чувствую... |
| Жаль, Владимир Викторович, что Вы так и не осилили мемуары. Если можно совет, то гневу, конечно, нельзя давать волю: тут Вы должны действовать, как на ринге, без эмоций. Иначе плюху поймаете запросто. Надо расти над собой, т.е. попробовать встать чуть в сторону, и посмотреть на всю свою жизнь как бы со стороны. И тогда, уверяю Вас, дело пойдёт! Побольше критики и сомнений в свой адрес; и поменьше ищите соломинки в чужих глазах. Особенно дамских. Да, этот вид литературного творчества, конечно, в чём-то сродни раздеванию на публике. И порой на это трудно решиться. Особенно близким, которых ты описываешь. Но... искусство требует жертв. По классификации Татьяны, свой роман я буду относить впредь не к мемуарной литературе, а к автобиографическому произведению. Поскольку добрая половина в нём - художественное творчество. То есть, не как было, а как могло бы быть. Где-то так. И последнее: с галёрки тут раздаются голоса, что первую свою тему "литература-профессии" я быстро свернул. Может быть и так, "третейские судьи" смутили, каюсь. Однако довожу до сведения, что можно ведь вести и продолжать дискуссии по обеим темам сразу!? если не слабо, конечно. По крайней мере до вторника время высказаться и там и здесь ещё есть. |
| В общем, так или иначе, тема второй моей недели удачно "загнулась" (спасибо Виктору Шилову, долго искал подобное определение!). Не дожив и одного дня до сдачи ключей следующему дежурному. Не помогла и помощь друга, который вместо того, чтобы тихо подойти и с сочувствием толкнуть застрявшую в грязи машину, налетел как ураган, обложил её водилу (при дамах!..), а потом уж начал вроде толкать её. Препод! что скажешь. Но так и не вытолкал. Поэтому надеюсь, что мой сменщик (ца) будет умней меня и преподнесёт нам такую тему! что все мы, с Виктором в том числе, ночами спать не будем, пока не выскажемся здесь, на этих страницах игры в "тему недели". Только не о "графоманах"! прошу Вас... Любую другую Вашу фантазию мы уж как-нибудь переживём. А у меня на табло мемуарной темы 260 : 18. Удачи! |
| Так ведь у Вас одни только эмоции! Которые перевешивают здравый смысл. Однако поэт должен это понимать. Я не говорю, что по золотой середине, и, поэтому, никакого ответа. Если уж написал, то и отвечай за своё печатное слово. В том числе и в мемуарах. Возможно я приму очередь дежурства в ЧХА, но, тема будет иная: Какая поэзия нужна нынешнему обществу? |
| Да Вы не очень переживайте. Таких много и не очень. Главное поддерживать бодрость духа и писать то, что Вы думаете по поводу...и без повода не писать ничего! Ну, разве что налетевшее мгновение сути, когда рождаются шедевры. Но это так редко, что Вы и не замечаете, как Вы их написали. А, уж если Вам так хочется, то, хорошие стихи будут всё чаще и чаще...И, скажите самому себе: на предвзятое мнение мне начхать, ибо я чувствую в себе поэта. Вот и всё. |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |