Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Инна Бакушева
Мираж ли, Ангел? Я не знаю...
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Станислав Афонский
Объем: 5877 [ символов ]
ПУПОВИНА
«…Но не тащите в день грядущий
Уродства прожитого дня».
 
М. Беркович
 
 
Все мы – выходцы из прошлого. Все до одного, какими бы суперсовременными себя ни считали в собственном мнении. За каждым из нас до конца дней тянется своего рода пуповина, по которой вливается из прошлого его содержимое, и хорошее, и плохое. Прошлое не исчезает насовсем. Оно более реально, чем будущее, из которого некто предлагал переносить нечто в настоящее, поскольку оно, несомненно, «светло и прекрасно». Однако, в настоящем живёт и здравствует гораздо больше из прошлого, в том числе и скверного. И прав тот, чьи слова взяты в эпиграф статьи. Его мысль более реальна и злободневна, чем мистическое требование классика. В прошлом, конечно, есть и то, что достойно переноса в настоящее и будущее. Но речь идёт о не достойном – опасном для всех времён, и имеющее отношение к поэзии.
Каждый поэт имеет право, и должен, иметь свою личную позицию на всё и на вся, что и как ему заблагорассудится, и высказывать свою точку зрения – иначе он не поэт. Быть не согласным с его мнением – тоже святое право каждого читателя. Но вот упрекать автора произведения в его мнении и «разоблачать» его «неправоту» - значит считать именно своё мнение истинно святой истиной в последней инстанции. Абсолютные истины существуют только в физике, химии, математике и в других точных науках. Сомнительно уподобление им творчества. Но уподобить пытались. Особенно в XX веке. Особенно в нацистской Германии и в Советском Союзе.
Его вожди объявили постулатом «социалистический реализм». С его мерок они целились в поэтов, писателей, художников, как гитлеровские нацисты в расы: этот череп – правильный, а этот – не правильный; это – правильный стих, а этот – нет… Бродский писал не правильные стихи – в зону его; Высоцкий писал не правильные стихи – не признавать его поэтом; многие художники не так писали свои картины – под бульдозер… Тем, кому не известны принципы «социалистического реализма», а также тем, кто их не знал, и тем, кто не знал, да ещё и забыл, изложу. Я помню их достаточно хорошо – в школе заставляли выучить наизусть. Так вот, чтобы угодить Его Величеству Социалистическому Реализму авторам непременно необходимо было в своих произведениях «отображать» только то, что характерно и типично для социалистического строя, а не те, не типичные для него, отрицательные, явления, которые кое-где иногда временами всё ещё к сожалению изредка случаются. Для социализма, который обязан был к 1980 году перейти в коммунизм, характерно и типично было только хорошее: то, что «мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета…» Узнали? Правильно – Галич – не правильный поэт – пинком его в загнивающий Запад – издевался над нашим светлым сегодня.
Следовать принципам «социалистического реализма значило писать правильно, не следовать – не правильно. Даже более того – клеветать на нашу прекрасную сегодняшнюю реальность. С этой позиции газеты обрушились на начавшуюся моду носить… чёрные очки. Это постыдное явление разоблачалось, как подрыв советского строя, вторжение буржуазной моды и идеологическую диверсию супротив нашей непогрешимой идеологии. Наша, советская молодёжь, не должна была взирать на нашу светлую социалистическую действительность через чёрные очки! Правильные поэты немедленно откликнулись, аки «колокол на башне вечевой». В газетах появились правильные стихи о зловредных чёрных очках, оканчивающиеся призывом немедленно снять их и никогда впредь не надевать. Авторов правильных стихов приняли в правильный союз писателей. Они в настоящее время являются руководителями литературных объединений, учат правильно писать правильные стихи и не считают Владимира Высоцкого поэтом, что и пытаются внушить своим слушателям XXI века…
Через пуповину, связывающую нас с прошлым, нам передались от него такие «аксиомы», как: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо» и т.д. Слишком часто, до сих пор, вольно или не вольно, многие из нас воспринимают стих, словно политическую статью или штык: ими надо непременно что-то или кого-то разоблачить, заклеймить, пронзить, назидать. Стих – лозунг, стих – агитка. Во многих из нас это въелось настолько, что стало плотью нашего восприятия поэзии. Стремление сделать из поэзии орудие подметила в своё время Марина Цветаева на примере р-революционного отношения к Пушкину:
 
« - Пушкиным не бейте!
Ибо бьют им – вас!»
(Станок)
 
«То-то к пушкинским избушкам
Лепитесь, что сами – хлам!
Как из душа! Как из пушки –
Пушкиным – по соловьям.
 
