Перечитать заново книгу «Как закалялась сталь», о которой я и вспоминать, и думать давно позабыл, побудило опубликованное в «Российской газете» 9 сентября 2004 года цитирование Львом Аннинским слов Д. Быкова: «Мы-то Корчагина похоронили, он для нас странный тип, весь духом живший. А шахиды и шахидки, которые идут, обвязавшись взрывчаткой, - это ведь корчагинская психология. Если мы хотим противостоять им – давайте возрождать своих корчагиных»… Вскоре после этой сентенции донеслись слухи о проведении детских творческих смотров - конкурсов по произведениям Н. Островского. Даже премии учредили передовикам… Пороху добавила и публикация в «Литературной газете» беседы на эту же тему с тем же Львом Аннинским. Интереснейшая мысль и идея, ничего не скажешь. «Связь времён»…У современных террористов – смертников, бандитов, корчагинские дух и психология… Что же это за дух такой? Какая такая особая террористическая и одновременно контртеррористическая психология? Что, кроме «стального символа Чести и Мужества, увидят в Павке Корчагине современные дети? Взял в библиотеке книгу «Как закалялась сталь». Попутно выяснилось: исполняется 70 лет со дня выхода в свет самой книги и 100 лет её автору. Вот, дай Бог память: не знал, как говорится, да ещё и забыл… Начал читать и всколыхнулось давнее. Оказалось, что некоторые строчки и целые абзацы помню до сих пор наизусть. Здорово, Павка, любимый друг детства и юности! «Даёшь!» И я готов был вместе с тобой скакать с шашкой наголо рубать ненавистную тобой контру… Но первые же страницы книги напомнили и другую историю, связанную с ней. Вот он, опять предстал передо мной - отвратительный, тупой и злобный поп Василий. Вот он целую минуту остервенело долбит испуганного Павку головой об стену, схватив его за уши. Естественной реакцией на зверство такое могли быть только возмущение и гнев. И правильно Павка тому попу махры в пасхальное тесто насыпал. Так ему, гаду, и надо. И ещё ему бы всыпать как следует и куда следует! Излил свои эмоции маме: неужели попы, слуги Божьи, такими злыднями были? И вопросом своим вогнал её неожиданно в смущение. Она у меня была учительницей русского языка и литературы. По возрасту ровесница писателя, училась в гимназии и тоже изучала «Закон Божий» у одного из коллег «попа Василия». Книга Н.Островского входила в школьную программу… Что ответить сыну, чтобы лояльность его сохранить к шедевру советской литературы и правду сказать?.. И ответ прозвучал так: не все священники были такими, как отец Василий. Он, скорее всего, явился исключением из правил. Все другие священники, в силу того, что преподавали своим ученикам, не могли относиться к ним со злобой. Таких бы «преподавателей» самих выгнали. «И не называй, сын, священников попами – это оскорбление для них». Злокозненный поп Василий упоминается в книге ещё раз – как руководитель подполья, готовящего кровавое восстание против советской власти. Дочери же его, «поповны», в том же подполье исполняют роли разведчиц. Одним словом, вся семья поповская – контры. Родственницы других священников тоже ведут себя по отношению к власти трудового народа не лучшим образом. Зато с ликованием встречают его врага Петлюру и в пьяном виде пляшут с бандитами, задирая бесстыдным образом свои юбки перед ними… Ай да воспитание у «поповен» - греховодницы какие-то. Все «враги революции», до одного, описаны отвратительными: и лица у них неприятные, и походки плохие, и жирные они, и потные, и губы у них капризные, и… всё плохо. С удивлением констатирую: замечаю в книге то, о чём не задумывался раньше. Выглядит странным и неприемлемым то, что казалось естественным. Страницы читают те же глаза, но за ними находятся новые знания и иное видение мира. Глаза разума как бы прозрели и сбросили пелену идеологических шор. Они стали добрее и объективнее. Разум уже отказывается воспринимать людей, чей род занятий перечислен в книге, как лютых врагов всего рода человеческого, за освобождение которого бился Павка Корчагин. Вот они – их чётко обозначил Островский в своей книге: священники и их родственники, учителя, адвокаты, аптекари, врачи, лесничие, буфетчики, кулаки, помещики, городская интеллигенция, обыватели, «эсэровские последыши», социал – демократы, меньшевики, гимназисты…Последние – все без разбора. Вот Павел приходит в гости к своей подруге Тоне и застаёт у неё незнакомых ему гимназистов. Немедленно уходит, прямо заявив недоумевающей девушке, что не желает с ними общаться, потому что ненавидит их… То есть, и мать мою он так же ненавидел бы, гимназистку, да она, к тому же, ещё и учительницей работала с шестнадцати лет после гимназии… Ненавидеть тех, кого даже не знаешь… А ведь это полностью соответствовало идеологической установке партии большевиков того времени. От неё зависела сама жизнь тех, кого она касалась. Для того, чтобы приговорить человека к смерти, совсем не нужно было доказывать его вину: достаточно было определить его принадлежность к классу. Буржуй – к стенке. По той же классификации к трудовому классу относились, например, учителя и фельдшера только сельской местности. Учителя и врачи, живущие в городе, считались буржуями - со всеми для такого «позора» последствиями. Обращаясь к интеллигенции и гимназистам, пришедшим в театр на спектакль и не желающим вступать в комсомол, один из героев книги «Как закалялась сталь» юный пулемётчик Ваня Жарких, «задыхаясь и дрожа от ярости и ненависти», крикнул: «Таких только из пулемёта прошить!» Приступ ожесточения вызвали слова одного из гимназистов о том, что они хотят учиться, а не заниматься политикой… И ведь «прошивали». О красном терроре в книге не говорится ничего. Только о белом и петлюровском. Но уж если на всю страну сказано, что в современных террористах – смертниках живёт корчагинский дух, а Корчагин воевал в рядах Красной армии, и в ЧК, то давайте поговорим о красном терроризме. Так уж повелось, что многие свои мнения и впечатления об истории мы невольно складываем из произведений художественной литературы. Но лежащий в её основе вымысел часто искажает действительность. Часто – в угоду тем, кто такую литературу заказывает. В романе, автором которого значится Н.Островский, нарисован образ романтической гражданской войны. Таким он долгое время и оставался: красные – в белых невинных одеждах; белые – в красных кровавых. Но вот раскрылись секретные архивы и документальные свидетельства. Известный историк, журналист и писатель В.Шамбаров в своей документальной книге «Белогвардейщина» приводит свидетельства о совершено другой войне. Вместо возвышенного, идеологически идеального образа войны «за освобождение всего человечества» предстаёт образ кровавого чудовища. В этой войне доблестные таманцы, ворвавшись вслед за отступавшими белыми в Ставрополь 23 октября 1919 года, не пощадили даже «буржуйских» детей в больнице. В Ростове «буржуев» водили на расстрел партиями каждую ночь. Отряд Северокавказского ЧК на склонах горы Машук рубил шашками головы пленным офицерам, лечившимся на курортах. ( «За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые» - говорит красивые слова в романе Н.Островского командир красного полка). «Показательной казни» подверглись 106 заложников из числа видных горожан – «буржуев», в их числе стариков, женщин, священников (стр. 181). «Попов» пытали до смерти. Например, отцу Иоанну Приговскому в Пасхальную (!) ночь прямо в церкви выкололи глаза, отрезали нос и уши, размозжили череп. Алтари превращали в отхожие места. Вырезали семьи священников под корень (стр. 106). Служившие в белой армии мужчины находили своих родственников распятыми, сожжёнными заживо… В романе дан образ китайца, эдакого «обаяшки» - интернационалиста… В 1919 году при отступлении красных частей из Киева отряд карателей – китайцев расстрелял во дворе тюрьмы арестованных ЧК множество заключённых, не забыв перед этим раздеть их до нага (стр. 535). Об этом же страшном деле есть документальные кадры кинохроники. Роман повествует о девушке, которую склонял к интимности с ним петлюровский офицер… «Отступающие красные изнасиловали в нескольких станицах всех девушек, в качестве «контрибуции» (стр. 126). Казаки отвечали красным взаимной злобой. Но тех, кто оставался в живых после боя и попал в плен, без суда не убивали. В своём романе Островский писал о том, что арестованного за освобождение Жухрая Павла петлюровцы не могли расстрелять без разрешения штаба Петлюры – он был несовершеннолетним. ЧК расстреливала без излишних проволочек всех, от мала до велика. Указания и приказы о массовых расстрелах в красные части и ЧК шли сверху и эти документы сохранились до сих пор. 22 октября 1919 года Ленин писал Троцкому: «Нельзя ли мобилизовать ещё 20 тысяч питерских рабочих плюс 10 тысяч буржуев, поставить позади их пулемёты, расстрелять несколько сотен и добиться массового напора на Юденича». Были жестокости и среди белых, но они не носили массовый характер и были лишены идеи классовой борьбы. Приказов о казнях, как системе, со стороны командования белой армии не обнаружено: с мирным населением она не воевала. Красный террор, подкреплённый классовой теорией, брызжет и искрится со страниц книги Н.Островского. Они словно током бьют по нервам. Буржуй и кулак, член оппозиционной большевикам партии, считался официально не полноценным существом, недочеловеком, достойным только удара кулаком, выстрела маузера, очереди из пулемёта. Уничтожение таких, с точки идеологии, и убийством-то не являлось… Мне сейчас страшно и стыдно за то, что в юности я разделял мнение того пулемётчика. Содержание книги «Как закалялась сталь» удивительным образом точно совпадает с официальной идеологической линией партии. Оба моих родителя, учителя по профессии и «враги народа» по определению автора книги о символе чести, рассказывали, что в те годы все русские романсы считались махровым мещанством, не достойным нового советского человека, а с ними заодно к «мещанским» инструментам относили и гитару, что были запрещены многие «буржуйские» танцы… Рассказывали об издевательствах над «попами»… Современный читатель, взяв в руки книгу «Как закалялась сталь», узнает о том, что её герои собирались ехать добивать буржуев в Америку (интересно, как бы к этому отнеслись американские читатели), а всех стариков поселить в буржуйских дворцах Италии. Узнает, что «вихлястый фокстрот» - это «проституирование» и танцевать его, «в похабных позах прилипнув друг к другу», могут только отвратительные буржуи – нэпманы; что русские романсы под гитару – недопустимое мещанство и поют их «жирные певицы с яростной жестикуляцией»; что интимные грехи комсомольцев необходимо выносить на суд общественности в городском масштабе; что крестьянство отрывает рабочего от «пролетарской психологии» и ему «от этой земли дышать трудно», как брату Корчагина Артёму… Не в то ли время начиналась сельскохозяйственная политика партии, последствия которой мы расхлёбываем до сих пор? Именно тогда начиналась безоглядная индустриализация страны, когда часть крестьян расстреляли во время их многочисленных восстаний; часть «кулаков» перебили, часть выселили, часть сгноили в ГУЛАГ-е; часть сбежала в города; части, и большой, молодёжи внушили, что работа на земле – дело, не достойное настоящего пролетария, а пролетарием, т.е. человеком без собственности, быть почётнее и лучше, чем зажиточным крестьянином кулаком – врагом народа… И «вдруг» оказалось, в конце концов: хлебную когда-то Россию нечем и некому кормить. О кровавых ужасах Гражданской войны страшно даже только читать. Она стала величайшей трагедией всего российского народа, уничтожавшего самого себя своими руками - беспрецедентной бойней. Бойней безнравственной, потому что братоубийственной, порождённой, с одной стороны, классовой ненавистью и жаждой сохранить захваченную власть любой ценой, с другой – стремлением восстановить законный порядок на Святой Руси таким, каким он виделся белому движению. В такой войне не может быть героев или героями являются воины той и другой стороны. Книга Островского написана с обострённых позиций большевиков. Она стала идеологическим патроном, оружием ведения огня по любому их противнику. Дух Павла Корчагина, его фанатизм, сконцентрировавший в себе ненависть к врагу, пусть даже воображаемому, – его боевым зарядом, взрывчаткой. Как неожиданно оказалось – вполне пригодной и для современного «пояса шахидов». Фанатизм во все времена остаётся самым опасным оружием. Только фанатик способен взорвать себя ради исполнения внушённой ему цели, ради «освобождения всего человечества», не думая о жизни отдельных его представителей, часто ни в чём не повинных, и не знающих, что их от чего-то освобождают, кроме самой жизни. Время и суета в нём людей с их политической вознёй и борьбой, опять с расстрелами, но теперь уже тех, кто сам расстреливал невинных, громкими программами и лозунгами показало: эксперимент не удался – ни социализма по-большевистски, ни коммунизма по-советски построить не получилось. Выходит: напрасны были все страдания гражданской войны, бессмысленны её многомиллионные жертвы, безвозвратны духовные потери, страшны последствия, разделившие на многие годы народ одной страны на «белых» и «красных»… Восстанавливаются взорванные храмы, возвращается православная вера, священников попами уже не называют (публично, по крайней мере), махорку в тесто им никто не сыплет; учителей, врачей, и всю интеллигенцию в целом, ни врагом народа, ни буржуазией никто не считает, да и с чего бы сегодня считать…Россия пытается вернуться на круги своя, как выяснилось, не такие уж и порочные, какими были до 1917 года. А что же книга «Как закалялась сталь» и её герой? Пусть они остаются литературным памятником ушедшей эпохи…Но не лишне бы было, думается, снабдить их в предисловии или в послесловии, комментариями на основе исторических фактов и документов, чтобы не сложилось у будущих читателей, пожелавших прочесть роман, однобокого мнения о событиях далёкого прошлого; чтобы не принимали его за правду так же, как миф о соответствии биографий Павла Корчагина и Николая Островского, не принимавшего участия в Гражданской войне и не строившего узкоколейной дороги для подвозки дров, поскольку её не существовало. Следов её никто никогда не мог нигде обнаружить, а в автобиографии Островского нет упоминаний о его участии в войне. При всём уважении к личности Павла Корчагина, всё же справедливо было бы уточнить: он был исключением. На партийной работе, которой он отдавался со страстью самоотречения, можно трудиться, не имея физических сил: она требует других качеств. Для воспитания в молодёжи сильной воли и патриотизма, особенно в канун 60-летия победы над фашизмом, более приемлем другой герой – не выдуманный, а подлинный. Он тоже преодолел физическую немощь силой своего духа и мужества, воевал и победил. Оказавшись в таком же положении, как он, его подвиг может повторить каждый, имеющий в своей душе русский дух. Этот человек – Алексей Маресьев. Если брать за образец для подражания тем, кто будет сражаться с террористами, защищая Родину, то не лучше ли обратиться к бесчисленным примерам мужества и чести тех, кто сражался с фашистами, а не со своим народом. Гражданская война, Павел Корчагин… «Преданья старины глубокой»… Забывать их нельзя, но стоит ли сегодня воскрешать их и за образец, тем более, что они способны, оказывается, вдохновлять тех, кто убивал детей в Беслане? А, может быть, и беспокоиться не нужно: судя по книжному формуляру, роман «Как закалялась сталь», лежащую передо мной, за двадцать лет её хранения в библиотеке прочитали только шесть человек… Что почерпнут полезного для себя ребята у Павла Корчагина, кроме стремления победить болезнь? Идеи беспощадной классовой ненависти, беспредельной любви к партии большевиков и заманчивого желания отправиться в Америку «добивать буржуев»?.. 11 сентября там такую попытку уже предпринимали… Пусть Павел Корчагин всего лишь герой фасадной книги, не пожелавшей показывать глубину и правду событий гражданской войны и анализировать причины его фанатизма. Не полная правда есть предпосылка лжи, сила которой в слабости правды. Но мы видим, к каким ужасным последствиям ведёт непримиримое чувство ненависти к иному классу, иным вкусам, иным мыслям, иному представлению о патриотизме, иной вере. Отсюда не далеко и до ненависти к другой нации. Нужны ли они нам сейчас, когда нам необходимо для элементарного выживания единство мировоззрения нации при всём различии мнений? Не с целью развенчать пресветлый образ любимого когда-то книжного героя написана эта статья, а с целью попытаться показать: Павел Корчагин – герой прошедшего времени. Страшного времени. Через два года после выхода в свет книги «Как закалялась сталь» взорвали храм Христа Спасителя. Ещё через год начались массовые репрессии – грянул кошмар 1937 года и, кто знает, не попал ли бы в его клоаку и сам Николай Островский… Не книга, конечно, виновата в ужасах тех дней. Но в ней заложена идеология этих зловещих событий. Теперь в школьные программы вводится изучение истории религии. Факультативно изучаются основы религии. Как может сочетаться с этим образ злобного «врага народа» попа Василия? Тогда уж впору возвращать и знаменитое «религия – опиум для народа», чтобы уж всё логично было. Как соотнесётся призыв отправляться в Америку добивать буржуев с борьбой против международного терроризма? Не внесём ли мы сумятицу в детские головы?.. Николай Островский в своё время сделал своё дело и да будет мир его праху. |