Критика вызывали? | Уважаемые критики, прошу обратить внимание на сей свой опус. Буду рад вашим критическим отзывам. Заката лучи косые Легли морщинами в поле, И запах сухой россии Поплыл перекати-полем. Бурьяном столетий пряных Сплелись золотые травы; И в грезах бездонных, странных Ты ищешь – забытой славы… По тропке, заросшей густо, Идешь к недалекому лесу, И пусть в тихом поле – пусто, Ты помнишь, что мир сей – тесен! Деревья изломанным строем Прощально кивают солнцу… И ты, воротясь, откроешь Вечерней заре оконце! И не поддаваясь грусти, В глуши, как будто забытой, Внимаешь словам изустным В обход городского быта; И вдруг, как будто цветами, Душа прорастает речью, И с миром над облаками Ведешь разговор о вечном… |
| На этом месте было сообщение, которого не должно быть. Наверное, интересное. Модератор КВ |
| Мне тоже интересно, кто-нибудь читает правила? |
| Никто не решается, тогда попробую я :) Стих мне показался интересным, наполненным, прочувствованным, фактурным, музыкальным и глубоким по мысли. Его приятно читать - что бывает не часто. Ощущается стилевое знание органики русского языка и трепетное отношение к его чистоте. Есть самобытные образы, которые мне особо легли: " Заката лучи косые / Легли морщинами в поле...Деревья изломанным строем / Прощально кивают солнцу... Внимаешь словам изустным... Душа прорастает речью"... Но есть ряд технических погрешностей, которые портят восприятие: 1. Рифмы: а)однокоренные: поле/полем, забытой/быта; б)переангажированные: густо-пусто,солнцу/оконце; 2.Неблагозвучие: Поплыл перЕкати-полем. - 2. 4(плохо звучит!). мир СЕЙ – ТЕСен - тоже плохо звучит!; 3. слова-подставки для рифмы: "По тропке, ЗАРОСШЕЙ ГУСТО" - "заросшей" самодостаточно, "густо" - подставка. В строке: "по тропке заросшей..." уже понятно, что "густо"; 4. одинаковые сравнения "как будто" применяются через две строки. Слово "как" можно тоже считать подставкой, причем сорняковой, ибо слово "будто" самодостаточно без "как" :) 5.Три слова "поле" на 24 строки многовато; 6. И еще мне показалось, что некоторая внутренняя переполненность Автора бремем собственных знаний, делает его внутри чуть-чуть несвободным и нераскованным в образном проявлении :) Он словно боится, что может выйти их классических правил стихописания:) Но это, возможно, лишь мое воображение :)) Во всяком случае, думаю, что при некоторой детальной доработки-шлифовке, Стих получится весьма сильным. Мои Поздравления с наступающим Новым Годом и Рождеством! С уважением, |
| Спасибо! Я надеюсь, еще кто-нибудь выскажется. :) Собственно, в чем причина моего обращения - по этому стиху есть нарекания, поэтому разбираюсь с Вашей помощью. Ваши доводы понял и принял, возможно, даже сподвигнусь что-нибудь изменить ("возможно" не потому, что спорю, а не знаю, смогу ли). Один только вопрос - почему "мир сей - тесен" плохо звучит? Ударностью избыточной или фоникой? Да, вот еще вопрос - я строку с перекати-полем по-другому читаю: как "перекатИ-пОле". Как Вы думаете, это все равно не звучит или можно примириться? (кстати, видимо, мои задумки с "как будто" и однокоренными рифмами не проходят... буду что-то придумывать). P.S. "Переангажированные"... Долго думал, что же за этим скрывается :))) Хи-хи... Так бы и написали - "затертые до ужаса, что ж, Вы, автор..."! :))) Спасибо еще раз и с Новым годом! Успехов во всем! С уважением, |
| Валентин, насчет "переангажированности" - слово, действительно, несколько замудрёное :)... Черново я по-другому выразился :) Но мне всегда хочется сказать помягче, чтоб не слишком забижать однозначностью слОва :/ И это сочетание показалось более улыбчиво гладким :)) По "мир сей - тесен"... Если прочитать быстро - получается, будто шепелявый говорит :) се-те-се С "перекатИ-пОле"/м... Я всячески пытался читать... Если - по-Вашему, то тогда два удара вместе (2.6.7.) собъют ритм и он не будет сочетаться с общим ритмом и чистой строкой: "Легли морщинами в поле" (2.4.7.) Хоть так, хоть - эдак, звучит кисловато... Жаль - образ хорош! Примириться-то, воможно, но заноза сидеть будет :) Придется поломать голову ;о) Знаете, мне пришло в голову Назвать Ваш Стих: "Перекати поле" и тогда на свободное место можно внедрить что-то другое :) Всего доброго. |
| В общем, понятно. Знаете, когда я читал этот стих вслух, то казалось, что нормально... Видимо, здесь работает мое авторское восприятие (в том смысле, что не вижу бревна в своем глазу :)). Для того и ставил, чтобы почувствовать восприятие со стороны. Насчет Ваших предложений - я учту и даже, вероятно, стих буду править. Только у меня это туго выходит :) Мне вот один человек высказал претензии летом, так я только недавно дошел до нужных изменений. И последний вопрос: как Вы относитесь к обороту "в обход городского быта"? С уважением, |
| Оборот "в обход городского быта" мне приглянулся! По-моему, он живой и вкусный :) Насчет "править"... С налета ни у кого не получается - пусть он полежит свое время и сам подскажет, при свежем чтении, ЧТО с ним делать или НЕ делать :) |
| Надо же :) Об него как раз самые большие копья и ломались в свое время :))) Я вот убежден в его "нормальности" с точки зрения языка, иными словами, мне кааца, что в определенном контексте так сказать можно. |
| Безусловно - живая фраза... |
| Валентин, я еще выскажусь по стиху. Не знаю, успею ли в этом году. Пока соглашусь с Критиком 1 по пункту 6. Он выразил то,что я не смог сформулировать. У меня тоже осталось ощущение некоторой искусственной правильности стиха. Знание автора, что есть правильно, и очевидная большая работа над стихом выветрили из него что-то более важное, чем безупречная форма. Пока все. До новой встречи! С наступающим Новым годом! |
| И Вас с наступающим! :) Очень жду, если не в старом, то в новом :) А насчет искусственной правильности... М-да! Вы меня в тупик ставите. Я намеренно сломал ритм, добавил шероховатостей (не для того, чтобы запутать, а как раз чтобы уйти от алгебраической выверенности), да и вообще, честно сказать, не "мой" это стих. В том смысле, что я пробую для себя не свою тему, лексику, строфику, рифму. Хотелось узнать, как ощущения. Пока вижу, что не очень. P.S. И все-таки я здесь просто "аффтар". Чего Вы всё какие-то мои знания поминаете? Да нету их у меня :))) С уважением и благодарностью, |
| Валентин, а можно нештатным критикам высказаться? :) |
| Валентин, так это же видно, когда автор ставит слова по наитию, а когда в результате "шлифовки". |
| Вы правы, но дело, как я понимаю, несколько в другом: шлифовка всегда, по-моему, у автора должна быть. Скорее здесь Вы почувствовали некоторую мою неискренность, повторюсь, стих не "мой" по теме, поэтическому, если хотите, взгляду. Вот я и хотел проверить, насколько стоит писать такие стихи. Спасибо за мнение, все равно жду развернутых суждений - они будут очень мне полезны! С уважением, |
| Я бы все же не стал бы говорить о "неискренности и искусственности". В Стихе есть живые ноты. Но, полагаю, что Стих написался в бОльшей степени НЕ по НАСТОЯТЕЛЬНОЙ потребности души, а по глубокому требованию ума... Это тоже бывает и такая Поэзия имеет право на жизнь. Более того, она правит бал в нынешнее время и потребность большинства Читателей именно к такой Поэзии имеет место быть. Эта искушенная "намеренность" смотрится и звучит вполне хорошо и я подтверждаю свое позитивное не критическое отношение в 60% :)) на этот потенциально ХОРОШИЙ Стих :) И хоть лично я отношусь к такой Поэзии достаточно спокойно, но уважаю, принимаю и, по-возможности, поддерживаю ее из-за тех живых ноток, которые в ней ЕСТЬ! И я на этом настаиваю. Потому как те самобытные образы, которые я отметил выше, НИКОГДА не причислю к искусственным. Даже если в Стихе есть один настоящий Образ или фраза - это уже Поэзия... А здесь их - вон сколько :))) С категорической поддержкой, |
| О! В самую точку про требование ума, по-моему! Мне кажется, Вы ухватили самую суть и раскрыли мне глаза :). Хотя все же попробую стих и дальше поправить. Авось что-нить да выйдет... С уважением и благодарностью, Валентин. |
| Валентин, с Новым годом! Вот и обещанная рецензия, извините, что по принципу «медленно поспешая». Просто хотелось забыть, о чем говорил другой критик, и вернуться к первоначальным впечатлениям от стихотворения. А впечатления были такие. Если бы я прочел этот стих в каком-нибудь печатном сборнике, то пожал бы плечами и перевернул страницу без сожаления. По мне, стихи ни плохи, ни хороши. Хотя автору удалось донести до меня свои чувства и мысль. Давайте разберемся, в чем дело. Заката лучи косые Легли морщинами в поле, Очень зримая картинка, хорошее начало. И запах сухой россии Поплыл перекати-полем. А вот тут остановочка вышла. "Запах сухой россии" я готов принять. А вот прекати-поле - это растения степей и пустынь, и жителю средней полосы незнакомы. Все-таки образ катящихся (а не плывущих, заметьте) по сухой земле комков травы и поля, заросшие травами, на мой взгляд, вещи несовместные. Ну, и рифма «поле-полем» тоже, знаете ли … не очень. Бурьяном столетий пряных Сплелись золотые травы; И в грезах бездонных, странных Ты ищешь – забытой славы… Не совсем понятно, о чем идет речь в последних двух строках. Каждый волен экстраполировать эти слова на себя, по своему усмотрению. О какой забытой славе идет речь? О славе России? О собственной вряд ли. В этом месте в первый раз выключаются чувства, включается разум. Возникает мысль об искусственности конструкции. По тропке, заросшей густо, Идешь к недалекому лесу, "Недалекому" - это указание месторасположения, расстояния, а не характеристика леса. А, надо признать, ожидание метафоричности и образности уже задано автором. Обыденность, даже банальность фразы опускает планку, взятую автором вначале. Жаль... И вот уже опять начинаешь размышлять, зачем автор это сделал, ведь вариантов несть числа. (Эх! Я бы и в прозе такое определение леса не употребил!) И пусть в тихом поле – пусто, Ты помнишь, что мир сей – тесен! Очень хорошо! Просто и хорошо. Деревья изломанным строем Не понравилось армейское сравнение. Слишком казенно. Прощально кивают солнцу… Если кивают, значит, ветер. А в голове уже сложилась картинка тихой вечерней безмятежности. Ветер ведь обычно стихает на утренней и вечерней заре. Смазалась картинка. Мелькает мысль об ее искусственности. И ты, воротясь, откроешь Вечерней заре оконце! А вот тут происходит неожиданный скачок во времени вперед. Когда мы вернемся домой, солнце уже, скорее всего, зайдет, и в оконце мы ничего не увидим. Запомним - это в будущем, а пока мы идем по заросшей тропке к недалекому лесу. И не поддаваясь грусти, В глуши, как будто забытой, Внимаешь словам изустным В обход городского быта; А вот опять в настоящем времени! «Оконце» сбивает логический строй. Многоточие – сильный прием, но в этом случае всего лишь показывает, что и у автора было понимание нестыковки строк. Вернемся к последней строфе. Во второй строке «как будто» кажется излишним, «в глуши забытой» - и все, зачем размазывать? Ах, да! Ритм, рифма … Ладно бы еще «забытый», о себе, любимом… На последних двух строках вновь включается рассудок, чтобы понять, что к чему, чувства отходят на второй план. Чьим словам внимаешь, приходится домысливать. Не сам же с собой вслух разговариваешь. Начинаешь соображать, в поле мы еще, или автор нас к оконцу загнал? А сколько читателей - столько вариантов. И вдруг, как будто цветами, Душа прорастает речью, И с миром над облаками Ведешь разговор о вечном… Вот оно! Вот к чему меня готовил автор. Действительно, прекрасные, прочувствованные строки. Возможно, с них и началось стихотворение. А, может, и нет. Впрочем, не наше это дело. Наше дело – выдать резюме. Для этого представьте следующее. Легкий спортивный самолет разгоняется на взлетной полосе. А на полосе – рытвины, ямы. Самолет трясет, кидает из стороны в сторону, но он все ускоряется и – взлетает! Так и наше стихотворение. В конце концов, мы взлетели, но потрясло изрядно. С уважением к автору, Критик 5 |
| С Новым годом... Правда, он безнадежно грустен - умер один из моих любимых актеров Александр Абдулов. Мне поэтому не очень хочется сейчас что-то анализировать. Но я благодарен Вам за серьезную работу. Есть некоторые моменты, с которыми я не совсем согласен, но это по мелочам, и не согласен я по мелочам почти со всеми, кто высказался. :) На мой взгляд, Вы мне очень помогли, в очень важных аспектах - времени повествования, переключения с образности и метафоричности на простое описание, в некоторых других моментах. Да все, кто высказался, очень мне помогли!!! Безусловно, я не раз еще буду возвращаться к написанному вами по моему стишку. Спасибо всем, уважаемые критики! Успехов вам во всем! С уважением и благодарностью, Валентин. |
| Наверное, несколько запоздало... Но ваша критика не могла для меня пройти бесследно. Вот что у меня получилось: «В поле» Заката лучи косые Легли морщинами в поле, И запах сухой россии Вдыхаешь легко и вволю. Бурьяном столетий пряным Соткались цветы и травы; И в грезах бездонных, странных Касаешься скрытой яви… По тропке, травой заросшей, Идешь к потаенной веси, И, видя дымки над рощей, Ты вспомнишь, что мир сей – тесен! Деревья, всплеснув ветвями, Прощально кивают солнцу, А люди простыми словами Встречают, словно знакомца. И, не поддаваясь грусти, В глуши, как будто забытой, Внимаешь словам изустным Вдали городского быта; И вдруг, как поле – цветами, Душа прорастает речью, Со всем, что под облаками, Ведя разговор о вечном… |
|
Шапочка Мастера |
| ![](ban/sh-mastera180.jpg) |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| ![](admin_mes/images/gvanezki1.jpg) |
![](admin_mes/images/kab12_1.jpg) |
' |