Слава, соколам полёта!
Пушкин – в роли пулемёта!»
 
(Стихи к Пушкину)
 
Дар поэта – дар Божий – тонкий и сложный инструмент. Через него поэт, иногда помимо воли своей, пропускает и прошлое, и настоящее, жизнь свою и окружающих людей, природу и космос. Он излагает своё поэтическое видение. Прав он или нет – Бог ему судья.
Дата публикации: 16.05.2004 23:09
Предыдущее: ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО БЫ...Следующее: ПЕГАС

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Александр Красный[ 18.05.2004 ]
   "Что мне нравится в поэтах - это поэзия..."
   А.Моравиа
   
   Станислав, соглашаясь с публикацией по существу, не могу не обратить ваше внимание на иронию, содержащуюся в приведенной выше цитате. На любительских сайтах так привыкли примеривать "костюмы не по росту", что некоторым кажется "хорошо сидит" :)
   Даже от частого именования "поэтом"... никто еще таковым не стал. Нужно в этом честно признаться (прежде всего самому себе) и прекратить словесный блуд в отношении Пушкина и... кстати, соцреализма - тоже: и в ту эпоху были написаны замечательные стихи, но писали их не критики, а настоящие Поэты.
   
   Кто пишет, часто забывает:
   Живых Поэтов не бывает!
   Наверное, как раз поэтому,
   Считаться хочется поэтами...
   :)
   Ваш,
 
Станислав Афонский[ 10.06.2004 ]
   Ответ Александру Краснову. Спасибо за отзыв. Правда, я не очень вник в его смысл. В свою очередь прошу обратить ваше внимание на то, что речь в моей статье «Пуповина» идёт о том, что написано в эпиграфе – об уродствах прожитого дня, а не обо всём дне в целом.
   «Соцреализм», был, в целом, уродством, хотя в нём и содержались отдельные жемчужины, но это было как раз то, что в него не вписывалось – об этом речь в статье.
    В части ваших слов о «словесном блуде» их можно принять не как отклик, а как окрик, знакомый именно по временам «соцреалисзма»: прекратить, запретить, не пущать. Почему вы так за него обиделись? Что вы называете «словесным блудом» о Пушкине?.. Помнится, несколько авторов тех времён поплатились именно за своё мнение о Пушкине – их даже судили. В статье приведены цитаты из стихов, Марины Цветаевой – я просто с ней согласен. С точки зрения того же «реализма» она тоже «словоблудила» - потому и оказалась не угодной власти, и покончила с собой. А вот слова об эпохе «соцреализма» другого писателя: «Литература унижена, затравлена, загублена». Так «словоблудил» А.Фадеев перед тем, как застрелиться. У него не было никакого стимула для того, чтобы творить, как он писал в том же письме. Вот эти уродства и нельзя переносить из прошлого в настоящее и будущее.
    Приводимые мной факты из жизни Пушкина взяты из его дневников, писем к жене, книг компетентных учёных, изучавших историю его эпохи. Если история – это «словесный блуд», как вы изволили выразиться, то поздравляю мир с открытием, честь которого принадлежит вам. Снимаю шляпу (свою, разумеется). Впрочем, вы правы: в эпоху социалистического реализма история действительно была словесным блудом, который и до сих пор с упоением поглощается некоторыми, считающими его святыней. А вот слова одного из почтеннейших «пушкинистов» о том, что «Пушкин был великим экономистом, равным Карлу Марксу, с которым они вместе способствовали революционному становлению рабочего класса – могильщика капитала», - не словесный блуд? (Кстати, сия формулировка – из арсенала соцреализма.) Пушкин стал жертвой его гипертрофированного и искажённого почитания, и поливания его сляденькой сяхарной глязюрью.
    Насчёт «считаться поэтами»… Если это в мой адрес – благодарю за неожиданный комплимент: я как раз никогда себя поэтом не считал ( даже стихи об этом написал, язвительные, в свой адрес). Я для поэта слишком реалистичен, не «упёрт» и иронически к поэтам настроен, начиная с самого себя. Мои стихотворные упражнения – что-то вроде решения кроссвордов в свободное время.
    Примите мои уверения в совершеннейшем к вам почтении… Станислав Афонский
Тетерин Виктор[ 22.05.2004 ]
   Все так конечно..Все так.

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта