Ученые во многих странах мира пришли к одинаковым выводам - пристрастия человечества, особенного его мужской половины меняются на протяжении времени в зависимости от социально-экономических причин, культурных традиций, и даже политического строя. Ноосфера влияет на сознание отдельных людей и объединяет их в коллективное сознание. Подтверждением этой теории наиболее ярко может служить поклонение кумирам. Правда, в разное время разным. То же происходит и с женской красотой, женской сексуальностью. На протяжении многих веков пристрастия менялись от рубенсовских матрон до изможденных тоненьких манекенщиц типа Твигги. Только на протяжении всего одного века любовь к разным типам женской привлекательности много раз менялась, порой буквально сменяя одну противоположность на другую. МАССОВЫЙ ГИПНОЗ? Известный американский режиссер начала двадцатого века Уард Гриффит получил прозвище «самодур». Руководитель студии «Байограф» буквально изводил своих актеров, заставляя их делать перед камерой немыслимые вещи. Кроме того, Гриффит обожал ругаться на съемочной площадке так, что зеваки собирались во всего Голливуда, чтобы послушать его виртуозную ругань. Но однажды произошла странная вещь – Грифиит на съемке внезапно замолчал – в студию вошла девочка. Одета была обычно, на голове шляпка с розовой лентой. Она постояла, послушала режиссерскую ругань и заметно смутилась. Режиссер, однако, замолк и стал буквально пожирать ее глазами, уж в чем чем, а в женщинах Гриффит разбирался не хуже, чем в кино. Лииан Гиш стала его любимой актрисой, она стала сниматься во всех его лентах. Однако «самодур» вытворял с нет то же, что и со всеми другими актерами – он превращал Лилиан то в древнюю старуху, то в несовершеннолетнюю дурочку. Почти в каждом фильме ей доставалось – ее топили, вешали, сжигали и даже насиловали. Но она оставалась веселой и любвеобильной героиней, любимицей ковбоев и бандитов. Даже в классике Гриффит нашел для Лилиан свой образ – в роли Офелии Гиш предстала в виде проститутки с чулком на шее вместо шарфика. Успех Лилиан у мужской половины Америки был потрясающим, при виде ее мужчине хотелось стать дикарем, бандитом и защищать это хрупкое создание. Пожалуй, именно Лилиан Гиш можно назвать первым секс-символом прошлого века. А на другом конце планеты, в холодной стране под названием Россия мужчины балдели от другой кинодивы. Про нее говорили: «Королеву ждали и она пришла». Литература конца девятнадцатого века упорно искала идеал женщины. Потом пришло кино и тоже принялось искать свой идеал. И неожиданно два идеала сошлись в одной актрисе. Ее звали Вера Холодная. В живописи и графике того времени царили женщины с резкими силуэтами, нервными линиями, в них царила загадочность и двойственность. На тысячах открыток тиражировался этот тип женской привлекательности. Но ни живопись, ни фотография, ни литература не сказали последнего слова – должна была появиться Вера Холодная, чтобы поставить точку в затянувшемся поиске. Она была живой, настоящей и каждым своим движением напоминала об идеале, который так безуспешно искали мужчины. Кроме того, как и положено в России, Вера Холодная была страдалицей, почти во всех сюжетах ее героиня беспрерывно страдала от несправедливостей, обид, оскорблений… Соответственно каждый мужчина мечтал пригреть ее на своей груди, успокоить, приласкать. Причем, Вера Холодная из фильма в фильм практически не меняла стиль одежды, свою прическу и когда один из режиссеров попробовал уговорить ее изменить прическу, она расплакалась – испугалась, что ее не узнают зрители. Смерть Веры Холодной до сих пор окружена легендами в ее же стиле – она якобы умерла от аромата отравленных лилий, которые положил ей в кровать коварный ревнивец. Красиво, но не совсем верно. Холодная умерла от обыкновенного гриппа, именуемого тогда испанкой. Но такое примитивное объяснение ее смерти не устраивало мужчин. Черные кружева ее нарядов, волнующие линии ее тела, прекрасное лицо – все это опьяняло и сводило с ума. Своей музой ее считал и поэт Александр Вертинский, это ей он посвятил свой знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном…» Сценарист Алексей Каплер, в свое время пострадавший от Иосифа Сталина за дружбу с его дочерью Светланой Аллилуйевой, исследовал творчество Веры Холодной и писал: «Состояние зала было похоже на массовый гипноз. После сеанса я прятал заплаканные глаза. Правдами и неправдами я проникал в синематограф, даже когда детям вход был запрещен, и смотрел на нее и не мог насмотреться». ЕЮ НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОБЛАДАТЬ. В тридцатые годы в мировом кинематографе взошла новая звезда. Причем назвать новую кинозвезду красавицей никто бы не решился. У нее были широкие плечи, осанка, как у солдата, худые руки и ноги. Звали эту уродку Грета Гарбо. Продюссеры и режиссеры, взглянув на нее, приходили в отчаяние. Но однажды она произвела настоящий фурор на одной большой вечеринке в Голливуде. Грета явилась в черном платье с разрезом на спине и томно тянула одну фразу: «Боже, как я устала…» Потом музыка заиграла танго и Грета пригласила на танец… девушку. Это было что-то! Вся тусовка разинула рты и зачарованно смотрела, как эта непостижимая женщина танцует танго. Позже подобная ситуация повторилась в знаменитой ленте «Петер». Но тусовка была в восторге, все спрашивали: « Кто она? Это не женщина, а какой-то сфинкс…» Именно загадочность и непостижимость Греты Гарбо и сделали ее такой популярной. Зрители впадали в экстаз, но не потому, что хотели ею обладать, они видели женщину-символ роковой любви, от которой стреляются, вешаются, прыгают с небоскребов. Она была судьбой. Некоторые критики утверждают, что Грета Гарбо стала олицетворением тогдашнего экономического кризиса, но что взять с критиков… ДВЕ СИСТЕМЫ, ДВА СИМВОЛА. Они жили в одно время, были кумирами в своих странах, но… остались настолько разными, что их так и хочется сравнивать. Марлен Дитрих родилась в первый год двадцатого века, а умерла середине девяностых. Любовь Орлова тоже прожила долгую жизнь. Обе стали свидетелями самых значительных событий века – двух войн, революций социальных и сексуальных, но никогда не были близки друг к другу не только лично, но и в творчестве, способах существования в жизни и на экране. Марлен рано начала свою сексуальную жизнь, будучи еще ученицей музыкальной школы. Потом у нее были сотни, а может и тысячи любовников. Среди них великие актеры, писатели – Жан Габен и Эдит Пиаф, Эрих Мария Ремарк и Гертруда Стайн. Марлен была универсальна в творчестве, была универсальна и в сексе. В конце жизни тяжело болела, ей делал операцию Майкл Дебейки, да, ла, тот самый который позже оперировал Б,Ельцина. Она победила рак и не заметила этого, а в шестьдесят лет безуспешно пыталась забеременеть. Но самое удивительное в ее связях с мужчинами было то, что прежде всего они были и оставались ее верными друзьями, все считали ее своим парнем, а она никогда не устраивала истерик и прочих женских выкрутасов. Хотя, как считают некоторые критики, у Марлен не было великого таланта, были актрисы и поталантливее, однако она покорил мир дважды – как актриса и как певица. Она снялась в десятках фильмов, объехала мир со своими концертами, однако в СССР она был мало известна. Марлен, в отличие от многих кинозвезд, была натурой утонченной и знала толк в настоящей литературе, недаром всю жизнь дружила с Эрнестом Хэмингуэем, поклонялась творчеству Константина Паустовского и однажды публично стала перед ним на колени и поцеловала руку великого писателя… Зато в тридцатых-сороковых годах на советских экранах и сердцах советских мужиков царила другая звезда – Любовь Орлова. Марлен убежала из страны, где установилась диктатура, Орлова верно служила своему диктатору. И Сталин тоже любил ее, хохотал до слез, когда ее героиня, находясь посередине Волги, кричала: «Воды!» У нее тоже хватало шрама и эротичности. Она тоже не только играла в кино, но и пела, хотя настоящей певицей она не была, никогда не выступала в концертах, кроме некоторых юбилейных. Это естественно, ведь Любовь Орлова была прежде всего звездой номенклатуры, и очень даже высокой. Но вот с любовниками у нее обстояло совсем не так, как у ее западной визави. Никто из великих начальников, несмотря на обожание, не мог похвастать своим успехом у знаменитой советской кинодивы. Может это старенький Александров так ее опекал, может что другое, но о любовных историях Любови Орловой никто не знает ничего. В общем-то, это справедливо, ведь в СССР секса не было… Начинала Марлен Дитрих вовсе не безоблачно, никаких сказочных историй, как у Золушки, с ней не случалось. Немецкий режиссер, когда впервые увидел Марлен, отметил, что попка у нее, что надо, но где лицо? И все же режиссер сделал из нее звезду, перед которой мир упал на колени. Но страсть была странной – Марлен никогда не снималась обнаженной, она всегда была в одежде, которая, казалась, была ее второй кожей. Только свои бесподобные ноги Марлен демонстрировала миру и то в точно дозированном количестве. Наконец, Марлен принадлежит и введение моды на бисексуальность. Вслед за Гретой Гарбо она облачалась в мужской костюм и выглядела потрясающе сексуально. Фильм «Марокко» с Марлен Дитрих принес ей феноменальный тогда доход в два миллиона долларов и был выдвинут на «Оскара» по четырем номинациям. Хотя находились, конечно, критики ее творчества. Но где они нынче, а Марлен как была, так и осталась гениальной, несмотря на то, что так до конца и не была понята ни критикой, ни зрителями. Зато миллионы мужчин просто обожали несравненную Марлен. Они жили в одно время. Но были разными. Сегодня изредка телевидение возвращает нам этих прекрасных актрис, но… Любовь Орлову невозможно вынуть из атмосферы того времени, а Марлен и сегодня смотрится, как наша современница. Загадка…. Еще одна звезда той поры тоже была немкой, только не уехала из страны в знак протеста против фашистского режима, а, подобно Орловой, жила и работала там. Марика Рокк. Мы знаем ее лишь по одному фильму, который шел в СССР после войны – «Девушка моей мечты». Марика не стала секс-символом мира, она, как и Орлова была символом только для своей страны, в основном для солдат, так как другие страны мира не шли ни в какое сравнение по количеству солдат на душу населения. Что есть и что хотелось бы. Вторая мировая война. За величием событий этой поры прячутся два небольших события, однако получивших название великих военных романов. Один из них состоялся в Москве. Поэт Константин Симонов стал народным и, прежде всего, военным поэтом во время войны. Его стихи «Жди меня», посвященные его жене-красавице актрисе Валентине Серовой стали солдатам на фронте заменять молитву. Великая страсть, великая любовь… Однако на самом деле все было не совсем так, вернее, совсем не так. Симонов сказал жене «Жди меня», а вместе с ним сказали такие же слова и миллионы других мужчин, уходивших на фронт. И Серова стала символом ожидания и любви. Она это прекрасно понимала и даже боялась похудеть – в России тогда (впрочем, как и сегодня) пышное тело было в почете, она выступала с концертами, читая знаменитые строки… Ее портреты были у миллионов солдат на фронте, она стала некоей советской солдатской Мадонной. Но так думали о ней солдаты, умиравшие на фронте, но не сама Серова. Ее многочисленные романы и романчики, измены мужу, причем в основном, с партийными и военными деятелями СССР, тщательно скрывались от народа, ибо нельзя было разрушить такую прекрасную легенду. Другой роман проходил уже в конце войны на съемках фильма «Унесенные ветром». В Атланту приехала из Англии Вивьен Ли , здесь, на Юге, началась работа над самым известным фильмом двадцатого века. Продюссеры были в затруднении, пришлось отказать в роли Скарлетт великой актрисе Полетт Годдар из-за ее внебрачной связи с Чарли Чаплиным и тут нашлась Вивьен Ли. Однако скоро выяснилось, что у нее в Лондоне остался муж, с которым она… разводится. Великий Лоуренс Оливье сидел в Англии, а его жена заводит новый роман на съемочной площадке. Скандал! Американская публика не любит адюльтеров и фильму грозил просто бойкот из-за не совсем нравственного поведения Вивьен Ли. Воспитанница иезутскогог ордена «Святое сердце» Вивьен Ли с прекрасными миндалевидными глазами и чувственным ртом, как нельзя более подходила на роль пламенной Скарлетт. И продюссеры согласились утвердить ее на роль. Пророчески звучали слова Ретта Батлера в фильме, обращенные к Скарлетт: «Вы, конечно, знаете, что обаяния в вас больше, чем разрешено законом». И эти слова полностью можно отнести и к актрисе Вивьен Ли. Наконец, настал день, когда во время премьерного показа фильма во многих городах Америки и всего мира почти все женщины и даже мужчины покраснели в темном зале, когда смотрели на страстный поцелуй Баттлера и Скарлетт. И полюбили их, особенно Скарлетт, а ней и Вивьен Ли. Она сумела влюбить в себя не только мужчин, но и женщин. Этого ни до, ни после нее не удавалось ни одному мировому секс-символу. Какая прелестная дурочка! Именно такой возглас готов был вырваться из миллионов мужских глоток во всем мире, когда они видели прелестную розовую куколку с великолепной фигурой, чью пропорции тела свято соблюдаются до сих пор. Это была несравненная Мерилин Монро. Она стала, по существу, первым официальным секс-символом Америки. Ее кажущаяся простота, даже простодушность позволяли каждому мужчине, кем бы он ни был, от президента до солдата, представить ее в своей постели. Она казалось доступной. Один только кадр из фильма, когда воздух из вентиляционной решетки вздымает ее платье, а она наивно пытается удержать его руками сделал из нее мечту миллионов. При этом у Мерилин такое лицо, словно она хочет сказать: «Это все ветер, я здесь ни при чем…» Советские зрители увидели Мерилин через много лет после начала ее славы, более того, уже после ее смерти, в фильме, который в СССР назвали нейтрально - «В джазе только девушки», тогда как в оригинале он назвался иначе «Некоторые любят погорячее». Мерилин приметили продюсеры и режиссеры, едва увидев ее знаменитую походку. Как говорил один из героев знаменитого фильма: «У нее что там, моторчик, что ли?» Марлен Дитрих ревниво отнеслась к появлению нового секс-символа и заявила, что нынче женские попки и взлетающие вверх юбки стали главными для актрисы. А талант и актерская игра потеряли свое значение. Что ж, Марлен можно понять - она покорила мир и без задирающихся юбок. Однако в жизни Мерилин вовсе не была такой простушкой, как на экране. При этом, что вокруг нее просто витал дух сплетен и легенд. Утверждали, что она была любовницей двух братьев Кеннеди, еще всяких знаменитостей и черт его знает кого. К чести Мерилин она никогда не обращала на сплетни никакого внимания и гордо несла свое роскошное тело в Германию, где выступала перед солдатами, и в Белый дом, где на нее смотрели бывшие любовники. Однако на вопрос одного папарацци: «Что вы берете с собой в постель?» она остроумно ответила: «Шанель номер пять!» Но молва не унималась, ей даже приписывали такого любовника, как Никита Хрущев. И кто знает, возможно нервы не выдержали такой сексуальной травли… Мерилин нашли мертвой в своем доме. Множество версий было высказано и после ее смерти, тоже не очень приличных, даже то, что она стала жертвой каких-то политических разборок. Но никто никогда так и не узнает тайну ее смерти, а говорить можно, что угодно. Судьба обычно безжалостна к тем, кто становится всеобщим кумиром. Марлен Дитрих доживала свой век в полном маразме, а Мерилин убила себя в расцвете свое красоты… Бабетта пошла на войну. За океном от Америки, в древней старушке Европе тем временем подросли свои звезды и секс-символы.. В шестидесятые сразу несколько европеек претендовали на мировую славу Во Фрации на экран явилась еще одна простушка с надутыми губками и пышно взбитой прической – Бриджитт Бардо, а в Италии две обладательницы роскошных бюстов – Джина Лоллобриджида и Софи Лорен.. Как и Мерилин, Бриджитт Бардо не баловала зрителей откровенно эротическими сценами, она давала много намеков, призывала, но… в последний момент просто ускользала из пикантной ситуации до следующего эпизода. Но Америка не признала Бардо, американцы считали (а может и справедливо), что Бриджит лишь тень великой Мерилин. Может это была национальная мужская ревность? А в Италии вовсю шла «холодная война бюстов». Джина и Софи состязались в показе своих прелестей и это было справедливо – обе обладали шикарной грудь. Стоит вспомнить знаменитый кадры из «Фанфана-тюльпана», когда Жерар Филипп не моет отвести взор от прелестей Лоллобриджтиды или проход шикарной шлюхи в исполнении Софи Лорен в фильме «Брак по-итальянски». Но победила все-таки Софи, на стороне которой выступал ее муж, знаменитый продюссер Карло Понти, предоставивший своей женушке поистине безграничную свободу на экране. Софи в итальянском кино играла так называемых «универсальных» женщин - она могла делать двадцать дел одновременно и при этом оставаться желанной женщиной. Ну, а в СССР секс-символы тоже появлялись, но весьма и весьма скромные, и это при таком количестве очаровательных актрис. Но дело здесь было не к красоте, а в жесткой установке партии и правительства, что секс советскому человеку ни к чему. Потому, например, даже робкий стриптиз Светланы Светличной в знаменитой «Бриллиантовой руке» казался советским мужчинам верхом откровения. Эммануэль и другие. В семидесятых (а у нас зна-а-ачительно позже) на экранах появилась любвеобильная Эммануэль. Публика ломилась на бесконечные фильмы о любовных приключениях красавицы. И что весьма интересно, половину зрителей составляли женщины! Голландская манекенщица Сильвия Кристель в роли Эммануэль не только раздевалась на экране, но и делала «это». Мягкое порно вышло из подполья и покорило мир. Эммануэль стала настоящим символом свободы для миллионов домохозяек, мечтавших о красивом сексе, но не смевших попробовать его на себе. А тут нате вам, настоящая энциклопедия – как научить женщину всем секретам секса, как делать то или это, причем. Подробно и обстоятельно. Домохозяйки млели и отправляли мужей посмотреть, как надо делать «это». Однако звезда Сильвии Кристель погасла неожиданно рано, так же как неожиданно взошда. Кто знает, почему Сильвия больше не появилась на экранах и где она теперь, но она оставила неизгладимый след в душе почти каждой женщины в мире, мечтающих о такой красивой жизни и любви. Когда кассеты с «Эммануэль» стали распространяться и в СССР, советские режиссеры тоже решили показать, что и они не лыком шиты. На всю страну прогремел фильм В.Пичула «Маленькая Вера». Никто до этого ничего не слышал ни о режиссере, ни об актрисе Наталье Негоде. Фильм был откровенно слабым и неинтересным, однако славу ему принесла одна единственная сцена, где героиня занимается сексом, да еще не просто так, а совершенно непривычной для «совков» позе. «женщина сверху». О таком можно было прочитать лишь в самодельно изданноей «Камасутре», а тут смотрите на экране. Правда советские домохозяйки на фильм валом не валили, наоборот, Негода стала для них «негодницей» или «негодяйкой», однако мужская половина СССР дружно объявила актрису первым советским секс-символом. Конечно, для этого не было никаких оснований, но что делать, если других нет. Просто сказалась придавленная ранее строем страсть нации к обзаведению собственными сексуальными кумирами и тут Негода попала в десятку. Потом спешно начали делаться фильмы вроде «Интердевочки», но секса в них было еще меньше, хотя они остались в памяти, впрочем, я думаю, благодаря актерским талантам Ингеборги Дапкунайте и Елены Яковлевой. Как же стать символом? Вопрос очень нелегкий. Как же все-таки стать возлюбленной целой нации или даже мира? У каждой звезды, каждого очередного секс-символа это свой и только свой путь. Даже самые изощренные уловки имиджмейкеров здесь могут помочь лишь отчасти, а остальное – дело случая и природы. Мы видели несколько попыток (вольных или невольных) вскарабкаться на величайших для всех женщин вира пьедестал. Например, Джессика Ланж после эротической сцены с Джеком Николсоном в фильме «Почтальон звонит дважды» вдруг приобрела суперпопулярность и ей прочили место секс-звезды номер один, но… Видимо, силикон, который в то время широко использовался в те годы все-таки уступил желанию мужчин видеть и ощущать все натуральное. Маленькая и сексуальная Натали Портмен тоже мгновенно выскочила из общей массы после фильма «Леон». Необычность ситуации – любовь маленькой девочки к страшному убийце и человеку. значительно более старшему, принесли ей заслуженную популярность. Возможно, Натали могла бы стать настоящим символом, если бы согласилась играть Лолиту в экранизации одноименной повести В,Набокова, но она отказалась, а в других ролях вдруг оказалось не только неинтересной, как актриса, но и не такой женственной, что требуется для приобретения титула секс-символа. Такой же мгновенный успех имела и Ким Бейсинджер после «9 с половиной недель», а ведь казалось, что она вполне достойна такого положения. И такие минутные успехи происходят довольно часто. Красавица Шерон Стоун столько позировала для разных журналов, в том числе и для «Плейбоя», но никто то и не думал называть секс-символом, однако стоило прекрасной Шерон «забыть» надеть нижнее белье в фильме «Основной инстинкт», как ее шансы на титул подскочили чуть ли не до небес. Его Величество, Случай… Но в конце века, все-таки определился, хотя и не такой безоговорочный и не такой всемирный секс-символ. Им стала Деми Мур. Победил упоминавшийся ранее универсальный тип женщины. Деми хороша и в постели, но не менее хороша и в грубой одежде солдата. Многие критики предупреждали Деми Мур об опасности растерять все свои женские качества, если она примет приглашение сниматься в ленте «Солдат Джейн». Но фильм получился, и те же критики в один голос начали кричать о «необыкновенно сексуальном стриженом затылке Деми Мур». Оказывается, не только определенные места в фигуре женщины могут быть эротичными. Кроме того, Деми Мур сделала еще один смелый шаг – она позировала для «Плейбоя» будучи беременной. Появление в таком виде и без того популярной звезды на обложке журнала вызвало и шторм негодования и бурю восторга. Но скандал для того и нужен, чтобы резко повышать популярность. Что и произошло. Так Деми Мур и вошла в историю, как последний секс-символ двадцатого века. Женщина-загадка, женщина-тайна и в то же время раскрытая, раскрепощенная, свободная в движениях и мыслях. Мать троих детей получила фантастический гонорар в 12 миллионов долларов за согласие сниматься обнаженной в фильме «Стриптиз». Не только зрители своим вниманием проголосовали за Деми Мур, она сумела покорить и строгих делателей моды из Голливуда, который признали, наконец, что Деми Мур не секс-символ одной какой-то, даже выдающейся черты, она универсальна, у нее много черт, притягивающих мужчин и которые по праву отдали ей свою любовь . По мнению голливудских имджмейкеров именно такой тип женщины и будет доминировать в начале века двадцать первого. Что ж, пока их предсказания сбываются. Посмотрим, что жизнь нам предложит еще. P.S. Не так давно в прессу просочилась информация, что в Голливуде создана группа ученых, имеджмейкеров, программистов и прочих специалистов чтобы создать некий обобщенный «идеальный» образ женского секс-символа мира. Делается это вовсе не для того, чтобы подвести итоги воздать каждому по заслугам, а по весьма прозаической причине – Голливуд пытается найти рецепты для создания и формирования будущих секс-символов. Говорят, что «электронный суп» будет скоро готов. Что ж, попробуем его на наш мужской вкус. |